ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) от Международной Ассоциации «Развивающее обучение», Открытого института «Развивающее образование», соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального образования, Института повышения квалификации педагогов по заявке руководителя образовательного учреждения. После чего при положительном решении рабочие учебные программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения.
Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах ука-
зывается дата их принятия на заседании школьного методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.
Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.
Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.
В работе представлен опыт МОУ лицея № 109 г. Екатеринбурга по организации образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности.
Аюбашева Светлана Ивановна
зам. директора по НМР МОУ Лицея № 109, Давыдова Наталья Николаевна начальник отдела инновационных проектов УРО РАО Ивонин Андрей Олегович директор МОУ Лицея № 109 г. Екатеринбург
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Способствует ли организация образовательного процесса на основе проетно-исследовательских форм обучения развитию познавательных способностей учащихся?
Ключевые слова: индивидуализированные формы обучения, проектно-исследовательские формы обучения, система универсальных знаний учащихся начальной школы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [2]. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования [1].
Особую актуальность в образовании с конца 20 века приобретает проблема обучения детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями, т. е., детей с общей умственной одаренностью [6, 7]. Вместе с тем, нельзя не считаться с тем фактом, что около 30 % учащихся за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития [8]..
Реализуемая в настоящее время в МОУ лицее № 109 г. Екатеринбурга -члена сети инновационно-активных школ академической площадки УрО РАО, модель
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
19
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Таблица 1
Основные направления реализации проекта
Направление Результат
1. Апробация модели школы развития для детей с повышенными интеллек-туальными и творческими способнос-тями в условиях МОУ лицея № 109. 2. Создание оптимальных условий для выявления и развития интеллек-туальных и творческих способностей детей и подростков, творческой самореализации личности. 3. Создание образовательной модели, обеспечивающей реализацию индивидуальной образовательной траектории для детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. 4. Создание благопри-ятных условий для личностного роста учащихся школы, развития потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, воспитания ответственности и гражданской позиции. 1. Повышение эффективности образовательного процесса, что отразится как на формальных показателях ЗУН, так и показателях учебной мотивации, уровня удовлетворенности обучением в школе. 2. Обеспечение дифференциации и индивидуализации содержания и форм обучения в соответствии в индивидуальными образовательно-познавательными потребностями и возможностями детей и подростков. 3. Создание дифференцированных и индивидуализированных программ обучения по основным предметам на основе модификации традиционных, инновационных и экспериментальных сертифицированных МО и Н РФ программ в соответствии с повышенными познавательными потребностями и возможностями учащихся. 4. Создание учебно-методического обеспечения инновационных программ, реализуемых гимназией (междисциплинарной программы обучения «Одаренный ребенок», разработанной сотрудниками Психологического института РАО, модифицированных программ по предметам, элективных курсов).
школы актуальных компетенций (ШАК) [3]. ставит своей целью создание единого образовательного пространства основного и дополнительного образования на основе удовлетворения и развития исследовательской активности учащихся, обеспечивающей становление самостоятельной исследовательской деятельности.
Реализация нового подхода в образовании детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями - тематической междисциплинарной интеграции, много лет разрабатываемого учеными Психологического института РАО, представляет собой один из возможных путей достижения поставленной цели. В этом случае, ядром образовательной системы, реализуемой лицеем, становится программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», основанная на технологии творческого междисциплинарного обучения. [4, 5, 10]:
Проблему обеспечения широкой общеобразовательной подготовки учащихся с высокими интеллектуальными и творческими способностями наряду с одновременной максимальной дифференциацией и индивидуализацией содержания, методов и форм обучения мы рассматриваем в следующих направлениях:
• Обновление содержания образования на основе применения принципов тематической междисциплинарной интеграции и концепции профильного обучения;
• Широкое использование новых форм обучения, ориентированных на максимальную самостоятельность, сотрудничество и творчество учащихся;
• Поэтапная организация предпрофильного (на II ступени) и профильного обучения на III ступени школы;
• Внедрение новых режимов обучения (гибкие дифференцированные и индивидуальные программы, интеграция ресурсов основного и дополнительного образования для уменьшения доли обязательных классных занятий и развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, переход на обучение по индивидуальным учебным планам);
• Создание и внедрение новых принципов контроля усвоения учебного материала и достижения по-
ставленных целей (распределенный контроль по модулям, управление индивидуальными траекториями самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассников, психологическое сопровождение).
Основные направления проекта приведены в таблице 1.
Содержание обучения включает:
1. Общеобразовательный компонент, обеспечивающий широкую общеобразовательную подготовку, целостное осмысление мира и освоение основных способов познавательной и исследовательской деятельности для всех учащихся. Этот компонент отражает уровень общих интересов и общих способностей одаренных детей.
2. Дифференцированный компонент, обеспечивающий достижение высокого уровня компетентности и развития способностей в тех или иных предметных областях отдельными группами учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями. Этот компонент отражает уровень специальных интересов и способностей.
3. Индивидуальный компонент, обеспечивающий достижение высокого уровня компетентности и развития в том или ином направлении деятельности отдельными учащимися в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Этот компонент отражает уровень особенных интересов и способностей одаренных детей и вместе с дифференцированным компонентом соответствует индивидуальной образовательной траектории одаренного ребенка.
Формы организации УВП в рамках данного проекта обеспечивают максимальную гибкость и широкую вариативность образовательно-развивающих возможностей, свободный доступ к разнообразным источникам информации, продуктивное использование новейших информационных технологий.
Распределение основных форм организации учебного процесса в соответствии с реализацией выделенных образовательных компонентов представлено в таблице 2:
20
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Таблица 2
Распределение основных форм организации учебного процесса
Содержательный компонент Условия реализации Формы реализации Предназначение (контингент)
Общеобразовательный ‘Обогащенные программы по отдельным предметам, входящим в базисный план; ‘Интегрированный курс междисциплинарного обучения; ‘Классно-урочная форма; ‘Лекционно-семинарская; ‘Модульный подход в организации учебного процесса; ‘Широкое применение обучения в малых группах ; ‘Применение новых информационных технологий при осуществлении классноурочной и лекционно-семинарской формы занятий, обучении в малых группах; Для всех учащихся (базис + школьный компонент)
Дифференцированный компонент ‘Обогащенные и углубленные программы по отдельным предметам, входящим и не входящим в базисный план; ‘Интегрированный курс междисциплинарного обучения; ‘Использование групповых форм организации работы учащихся в том числе и межвозрастных; ‘Применение новых информационных технологий при осуществлении групповых форм обучения учащихся; Для отдельных групп учащихся (школьный компонент + блок дополнительного образования)
Индивидуальный компонент ‘Индивидуальные программы; ‘Самостоятельная исследовательская деятельность; ‘Проектные методы обучения, реализующие возможность продвижения по индивидуальным программам; Для отдельных учащихся (школьный компонент + блок дополнительного образования)
Важнейшим ресурсом для решения проблемы обеспечения индивидуальной образовательной траектории одаренных учащихся является создание единого образовательного пространства основного и дополнительного образования. Такое единство предполагает, что все вопросы, связанные с содержанием образования, его объемом и структурой должны рассматриваться с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования. Это позволяет не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, обеспечив, тем самым, оптимальные условия для решения задачи сохранения здоровья школьников, но и максимально удовлетворить индивидуальные потребности и возможности учащихся, широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников. Таким образом, создание единого образовательного пространства базового и дополнительного образования школьников для обеспечения максимальной индивидуализации обучения и воспитания обучающихся (обеспечения индивидуальной образовательной траектории) является приоритетной целью развития образования одаренных детей в МОУ лицее № 109.
Концептуальным ядром такого единства в системе реализуемого в лицее подхода выступает исследовательская активность учащихся, обеспечивающая их самостоятельную исследовательскую деятельность. Это обусловлено тем, что исследовательская активность ребенка, проявляемая им в разных формах, является основой его индивидуального творческого обучения, так как она определяет широту, избирательность и глубину познавательных запросов учащихся.
Система воспитательной работы в рамках проекта является органической составной частью системы творческого междисциплинарного обучения, реализуемой с помощью программы «Одаренный ребенок». В соответствии с ней модель учебно-воспитательной работы школы направлена на решение следующих задач:
• Творческое развитие личности;
• Духовно-нравственное развитие личности;
• Формирование коллектива, отношений сотрудничества;
• Создание благоприятной культурной среды (культурного сообщества) и социально-психологического климата.
Методы осуществления поставленных задач определяются в соответствии с моделью творческого междисциплинарного обучения. На первой ступени образования (начальная школа) основное внимание уделяется созданию условий для раскрытия потенциальных возможностей учащихся, творческого развития личности, понимания ребенком собственных возможностей. В этот период формируются основы целостного миропонимания, понимания особого места человека в мире и его ответственности перед ним, развивается чувство любви к своей стране, народу и культуре.
На второй ступени образования особое внимание уделяется вовлечению учащихся в различные школьные мероприятия, внеклассную деятельность. Детям предлагается решение поставленных перед ними конкретных задач, при этом учащимся предоставляется максимальная самостоятельность. Нравственное и профессиональное самоопределение - важнейшие линии развития воспитательной работы на этой ступени обучения.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
21
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
На третьей ступени обучения ставится задача выведения старшеклассников на уровень самостоятельной деятельности в организации и осуществлении комплекса учебно-воспитательных мероприятий школы. Решение этих задач достигается благодаря:
1. Функционированию творческого центра, где учащиеся совместно с педагогами сами пишут сценарии школьных мероприятий, выпускают газету, сборники лучших творческих работ, организуют и планируют работу этого центра;
2. Существованию клубов по интересам (например, и т.п.);
3. Работе летнего разновозрастного лагеря.
4. Широкому применению в учебном процессе школы групповых форм обучения, обладающим большим воспитательным воздействием на формирование личности, характеризующейся открытостью к другому человеку, толерантностью, направленностью на сотрудничество.
Опыт реализации заявленных инновационных технологий показывает первые положительные результаты в обучении, педагогами отмечается устойчивый интерес к междисциплинарному обучению, высокий уровень развития речи, познавательной активности, творческого мышления, у детей появляется смелость и свобода мысли, умение слушать других и решать проблемы совместно (табл. 10).
Таблица 10
Средние показатели 3-4 классов за 2008-2009 учебный год, в %
Критерии мыслительных Входная Итоговая
и исследовательских умений диагностика диагностика
Анализировать 15 43
Классифицировать 20 48
Сравнивать 20 53
Рассматривать с разных точек зрения 5 47
Доказывать 6 50
Устанавливать последова- 23 65
тельность
Придумывать новое 14 41
Вести диалог и решать проблемы в малых группах: - ставить исследовательские вопросы 7 45
- составлять план работы 10 62
- вести наблюдение, плани- 6 57
ровать и проводить простей-
шие опыты
- планировать и проводить небольшие интервью 4 54
Результаты деятельности МОУ Лицей № 109 по организации образовательного процесса на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности (начальная школа) показывают:
- в школе созданы благоприятные условия для интеллектуального и личностного роста школьников;
- реализуются заявленные инновационные технологии;
- предложенная педагогами система оценивания показывает первые положительные результаты в обучении;
- отмечается устойчивый интерес к междисциплинарному обучению;
- наблюдается высокий уровень развития речи, познавательной активности, творческого мышления, у детей появляется смелость и свобода мысли, умение слушать других и решать проблемы совместно.
Материалы работы ОУ используются для обучения и развития детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями в школах Свердловской области и других территорий Уральского региона, что, несомненно, вносит свой вклад в решение задач, поставленных в рамках подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России».
Список литературы
1. Проекты государственных стандартов общего образования (нового поколения)
2. Концепция модернизации российского образования
3. Концепции развития Муниципального образовательного учреждения Лицей № 109
4. Селевко ГК. Современные педагогические технологии. -М. 2001.
5. Селевко ГК., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. // Школьные технологии, 2002, № 3.
6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. -М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
7. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. и др. Одаренный ребенок: особенности обучения. - М.: Просвещение, 2006.
8. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников. \\ Вопросы психологии, 1998, № 4.
9. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок». Программа. - М. 2003.
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996
22
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010