Научная статья на тему 'Коучинговый подход к развитию рефлексивно-субъектной позиции педагогических работников и управленческих кадров в системе повышения квалификации'

Коучинговый подход к развитию рефлексивно-субъектной позиции педагогических работников и управленческих кадров в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ЗАПРОС / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНО-СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОУЧИНГ / КОУЧ-ПОЗИЦИЯ КОУЧ-МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОУЧ-СТИЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпова Надежда Павловна

В статье обсуждаются возможности применения коучингового подхода к организации процесса повышения квалификации работников образования. Автор рассматривает рефлексивно-субъектную позицию специалиста как психологическую основу успешной реализации идеологии федеральных государственных образовательных стандартов и процессов совершенствования профессиональных компетентностей педагогов. Предпринята попытка сравнительного анализа рефлексивно-субъектной позиции с коуч-позицией. Представлена методология коучингового подхода, который предполагает создание пространства раскрытия латентного таланта человека с целью максимального повышения его эффективности в самореализации. Автор определил совокупность ключевых идей, лежащих в организационно-содержательной основе курсов повышения квалификации специалистов разных направлений подготовки. В качестве примеров продемонстрировано применение коуч-техник на лекционно-практических занятиях курсов ПК, а также возможности проектирования дополнительных профессиональных программ в коучинговом подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coaching approach to development of a reflexive and subjective position of pedagogical workers and managerial personnel in system of advanced training

The article discusses possibilities of application of coaching approach to organization of process of advanced training of educators. The author considers a reflexive and subjective position of specialist as a psychological basis of successful implementation of ideology of Federal State Educational Standards and processes of professional advanced training of teachers. The comparative analysis of reflexive and subjective position with coach-based item is made. The methodology of coaching approach which assumes creation of space of disclosure of latent talent of the person for the purpose of the maximum increase in its efficiency in self-realization is provided. The author determined set of the key ideas which are the organizational and substantial cornerstone of advanced training course of specialists of the different directions of training. As examples of the coach-technicial application in a lecture practical training of course of PC, and also a possibility of designing of additional professional programs in coaching approach are shown.

Текст научной работы на тему «Коучинговый подход к развитию рефлексивно-субъектной позиции педагогических работников и управленческих кадров в системе повышения квалификации»

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Коучинговый подход к развитию рефлексивно-субъектной позиции педагогических работников и управленческих кадров в системе повышения квалификации

Н. П. Эпова

Coaching approach to development of a reflexive and subjective position of pedagogical workers and managerial personnel in system of advanced training

N. P. Epova

Аннотация. В статье обсуждаются возможности применения коучингового подхода к организации процесса повышения квалификации работников образования.

Автор рассматривает рефлексивно-субъектную позицию специалиста как психологическую основу успешной реализации идеологии федеральных государственных образовательных стандартов и процессов совершенствования профессиональных компетентностей педагогов.

Предпринята попытка сравнительного анализа рефлексивно-субъектной позиции с коуч-позицией. Представлена методология коучин-гового подхода, который предполагает создание пространства раскрытия латентного таланта человека с целью максимального повышения его эффективности в самореализации. Автор определил совокупность ключевых идей, лежащих в организационно-содержательной основе курсов повышения квалификации специалистов разных направлений подготовки.

В качестве примеров продемонстрировано применение коуч-техник на лекционно-практических занятиях курсов ПК, а также возможности проектирования дополнительных профессиональных программ в коучинго-вом подходе.

Abstract. The article discusses possibilities of application of coaching approach to organization of process of advanced training of educators.

The author considers a reflexive and subjective position of specialist as a psychological basis of successful implementation of ideology of Federal State

Educational Standards and processes of professional advanced training of teachers.

The comparative analysis of reflexive and subjective position with coach-based item is made. The methodology of coaching approach which assumes creation of space of disclosure of latent talent of the person for the purpose of the maximum increase in its efficiency in self-realization is provided. The author determined set of the key ideas which are the organizational and substantial cornerstone of advanced training course of specialists of the different directions of training.

As examples of the coach-technicial application in a lecture practical training of course of PC, and also a possibility of designing of additional professional programs in coaching approach are shown.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, профессиональные компетентности, персонифицированный запрос, гуманистическая психология, рефлексивность, субъ-ектность, рефлексивно-субъектная позиция, рефлексивное управление, коучинг, коуч-позиция коуч-менеджмент, организационная культура, проектирование дополнительных профессиональных программ в коуч-стиле.

Keywords: Federal State Educational Standard, professional standard, professional competence, personified request, humanistic psychology, reflex-ivity, subjectivity, reflexive and subjective lineposition, reflexive management, coaching, coach-based position, coach-management, organization culture, designing of additional professional programs in coach-based-style.

Одной из важнейших задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации специалистов, что в свою очередь должно обеспечить качественное обновление педагогического корпуса. Значимым для системы образования является и другой документ - «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [1].

Данная Программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.

Неоспоримой является мысль о том, что повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособность напрямую зависят от профессионального уровня педагогических работников. В стремительно меняющемся мире одним из главных профессиональных качеств учителя становится готовность к переменам, мобильность, способность принятия ответственных и нестандартных решений педагогических проблем, самостоятельность в определении направлений личного и профессионального развития.

Модернизация системы образования невозможна без модернизации педагогической деятельности и условий ее развития. Педагог (учитель, воспитатель) - ключевая фигура образования, это главный источник успехов или неудач обучающихся.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) подразумевает яркое проявление субъектной позиции всех участников образовательного процесса. Если ФГОС будет воспринят педагогическим сообществом как нечто навязанное сверху, он будет претворяться лишь в бумажном виде. Об этом сегодня уже говорят ученые и сами практики. Так, В. С. Лазарев отмечает явное

расхождение между декларациями о намерениях ФГОС и их практическим воплощением [2, с. 46]. М. В. Воропаев пишет о том, что «реформа прямо касается жизненных интересов большей части населения и вызывает жесткую эмоциональную критику» [3, с. 30]. Е. Б. Зеленина рассуждает о том, станут ли стандарты базой для развития образования или повлекут за собой инертность, сформируют антиинновационные барьеры, и говорит о том, что самая опасная стандартизация - стандартизация поведения и внутреннего мира педагога-псевдоинноватора [4, с. 105]. В. В. Монахов признает: «в школьных стандартах отсутствует проверяемость всех декларируемых результатов - нет описания механизмов контроля этих результатов, что стимулирует необъективность в оценках, бюрократизацию, разрушение единого образовательного стандарта» [5, с. 18].

В. В. Робский приходит к выводу о том, что осознанное внедрение ФГОС, основанных на системно-деятельностном подходе, в действительности является задачей политической, так как формирует субъектную позицию граждан страны, развивает их рефлексию, обеспечивает невозможность манипулирования ими и объектного отношения к ним [6].

М. М. Поташник при рассмотрении ФГОС как новшества, прежде всего, указывает на «обеспечение и реализацию только субъектной позиции учителя и ученика в образовательной деятельности, и считает, что субъектная позиция является главной психологической установкой, без которой освоение ФГОС невозможно» [7, с. 46].

Субъектная позиция может обеспечить погружение педагога в идеологию стандарта, поиск ответов на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Почему и кому это важно?», «Что я могу сделать?», «В чем мне следует измениться?». От каждого учителя требуются переосмысление и выработка собственной профессиональной позиции, освоение новых знаний и профессиональных умений, поиск новых ресурсов развития.

В. В. Робский признаёт, что субъектность есть суть, содержание и проявление личности, а субъектную позицию называет рефлексивной [6]. А. А. Грицанов отмечает, что «рефлексия предполагает переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к са-

А

ЧИППКРО

мосознанию, т. е. саморефлексии» [8] и обеспечивает становление системы ценностей. Рассмотрение рефлексии в качестве принципа поведения актуально, так как она основана на культурных средствах и является творческим процессом, позволяющим действительно порождать новые системы ценностей. С помощью рефлексии человек создает интерпретации себя, находит аргументы и связывает между собой различные виды поведения [9]. ФГОС как раз и предполагает появление нового поведения педагога и руководителя.

В связи с этим мы считаем целесообразно говорить о рефлексивно-субъектной позиции современных педагогов, и особенно, руководителей образовательных организаций. Только имея опыт развития рефлексивности и «становления в себе самом субъекта управления, директора и завучи будут иметь возможность, право и умение обеспечивать рост субъектно-сти учителей, а через них и учеников» [7, с. 49].

Стоит обратить внимание на то, что еще К. Роджерс утверждал, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися. Выделялись три основные установки учителя: 1) открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям; 2) принятие, доверие, внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого ученика; 3) умение видеть внутренний мир - постоять в чужих туфлях (рефлексия) [10].

Отметим также, что реальная действительность XXI века - это информационная эпоха, это новая пространственно-временная ситуация, в которой находится современный человек и ребенок. В школе сегодня другой ребенок, а значит, педагог должен это хорошо осознавать (рефлексировать), знать и уметь работать с детьми нового поколения, быть транслятором будущего, и хранителем вечных нравственных ценностей, быть активным субъектом собственной жизнедеятельности. Актуализируются задачи формирования акмеологических ценностей педагога, становления его активной профессиональной позиции, развитой рефлексии.

Для того чтобы активность личности специалиста была самоуправляемой, она должна находиться в благоприятной среде жизнедея-

тельности и осуществления профессиональных функций. Необходима творческо-развивающая среда как пространство смыслообразования и формирования мировоззренческой позиции современного педагога, как территория содействия его профессионально-личностному росту.

Отличным условием для создания такой среды является применение методологии ко-учингового подхода, который содержит необходимые ресурсы для развития профессиональных компетенций и личностных качеств современного специалиста. Коучинг в образовании выступает как пространство, где происходит раскрытие латентного таланта человека с целью максимального повышения его эффективности в самореализации. В. В. Зеленин пишет: «следует считать коуч-парадигму революционной концепцией творческого развития человечества, которая стремительно приходит на смену традиционной педагогической парадигме образования» [11, с. 54].

Подчеркнем, что особую актуальность коуч-парадигма и коуч-менеджмент как новая форма управленческой деятельности приобретают в условиях быстрых трансформаций и внедрения инноваций в образовательной системе страны, что, в свою очередь, предъявляет современные требования к профессиональным компетенциям специалистов системы образования. Чрезвычайно актуальными становятся вопросы профессионального развития и раскрытия личностного потенциала руководящих кадров и педагогических работников. Особая миссия принадлежит системе повышения квалификации, которая может эффективно содействовать профессиональному развитию специалиста, оперативно «снабдить» его современными способами устранения профессиональных дефицитов, так как именно система повышения квалификации находится «рядом» с педагогом и способна оперативно реагировать на его персонифицированные запросы.

На наш взгляд, внедрение коуч-подхода через применение коуч-стиля и создание коуч-среды в системе повышения квалификации является эффективным условием для становления рефлексивно-субъектной позиции специалистов, освоения ими необходимых компетенций, переноса принципов коучинга в образовательное пространство. Рефлексивно-субъектная позиция имеет сходство с коуч-позицией. В чем это сходство:

- в безоценочности, в принятии себя и другого человека как целостной системы, включающей хранилище всех внутренних богатств человека;

- в отношении к внутреннему диалогу как постоянному поиску расширенной рамки восприятия мира и глубинного центра внутренней правды;

- в восприятии своей жизни в развитии, понимании того, что жизнь является чем-то большим, чем сумма ее частей;

- в устремленности взгляда в будущее.

Прежде чем представить примеры применения коуч-подхода в процессе повышения квалификации различных специалистов системы образования, рассмотрим ключевые идеи ко-учинга.

М. М. Поташник называет коучинг вершиной управленческого профессионализма руководителя в работе с людьми [12, с. 213]. В своей книге «Эксклюзивные аспекты управления школой» ученый представляет дайджест практического пособия Сэра Джона Уитмора «COACHING - новый стиль менеджмента и управления персоналом», 2000 г.

Сэр Джон Уитмор утверждает, что признание принципов коучинга в поведении и взаимодействии призывает к фундаментальным изменениям стиля и культуры управления. Основополагающими принципами являются: повышение осознания и формирование ответственности исполнителя [13]. Для эффективной деятельности важно наличие цели, которую люди осознанно ставят перед собой и за достижение которой они чувствуют ответственность. Коуч-руководитель должен сделать все, чтобы цель была принята подчиненным, сотрудником, учеником как своя личная цель, иначе высоких результатов достичь невозможно. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности, это стиль управления и важный метод оптимизации потенциала и уровня исполнения. Коучинг не учит, а помогает учиться. Если менеджер, руководитель не верит, что люди обладают гораздо большими способностями, чем они обычно проявляют, он не сможет помочь раскрыть их. Для успешного использования ко-учинга необходимо взглянуть на скрытые способности каждого человека более оптимистично. В людях надо видеть будущие возможности, а не прошлые дела.

Коучинг акцентирует внимание на возможности развития внутренних навыков, гибкости, выбора, личностного мастерства, творчества и понимания смысла деятельности человека. Умелое применение коуч-управления как стиля управления содействует пониманию субъектом того, что он может решить любую производственную проблему и не только, но и способен на гораздо большее, чем сам о себе думает. Главным результатом такого стиля управления является создание условий для трансформационных изменений, как профессионального опыта сотрудника, так и его личности в целом, а также положительные изменения в развитии образовательной организации. Успешно применяемые коуч-технологии в управлении помогают руководителю и сотруднику развеять неуверенность и сомнение в собственных силах, осуществить видение результата, к которому будет стремиться как вся система (педагогическая система образовательной организации), так и отдельная личность (педагог, руководитель) [14, с. 157; 15].

Личность сотрудника, как отмечает М. М. Поташник, в коучинге рассматривается не как пустой сосуд, который для эффективной деятельности должен быть наполнен извне необходимыми сведениями и инструкциями, а как обладающее огромным потенциалом семя, которое с помощью умелого руководителя раскрывает свой потенциал и в результате превращается в сильное и мощно действующее сознание. Коучинг предполагает, что мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас [13]. И здесь уместно привести суждение о том, что новое (в данном случае коучинг) - это хорошо забытое старое и родоначальником этого нового направления можно считать древнегреческого философа Сократа (470-399 гг. до н. э.), который основал диалектику как метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, раскрыл приемы сократовской майевтики (духовного «родовспоможения»), и было это более двух тысяч лет назад.

Современные исследования свидетельствуют, что человеческий потенциал реализуется лишь на 40%, а среди внешних препятствий

А

ЧИППКРО

чаще упоминаются: структурные и процедурные рамки компании; недостаток возможностей и поддержки; стиль руководства компании / начальника. Внутренним препятствием называется боязнь неудачи, неуверенность в себе и сомнение в собственных силах. Для того чтобы сформировать у других уверенность в себе, нужно отказаться от желания контролировать их или поддерживать в них убежденность в превосходстве руководителей. Для формирования уверенности в себе человеку необходимо накапливать успех и понимать, что успех - это результат собственных усилий. Специалист также должен знать, что другие в него верят и когда он делает выбор или принимает решение, его поддерживают, доверяют, не ограничивают. Это значит, что к специалисту относятся как к равному независимо от того, какую должность он занимает. Руководителю полезно задавать следующие вопросы: «На сколько процентов человеческий потенциал обычно реализуется на рабочем месте?», «Какие внешние и внутренние препятствия мешают проявлению этого потенциала?» [16].

Таким образом, коучинг - это воздействие, основной целью которого является формирование уверенности в себе независимо от содержания конкретного задания, а стиль управления, базирующийся на коучинге, подразумевает появление дополнительной персональной ответственности.

Рассмотрим несколько примеров внедрения коуч-стиля и коуч-техник в пространство курсовых мероприятий по повышению квалификации: руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций; специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования; специалистов методических служб; экспертов по аттестации педагогических работников, аккредитации и лицензирования образовательных организаций. Наш опыт также содержит примеры применения коучингового подхода к повышению квалификации педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) учреждений, учителей-логопедов.

Ключевыми идеями для нас при проведении лекционно-практических занятий являются:

- лекции, практические занятия - это территория открытых (продвигающих) вопросов, поэтому во время занятий звучит много вопросов,

что активизирует обучающихся (их субъект-ность и рефлексивность); вопросы преподава-теля-коуча порождают не только ответы, но и стимулируют появление вопросов со стороны участников, развивают их субъектную позицию;

- участники курсовых мероприятий - это не «слушатели», а обучающиеся, которые активно осваивают предлагаемые техники; в ходе диалогов, дискуссий и практик развивают профессионально важные качества (ПВК) - рефлексивность, субъектность, ответственность, осознанность; раскрывают содержание собственной мотивационной и операциональной сфер взрос-лого-обучающегося;

- знакомство обучающихся с пятью принципами М. Эриксона, их обоснование с точки зрения основ гуманистической психологии и педагогики, личностно-ориентированного образования оказывает влияние на мотивационную сферу обучающихся, обеспечивает обновление профессиональных ценностей, переоценку профессиональных позиций, формирование коуч-позиции, преодоление негативных установок прошлого опыта, перестраивание (до-формирование или переформирование) профессиональной деятельности, включение или изъятие из нее отдельных звеньев;

- обязательное обеспечение рефлексивной деятельности обучающихся, осуществление рефлексивного управления процессом их обучения. Результатом последнего становится взаимодействие управляющего (преподавате-ля-коуча) и управляемого (обучающегося), которому делегируются полномочия и ответственность за собственные результаты и у которого развиваются способности к самоуправлению своей деятельностью. Особенностью процесса обучения в стиле коучи является ориентация на перспективную рефлексию, которая включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представления о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых будущее;

- процесс обучения осуществляется в соответствии с этапами «стрелы коучинга»: создание доверительных отношений; постановка цели; формат конечного результата; создание опыта (применение методик и техник коучин-га), дискуссии; поиск ресурсов и возможностей;

определение шагов и действий; итоги, ценность учебного занятия);

- занятие начинается с постановки серии вопросов: «Что вы хотите узнать (уточнить) сегодня по обсуждаемой теме?», «Какой результат вы хотите получить по завершению нашей встречи?», «Почему это важно для вас?», «Какие способы у нас есть для того, чтобы получить планируемый результат?», «Что было наиболее ценным и важным сегодня для вас?», «Когда вы хотите получить результат?», «С чем вы уходите?», «Какие первые шаги вы готовы предпринять в ближайшее время?» и др. Серия вопросов техники «Формат конечного результата» позволяет уточнить образовательный и профессионально-личностный запрос обучающихся;

- применение арсенала методов коучингово-го активного обучения для создания опыта и нахождения ресурсов: метода решения конкретных ситуаций (КС) и кейс-стади в преломлении принципов коучинга; лекции-визуализации («Опишите вашу школу через год (два, три), в которой реализуется ФГОС (профессиональный стандарт; инклюзивное образование)?», Что в ней происходит? Сколько в ней учеников? педагогов? Как вы понимаете, что в школе реализуется ФГОС (инновация)?» и др.); «Формат конечного результата»; «Шкалирование (ясности, важности, удовлетворенности)»; «Колесо баланса»; «Пирамида логических уровней»; «Линия времени»; «Стейкхолдеры»;

- научно-методическое обеспечение учебных занятий: в ходе курсовых мероприятий применяются подготовленные нами учебные пособия «Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого-педагогический ракурс», 2015 г.; «Рефлексивная культура личности руководителя школы как фактор эффективного взаимодействия субъектов в условиях трансформации образования», 2016 г.; «Рефлексивная культура педагога», 2009 г., раскрывающие теоретические и методические основы заявленных проблем с обязательным рассмотрением коуч-техник и применением коуч-методик для их разрешения.

Так, в учебном пособии «Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого-педагогический ракурс» мы представили описание технологического инструментария - «Колесо перехода образователь-

ной организации к реализации инклюзивного образования», «Формат конечного результата (описание планируемых результатов при построении модели инклюзивного образования в школе» - для решения проблем разработки и внедрения моделей инклюзивного образования).

В учебном пособии «Рефлексивная культура личности руководителя школы как фактор эффективного взаимодействия субъектов в условиях трансформации образования» представлен параграф «Коучинг - новый стиль менеджмента в управлении персоналом». Параграф содержит описание процесса проектирования ко-учинговых этапов на процесс управления образовательной организацией в условиях социокультурных изменений, а также образовательную программу спецкурса «Рефлексивное управление образовательной организацией: актуальные техники и приемы» (36 часов). Спецкурс ориентирован на освоение обучающимися техник и приемов развития мотивации сотрудников, построение системы организационной культуры на рефлексивной основе и коуч-стиле.

Таким образом, определение совокупности ключевых идей; методология и методика конструирования учебного занятия и целостных образовательных программ в коуч-стиле, а также подготовка научно-методического сопровождения образовательного процесса предоставляют благоприятные возможности для обеспечения повышения профессионального мастерства и личностного роста (рефлексивно-субъектной позиции) работников образования. Особенно подчеркнем, что применение коучин-гового подхода и его методик позволяет эффективно обеспечивать персонифицированный характер повышения квалификации специалистов по уровням образования и направлениям подготовки обучающихся.

Расширение нашего опыта по применению коуч-подхода и коуч-стиля в системе повышения квалификации приводит нас к мысли о свойстве метаприменения коучинга, его универсальности и эффективного применения к любой образовательной теме в проблемном поле специалистов разных направлений подготовки.

Например, в работе с руководителями образовательных организаций при рассмотрении

А

ЧИППКРО

темы «Психологические основы управления персоналом. Развитие педагогического кадрового потенциала. Планирование деловой карьеры» исследуем следующие вопросы: «Как мотивировать педагогов к реализации ФГОС как системной инновации, к которой педагоги демонстрируют разные позиции и отношение?», «Почему важно планировать деловую карьеру специалистов?» и др. При построении системы управления персоналом актуально применение техники «Формат конечного результата».

При рассмотрении темы «Компетентности современного педагога. Государственные требования к уровню профессиональной компетентности педагога. Базовые принципы проведения аттестации» в рамках курсовых мероприятий для экспертов по аттестации качества педагогической деятельности уместным является применение пирамиды логических уровней, которая позволяет прояснить истинную миссию эксперта. Проходя по уровням пирамиды и отвечая на такие вопросы: «Каким образом вы будете осуществлять экспертизу качества педагогической деятельности?», «Как вы поймете, что вы профессионально и грамотно осуществляете экспертизу?», «Что вам необходимо сделать, чтобы быть успешным экспертом?», «Что вы будете понимать под лучшим результатом экспертной деятельности?» мы расширяем видение эксперта. Вопрос «Кому еще важно то, что вы осуществляете экспертизу и аттестацию педагогических кадров?» приводит специалистов к рассуждению о том, что основная задача эксперта заключается в содействии развитию педагогов, определению их точек роста и дальнейшего совершенствования профессионального уровня. Открывается понимание того, что система образования в целом заинтересована в качественной деятельности самих экспертов как ресурса развития образования, что актуализирует собственно экспертную деятельность и повышает осознанность и ответственность к ее осуществлению.

Применение принципов М. Эриксона к процедурам аттестации педагогов повышает осознанное проведение экспертных процедур. С аттестующимся педагогом «все хорошо», у него есть все ресурсы, и намерения его позитивны. Позитивными являются и намерения самого эксперта. И тогда возникает установка на конструктивное взаимодействие в простран-

стве экспертизы, на применение «понимающей» экспертизы, наряду с нормо-контро-лирующей.

Аналогично строится работа по изучению темы «Качество образования и особенности его экспертной оценки. Педагогические основы экспертного оценивания. Методы экспертизы. Стандартизация как основа управления качеством образования». Особое внимание экспертов по лицензированию и аккредитации образовательной деятельности обращается на миссию и ценности деятельности эксперта.

Тема «Методы социального управления развитием инновационной школой. Деятельность специалиста МОУО» предполагает выработку видения, стратегии и тактики развития школы. В связи с этим целесообразны постановка вопросов типа «Как если бы» и сдвиги различного типа. «Давайте предположим, что у вас есть все необходимые ресурсы для развития школы, что изменится в ее деятельности?», «Что вам нужно для изменений?», «Только предположите, что ...», «Представьте, что сейчас январь

20_. Опишите результаты, которые достигли

школы вашего муниципалитета благодаря системе, построенной вами?». Кроме того, уместно исследовать поддерживающую среду для реализации проектов инновационного развития школы.

Тема «Технологии командообразования» предоставляют возможности для применения техники «Вдохновляющие истории», которые способствуют определению ценностей, объединяющих группу специалистов.

Изучение тем «Психологические аспекты деятельности учителей профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ. Ситуационный подход к преодолению отклонений в поведении», «Психологические особенности детей с ОВЗ» предполагают, в том числе обсуждение принципов М. Эриксона, анализ конкретных ситуаций сквозь призму этих принципов, а также развитие уровней слушания педагога.

Примером успешного применения коучин-гового подхода в системе повышения квалификации является реализация дополнительных профессиональных программ «Организация научно-исследовательской педагогической деятельности в условиях инноваций: содержание, технология» и «Технологии научно-педагогической экспертизы эффективности иннова-

ционных процессов в образовании». Данные программы подготовлены отделом научно-методической работы института повышения и адресованы заместителям руководителей образовательных организаций по НМР и УВР, руководителям методических объединений и методических служб, творчески работающим педагогам, педагогам-новаторам, молодым педагогам, тьюторам и научным консультантам. Среди планируемых результатов обучающих мероприятий: освоение технологии проектирования, разработка инновационного проекта и его экспертная оценка. Особенностью данных курсовых мероприятий является применение коучин-гового подхода всеми участниками команды преподавателей. Это позволило обеспечить: единство подходов к проектированию, технологичность и осознанность в выработке способов проектирования, рефлексию планируемого результата.

Активно использовались открытые вопросы, четыре вопроса планирования, формат конечного результата, шкалирование, сдвиг во времени, стейкхолдеры, пирамида логических уровней. Вот несколько примеров рефлексивной позиции по завершению обучающих мероприятий.

Руководитель методического объединения начальных классов МБОУ СОШ № 35 г. Шахты: «До начала курсов свой уровень знаний по проблеме «Организация научно-исследовательской педагогической деятельности в условиях инноваций: содержание, технология» я оцениваю на 2 балла, а по завершению всего курса обучения на 8 баллов.

Новым в процессе освоения программы повышения квалификации для меня было: использование коучингового подхода, применяемого преподавателями; проектная технология, методика работы, написание инновационного проекта.

Наиболее полезным и ценным для меня было общение с педагогами, ведущими курсы; с коллегами из других школ.

Понимание, что проект - это вся наша жизнь и его можно планировать и видеть результаты. Спасибо большое!!! Мои первые три шага по реализации проекта: 1) обсудить необходимость создания творческой группы с коллегами старшей школы; 2) поиск в сети интернет опыта коллег других городов; 3) разработка плана, проведение методического объединения.

Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ № 48 с. Алексеевка: «До курсов оцениваю свои знания по теме на 3 балла, после - на 8 баллов. Что было новым в процессе освоения программы ПК?

Любой проект можно представить графически, выделение конкретных целей проекта, оптимизационные меры, учитывать риски. «Что было самым полезным?» Практические советы по проектированию инновационных проектов. Мои первые три шага по реализации проекта:

1) определить конкретных исполнителей;

2) обдумать возможные риски; 3) мысленно побывать на последнем этапе реализации проекта». Учитель английского языка МБОУ «Лицей № 11» г. Шахты: «Свои знания по теме до курсов оцениваю на 2 балла, а после курсов -на 8 баллов. И есть куда расти! «Что было новым?» Практически все! Новизна во всем! Определение целей и задач, прогноз, формирование окончательного результата. «Что было наиболее интересным?» Все! Было очень интересно. Есть к чему стремиться. Взгляд на образовательную систему с другой, более интересной и полезной стороны (уход от «рутины»). Обмен опытом. «Какие три шага?» 1) найду единомышленников; 2) поделюсь впечатлениями;

3) постараюсь «зажечь» коллег по данной теме;

4) аргументирую полезность и эффективность. Таким образом, применение коучингового подхода к процессу повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров позволяет актуализировать их ценностно-смысловую сферу, повысить осознанность и ответственность к собственной жизни и профессиональной деятельности, посмотреть на них в коуч-позиции, расширяя рамки восприятия и понимания того, что жизнь и профессиональная деятельность являются чем-то большим, чем сумма их частей. Коучинговый подход эффективно содействует развитию рефлексивно-субъектной позиции всех участников процесса повышения квалификации.

Библиографический список:

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» от 28 мая 2014 г. № 3241п - П8 // Электронный репозитарий «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

А

ЧИППКРО

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16 6654/ (дата обращения: 23.12.2016).

2. Лазарев В. С. Почему стандарт внедряется в «бумажном» варианте / В. С. Лазарев // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 45-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воропаев М. В. По ком звонит колокол в российском образовании / М. В. Воропаев // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 30-36.

4. Зеленина Е. Б. Роль стандартов в развитии профессионалов / Е. Б. Зеленина // Управление образованием. - 2014. - № 2. - С. 105-112.

5. Монахов В. В. Зачем лечить симптомы / В. В. Монахов // Директор школы : научно-методический журнал. - 2013. - № 1. - С. 17-23.

6. Робский В. В. Педагогическая рефлексия /

B. В. Робский // Директор школы : научно-методический журнал. - 2015. - № 6. - С. 23-30.

7. Поташник М. М. Работать по-фгосовски / М. М. Поташник, М. Левит // Директор школы : научно-методический журнал. - 2016. - № 1. -

C. 45-50.

8. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - М. : Изд-во В. М. Скакун, 1998. - С. 571.

9. Ушаков Д. В. Интеллект, ценности и процветание наций: как измерить отдачу образования / Д. Ушаков ; предисловие А. Г. Асмоло-ва. - М. : Федеральный институт развития образования: Изд-во «Национальное образование», 2016. - 136 с. - (ФИРО: конструирование возможностей).

10. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учебное пособие для студентов псих. фак. Вузов / А. Б. Орлов. - М. : Академия, 2002. - 272 с.

11. Зеленин В. В. Коуч-парадигма: совершенство и творчество в контексте кризиса образования : статья / В. В. Зеленин // Коучинг: перспективы развития в управлении и образовании : сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 27 мая 2015 / под науч. ред. доцента, канд. псх. наук, И. В. Зотовой. - М. : Изд-во ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. - 170 с. - С. 53-60.

12. Поташник М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой : методическое пособие / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2012. - 320 с. - С. 213.

13. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор ; пер. с англ. - М. : Международ-

ная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 с.

14. Эпова Н. П. Коуч-подход в управлении образовательной организацией в контексте профессионального стандарта педагогической деятельности / Н. П. Эпова // Коучинг: перспективы развития в управлении и образовании : сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 27 мая 2015 / под науч. ред. доцента, канд. псх. наук, И. В. Зотовой. - М. : Изд-во ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. -170 с. - С. 157-167.

15. Ильясов Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 5-12.

16. Эпова Н. П. Рефлексивная культура личности руководителя школы как фактор эффективного взаимодействия субъектов в условиях трансформации образования : учебное пособие / Н. П. Эпова. - Ростов н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. - 268 с.

References:

1. The comprehensive program of increase in professional level of pedagogical employees of the general education organizations [Kompleksnaja programma povyshenija pro-fessional'nogo urovn-ja pedagogicheskih rabotnikov obshheobrazova-tel'nyh organizacij] of 05/28/2014, N 3241, p8//E-repository "Consultant Plus" [Web resource]. Access mode: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_166654 (accessed date: 12/23/2016).

2. Lazarev V. S. Why the standard takes root in "paper" option [Pochemu standart vnedijaetsja v «bumazhnom» variante] // National education, 2015, N 1, pp. 45-51.

3. Voropayev M. V. For Whom the Bell Tolls in Russian education [Po kom zvonit kolokol v ros-sijskom obrazovanii] // National education, 2015, N 1, pp. 30-36.

4. Zelenina E. B. The role of standards in development of professionals [Rol' standartov v raz-vitii professionalov] // Management of education, 2014,N 2, pp. 105-112.

5. Monahov V. V. Why treat symptoms [Zachem lechit' simptomy] // Director of school: scientific and methodical magazine, 2013, N 1, pp. 17-23.

6. Robovsky V. V. Pedagogical reflection [Pe-dagogicheskaja refleksija] // Director of school: scientific and methodical magazine, 2015, N 6, pp.23-30.

7. Potashnik M. M., Levit M. FSES-based work [Rabotat' po-fgosovski]// Director of school scientific and methodical magazine, 2016, N 1, pp. 45-50.

8. The latest philosophical dictionary [Novej-shij filosofskij slovar'] / A. A. Gritsanov, M. : Publishing house V. M. Skakun, 1998. 571 p.

9. Ushakov D. V. Intelligence, values and prosperity of the nations: how to measure education return [Intellekt, cennosti i procvetanie nacij: kak izmerit' otdachu obrazovanija] / D. Ushakov, A. G. Asmolov, M. : Federal institute of development of education: National education publishing house, 2016. 136 p. (The Federal Institute of Education Development: designing opportunities).

10. Orlov A. B. Psychology of personality and essence of the person: Paradigms, projections, practicians [Psihologija lichnosti i sushhnosti che-loveka: Paradigmy, proekcii, praktiki] the education guidance for students, M. : Akademiya, 2002. 272 p.

11. Zelenin V. V. Coach-paradigm: perfection and creativity in the context of crisis of education [Kouch-paradigma: sovershenstvo i tvorchestvo v kontekste krizisa obrazovanija] : article/coaching: the prospects of development in management and education: the collection of materials of the I International scientific and practical conference, of 27/05/ 2015 / Under a scientific edition of the associate professor, I. V. Zotova, M. : Russian University of Economics named after G. V. Plekha-nov, 2015. 170 p., pp.53-60.

12. Potashnik M. M. Exclusive aspects of management of school [Jekskljuzivnye aspekty uprav-lenija shkoloj]. M. : Pedagogical society of Russia, 2012. 320 p., 213 p.

13. James Whitmore Coaching of high efficiency [Kouching vysokoj jeffektivnosti]. M. : International academy of corporate management and business, 2005. 168 p.

14. Epova N. P. Coach approach in management of the educational organization in the context of the professional standard of pedagogical activities / [Text] : article/coaching: the prospects of development in management and education: the collection of materials of the I International scientific and practical conference, of 27/05/ 2015 / Under a scientific edition of the associate professor, I. V. Zotova, M. : Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, 2015. 170 p., pp. 157-167.

15. Ilyasov D. F. Technology of educational training programs design of teachers [Tehnologija proektirovanija obrazovatel'nyh programm povy-shenija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov] / A. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Scientific support of a system of advanced training, 2011, N 2 (7), pp. 5-12.

16. Epova N. P. Reflexive culture of the identity of the head of school as a factor of effective interaction of subjects in the conditions of transformation of education [Refleksivnaja kul'tura lichnosti rukovoditelja shkoly kak faktor jeffektivnogo vzaimodejstvija sub'ektov v uslovijah transforma-cii obrazovanija], [Text]: education guidance. -Rostov on Don : Rostov Institute of Advanced Training and Retraining of Educatorspublishing house, 2016. 268 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.