Научная статья на тему 'Формирование учебной мотивации курсантов вузов ФСИН Росии в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса'

Формирование учебной мотивации курсантов вузов ФСИН Росии в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВУЗ ФСИН РОССИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА / EDUCATIONAL MOTIVATION / COMPETENCE APPROACH / UNIVERSITY OF THE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE / COMPETENCE / COMPETENCY / EDUCATIONAL APPROACH / ORGANIZATIONAL FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич

Статья посвящена проблеме формирования учебной мотивации курсантов ведомственных вузов с учетом перестройки образовательного процесса в связи с введением компетентностного подхода к обучению. Цель данного подхода состоит в том, что результатом образования будут не отдельные знания, умения и навыки, а наличие способности и мотивационной готовности человека к их продуктивному применению в практических ситуациях профессиональной деятельности. В качестве одного из направлений оптимизации воспитания выделяется повышение мотивации курсантов к активной учебно-познавательной деятельности. В статье подробно рассмотрено влияние на учебную мотивацию курсантов вузов ФСИН России некоторых организационных форм образовательного процесса (лекций, семинаров, практических занятий). В завершение автор констатирует необходимость глубокого переосмысления и изменения с точки зрения современных тенденций и развития технологий обучения в вузе традиционных форм преподавания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN PENITENTIARY SERVICE IN THE CONDITIONS OF COMPETENCE APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

The article is devoted to the problem of formation of educational motivation of departmental universities` cadets, taking into account the restructuring of the educational process in connection with the introduction of a competence-based approach to learning. The goal of this approach is that the result of education will be not individual knowledge and skills, but the presence of a person’s ability and motivational readiness for their productive application in practical situations of professional activity. As one of the optimizational directions of education, an increase in the motivation of cadets to active learning and cognitive activity is highlighted. The article considers in detail the impact of some organizational forms of the educational process (lectures, seminars, practical classes) on educational motivation of cadets of the university of the Federal Penitentiary Service of Russia. In conclusion, the author states the need for deep rethinking and change in terms of current trends and the development of learning technologies at the university of teaching traditional forms at the university.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной мотивации курсантов вузов ФСИН Росии в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Вотинов Александр Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент, начальник Самарского юридического института ФСИН России

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: science@samlawin.ru

Alexander A. Votinov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor,

№ad of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service

of Russia,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: science@samlawin.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОСИИ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования учебной мотивации курсантов ведомственных вузов с учетом перестройки образовательного процесса в связи с введением компетентностного подхода к обучению. Цель данного подхода состоит в том, что результатом образования будут не отдельные знания, умения и навыки, а наличие способности и мотивационной готовности человека к их продуктивному применению в практических ситуациях профессиональной деятельности.

В качестве одного из направлений оптимизации воспитания выделяется повышение мотивации курсантов к активной учебно-познавательной деятельности. В статье подробно рассмотрено влияние на учебную мотивацию курсантов вузов ФСИН России некоторых организационных форм образовательного процесса (лекций, семинаров, практических занятий).

В завершение автор констатирует необходимость глубокого переосмысления и изменения с точки зрения современных тенденций и развития технологий обучения в вузе традиционных форм преподавания в вузе.

Ключевые слова: учебная мотивация, компетентностный подход, вуз ФСИН России, компетенция, компетентность, образовательный подход, организационная форма.

FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN PENITENTIARY SERVICE IN THE CONDITIONS OF COMPETENCE APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

Summary. The article is devoted to the problem of formation of educational motivation of departmental universities' cadets, taking into account the restructuring of the educational process in connection with the introduction of a competence-based approach to learning. The goal of this approach is that the result of education will be not individual knowledge and skills, but the presence of a person's ability and motivational readiness for their productive application in practical situations of professional activity.

As one of the optimizational directions of education, an increase in the motivation of cadets to active learning and cognitive activity is highlighted. The article considers in detail the impact of some organizational forms of the educational process (lectures, seminars, practical classes) on educational motivation of cadets of the university of the Federal Penitentiary Service of Russia.

In conclusion, the author states the need for deep rethinking and change in terms of current trends and the development of learning technologies at the university of teaching traditional forms at the university.

Keywords: educational motivation, competence approach, university of the Russian Federal Penitentiary Service, competence, competency, educational approach, organizational form.

Переход ведомственного высшего образования в уголовно-исполнительной системе на компетентностную основу потребовал перестройки образовательного процесса, прежде всего в сфере учебной деятельности.

Ключевыми понятиями компетентностного подхода выступают «компетентность» и «компетенции», описывающие личностно-профессиональные качества будущего специалиста.

© 2018 Вотинов А. А.

ВЕСТНИК СЮИ

Профессор Л. В. Алиева определяет компетентность как «...новообразование личности, качество гражданина-профессионала, формируемое в образовательной и самостоятельной профессиональной, общественной деятельности (а не прирожденное и развиваемое) путем индивидуального освоения и творческого овладения конкретными компетенциями. Творчество, творческое мышление, их сформированность - показатель компетентности» [1, с. 280].

Непосредственно под компетенцией А. В. Хуторской понимает социальное требование (внешнюю норму) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере [2, с. 71].

Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а наличие способности и мотивационной готовности человека к их продуктивному применению в практических ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим основной акцент делается на формировании опыта профессиональной деятельности в моделируемых ситуациях, а не только на наращивании объема знаний.

Таким образом, компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысление, в ходе которого и происходит профессиональное становление личности обучаемого. Предполагается, что введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволит решать проблему, типичную для российского образования, когда обучаемые могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в непосредственной профессиональной деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных профессиональных задач или проблемных ситуаций [3, с. 51-52].

Поэтому рассматривая образовательный процесс вуза уголовно-исполнительной системы через призму компетентностного подхода, необходимо выдвигать на первое место не уровень теоретических знаний курсантов, а умение разрешать проблемы, возникающие в профессиональных и жизненных ситуациях: при освоении учебных дисциплин образовательной программы; во взаимоотношениях с однокурсниками, начальниками (командирами), гражданами; при оценке собственных поступков и поступков коллег; в повседневной жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи; при несении службы в нарядах; при выполнении поставленных служебных задач в процессе прохождения практики и т. п. Причем формирование и развитие необходимых компетенций в ходе воспитания должно строиться поэтапно и увязываться с изучаемыми дисциплинами на каждом курсе обучения.

Благодаря компетентностному подходу к организации образовательного процесса в вузе, придающему практико-ориентированный характер учебной деятельности курсантов, большинство из них ставит высокую оценку профессиональной подготовке в институте и выражает удовлетворение от процесса обучения. В качестве приоритетов в подготовке специалистов они отмечают практику по специальности, знания теории; уровень компетентности преподавателей и их умение работать с обучающимися.

Среди наиболее важных для профессии личностных качеств, формирующихся в процессе обучения, курсанты выделяют умение работать с людьми, быстро оценивать ситуацию, способность самостоятельно думать и принимать решения, самообладание, ответственность, широкий круг интересов, выдержку, пунктуальность, упорство. С точки зрения обучающихся, чтобы овладеть мастерством в своей профессии, им необходимо добиваться улучшений в направлении узкой специализации, одновременно занимаясь общепрофессиональной подготовкой и расширением круга интересов.

В то же время большинство курсантов полагают, что они могли бы повысить показатели своей учебной деятельности, но отмечают недостаток мотивации, отсутствие интереса к учебе, а также нехватку времени. Многие считают, что не могут в полной мере реализовать свои способности. При этом заниматься самоподготовкой и совершенствовать свои личностные качества готовы далеко не все из опрошенных [4].

Таким образом, отправной точкой воздействия на курсантов является учет мотивов, интересов, потребностей обучающихся. А одним из приоритетных путей, способствующих оптимизации воспитания, является повышение их мотивации к активной учебно-познавательной деятельности, формированию навыков и умений упорной самостоятельной работы над собой [5, с. 106].

Учебная мотивация представляет собой особый вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Она определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, и т.д.); субъектными особенностями преподавателя и системой его отношений к обучающемуся и педагогической деятельности в целом; спецификой учебного предмета.

Рассмотрим более подробно влияние на учебную мотивацию курсантов вуза уголовно-исполнительной системы некоторых организационных форм образовательного процесса (лекций, семинаров, практических занятий).

Лекция - древнейшая форма передачи знаний - играет важнейшую роль в организации учебного процесса, однако она не может оставаться в современных условиях неизменной ни по содержанию, ни по направленности, ни по форме.

Если раньше лектор давал практически единственное решение того или иного вопроса, то сегодня необходимо знакомить курсантов с разными точками зрения.

Собственная позиция лектора, естественно, необходима, но она предлагается обучающимся не как догма, а как мнение самого преподавателя, который убежден в правильности своих суждений, готов отстаивать их, действовать в соответствии с ними, однако не навязывает их другим людям. Содержание лекции не только расширяется, но и углубляется, корректируется в связи с современными подходами к образованию.

В связи с расширением и углублением содержания лекций изменяется и методика их проведения. Внедряются в учебный процесс лекции-диалоги, лекции-обозрения, лекции - деловые игры. Курсанты и слушатели отмечают целесообразность такой работы, так как во время лекции больше заняты не механическим конспектированием, а находятся в постоянном напряжении мысли; размышляют вместе с преподавателем, логически связывая изученный материал с новым.

Смысл семинара заключается в формировании научно-педагогических убеждений курсантов на основе полученных ими знаний на лекциях, из литературных источников. Формулируя собственную точку зрения при ответе на вопрос согласно плану семинарского занятия, сопоставляя различные суждения, курсанты формируют профессиональное мышление. Мы считаем, что чем меньше на семинаре говорит преподаватель, тем больше удался семинар. Если на лекции ведущая роль принадлежит лектору, то на семинаре - курсантам. Сложность заключается в том, чтобы в процессе занятия создать условия для реализации возможностей и способностей каждого обучающегося. Основой для достижения этой цели является работа в микрогруппах (3-5 человек).

Также обязательным компонентом в структуре семинара является работа над понятийным аппаратом. Акцент при данной работе делается не столько на запоминании педагогических понятий, сколько на формирование собственных суждений курсантов. Это достигается тем, что основные категории предлагаются не в качестве догм, а «выводятся» на занятиях вместе со обучающимися при анализе различных подходов к тому или иному понятию.

Форма семинара определяется основной задачей. В литературе описано достаточное количество разнообразных видов семинаров: вводно-установочный, обучающий, контрольный семинары, семинар исследовательского типа, семинар-дискуссия и др.

Каждый семинар обязательно анализируется преподавателем с точки зрения организации, подготовки и активности курсантов, роли личности преподавателя.

К примеру, хорошо зарекомендовали себя следующие формы семинаров.

1. Для изучения нового материала в зависимости от индивидуальных потребностей курсантов (одним достаточно с ним познакомиться, другим - понять идеи и хорошо разобраться, третьим не только разобраться, но и овладеть на уровне применения): преподаватель заранее составляет программу семинара, подбирает литературу, на каждый из вопросов назначает докладчика, содокладчиков, оппонентов, экспертов, «провокаторов» и ассистентов (6-8 человек).

2. Для закрепления изученного материала (семинар-практикум): курсанты объединяются преподавателем в малые группы, каждая из которых получает свое задание на ограниченное время. По истечении этого времени группы отчитываются перед преподавателем или перед курсантом-контролером или же перед другой группой. Иногда устраивается «публичная защита», во время которой назначенный преподавателем курсант рассказывает всей группе о своей задаче и о ее решении. Группы могут также поменяться задачами, а затем по истечении времени обсудить обе решенные задачи. Преподавателю необходимо организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые и обсуждаемые вопросы были значимы и интересны. После короткой оценки работы группы все участники получают одинаковые отметки, что повышает их групповую ответственность. В то время

ВЕСТНИК СЮИ

когда малые группы заняты решением своих задач, преподаватель может работать с отдельными курсантами в избранном им режиме.

Практические занятия носят только обучающий характер. Если на семинаре основной задачей является закрепление знаний и формирование убеждений, то на практическом - формирование умений и навыков. Это достигается при помощи таких форм работы, как деловая игра, упражнения, практикум. Также используется и смешанный вид - семинар-практикум, который выполняет одновременно функции этих двух форм организации обучения.

Эффект «погружения» обучающихся в выбранную предметную область достигается также путем организации в вузе соответствующей образовательной среды, эффективно решающей задачи по ориентации курсантов в выбранной профессии, позволяющей им в полной мере реализовать свой личностный потенциал.

Среди необходимых компонентов образовательной среды вуза уголовно-исполнительной системы в условиях компетентностного подхода к ее организации хотелось бы отметить следующие:

- осуществление психологического сопровождения обучающихся, принимающее во внимание индивидуальные особенности курсантов, уровень развития у них профессиональных способностей, степень выраженности мотивации к профессиональной деятельности и процессу обучения;

- систематическое наблюдение и отслеживание динамики личностного развития курсантов и психоэмоционального климата в учебных группах.

Важную роль в стремлении молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы овладеть выбранной профессией и соответствовать ее требованиям играет привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Изучение опыта, накопленного в пенитенциарных системах различных стран, участие в поиске и внедрении в практическую деятельность инновационных форм и методов работы формирует у обучающихся творческий подход к решению профессиональных задач, побуждает к самообразованию и самосовершенствованию.

Таким образом, проблема формирования учебной мотивации курсанта вуза уголовно-исполнительной системы в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса может быть решена через признание уникальности его субъектного опыта как важнейшего источника индивидуального саморазвития. Тем самым выдвигается идея, что в процессе обучения происходит не просто интериоризация курсантом заданного содержания образования, а взаимодействие задаваемого и субъектного опыта, выражающееся не просто в обогащении, суммировании, а часто в сложном процессе «принятия» или «непринятия» задаваемого, преобразование его в соответствии с имеющимся уровнем развития курсанта. Именно поэтому все традиционные формы преподавания в вузе требуют глубокого переосмысления и изменения с точки зрения современных тенденций и развития технологий обучения в вузе.

Кроме того, следует отметить, что формирование у курсантов вуза ФСИН России учебной мотивации и стремления соответствовать требованиям будущей профессиональной деятельности является комплексной проблемой. Успешность решения указанной задачи определяется взаимодействием всех подразделений и служб образовательной организации, руководства, профессорско-преподавательского состава. Значительный вклад в этой работе принадлежит структурам и лицам, в обязанности которых входит организация и проведение воспитательной и психологической работы с курсантами: офицеров учебно-строевых подразделений, психологов, кураторов взводов.

Библиографический список

1. Алиева Л. В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 278-284.

2. Методология педагогики в контексте современного научного знания: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В. В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / редактор-составитель А. А. Мамченко. М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2016. 382 с.

3. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 424 с.

4. Пиюкова С. С., Плотникова А. Л. Учебно-профессиональные установки курсантов вуза уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2017. № 2. С. 213-219.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Вотинов А. А., Вдовин С. А., Немов Я. Н. Компетентностный подход к воспитанию курсантов Самарского юридического института ФСИН России: учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. 120 с.

References

1. Alieva L. V. Vospitatel'nyj potencial obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza - cennostnaya osnova formirovaniya obshcheprofessional'nyh kompetencij studentov [Educational potential of educational activities of the University-the value basis for the formation of General professional competence of students]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2015, no. 4, pp. 278-284 [in Russian].

2. Metodologiya pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya: sbornik nauchnyh tru-dov Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya V. V. Kraevskogo (22 sentyabrya 2016 g.) [Methodology of pedagogy in the context of modern scientific knowledge: collection of scientific works of the International scientific-theoretical conference dedicated to the 90th anniversary of the Birth of V. Kraevsky (22 September 2016)]. In A. A. Mamchenko (ed.). Moscow, 2016, 382 p. [in Russian].

3. Evtihov O. V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kursantov v obrazovatel'noj srede vuza pravoohranitel'nyh organov. Diss. doctora ped. nauk [Formation of professional competence of cadets in the educational environment of the University of law enforcement. Doctor's of Pedagogy thesis]. Krasnoyarsk, 2015, 424 p. [in Russian].

4. Piyukova S. S., Plotnikova A. L. Uchebno-professional'nye ustanovki kursantov vuza ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Educational and professional installation cadets of the University of the penal system ]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii [Vestnik of Voronezh Institute FSIN of Russia], 2017, no. 2, pp. 213-219 [in Russian].

5. Votinov A. A., Vdovin S. A., Nemov YA. N. Kompetentnostnyj podhod k vospitaniyu kursantov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii: uchebnoe posobie [Competence-based approach to the education of cadets of the Samara law Institute of the FSIN of Russia]. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2017, 120 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.