Научная статья на тему 'Организация сопровождения совершенствования педагогического мастерства, основанного на профессиональных знаниях междисциплинарности и непрерывном развитии личности учителя'

Организация сопровождения совершенствования педагогического мастерства, основанного на профессиональных знаниях междисциплинарности и непрерывном развитии личности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHERS' TRAINING / INTEGRATION / THEMATIC INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / SUPPORTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушковская Елена Александровна

В данной статье рассматриваются различные идеи организации программ, предназначенных для совершенствования процесса обучения одаренных и талантливых детей. Новые типы программ и новые требования к педагогам необходимы для решения глобальных задач образования. Одним из способов решения данных проблем является программа тематической междисциплинарной интеграции. Примеры образовательных учреждений, работающих по программе междисциплинарной интеграции представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives different ideas of making special programs for teachers to improve the process of education presented by different scientists. New programs and new requirements are needed to solve modern global tasks of gifted and talented children education. Thematic interdisciplinary integration can solve these problems. The examples of High School Constellation, Moscow and Akademitchesky Lyceum, Tomsk are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Организация сопровождения совершенствования педагогического мастерства, основанного на профессиональных знаниях междисциплинарности и непрерывном развитии личности учителя»

УДК 371.14

Е.А. Бушковская

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, ОСНОВАННОГО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Томский политехнический университет

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью создания новой среды и условий для подготовки и переподготовки преподавателя по работе с одаренными детьми по программе тематической междисциплинарной интеграции.

У многих педагогов возникают вопросы, связанные с нехваткой педагогических, психологических, методических и других умений и навыков, необходимых для успешной работы в лицеях, гимназиях и спецшколах. Данная проблема обоснованна, так как в педагогических вузах не имеется учебных предметов и спецкурсов, которые бы готовили будущего преподавателя к работе с одаренными детьми по новым программам, необходимость введения которых обусловлена временем. Поэтому молодые специалисты, включаясь в процесс обучения, встречают огромное количество проблем, связанных с нехваткой профессиональных педагогических и психологических знаний, недостаточностью специальной литературы. Например, на Западе организуют специальную подготовку учителей для одаренных детей. П. Дебраи-Ритзен (Франция), П. Торренс (США) и другие ученые описали модели наставника одаренных детей. Его специфическими качествами признаны энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех, увлеченность. Он должен обладать гибким профессиональным мышлением, быть открытым для общения, способным пробудить у ученика интерес к предмету. В Гамбурге с 1985 г. действует особая консультативная служба, предназначенная для разработки рекомендаций по специальному обучению наиболее способных учащихся [1]. В России работой с одаренными детьми занимаются такие специалисты, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, A.M. Ма-тюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, И.Н. Тоболкина, B.C. Юркевич, А.И. Доровской, А.И. Савенков, В.А. Доманский, А.В. Кулемзина и другие.

Актуально мнение И.Н. Тоболкиной, директора Академического лицея по работе с одаренными де-

тьми, о том, что проблема работы с одаренными детьми может быть рассмотрена в контексте элитного образования, подготовки специалистов-лидеров, потенциального обеспечения отраслевых структур руководящими кадрами. В данном случае руководство понимается широко - «как подготовка кадров-носителей идей, способных довести идею до конечного продукта. На сегодняшний день данные составляющие не соединены». Главная цель - развитие инфраструктуры кадров для непрерывного инновационного образования [2, с. 82].

Интегрированные программы, актуальные для современных школьников, особенно одаренных, требуют от педагога изменения устоявшихся стереотипов, развития системного мышления и познания целостной картины мира. В связи с этим интегрированный урок значительно расширяет функции учителя, среди них - роль наставника, консультанта, участника диалога, актера, режиссера-постановщика, исследователя, ученого и т. п.

В.А. Доманский пишет, что работа по интегрированным программам требует от учителя освоить две модели деятельности. Инвариантная модель деятельности учителя предполагает:

- умения мыслить концептуально на уровне моделей бытия и основных законов и категорий природы и общества, исторических типов культур и типов мышления - методологический компонент;

- знания из смежных областей и умения их структурировать в систему, используя общенаучные виды интеграции: цементацию, стержнезацию, переплетение и комплексообразование - общенаучный компонент;

- знания психолого-педагогических проблем интегративных процессов в обучении - психолого-пе-дагогический компонент;

- умения «связывать» знания в узлы, «упаковывать» в блоки, используя разные типы интегративных связей, вычленяя общие структурные элементы содержания, идеи, понятия, проблемы, концепции, способы и приёмы познания мира и человека - методический компонент.

Вариантная модель деятельности учителя предполагает профессиональную подготовку по конкретному предмету, то есть знания, умения, навыки, технологии, которыми он владеет, а также знание основных принципов организации культурно-образовательного пространства учащихся [3].

В настоящее время школа «Созвездие» (Москва) занимается развитием одаренных детей, используя стратегию междисциплинарной интеграции. Прогимназия «Созвездие» г. Москвы участвует в программе подготовки и переподготовки научнопедагогических кадров в рамках курса обучения учителей «Обучение одаренных детей. Методика междисциплинарного обучения» совместно с преподавателями ИПППК РАО. В гимназии создана система повышения подготовки и переподготовки педагогических кадров, обеспечивающая становление учителя нового типа (рис. 1) [4]. Результативность деятельности гимназии по реализации программы развития связана с большой научно-методической работой, проводимой педагогическим

коллективом. Спецификой системы управления реализацией программы развития гимназии является организация и деятельность кафедры междисциплинарного обучения (МДО). Кафедра МДО представляет собой творческое объединение учителей всех научно-методических служб и является организационным центром научно-методической работы гимназии, координирует реализацию курса МДО на всех ступенях обучения. На кафедре МДО созданы проблемные творческие микрогруппы учителей трех видов:

- годичные группы по темам междисциплинарного обучения, где один учитель может входить в состав нескольких таких групп. Членами этих микрогрупп являются учителя разных дисциплин, количественный состав - 3-6 чел.;

- творческие микрогруппы по различным проблемам, интересующим учителей, время работы -от 1 до нескольких месяцев;

- творческие микрогруппы по темам научно-методической работы учителей, время работы - 1-2 года.

Рис. 1. Система повышения подготовки и переподготовки педагогических кадров прогимназии «Созвездие»

Такая структура методической работы способствует мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности в решении задач, стоящих перед гимназией. Работа учителей осуществляется совместно с научными сотрудниками Психологического института РАО, преподавателями вузов.

В 2006 г. гимназия № 1569 стала ресурсным центром по организации междисциплинарного обуче-

ния в средней и старшей школе. Учителя гимназии совместно с преподавателями ИПППК РАО участвуют в программе подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров России в рамках курса обучения учителей «Обучение одаренных детей. Методика междисциплинарного обучения».

В МОУ «Академический лицей г. Томска», работающем под руководством И.Н. Тоболкиной по технологии обучения способных и одаренных детей,

педагог имеет возможность проявления и развития своих творческих способностей и профессиональности в реализации идей развития и обучения.

Управленческое ноу-хау лицея - это организация собственного видения системы педагогического труда. В МОУ «Академический лицей» это и локальная система повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми, и разработанные в лицее модельные требования к обучающимся и к педагогам, к любому сотруднику каждого подразделения ОУ. Учитель лицея выступает в трех ролях - исполнителя, сценариста и режиссера. Как исполнитель, он выполняет требования единой технологии, соблюдает принципы отбора содержания образования, реализует положения, изложенные в концепции лицея по обеспечению уровня образованности обучающихся. Как сценарист, он ведет отбор форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся и методов обучения, обеспечивающих необходимый уровень усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений и навыков учащихся, поддерживает их интерес к обучению. Как режиссер, он реализует свои проекты на уроках в работе с учащимися, где они выступают субъектами познавательной деятельности. В ходе взаимодействия и сотрудничества осуществляется достижение поставленных целей. Данные роли учитель лицея выполняет и в отношении своих коллег из других школ, для которых проводится комплекс научно-методических и практико-ориен-тированных мероприятий: открытые уроки, консультации, педагогические мастерские, семинары и конференции. При этом у каждого педагога лицея определена собственная методическая тема, которая позволяет более глубоко рассматривать возможности применения технологии междисциплинарного обучения в образовательном процессе.

Одна из наиболее принципиальных задач поддерживающих образовательных технологий - проявить и актуализировать способность ученика к самообучению и самоопределению. Поддерживающие образовательные технологии в режиме реализации программы развития общеобразовательного учреждения для одаренных детей - это результат педагогического творчества и эксперимента, это инновация на высоком уровне научного и практического оформления. Поддерживающие образовательные технологии выступают полем профессионального развития педагогов общеобразовательного учреждения и формируют критерии для профессиональной технологической компетенции.

При разработке и внедрении поддерживающих образовательных технологий во главу угла ставится понимание одаренности как способности достигать высоких результатов и хороших показателей в различных сферах: интеллектуальной, академичес-

кой, творческой, социальной (лидерство), художественной; интегральная личностная характеристика, креативно реализующаяся в различных сферах на основе высокого мотивационного потенциала, высокой психофизической активности (трудолюбия) и демонстрирующая успешность и неординарные результаты в деятельности. Такое понимание преобладает в современной психолого-педагогической теории одаренности (Дж. Рензулли, А. Маслоу,

С.Л. Рубинштейн, Н. Лейтес, А.М. Матюшкин и др.). Кроме того, при реализации поддерживающих образовательных технологий на основе МДО в качестве ориентира учитываются разнообразие видов одаренности, сложность и многомерность этого явления.

В качестве стержневой основы развития одаренности в рамках общеобразовательного учреждения выступают интеллектуальные технологии, позволяющие учитывать различные виды индивидуальной одаренности, сложность и многомерность этого явления, что приводит к предъявлению особых требований к педагогу. Формы и методы реализации уровневого содержания образования используются как традиционные, так и инновационные; особо выделяются активные продуктивные, практические методы, формы работы с детьми, расширяющие границы их интеллектуального развития: сессионные зачетные недели два раза в год (репродуктивный метод, направленный на систематизацию знаний, умений, навыков), КИМы (контрольно-измерительный метод), блочно-зачетная система, лабораторные работы по литературе (анализ поэтического текста, работа с текстами малого жанра), практикумы-погружения (физический и химический эксперименты, практикумы-исследования по биологии), курсовые работы; мастер-классы. Многие формы работы (ИОП - индивидуальная (групповая) образовательная программа, ИПР (индивидуальная программа развития), уров-невые спецкурсы, тематические экскурсии (по физике, химии, биологии, географии, истории, обще-ствознанию), индивидуальные и групповые консультации, каникулярные сборы-погружения по разработке и выполнению социальных проектов, проведение специализированных уроков методом погружения «Шесть шляп мышления») экспериментально отработаны и представляют на данный момент набор интеллектуальных технологий общеобразовательного учреждения по развитию одаренности детей.

И.Н. Тоболкина и Д.В. Галкин утверждают, что учитель, работающий по МД-программе, должен четко понимать, что в современной рыночной экономике нужен обществу и государству выпускник, способный сам создавать рабочее место, человек инициативный, творческий, конкурентоспособный.

Саморазвитие, профессиональное самосовершенствование становятся основным принципом организации жизни и деятельности педагогов в условиях меняющихся методологии и философии современного образования: поэтому в аспекте философских и методологических изменений в российском образовании личности учителя, его педагогической культуре стало уделяться гораздо больше внимания. Роль учителя, педагога-наставника в данном контексте возрастает: его основное назначение необходимо рассматривать как средство организации активности учащихся. Сам учитель должен быть образцом мобильности, творческой инициативы, высокой образованности, компетентности. Только такой педагог может быть эталоном для стремления учащегося к личному интеллектуальному развитию, формированию самостоятельной деятельности в научных исследованиях и поисковой работе, способности видеть конечный результат своей деятельности.

Измененный подход по подготовке к научнопрактической конференции школьников в лицее, связанный с определением на 5 лет междисциплинарных тем, даст возможность как учителю, так и учащимся подойти планово, комплексно к постановке интересующей проблемы и целей исследования с новой, оригинальной позиции, сделать работу более интересной и привлекательной с точки зрения наглядной демонстрации межпредметных связей и явлений жизни, выйти за всеобъемлющие выводы и обобщения.

Современное общество, государство требуют от учителя постоянного квалифицированного роста, глубокого владения специальными психологическими знаниями личностного развития учащегося, способности варьировать и использовать в работе различные типы методик, подходов, технологий, способности разрабатывать и внедрять ускоренные и опережающие программы, умения создавать интегративные курсы, владения культурой проектной и социальной деятельности.

Таким образом, работа учителя сменяется более высоким предназначением: миссией наставника, способного понимать и принимать свободу личности, умеющего создавать условия для ее самореализации, нестандартного развития. Талант учителя-наставника напрямую связан с деятельностью педагогического коллектива, ибо именно он является одним из значимых субъектов образовательного процесса, в совокупности представляющего базу знаний конкретного общеобразовательного учреждения, многоярусного разномасштабного образования, включающего не только отдельные базы знаний, но и личные культуры всех сотрудников.

Современный педагогический коллектив, работающий над стратегическими государственными

документами в области изменения содержания образования, должен генерировать идеи и создавать концепции проектов развития отдельных структур своего учреждения, интегрировать знания этих структур для реализации своих проектов и программ, направленных на индивидуализацию образовательного процесса, постоянно накапливать интеллектуальный капитал своего учреждения, рост которого зависит от того, насколько интеллектуально, творчески трудятся взрослые люди, педагоги-наставники, насколько сформированы у них профессиональная педагогическая подготовка и коллективная культура труда.

Позитивный опыт повышения квалификации педагогов в рамках отдельного общеобразовательного учреждения - Академического лицея, ориентированного на развитие общей одаренности как системного качества личности, подтвердил правильность выработанной структуры, состоящей из трех направлений: профессионального совершенствования (плановое повышение квалификации через курсовые подготовки; организация собственной педагогической деятельности в рамках пятилетней программы развития учреждения; целевая инновационная деятельность педагога в коллективах кафедры; ведение мониторинга качества собственной деятельности; работа по расширению и интеграции образовательной программы); непрерывного дополнительного образования (самообразование, получение второго высшего образования, обучение в аспирантуре и докторантуре; освоение интернет-технологий; целевое обучение методике преподавания одаренным детям, освоение технологии по развитию практического и творческого мышления (Э. де Боно) и проблемного обучения); обучение через систему курсов методике работы; научно-методической и исследовательской деятельности (работа над собственным исследовательским проектом учителя с последующей публикацией после публичной защиты на экспертно-методическом и педагогическом советах; представление учительских работ на различных выставках, участие во всероссийских конкурсах, выполнение лицейских и международных грантов, внедрение инновационных технологий по договорам) [5].

Таким образом, непрерывная система повышения квалификации педагогов, включающая в себя повышение личной компетентности каждого члена коллектива через различные формы мотивации деятельности, направленные на обеспечение психоло-го-педагогических знаний о различных проявлениях способностей и мониторинг качества образования, создает условия для педагогического мастерства и гибкой системы организации обучения, так как сегодняшняя образовательная ситуация требует от любого учителя, работающего с одаренными де-

тьми по МДО, быть многопрофессиональным спе- исследователем, способным выстраивать отноше-

циалистом: он должен не только владеть методикой ния с социальными партнерами с учетом его пропреподавания конкретного предмета, но уметь ор- фессиональных предпочтений в дальнейшем.

ганизовать процесс, быть социальным педагогом, Поступила в редакцию 22.04.2008

Литература

1. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1993.

2. Тоболкина И.Н. Журнал «Босс Бизнес: организация, стратегия, системы», апрель 2008.

3. Доманский В.А. «Теоретические аспекты создания интегрированных программ учебных курсов и уроков». Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ. Вып. 2 / Под ред. В.А. Доманского. Томск, 2004.

4. Материалы с сайта прогимназии № 1773 «Созвездие», вход свободный.

5. Тоболкина И.Н., Галкин Д.В. «Построение профильного обучения на основе междисциплинарной стратегии» (научно-мет. пособие). Ч. I: Принципы и практика профилизации / Под общей ред. И.Н. Тоболкиной, Т.Б. Черепановой. Томск, 2004.

УДК.159.9:37.015.3

Е.А. Меньшикова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Томский государственный педагогический университет

Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности - познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Л.С. Выготский подчеркивал, что «обучение никогда не начинается с пустого места, а имеет перед собой уже определенную стадию детского развития», определяющую «исходное отношение к возможности обучения» [1, с. 445]. Каждый возрастной период характеризуется определенной «социальной ситуацией развития», для которой свойственно «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей действительностью» [2, с. 258], определяющее его отношение к познавательной деятельности. Какова сущность познавательного интереса? Как проявляется он у ребенка? Каковы закономерности его развития? С точки зрения семантического значения, понятие «интерес» имеет несколько содержательных аспектов [3, 4], из которых можно выделить, на наш взгляд, пять основных:

1) интерес - как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;

2) интерес - как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;

3) интерес - как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону

деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;

4) интерес - как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;

5) интерес - как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.

Следует отметить, что в процессе исторического развития наблюдается тенденция к изменению смыслового содержания понятия интерес: остаются значения понятия «интерес», связанные с выгодой и с занимательностью, важностью дела. Исчезает значение, связанное с сочувствием другому человеку. Появляются значения, связанные с вниманием, возбуждаемым чем-либо значительным, привлекательным, и связанные с «нуждой» и потребностью. Настораживает связь смыслового содержания понятия «интерес» с выгодой и корыстью. Такая связь воспринимается нами как неуместная. Если интерес связан с познанием, а познание есть бескорыстный по сути своей процесс, и если познание совершается ради истины и в основе его лежит также бескорыстная по сути своей потребность в познании, а не другие потребности (такие, например, как в получении одобрения, награды, всеобщего признания, хорошей оценки и др.), то такой интерес нельзя назвать корыстным. Более того, интерес, на наш взгляд, связан не только с вниманием к чему-то значительному, но и с побуждением человека к познанию этого значительного. Познавательный интерес связан с побуждением к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.