2. Биктуганов Ю. А., Игошев Б. М. Формирование мобильности педагогов — перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. — С. 6-9.
3. Горбачев В. В. К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности в условиях высшей школы // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 22. — С. 70-72.
4. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 2005. — 165 с.
5. Зеер Э. Ф., Кормильцева М. В. Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 10. — С. 72-78.
6. Ипатова Е. Р. Педагогическая технология формирования социально-профессиональной мобильности сту-
дентов вуза // Вестник ШГПИ. - 2011. - Вып. 4. -С. 64-68.
7. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. — Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. — 432 с.
8. Нурмухамедова В. В. Социально-философское обоснование роли образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76. — С. 269-272.
9. Шатунова О. В., Сергеева А. Б. Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности // Образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 143-154.
10. Ярцев А. А. Генезис развития социально-профессиональной мобильности будущего педагога // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. — С. 105-108.
УДК/uDC 37.018.46 Е. А. Бушковская, И. Н. Тоболкина
E. Bushkovskaya, I. Tobolkina
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАцИИ ПЕДАГОГОВ
средствами междисциплинарного обучения new approaches to professional development of teachers
BY MEANS OF INTERDISCIPLINARY STuDIES
В статье предложен опыт структурной организации индивидуального коучинга в рамках повышения квалификации педагога средствами междисциплинарного обучения с целью развития одаренности обучающихся.
The article describes an experience of the structural organization of individual coaching within professional development of the teacher by means of interdisciplinary training for the purpose of development of gifted students.
Ключевые слова: одаренность, повышение квалификации, междисциплинарное обучение, коучинг, способы организации повышения квалификации.
Keywords: talent, refresher courses, interdisciplinary education, couching, the ways of organizing professional development.
Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам педагогической сферы. Возрастает роль знаний человека в области смежных с его специальностью наук и умений комплексно применять их при решении научных и производственных задач, повышается потребность в специалистах
междисциплинарного профиля. Неоспоримым является факт, что для развития одаренного обучающегося требуется профессионал, наделенный комплексной совокупностью личностных и профессиональных качеств, педагог, не обучающий, но направляющий одаренного обучающего, который, обладая профессиональной компетентностью, должен обеспечить как дальнейшее собственное развитие, так и развитие одаренных детей.
Под «одаренностью» нами принят термин из Рабочей концепции одаренности. «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с. 7].
Одной из стратегий развития одаренности является обогащение учебного материала основополагающей позицией междисциплинарного обучения [2]. Под междисциплинарным обучением нами понимается один из способов развития одаренности (академической, интеллектуальной), направленный на обогащение содержания
обучения посредством системно выстроенных интегративных знаний на основе глобальных тем философского содержания (например, темы года МБОУ Академического лицея г Томска: «Синергетика» — 2014/15 учебный год, «Авто-трофность» — 2014/15 учебный год, «Необходимость и случайность» — 2015/16 учебный год), учитывающих возможность динамики интереса обучающихся при специально выстроенных организационно-педагогических условиях. Обеспечение на практике концептуальных подходов к работе с одаренными обучающимися актуально через организацию повышения квалификации, поиск новых содержательных подходов.
В данном исследовании нами рассмотрен опыт повышения квалификации педагогов при реализации междисциплинарного обучения в общеобразовательном учреждении. Идея междисциплинарного обучения, основанного на тематической междисциплинарной интеграции, была предложена профессором С. Кэплан (США) для обучения и развития одаренных детей и включала совокупность применения образовательно-развивающей технологии, проблемного обучения, технологии развития критического мышления и других технологий и методик. Для педагогов является важным понимание комплексного подхода к реализации междисциплинарного обучения, специального сопровождения и совершенствования педагогического и профессионального мастерства.
Специфика подготовки профессионала для работы с одаренными обучающимися должна заключаться: в формировании профессионально-личностной позиции педагогов с учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей; создании системы консультирования и тренингов; создании психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства; демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создании творческой и свободной атмосферы обучения; профессиональной, постпрофессиональной подготовке [5; 6; 9].
В целях повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися в стратегии междисциплинарного обучения, в процессе проведения исследования в МБОУ Академический лицей г. Томска была разработана инновационная программа повышения квалификации учителей, которая включала модули: «Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога», «Программа коучинга», «Локальная система повышения
квалификации», «Сетевое региональное взаимодействие».
Модуль «Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога» МБОУ Академический лицей г. Томска по технологии обучения способных и одаренных детей ориентирован на педагога, мотивированного повысить уровень проявления и развития своих творческих способностей и профессионализма. Данный модуль реализуется посредством получения второго высшего образования, обучения в аспирантуре и докторантуре; освоения интернет-технологий; целевого обучения методике преподавания одаренным детям и др. [4]. Результат модуля — участие в индивидуальной программе коуча и повышение квалификации; демонстрация полученных компетентностей посредством сетевого регионального взаимодействия.
Программа коучинга разработана с целью профессиональной помощи человеку в определении и достижении его личностных и профессиональных целей. Термин «программа коучинга» принадлежит Дж. Уитмору. Программа Академического лицея г. Томска включала 5 модулей: «Вхождение в систему деятельност-ной педагогики»; «Профессиональный коучинг учителя в предметной области»; «Родительский менеджмент Управляем вместе»; «Коучинг в стратегическом управлении и планировании»; «Теория и практика работы с одаренными детьми: междисциплинарная стратегия» [7]. Эти модули дают возможность быстрого внедрения педагогических инициатив в образовательные практики общеобразовательных учреждений, в систему ДО, а также вхождения в региональную образовательную сеть.
Локальная система повышения квалификации в МБОУ Академический лицей г. Томска реализуется посредством системы курсов по методике работы и научно-методической и исследовательской деятельности. Результатами сетевого взаимодействия может быть создание комплекса научно-методических и практико-ориентированных мероприятий.
Модуль «Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога» взаимосвязан как с «Локальной системой повышения квалификации в МБОУ Академический лицей г. Томска», так и с «Программой коучин-га», «Сетевым региональным взаимодействием на территории Томской области», которые функционируют как целостная система.
Стремление педагогического коллектива Академического лицея к постоянному про-
фессиональному росту и повышению качества преподавания находит отражение в разделах, включенных в модуль V «Теория и практика работы с одаренными детьми: междисциплинарная стратегия». Данный модуль содержит теоретический и практический уровни работы с одаренными обучающимися в рамках междисциплинарного обучения, рассчитан на 72 академических часа, разработан при участии авторов статьи, предназначен для субъектов образования различного типа: педагогов дошкольного и школьного уровней, психологов (как дополнение к модулю III), при этом являясь отдельным самостоятельным блоком. Целью модуля является обучение теории и практике развития одаренности детей в рамках междисциплинарного обучения на курсах профессиональной подготовки и переподготовки субъектов образования. В задачи модуля входят: изучение и освоение концептуальных основ теории и практики в области междисциплинарного обучения; изучение и анализ имеющегося опыта и подходов к междисциплинарному обучению; определение проблемного поля для дальнейших исследований в теории и практике междисциплинарного обучения, перспектив работы с одаренными детьми в рамках проекта «Наша новая школа»; организация творческих тандемов для дальнейшей разработки данной темы.
Модуль V «Теория и практика работы с одаренными детьми: междисциплинарная стратегия» включает следующий комплекс: передачу опыта работы с одаренными детьми в рамках междисциплинарного обучения на территории г Томска; сравнительный анализ существующих моделей развития одаренности; диагностика и экспертная оценка разработанных моделей развития одаренности; корректировка имеющихся моделей; экспертная оценка представленных моделей и содержания деятельности. Реализация модуля осуществляется за счет участия в мастер-классах коучей; изучения нормативных документов; теоретического консультирования; постоянно функционирующих консультаций; организации обмена опытом; организации конференций; демонстрации практических занятий/уроков по предметам. Методы, применяемые при реализации модуля: анкетирование; диагностика; анализ и рефлексия; проектирование; стимулирование к организации творческих тандемов и сообществ по проблемной тематике; привлечение педагогов ОУ г. Томска к сотрудничеству с целью обмена опытом; информирование о семинарах и конференциях в Интернете; об-
суждение инновационных подходов к развитию одаренности; презентация опыта.
Модуль построен таким образом, чтобы педагоги, психологи, руководители, участвующие в качестве молодого/начинающего специалиста (клиента) или коуча (наставника), получили возможность изучения, анализа и применения имеющегося позитивного опыта работы с одаренными обучающимися в рамках междисциплинарного обучения, а также создания творческих тандемов с целью дальнейшей выработки новых путей развития одаренности. Модуль V «Теория и практика работы с одаренными детьми: междисциплинарная стратегия», представленный как единый комплекс мероприятий, органично входит в модуль «Сетевое региональное взаимодействие». Ожидаемыми результатами реализации модуля являются:
— апробирование педагогами имеющихся подходов в работе с одаренными обучающимися;
— осуществление подбора эффективных методических средств и форм работы педагогического коллектива в рамках глобальных тем философского содержания;
— создание среды, обеспечивающей совершенствование педагогического мастерства, развитие личности педагога;
— создание методического банка данных, включающего теоретический и практический материал междисциплинарной направленности, для работы с одаренными обучающимися;
— повышение эффективности педагогической деятельности в целом;
— распространение научно-методического пакета документов по вопросу работы с одаренными детьми в образовательной практике г. Томска, Томской области и других регионов России.
Следующим шагом в усовершенствовании процесса повышения квалификации является разработка программы структурной организации индивидуального коучинга педагога в рамках повышения квалификации средствами междисциплинарного обучения с целью развития одаренности обучающихся. Данная программа разработана по заказу образовательных организаций г. Северска Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования» г. Томска, Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Научная новизна этой программы заключается в том, что предложен новый подход к организации повышения квалификации, основанный на введении
коучинговой поддержки педагогов в течение учебного времени по накопительной системе часов; разработан механизм подготовки педагогического состава для развития одаренности обучающихся, базирующийся на принципах и методах междисциплинарного обучения средствами индивидуализации,адресности.
Теоретическая значимость заключается в дополнении концепции междисциплинарного обучения в аспекте повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми и обогащении теории развивающего обучения как способности учителя к педагогическому творчеству, склонности и потребности понимания интеграции различных знаний.
Практическая значимость состоит в приобретении педагогом компетенции на основе концептуальных стратегий программ для одаренных детей и подготовки специалистов высокого методического уровня, владеющих формами, способами, приемами развития одаренности средствами междисциплинарного обучения.
Апробация состоялась на базе федеральной инновационной площадки МБОУ Академический лицей г Томска и ЦПК «Планирование карьеры».
Создание системы коучинговой поддержки педагогов образовательных организаций в рамках повышения квалификации средствами междисциплинарного обучения для развития одаренности обучающихся предполагает следующие этапы:
1-й этап. Рассмотрение теории и основополагающие позиции педагогики одаренности. Деятельность коуча: организация семинарских занятий/круглых столов с участием клиента. Деятельность клиента: обмен витагенным опытом в заданном векторе. Ожидаемый результат: определение интереса (мотивации), личной заинтересованности в развитии темы по педагогике одаренности.
2-й этап. Введение основных методологических позиций междисциплинарного обучения (интеграция разного уровня, глобальная тема, исследовательская деятельность в рамках глобальной темы и др.). Деятельность коу-ча: организация семинарских занятий/открытых уроков коуча, оказание консультационной помощи в освоении методологии междисциплинарного обучения через демонстрационную практику (мастер-классы). Деятельность клиента: изучение и анализ источников по проблеме, консультации с коучем. Ожидаемый результат: эффективное применение элементов
междисциплинарного обучения в педагогической деятельности.
3-й этап. Практика создания уроков в рамках междисциплинарного обучения. Деятельность коуча: коучинговая поддержка в форме совместной деятельности: доведение до клиента философского содержания темы; вариативности толкования и подходов. Деятельность клиента: совместная творческая работа с коу-чем (разработка междисциплинарных уроков по тематическому блоку). Ожидаемый результат: представление результатов экспериментальной деятельности на предметной кафедре.
4-й этап. Экспериментальное использование междисциплинарных программ в курсе обучения. Деятельность коуча: коучинговая поддержка в форме совместной деятельности дистанционно (определение личной траектории практики реализации междисциплинарного обучения в педагогической работе). Деятельность клиента: проведение профессиональных проб различных направлений междисциплинарного обучения. Ожидаемый результат: представление первичных результатов педагогического опыта на педагогическом совете, предметной кафедре, сообществу предметников.
5-й этап. Рефлексия. Деятельность коуча: совместный анализ результатов деятельности клиента по вхождению в междисциплинарное обучение. Деятельность клиента: совместный анализ результатов деятельности. Ожидаемый результат: проведение коррекционных мероприятий.
6-й этап. Создание творческой группы по внедрению междисциплинарного обучения. Деятельность коуча: руководство проектами, проведение мероприятий разного уровня по проблеме исследования. Деятельность клиента: участие в проектах/мероприятиях разного уровня по проблеме исследования. Ожидаемый результат: представление опыта на научно-практических конференциях разного уровня.
7-й этап. Создание дистанционного методического сообщества по разработке теории и практики внедрения междисциплинарного обучения как способа развития одаренности обучаемых. Деятельность коуча: дистанционное очное/заочное сотрудничество с обученными клиентами по вопросам передачи навыков коуча по заданной теме междисциплинарного обучения. Деятельность клиента: предъявление теоретических знаний по коу-чинг-программе в форме дистанционного за-
чета, составление плана реализации программы корпоративного коучинга в форме сетевого взаимодействия. Ожидаемый результат: представление опыта.
Данный этап является завершающим условно, так как проекция, заданная в процессе совместной работы, сотрудничества, и творческая составляющая процесса не могут быть ограничены временными рамками.
Опыт Академического лицея г. Томска, представленный в исследовании, может быть применен и дополнен в образовательных учреждениях, занимающихся вопросом повышения квалификации, с целью развития одаренности средствами междисциплинарного обучения. Новые подходы к непрерывной системе повышения квалификации педагогов, включающие в себя многообразие видов и форм, способствуют достижению современных задач, стоящих перед педагогом, работающим с одаренными детьми в стратегии междисциплинарного обучения, а именно: быть многопрофессиональным специалистом, владеющим методикой преподавания конкретного предмета и умением организовать учебный процесс, быть педагогом-исследователем, способным выстраивать отношения с социальными партнерами с учетом его профессиональных перспектив перейти из разряда «клиенты» в «коучи»; успешно реализовывать сетевые программы регионального уровня;
активно участвовать в профессиональных конкурсах педагогов.
1. Батаршев А. В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Педагогика. — 2014. — № 8. — С. 68-77.
2. Рабочая концепция одаренности. — М., 2003. — 94 с.
3. Взаимосвязь профессионального образования и занятости молодежи в Западной Европе и России / Е. А. Пахомова, В. А. Овчинников, М. П. Пальянов и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (15). — С. 6-13.
4. Тоболкина И. Н. Управление внедрением междисциплинарного обучения. Стратегия междисциплинарного обучения : материалы I Областной науч.-практ. конф. — Томск : Томский ЦНТИ, 2005. — С. 14-25.
5. Тоболкина И. Н., Галкин Д. В. Построение профильного обучения на основе междисциплинарной стратегии : на-уч.-метод. пособие. Ч. II: Внедрение междисциплинарного обучения: опыт Академического лицея. — Томск : Томский ЦНТИ, 2004. — С. 5.
6. Тоболкина И. Н., Черепанова Т. Б., Майстровая З. Г. Коррекция мотивационного потенциала лицеиста педагогом по сопровождению индивидуального развития личности. Вып. I: Научно-методические рекомендации. — Томск : Томский ЦНТИ, 2006. — 28 с.
7. Тоболкина И. Н., Панова Е. В. Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования. — Томск, Томский ЦНТИ, 2009. — 88 с.
8. Шонтукова И. В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателя в свете введения ФГОС // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 80-84.
9. Apostel L. Terminology and Concept // Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. — Paris, 1972. — P. 77-102.
УДК/uDC 378
Т. Д. Рожина, О. С. Степанова T. Rozhina, O. Stepanova
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ВУЗЕ: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
changing role of a foreign languages teacher
IN A FEDERAL uNIVERSITY: MAIN CHALLENGES OF THE TIME
В статье речь идет о деятельности преподавателя иностранного языка в федеральном вузе. Авторы останавливаются на особенностях преподавания иностранного языка в современный период развития образования. Они рассматривают модель преподавателя, акцентируя внимание на характеристиках профессиональных компетенций преподавателя иностранных языков, подчеркивая его уникальность
как представителя иноязычной культуры и как языковой личности с дидактическими и методическими знаниями. В статье анализируются основные роли преподавателя иностранного языка в учебном процессе вуза, а также подчеркивается необходимость выдвижения на передний план преподавателя-исследователя, занимающегося научным поиском и вовлекающего в него студентов.