Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры курсантов как необходимое условие становления сотрудника УИС'

Формирование профессиональной культуры курсантов как необходимое условие становления сотрудника УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИК УИС / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL CULTURE / FORMATION / CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM / EMPLOYEE OF UIS / UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / EDUCATION / MORAL QUALITIES / PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич

Современное состояние и развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации диктует необходимость овладения будущими специалистами комплексом определенных знаний, умений и навыков, позволяющих им эффективно решать служебные задачи. Одним из путей повышения профессионального уровня специалистов является формирование и развитие профессиональной культуры. Проведенный в статье анализ понятия «профессиональная культура» позволяет констатировать сложность его содержания, что связано с особенностями профессиональной деятельности сотрудников УИС, многообразием решаемых задач. Автором подробно исследуется процесс формирования профессиональной культуры в вузах ФСИН России, рассматриваются особенности работы в данном направлении профессорско-преподавательского состава, командиров строевых подразделений, сотрудников отделов по работе с личным составом, приводятся возникающие при этом проблемы и предлагаются возможные пути решения. Отмечается, что успешность формирования профессиональной культуры курсантов зависит от их профессионализма, дисциплинированности, инициативности, настойчивости и личного примера сотрудников. В заключение подчеркивается, что высокий уровень профессиональной культуры сотрудника УИС является условием успешной служебной деятельности и целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF CADETS AS A NECESSARY CONDITION OF FORMATION OF THE EMPLOYEE OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

The current state and development of the criminal Executive system of the Russian Federation dictates the need for future specialists to master a set of certain knowledge, skills and abilities that allow them to solve official tasks effectively. One of the ways to improve the professional level of specialists is the formation and development of professional culture. The analysis of the concept of «professional culture» in the article allows us to state the complexity of its content, which is associated with the peculiarities of professional activity of employees of the UIS, the variety of tasks to be solved. The author studies in detail the process of formation of professional culture in the universities of the Federal penitentiary service of Russia, examines the features of work in this direction of the teaching staff, commanders of combat units, employees of departments for work with personnel, presents the problems arising in this case and suggests possible solutions. It is noted that the success of the formation of professional culture of cadets depends on their professionalism, discipline, initiative, perseverance and personal example. In conclusion, it is emphasized that the high level of professional culture of the employee is a condition of successful performance and the purpose of further professional self-improvement.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры курсантов как необходимое условие становления сотрудника УИС»

вестник сюи

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.019 УДК 378

Вотинов Александр Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент, начальник Самарского юридического института ФСИН России

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Alexander A. Votinov

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

№ad of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service

of Russia,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИКА УИС

Аннотация. Современное состояние и развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации диктует необходимость овладения будущими специалистами комплексом определенных знаний, умений и навыков, позволяющих им эффективно решать служебные задачи. Одним из путей повышения профессионального уровня специалистов является формирование и развитие профессиональной культуры.

Проведенный в статье анализ понятия «профессиональная культура» позволяет констатировать сложность его содержания, что связано с особенностями профессиональной деятельности сотрудников УИС, многообразием решаемых задач.

Автором подробно исследуется процесс формирования профессиональной культуры в вузах ФСИН России, рассматриваются особенности работы в данном направлении профессорско-преподавательского состава, командиров строевых подразделений, сотрудников отделов по работе с личным составом, приводятся возникающие при этом проблемы и предлагаются возможные пути решения. Отмечается, что успешность формирования профессиональной культуры курсантов зависит от их профессионализма, дисциплинированности, инициативности, настойчивости и личного примера сотрудников.

В заключение подчеркивается, что высокий уровень профессиональной культуры сотрудника УИС является условием успешной служебной деятельности и целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Ключевые слова: профессиональная культура, формирование, уголовно-исполнительная система, сотрудник УИС, вузы ФСИН России, воспитание, моральные качества, профессиональная среда.

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF CADETS AS A NECESSARY CONDITION OF FORMATION OF THE EMPLOYEE OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Summary. The current state and development of the criminal Executive system of the Russian Federation dictates the need for future specialists to master a set of certain knowledge, skills and abilities that allow them to solve official tasks effectively. One of the ways to improve the professional level of specialists is the formation and development of professional culture.

The analysis of the concept of «professional culture» in the article allows us to state the complexity of its content, which is associated with the peculiarities of professional activity of employees of the UIS, the variety of tasks to be solved.

The author studies in detail the process offormation ofprofessional culture in the universities of the Federal penitentiary service of Russia, examines the features of work in this direction of the teaching staff, commanders of combat units, employees of departments for work with personnel, presents the problems arising in this case and suggests possible solutions. It is noted that the success of the formation ofprofessional culture of cadets depends on their professionalism, discipline, initiative, perseverance and personal example.

In conclusion, it is emphasized that the high level of professional culture of the employee is a condition of successful performance and the purpose of further professional self-improvement.

Keywords: professional culture, formation, criminal Executive system, employee of UIS, universities of the Federal penitentiary service of Russia, education, moral qualities, professional environment.

Актуальность и важность повышения уровня профессиональной культуры сотрудников УИС обусловлена существованием ряда проблем, сохраняющихся в современной системе исполнения наказаний: достаточно высоким числом правонарушений, совершаемых сотрудниками, в

© 2019 Вотинов А. А.

педагогические науки

том числе коррупционной направленности, злоупотреблений служебным положением; невысоким уровнем общей культуры сотрудников, что подтверждается жалобами на их невнимательное отношение к гражданам (так, за 3-й квартал 2019 г. зарегистрировано 2208 жалоб на неправомерные действия сотрудников УИС, связанные с исполнением служебных обязанностей (АППГ - 1974) -увеличение на 11,9 %) [1] и др.

Поэтому формирование профессиональной культуры курсантов вузов ФСИН России является одной из целей деятельности высших образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний.

Для понимания термина «профессиональная культура» следует вначале дать определение понятию «культура». В представленном нами ранее методологическом обзоре дана современная интерпретация данного термина, согласно которой в различных авторских трактовках «культура» обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей [2].

Частью общей культуры личности является профессиональная культура, представляющая собой совокупность мировоззренческих установок и специальных знаний, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность [3].

Понятие «профессиональная культура» близко по значению понятиям «профессионализм» и «компетентность». Все эти понятия характеризуют личность специалиста, эффективность его деятельности, однако они имеют существенные различия.

Профессионализм подразумевает под собой профессиональную пригодность специалиста, под которой следует понимать совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда в определенной деятельности. Профессиональную компетентность определяют как обладание выпускником соответствующей системой компетенций (представленных во ФГОС ВО), включая его личностное отношение к предмету деятельности; способность к практической деятельности на основе полученных им знаний, умений, навыков [4].

Основополагающим в понятии «профессиональная культура» является наличие у сотрудника не только определенных профессиональных качеств (высокий уровень специальной и психологической подготовки, способность эффективно решать нестандартные задачи служебной деятельности и т. п.), но и нравственных качеств. К данным качествам следует отнести ответственность, упорство, увлеченность, инициативность. В профессиональную культуру входят такие элементы общей культуры личности, как грамотность, духовность, этика, толерантность.

Таким образом, профессиональная культура сотрудника - системное качество, отражающее его профессиональное мастерство, комплекс его нравственных убеждений, которое проявляется в процессе службы [5].

Можно выделить следующие основные задачи формирования профессиональной культуры:

- овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющее выполнять служебные обязанности на высоком уровне;

- развитие интеллектуальных, моральных, волевых качеств личности;

- выработка стремления к самосовершенствованию [5].

Формирование профессиональной культуры происходит в процессе взаимодействия профессионального сообщества и личности. Для курсантов таким сообществом является коллектив института. Именно в период обучения они получают базовые знания по специальности, развиваются их нравственные качества.

В связи с этим в очередной раз следует подчеркнуть, в первую очередь, ответственность профессорско-преподавательского состава и строевых офицеров за выполняемую ими работу. Именно от их профессионализма, дисциплинированности, инициативности, настойчивости и личного примера зависит успешность формирования профессиональной культуры курсантов - будущих сотрудников УИС.

Преподаватели, прежде всего, должны в совершенстве знать свой предмет. Им следует много внимания уделять самостоятельной и практической работе курсантов, что будет способствовать развитию у обучающихся стремления к самосовершенствованию.

Формирование профессиональной культуры будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы происходит практически на всех учебных занятиях. Однако особо следует

вестник сюи

отметить такие гуманитарные дисциплины, как «Социология», «Политология», «История УИС и органов юстиции», «Профессиональная этика и служебный этикет» и др., поскольку изучение данных дисциплин дает научное обоснование различным фактам современной общественной жизни, направлено на патриотическое воспитание, общее культурное развитие, более того, препятствует духовному кризису, дегуманизации общественных отношений, развитию нигилизма и нравственной дезориентации [6].

Кроме того, в вузах ФСИН России действует институт кураторства. Основная задача деятельности куратора - духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, профессионально ориентированное воспитание, что напрямую воздействует на формирование профессиональной культуры будущих сотрудников УИС. Кураторам в своей работе следует использовать самые разные методы воспитательной работы: беседы, в том числе индивидуальные; экскурсии; встречи с ветеранами и действующими сотрудниками.

Однако зачастую преподаватели недооценивают своего воспитательного влияния на курсантов, не осведомлены о деятельности в данном направлении других подразделений вуза и уделяют внимание лишь освоению обучаемыми профессиональных дисциплин. С целью решения указанной проблемы следует согласиться с мнением авторов, предлагающих уделять особое внимание на курсах повышения квалификации преподавателей формированию мировоззренческих, морально-этических аспектов педагогической позиции [7].

Не меньшее значение имеет и деятельность командиров строевых подразделений, на которых лежит обязанность формирования таких качеств, как патриотизм, верность присяге, честность и неподкупность, способность противостоять негативному влиянию преступной среды и др [6].

Первоочередной задачей командира подразделения является урегулирование службы и бытовых вопросов курсантов, контроль и исправление их поведения согласно требованиям устава. Также к обязанностям командира следует отнести необходимость дисциплинировать их с помощью конкретных разумных указаний выполнения необходимого порядка действий. Важную роль играют деятельность командиров по закреплению традиций, обычаев, способствующих дисциплинированности курсантов, формированию навыков и устойчивых привычек уставосообразного нравственного поведения.

Осуществление указанных выше функций невозможно при отсутствии высокого авторитета командира, его личной дисциплинированности, инициативности, способности решать в самых сложных ситуациях различные задачи служебно-боевой деятельности [6].

Необходимо отметить ряд проблем воспитательной работы командиров строевых подразделений: недостаточность знаний по психологии личности, педагогических приемов, методических навыков и т. п., причинами этого, в числе прочего, является то, что командирами подразделений часто становятся бывшие курсанты, которым, действительно, не хватает определенных знаний, опыта. Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является более тщательный, качественный подбор сотрудников на указанные должности.

Также следует рассмотреть участие в формировании профессиональной культуры сотрудников отделов по работе с личным составом, организующих воспитательную работу в вузах ФСИН России.

Первостепенное значение в этой деятельности имеет патриотическое воспитание, в рамках которого проводятся встречи с ветеранами войны и труда, ветеранами уголовно-исполнительной системы. Традиционно курсанты вузов принимают участие в Парадах Победы и Парадах памяти.

Так, в Самарском юридическом институте ФСИН России ежегодно курсанты участвуют в церемониях возложения цветов к Вечному огню - мемориалу сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, в День памяти погибших на пожаре сотрудников ГУВД Самарской области, к горельефу Скорбящей Родины-Матери на площади Славы; в организации и проведении уроков мужества, посвященных годовщине со дня окончания Сталинградской битвы и годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне; в организации и проведении военно-полевых сборов с учащимися старших классов муниципальных образовательных учреждений г. о. Самары и Самарской области и др.

Необходимо отметить деятельность советов ветеранов. Ветераны учебного заведения не только участвуют в торжественных собраниях, но и проводят учебные занятия с курсантами. Во многих вузах созданы музеи истории вуза, экспозиции которых позволяет будущим сотрудникам УИС прикоснуться к истории, ощутить связь поколений.

педагогические науки

Большое внимание в образовательных организациях ФСИН России уделяется профилактике нарушений служебной дисциплины и законности, коррупционных проявлений и экстремизма: перед курсантами и слушателями вузов систематически выступают действующие сотрудники силовых структур; в Самарском юридическом институте ФСИН России проводятся мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом, в которых принимают активное участие курсанты; в Пермском институте ФСИН России реализуются стратегические программы «Противодействие коррупции», «Противодействие экстремизму», направленные на привитие у обучающихся навыков соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения и предупреждения распространения экстремизма [8, с. 66].

В ряде вузов создана система психологического сопровождения деятельности сотрудников (постоянного, переменного состава), которая состоит из методической, просветительской, практической работы и включает в себя комплекс мероприятий по психологическому обеспечению отбора кандидатов на службу, адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности, развитию у них профессионально значимых качеств с учетом избранной специализации, а также подготовки выпускников к самостоятельной деятельности, оптимизации психологических аспектов учебной и служебной деятельности обучающихся, сотрудников учебно-строевых подразделений, преподавательского состава.

Проведение различных культурных мероприятий способствует повышению уровня общей культуры курсантов, привитию культурных традиций, формированию чувства товарищества, развитию их творческих способностей.

Таким образом, формирование профессиональной культуры курсантов в вузах ФСИН России представляет собой комплекс взаимообусловленных процессов обучения, воспитания, развития, проводимых профессорско-преподавательским составом, командирами строевых подразделений, сотрудниками отделов по работе с личным составом и др. Однако развитие профессиональной культуры не заканчивается на этапе обучения в вузе, оно непременно должно быть продолжено на протяжении всей служебной деятельности, что оказывает влияние не только на профессиональный и духовный рост личности, но и в конечном итоге на преобразование уголовно-исполнительной системы в целом.

Библиографический список

1. Обзор о работе с обращениями граждан и организаций в Федеральной службе исполнения наказаний за III квартал 2019 г. [Электронный ресурс]. Статистические данные: официальный сайт ФСИН России. URL: http:// фсин.рф/structure/management/obzor-obrashcheniy-grazhdan/ (дата обращения: 12.11.202019).

2. Вотинов А. А. Культура, профессиональная культура и профессионально-педагогическая культура личности (методологический обзор) // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-6. С. 98-106.

3. Ерохин Д. А. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы профессиональной культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. 60/2009. С. 167-174.

4. Илиджиев И. И. Профессиональные компетенции во ФГОС ВПО по направлению «юриспруденция»: понятийно-терминологический анализ // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 209-214.

5. Веретин С. В. Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010. 31 c.

6. Ефимов В. С. Воспитательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов МВД по новым технологиям // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 4(32) 2006. С. 335-341.

7. Батурина Н. И., Медведев И. М. Некоторые вопросы организации воспитательной работы в вузах системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России, 2016. № 2(37). С. 119-124.

8. Положительный опыт учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по организации благоприятного климата и формированию корпоративной культуры: сборник материалов / сост. А. А. Пирогов, В. В. Прокопьев, Е. А. Малетина. М.: УК ФСИН России; НИИ ФСИН России, 2019. 68 c.

becthhk cm

References

1. Obzor o rabote s obrashcheniyami grazhdan i organizatsii v Federal'noi sluzhbe ispolneniya nakazanii za III kvartal 2019 goda [Review of work with appeals of citizens and organizations in the Federal penitentiary service for the III quarter of 2019]. Statisticheskie dannye: ofitsial'nyi sait FSIN Rossii [Statistics: official website of the Federal penitentiary service of Russia]. URL: http://fsin.rf/structure/management/obzor-obrashcheniy-grazhdan/ (Accessed: 12.11.2019) [in Russian].

2. Votinov A. A. Kul'tura, professional'naya kul'tura i professional'no-pedagogicheskaya kul'tura lichnosti (metodologicheskii obzor) [Culture, professional culture and professional-pedagogical culture of personality (methodological review)]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2016, no. 53-6, pp. 98-106 [in Russian].

3. Erokhin D. A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniya problemy professional'noi kul'tury [Theoretical and methodological aspects of research of problems of professional culture]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Stavropol state University], no. 60/2009, pp. 167-174 [in Russian].

4. Ilidzhiev I. I. Professional'nye kompetentsii vo FGOS VPO po napravleniyu «yurisprudentsiya»: ponyatiino-terminologicheskii analiz [Professional competence in the GEF HPE in the direction of «jurisprudence»: conceptual and terminological analysis]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology], 2015, no. 2, pp. 209-214 [in Russian].

5. Veretin S. V. Formirovanie professional'noi kul'tury kursantov vysshikh voenno-uchebnykh zavedenii. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of professional culture of cadets of higher military educational institutions. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Ioshkar-Ola, 2010, 31 p. [in Russian].

6. Efimov V. S. Vospitatel'naya deyatel'nost' komandirov kursantskikh podrazdelenii vuzov MVD po novym tekhnologiyam [Educational activities of commanders of the cadet units of the Ministry of interior on new technologies]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia], no. 4(32) 2006, pp. 335-341 [in Russian].

7. Baturina N. I., Medvedev I. M. Nekotorye voprosy organizatsii vospitatel'noi raboty v vuzakh sistemy MVD Rossii [Some questions of the organization of educational work in higher education institutions of system of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii [Vestnik volgogradskoy Akademii MVD of Russia], 2016, no. 2(37), pp. 119-124 [in Russian].

8. Polozhitel'nyi opyt uchrezhdenii i organov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii po organizatsii blagopriyatnogo klimata i formirovaniyu korporativnoi kul'tury: sbornik materialov [Positive experience of institutions and bodies of the criminal Executive system of the Russian Federation on the organization of a favorable climate and the formation of corporate culture]. Moscow, 2019, 68 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.