Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание обучающихся: опыт ВИПЭ ФСИН России'

Патриотическое воспитание обучающихся: опыт ВИПЭ ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / духовно-нравственное развитие / ценностные ориентации / история Отечества / имидж сотрудника УИС / patriotic education / spiritual and moral development / value orientations / history of the Fatherland / image of the employee of the penal system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Игоревна Караваева

Формирование патриотических ценностей у молодежи стало одним из важных направлений воспитательной деятельности. Вовлечение обучающихся в различные виды патриотической деятельности способствует расширению их кругозора, повышению общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей, в условиях бесконечного информационного потока учит вычленять истинно приоритетные цели. В ВИПЭ ФСИН России накоплен положительный опыт патриотического воспитания обучающихся, основные направления воспитательной работы рассматриваются в статье. В заключительной части отмечается необходимость дальнейшего развития патриотического воспитания обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Игоревна Караваева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic Education of Students: Experience of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service

The formation of Patriotic values among young people has become one of the important areas of educational activity. Involvement of students in various types of Patriotic activities helps to expand their horizons, increase the General cultural level, the development of cognitive and creative abilities, in an endless stream of information taught to isolate the true priority goals. The VIPE FSIN of Russia has accumulated a positive experience of Patriotic education of students at the Institute, the main directions of educational work are considered in the article. In the final part, the need for further development of Patriotic education of students is noted.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание обучающихся: опыт ВИПЭ ФСИН России»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10216

Патриотическое воспитание обучающихся: опыт ВИПЭ ФСИН России

Patriotic Education of Students: Experience

of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service

Юлия Игоревна КАРАВАЕВА,

кандидат социологических наук, начальник отделения организации и координации научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества организационно-научного отдела Вологодского института права и экономики ФСИН России

E-mail: jy@mail.ru

Аннотация. Формирование патриотических ценностей у молодежи стало одним из важных направлений воспитательной деятельности. Вовлечение обучающихся в различные виды патриотической деятельности способствует расширению их кругозора, повышению общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей, в условиях бесконечного информационного потока учит вычленять истинно приоритетные цели.

В ВИПЭ ФСИН России накоплен положительный опыт патриотического воспитания обучающихся, основные направления воспитательной работы рассматриваются в статье. В заключительной части отмечается необходимость дальнейшего развития патриотического воспитания обучающихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; духовно-нравственное развитие; ценностные ориентации; история Отечества; имидж сотрудника УИС

Патриотическое воспитание молодежи — важный и актуальный вопрос. От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя, сможет ли быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время не растерять себя как нацию, не утратить самобытность в очень непростой современной обстановке.

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания,

Abstract. The formation of Patriotic values among young people has become one of the important areas of educational activity. Involvement of students in various types of Patriotic activities helps to expand their horizons, increase the General cultural level, the development of cognitive and creative abilities, in an endless stream of information taught to isolate the true priority goals. The VIPE FSIN of Russia has accumulated a positive experience of Patriotic education of students at the Institute, the main directions of educational work are considered in the article. In the final part, the need for further development of Patriotic education of students is noted.

Keywords: patriotic education; spiritual and moral development; value orientations; history of the Fatherland; image of the employee of the penal system

возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский отмечал: «Как нет человека без самолюбия, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»1.

Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и со-

циальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности2. Те, кто будут в недалеком будущем решать задачи государственной важности, сегодня еще только учатся. Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня — это значит быть готовым отдать свои знания, свое умение своей стране завтра. Поэтому так важен вопрос о будущем нашей образовательной системы, ее чистоте, честности и современности, не только об образовательной, но -и воспитательной компоненте системы просвещения.

В настоящее время в Вологодской области увеличилось количество субъектов патриотического воспитания, которыми являются и образовательные учреждения. Во многом эта положительная тенденция стала возможной благодаря консолидации усилий власти, общественных объединений, учебных заведений, неравнодушных граждан с активной жизненной позицией. Одной из ключевых площадок для проведения мероприятий патриотической направленности стало федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний». Системная работа ведется в ВИПЭ ФСИН России по патриотическому воспитанию, которая призвана обеспечить развитие нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

В основе патриотического воспитания лежит духовно-нравственное просвещение как важный компонент формирования профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. В институте реализуется совместное соглашение с Вологодской митрополией Русской Православной Церкви и Вологодской духовной семинарией. Осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству. Волонтеры ВИПЭ ФСИН России взяли шефство над Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустынью. Руководство института вместе с курсантами в середине декабря 2018 г. посетили монастырь, пообщались с монахами, узнали историю обите-

ли, а также обсудили план дальнейшего сотрудничества. Формирование патриотических ценностей реализуется также в ходе реализации нового образовательного проекта «Герои и святые земли Вологодской», утвержденного 8 апреля 2019 г. Личный состав оказывает помощь в благоустройстве храмов и прилегающих к ним территорий, оказывают помощь в восстановлении святынь, помогают в хозяйстве настоятелям, посещают богослужения и православные просветительские курсы.

Формирование патриотических ценностей у обучающихся не может быть без изучения истории — познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе.

Помнить и чтить тех, кто отдал свою жизнь за Отечество, воспитать благодарную память в потомках — святой долг. Комплекс мероприятий воспитательной и образовательной деятельности, посвященных 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг., проведен в ВИПЭ ФСИН России: 26 апреля 2019 г. в рамках «Недели науки - 2019» проведен круглый стол «Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. — история и современность»; 30 апреля 2019 г. для курсантов и студентов проведена викторина по истории Великой Отечественной войны.

Познавательная деятельность стимулирует моделирование исторических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности участников процесса. Поэтому так важны встречи курсантов и студентов с ветеранами Великой Отечественной войны Геннадием Васильевичем Шириковым и Михаилом Харитоновичем Тава-линским, с вдовой Народного художника России фронтовика Владимира Николаевича Кор-бакова. Кроме того, курсанты и сотрудники института в составе поискового отряда принимают участие в экспедиции по поиску и подъему останков советских воинов в Ленинградской области и в международной экспедиции «Калининский фронт» во Ржеве, в Республике Беларусь.

Вопросы подготовки молодежи к военной службе, особенно воспитания будущих офицеров, требуют самого пристального внимания. Необходимо развивать систему кадетских корпу-

190

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 4

сов, суворовских училищ, а также поощрять деятельность организаций по допризывной подготовке. Формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач отражается в профессионально-деятельном направлении патриотического воспитания, российской иден-тичности3.

Открытие кадетских классов — это, безусловно, большой шаг в сторону развития патриотизма среди молодежи. Институтом ведется работа с подшефными кадетскими классами средних общеобразовательных школ № 26 и № 30 г. Вологды. В 2019 г. 10-е кадетские классы открылись в г. Шексне и п. Непотягово Вологодского района. Второй кадетский класс набрали в школе № 26 г. Вологды. Ребята будут проходить часть обучения на территории института, заниматься строевой, физической и огневой подготовкой, изучать правоведение. Все выпускники получат направления на поступление в ВИПЭ ФСИН России. Конкурс в кадетский класс на 2019/20 учебный год составил два человека на место. Организована работа, направленная на реализацию мероприятий по повышению имиджа сотрудника уголовно-исполнительной системы и популяризацию службы в УИС, совершенствование патриотического воспитания сотрудников.

Следует отметить ставшие традиционными военно-патриотические сборы «Неделя в армии», направленные на социализацию несовершеннолетних юношей и повышение престижа армейской службы, которые проходили на загородной учебной базе ВИПЭ ФСИН России с 19 по 23 августа 2019 г. С 2015 г. организаторы стали приглашать в качестве инструкторов отличившихся участников сборов прошлых лет. Они становятся младшими наставниками, что, с одной стороны, решает задачу дальнейшего сопровождения участников сборов, а с другой — выполняет важную мотивирующую функцию. Участники сборов видят положительный пример своих наставников, у них формируется картина потенциального личностного роста. Участие в мероприятии помогает подросткам расширить кругозор, получить информацию о различных возможностях: движениях и организациях, к которым можно присоединиться, чтобы с пользой проводить досуг.

Одна из особенностей ВИПЭ ФСИН — многонациональный состав обучающихся. В институ-

те получают высшее образование представители из 50 субъектов Российской Федерации. Поэтому можно отметить интернациональное направление — воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития российского общества и государства, национального самосознания. Многонациональный, многоконфессиональный состав обучающихся по окончанию ВИПЭ ФСИН разъезжается по субъектам РФ, увозя в своих сердцах любовь к Вологде, Вологодской области, своему учебному заведению.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Говорить о сформированности патриотического сознания человека можно лишь тогда, когда полученные знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь. Образовательные организации призваны воплощать в жизнь данную задачу. Уважение к истории и традициям страны, духовным ценностям народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России укрепляют ответственность за свою страну и ее будущее. Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся — актуальное направление работы в образовательных учреждениях, способствующее повышению имиджа сотрудника уголовно-исполнительной системы и популяризации службы в УИС.

1 См: Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / К.Д. Ушинский. М.-Л., 1948—1952. Т. 3: Педагогические статьи: 1862—1870.

2 См.: Шаваринский Б.М., Зотов И.В. Роль и место военнопатриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Воспитание в современной образовательной среде. СПб., 2015. С. 88—92.

3 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 24.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.