УДК 378
Пиюкова С. С.
кандидат педагогических наук, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Svetlana S. Piyukova
Candidate of Pedagogics, head of the Department
of penitentiary psychology and pedagogics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ
ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация. В статье приводятся результаты изучения учебно-профессиональных установок курсантов 2-го и 5-го курсов Самарского юридического института ФСИН России. Исследование показало, что 50 % обучающихся оценивают вузовскую подготовку как хорошую; 55 % довольны учебой; 55 % выпускников полагают, что у них будут трудности на работе из-за недостаточности практических знаний и умений по специальности; 27,5 % разочаровались в выборе профессии. Также по результатам исследования был составлен рейтинг наиболее важных личностных качеств, необходимых сотруднику пенитенциарной системы, проанализированы замечания и предложения курсантов по улучшению профессиональной подготовки в вузе. Предлагаются пути и средства коррекции учебно-профессиональных установок курсантов, важнейшими из которых являются учебная, производственная и преддипломная практики, научно-исследовательская деятельность, психологическое обеспечение и привлечение к участию в учебном процессе не только сотрудников психологической службы, но и преподавателей, кураторов взводов, а также офицеров учебно-строевых подразделений.
Ключевые слова: учебно-профессиональные установки, уголовно-исполнительная система, курсанты, квалификационные требования, профессиональная деятельность, мотивация, качества личности.
FORMATION OF TRAINING AND PROFESSIONAL ATTITUDES OF THE CADETS
OF DEPARTMENTAL INSTITUTES
Summary. The results of an inventory study of training and professional attitudes among the second and fifth year cadets of Samara Law Institute of the FPS of Russia are given in this text. The study shows that 50 % of the students evaluate their institute training as good; 55 % are satisfied with their studies; 55 % of graduates believe that they will have difficulties at work due to the lack of practical knowledge and skills within their specialty; 27.5 % are disappointed in their profession. Subsequent to the results of the study the rating of the most important personal qualities necessary for penal officers is made, cadets' comments and suggestions to professional training improvement are analysed. The ways and methods of correction of cadets' training and professional attitudes are offered. The most important of them are training, industrial and pre-graduation practical training, psychological supporting and involvement to the educational process not only the officers of the psychological unit but also teachers, platoons' curators as well as officers of the combat units.
Keywords: training and professional attitudes, the penal system, the cadets, qualification criteria, professional activity, motivation, personal qualities.
Современные исследования указывают на то, что только около трети сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) после первого года службы обладает существенной мотивацией к продолжению работы в пенитенциарной системе, а каждый пятый из выпускников вузов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) уже в начале профессионального пути проявляет сомнения в правильности своего профессионального выбора.
Практика показывает, что адаптация в служебных коллективах тех курсантов, чьи учебно-профессиональные установки не соответствуют характеристикам, обозначенным в квалификационных требованиях работодателя к подготовке выпускников, сопряжена с возникновением психологических и служебных проблем.
Для того чтобы своевременно корректировать учебно-профессиональные установки обучающихся в направлении большего их соответствия реальности условий несения службы и выполнения задач практической деятельности, необходимо регулярно изучать особенности психологического состояния курсантов в процессе обучения в вузе.
© 2018 Пиюкова С. С.
Учебно-профессиональная установка - неосознанное психологическое состояние, характеризующее предрасположенность личности к учебной деятельности, направленной на освоение будущей профессии, которая проявляется в стремлении обучающегося соответствовать требованиям будущей профессии [1, с. 109].
По мнению Ю. Н. Корепановой, учебно-профессиональную установку следует рассматривать как совокупность следующих элементов: аффективного (удовлетворенность обучающегося содержательной и процессуальной сторонами обучения в вузе и выбором сферы профессиональной деятельности в целом); когнитивного (степень сформированности компетенций, необходимых для решения профессиональных задач, увлеченность обучающегося процессом приобретения знаний); поведенческого (настроенность на реализацию себя в избранной сфере деятельности, решимость достичь высоких профессиональных результатов) [2, с. 16].
В процессе экспериментальной работы по изучению учебно-профессиональных установок курсантов Самарского юридического института ФСИН России испытуемым, в качестве которых выступили 48 курсантов 2-го курса и 50 курсантов 5-го курса (всего - 98 человек), предлагалось ответить на пять вопросов, характеризующих их отношение к учебной деятельности по освоению профессии сотрудника УИС.
Отвечая на первый вопрос, курсантам необходимо было выбрать три фактора, являющихся ключевыми при подготовке специалистов для работы в УИС.
Как показали результаты анкетирования, представленные в таблице 1, подавляющее большинство опрошенных считают, что наиболее важное в подготовке сотрудника УИС - практика по специальности; на втором месте по значимости находятся знания теории; уровень компетентности профессорско-преподавательского состава и его умение работать с обучающимися важны примерно для трех четвертей опрошенных. При этом курсанты 2-го курса более высоко оценивают возможность получить практические навыки, а для курсантов 5 -го курса характерен рост интереса к теоретическим знаниям и повышение требований к квалификации преподавателей. Обращает на себя внимание факт, что только пятая часть опрошенных отмечает важность личных качеств курсанта в процессе подготовки специалиста, что, вероятно, указывает на то, что большинство опрошенных не ощущает себя активными участниками учебного процесса, от усилий и способностей которых зависит конечный результат.
Таблица 1
Что является главным в подготовке специалиста для УИС?_
Ответы Курсанты 2-го курса Курсанты 5-го курса
общетеоретические сведения по специальности 65 % 75 %
практика по специальности 90 % 85 %
общепрофессиональная (служебная) подготовка 15 % 10 %
отдельные гуманитарные дисциплины 10 % 10 %
навыки самостоятельной работы 65 % 70 %
организация процесса обучения в институте 5 % 15 %
уровень подготовки преподавателей и их умение работать с обучающимися 75 % 85 %
качества личности курсанта (желание, трудолюбие и т. д.) 15 % 20 %
Ответы курсантов на второй пункт анкеты, в котором им необходимо было указать в предложенном перечне черт характера те, которые являются существенными для их будущей профессии, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Качества личности, наиболее важные для профессиональной деятельности
Ответы Курсанты 2-го курса Курсанты 5-го курса
запас профессиональных знаний 65 % 55 %
широкий круг интересов 25 % 15 %
способность самостоятельно думать и принимать решения 45 % 35 %
способность управлять людьми 15 % 20 %
коммуникативная компетентность 45 % 50 %
спокойствие в сложных обстоятельствах 15 % 25 %
уравновешенность 40 % 35 %
прилежание 10 % 10 %
предприимчивость 15 % 5 %
энергичность 10 % 15 %
критическое отношение к себе 10 % 15 %
упорство 15 % 20 %
пунктуальность 20 % 25 %
умение себя вести, хорошие манеры 10 % 10 %
ответственность 40 % 35 %
вежливость 10 % 10 %
способность быстро дать оценку ситуации 45 % 35 %
По мнению респондентов, наиболее важны для профессии следующие личностные качества: запас профессиональных знаний, коммуникативная компетентность, способность быстро дать оценку ситуации, способность самостоятельно думать и принимать решения, самообладание, ответственность, широкий круг интересов, выдержка, пунктуальность, упорство, способность управлять людьми. Последние места заняли такие качества, как прилежание, предприимчивость, критическое отношение к себе, энергичность, умение себя вести, хорошие манеры, вежливость. При этом курсанты 2-го курса отдают приоритет профессиональным знаниям, а курсанты 5-го курса, прошедшие учебную и производственную практики, примерно одинаково высоко оценивают значение знаний в области избранной профессии и способность к коммуникации.
Далее курсанты выбирали из предложенного списка личностных качеств те, которые препятствуют освоению профессиональной деятельности и достижению в ней высоких результатов.
Согласно ответам респондентов, представленным в таблице 3, курсанты института считают, что выполнение профессиональных обязанностей затрудняют такие качества, как леность, недисциплинированность, ненадёжность и беспечность.
Таблица 3
Качества личности, которые могут помешать в работе
Ответы Курсанты 2-го курса Курсанты 5-го курса
леность 75 % 80 %
раздражительность 15 % 20 %
недисциплинированность 35 % 40 %
неуверенность 10 % 10 %
стеснительность 5 % -
замкнутость 10 % 10 %
ненадежность 35 % 25 %
беспечность 45 % 40 %
прямолинейность в общении 15 % 10 %
Значительная часть респондентов не удовлетворены своими результатами в учебной деятельности: они полагают, что могли бы учиться лучше. Ответы обучающихся на вопрос о причинах их неудовлетворенности учебой, представленные в таблице 4, указывают на недостаток их мотивации и неумение правильно расставить приоритеты.
Примерно половина опрошенных называет леность и нехватку времени в качестве причин низких результатов в учебе, причем к выпускному курсу количество курсантов, ответивших подобным образом, увеличивается соответственно на 5 % и на 10 %.
Таблица 4
Причины неудовлетворенности учебой
Ответы Курсанты 2-го курса Курсанты 5-го курса
леность 45 % 50 %
недостаток времени 45 % 55 %
отсутствие интереса 40 % 35 %
преподаваемый материал слишком сложен 10 % -
имею возможность учиться лучше, но не хочу 85 % 80 %
не могу реализовать свои способности 45 % 35 %
Мнения опрошенных по улучшению процесса обучения в институте представлены в таблице 5.
Таблица 5 Меры по повышению качества подготовки курсантов к профессиональной деятельности
Ответы Курсанты 2-го курса Курсанты 5-го курса
улучшить качество преподавания 25 % 35 %
увеличить требования к курсантам 20 % 25 %
повысить количество практических и лабораторных занятий 30 % 35 %
активизировать контроль за учебной деятельностью курсантов 15 % 30 %
добавить время на проведение производственной практики 45 % 50 %
оперативно вносить изменения в организацию учебного процесса 35 % 45 %
По мнению респондентов, необходимо добавить время на проведение производственной практики, повысить количество практических и лабораторных занятий и оперативно вносить изменения в организацию учебного процесса.
Исследование учебно-профессиональных установок курсантов вуза уголовно-исполнительной системы позволяет сформулировать следующие выводы.
Значительная часть курсантов высоко оценивает профессиональную подготовку в институте и выражает удовлетворение от процесса обучения. В качестве главного в подготовке специалиста они отмечают практику по специальности, знания теории; уровень компетентности профессорско-преподавательского состава и его умение работать с обучающимися.
В качестве наиболее важных для профессии личностных качеств курсанты выделяют умение работать с людьми, быстро оценивать ситуацию, способность самостоятельно думать и при-
нимать решения, самообладание, ответственность, широкий круг интересов, выдержка, пунктуальность, упорство, способность управлять людьми.
Большинство курсантов считают, что они могли бы повысить показатели своей учебной деятельности, отмечают недостаток мотивации, отсутствие интереса к учебе, а также нехватку времени. С точки зрения обучающихся, чтобы овладеть мастерством в своей профессии, им необходимо добиваться улучшений в направлении узкой специализации, одновременно занимаясь общепрофессиональной подготовкой и расширением круга интересов. Многие отмечают, что не могут в полной мере реализовать свои способности. В то же время заниматься самоподготовкой и совершенствовать свои личностные качества готовы далеко не все из опрошенных.
Результаты исследования убедительно демонстрируют преимущества практико-ориентированного подхода к реализации профессиональной подготовки обучающихся в Самарском юридическом институте ФСИН России, важнейшим из которых является возможность привести в соответствие представления курсантов о выбранной профессии с истинным содержанием профессиональной деятельности сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, и скорректировать их учебно-профессиональные установки [3].
Кроме этого, в целях «погружения» обучающихся в выбранную предметную область необходимо обратить внимание на организацию в вузе соответствующей образовательной среды, эффективно решающей задачи по ориентации курсантов в выбранной профессии, позволяющей им в полной мере реализовать свой личностный потенциал. Среди необходимых компонентов образовательной среды вуза уголовно-исполнительной системы хотелось бы отметить следующие: осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса формирования учебно-профессиональных установок обучающихся, принимающее во внимание возрастные и психологические особенности курсантов, уровень развития у них профессиональных способностей, степень выраженности мотивации к профессиональной деятельности; систематическое наблюдение и отслеживание процесса развития учебно-профессиональных установок курсантов, а также самоанализ учебно-профессиональной деятельности обучающимися.
Важную роль в стремлении молодых сотрудников УИС соответствовать требованиям выбранной профессии играет привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Изучение опыта, накопленного в пенитенциарных системах различных стран, участие в поиске и внедрении в практическую деятельность инновационных форм и методов работы формирует у обучающихся творческий подход к решению профессиональных задач, побуждает к самообразованию и самосовершенствованию.
Формирование у курсантов вуза уголовно-исполнительной системы желания соответствовать требованиям будущей профессиональной деятельности является сложной задачей, решение которой должно возлагаться не только на профессорско-преподавательский состав и сотрудников психологической службы. Существенный вклад в этой работе принадлежит лицам, в функционал которых входит организация и проведение воспитательной работы с курсантами: офицеров учебно-строевых подразделений, кураторов взводов.
Библиографический список
1. Ощепкова О. В., Родионова О. Г. Взаимосвязь перфекционистских установок и мотивации успеха у курсантов СЮИ ФСИН России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 1(15)/2015. С. 109-113.
2. Корепанова Ю. Н. Взаимосвязь акцентуаций характера и учебно-профессиональных установок курсантов юридического института МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 25 с.
3. Пиюкова С. С., Плотникова А. Л. Учебно-профессиональные установки курсантов вуза уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2017. № 2. С. 213-219.
References
1. Oshchepkova O. V., Rodionova O. G. Vzaimosvyaz' perfektsionistskikh ustanovok i motivatsii uspekha u kursantov SYuI FSIN Rossii [Relationship perfectionist attitudes and motivation of success for the cadets of SUI FSIN of Russia] Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], 2015, no. 1(15), pp. 109-113 [in Russian].
2. Korepanova Yu. N. Vzaimosvyaz' aktsentuatsii kharaktera i uchebno-professional'nykh ustanovok kursantov yuridicheskogo instituta MVD Rossii. Avtoref. diss. kand. psikh. nauk [Interrelation of accentuations of character and educational and professional installations of cadets of law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. Extended Abstract of candidate's of Psychology thesis]. Samara, 2007, 25 p. [in Russian].
3. Piyukova S. S., Plotnikova A. L. Uchebno-professional'nye ustanovki kursantov vuza ugolov-no-ispolnitel'noi sistemy [Educational-professional installation of cadets of the University of the penal system]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of Voronezh Institute of the Federal penitentiary service of Russia], 2017, no. 2, pp. 213-219 [in Russian].