ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Коуч-курсы повышения квалификации педагогов
Т. Б. Волобуева
Coach-training courses of teachers
T. B. Volobueva
Аннотация. В статье анализируются особенности коучингового подхода в обучении педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Донецкого института дополнительного педагогического образования. Выделяются и аргументируются первые пять этапов, которые формируют и расширяют готовность педагогов к работе с новацией. Обоснуются: первый этап, который посвящен ознакомлению с методикой и осознанию ее особенностей, второй - освоение ко-учинговых навыков, третий - овладение специальными методами и приемами, четвертый -изучение аналитико-прогностических техник, пятый - углубление рефлексивной компетенции. Анализируются шестой и седьмой этапы, на которых проводится коуч-сессия и разрабатываются проекты использования данной новации в педагогической практике. Выделяются основные результаты коуч-обучения: построение индивидуальной траектории профессионального развития, использование приемов коуч-обучения на практике, повышение мотивации к самосовершенствованию.
Abstract. The article analyzes the features of the coaching approach in training teachers in system of additional professional education. The experimental study was conducted on the basis of the Donetsk Institute of Additional Pedagogical Education. The first five stages are highlighted which formed and expand the willingness of teachers to work with innovation. The first phase, which is devoted to familiarization with the technique and awareness of its peculiarities, the second is the development of coaching skills, the third is mastery of special methods and techniques, the fourth is a study of analytical and predictive techniques, the fifth is the deepening of the reflexive competence. The sixth and seventh stages, which is the coaching
and development of projects with use of this innovation in pedagogic practice are analyzed. The main results coaching training: build an individual trajectory of professional development, using techniques of coaching-learning in practice, increase of motivation to self-improvement.
Ключевые слова: коучинг, педагог, повышение квалификации, развитие, коуч-сессия, кейс, рефлексия.
Keywords: coaching, teacher, advanced training, development, coach- session, case, reflection.
Система образования всегда находится в стадии развития. Большие социальные перемены формируют новый образовательный заказ. Сегодня востребованы специалисты не с энциклопедическими знаниями, а способные быстро осваивать новые технологии, готовые к непрерывному обучению, инициативные, компетентные, креативные. Подготовить такого выпускника может педагог, владеющий этими компетенциями и умеющий развить их у своих учеников.
Анализ педагогической практики показывает, что до сих пор используется в общеобразовательных организациях позиция учителя-ментора. Даже применяя инновационные технологии, формально соблюдая личностно ориентированные методики, такой педагог организует учебное взаимодействие по принципу: «Я говорю - ты делай!».
В планах уроков традиционно цели формулируются глаголами: рассказать, объяснить, показать, дать, проверить, оценить и т. п. То есть учитель сам спланировал процесс и результаты, не интересуясь мнением обучающихся. Даже когда учитель просит сформулировать цели урока школьников, он подводит их к нужным предложениям, используя образцы, алгоритмы или наводящие вопросы. Дети
Т. Б. Волобуева
Круч-курсы повышения квалификации педагогов
не задумываются о своих ожиданиях от урока, возможных интеллектуальных приобретениях, не умеют прояснить свои задачи.
Поэтому и снижается мотивация к обучению, его эффективность.
В современной школе наиболее существенными являются противоречия:
- между потребностью работать творчески, выдвигать идеи и необходимостью выполнения заданий в фиксированное время;
- между потребностью в разрешении ситуативных задач с необходимостью выполнения заданий по алгоритму;
- между потребностью в индивидуальном подходе и стандартизированными требованиями.
Дополнительное педагогическое образование призвано готовить учителей к конструированию учебно-воспитательного процесса, адекватного запросам общества, совершенствовать педагогические системы, придавая им гибкость, мобильность, современность.
Для этого активно используется опережающее обучение, адаптируются эффективные технологии, усовершенствуются методики.
В мировом образовательном пространстве успешно переносят из экономической сферы проверенные техники маркетинга, аудита, менеджмента и пр.
Описан интересный опыт использования в педагогике коучинга.
Это методика, созданная на пересечении философии, психологии, менеджмента и логики, применяется для активизации внутренних ресурсов человека, реализации его потенциала, продуктивного решения деловых и личных задач.
Коучинг не столько учит, сколько помогает учиться.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Донецкого института дополнительного педагогического образования на межкурсовых мероприятиях и на курсах повышения квалификации педагогических кадров.
На первом этапе слушатели знакомятся с технологией «коуч», осознают понятие этого слова в русском языке, что означает наставлять, тренировать и воодушевлять [1]. Но нельзя путать с термином «коучинг» (не тренинг, наставничество, консалтинг, психо-
ЧИППКРО
терапия или менеджмент), который скорее дополняет их, работая по своим правилам.
Трудно учителю уйти с привычной позиции наставника, преподавателя, эксперта, и принять, что коуч ничего не навязывает, а только помогает самостоятельно принять оптимальное для обучающегося решение. На рисунке 1 приведены сравнения трех ролей учителя в учебно-воспитательном процессе [2]. Хотя позиция тьютора является более прогрессивной, чем наставник, коуч выводит работу педагога на новый уровень личностно ориентированного подхода.
Он выступает в роли партнера обучающегося, не дает советы, не решает его проблемы, а с помощью специальных вопросов мобилизует внутренние ресурсы ребенка, активизирует скрытый потенциал, сопровождая к достижению цели.
На первом этапе педагог не только осознает различия в позициях наставника, тьютора и коуча, но и понимает их взаимодополняемость.
То есть они не противоречат друг другу. В различных ситуациях учитель выбирает ту роль, в которой он будет более эффективен в данный момент.
Базовые знания лучше давать наставнику, реализовывать индивидуальную траекторию обучения комфортно под руководством тьютора, а коучинг ближе старшеклассникам при выборе профиля обучения, определения жизненных и образовательных целей.
На втором этапе педагоги осваивают базовые коучинговые навыки: приемы создания отношений доверия и сотрудничества, позитивного психологического фона, умение задавать правильные вопросы, способность слушать, погружаясь в эмоциональное состояние обучающихся.
Педагоги проходят всю типологию вопросов, переосмысливая ее в рамках коучинга. В нем нужны и фактические вопросы на выявление конкретных фактов: «Что? Кто? Где? Когда? Как?», и конвергентные вопросы, которые отсылают обучающихся к причинам фактов, и которые не имеют однозначных ответов: «Почему? Зачем? Кому это (не) выгодно? Каковы причины? Почему выгодно?».
Дивергентные вопросы помогают найти альтернативное решение, сложная ситуация рассмат-
ривается как условная: «Что можешь сделать, чтобы ...? Что будет, если...?». Оценочные вопросы: «В чем различие? Какой оптимальный вариант?» побуждают собеседника анализировать ситуацию и ее отношение к ней.
Проверочные вопросы побуждают принять решение, убрать сомнения: «Что здесь можно
уточнить? Насколько ты уверен в этом?». И, наконец, поддерживающие вопросы, подталкивающие на развернутый ответ: «Что будет дальше? К чему ты придешь?» [3].
Коучинговые методы в диалоге: зондирующие вопросы (техника воронки, начинающая с общих вопросов, постепенно приближающая
11*П РРН11К | ТЬМ1Р|1 К4УЧ
ПГД1[0Г1«ГШ псшшш
Деллп как ЯГ Я ОрГаННЗТО 1ЫХ1 ОбуЧСНКГ, ^дгеакпип и или равнять Что и каиш ойраим ты х^кии» ЛКШФ? У Тебя № получше^ 1 6ул>' рядим!
Уставов на. на и№чщп рааылнг
Е'сГ<?Мк.1 муллю кпуучик ¡векзх {IV ок ничему научте* м< пожег. Научмп ло можно только в икс его актуального [осшпниг. ОбучаазигнАся способе}! сам 0Ы1ЛШТ1р МПНШЛЧН II ученнлмм. если -обучение «фИКШКТН ПОД руижисшш учнтш с сп^№Н£И]!(я его шуньнсгб (йСТОЯИ 11:5. НО Л 1йК( ближайшего рллвмЕИЯ- а родфжинеем Т^^КИНН ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБЫ решения ПНВНШИШ [зимч »1 прг^км [[шеде-НЕИ Е1 |И шмие ле тепи о № И нем 111 тгагоу хажаопоесть все мобнмъикреодт. взисти » рефекк? ?01Ь№ хорош« И обращаться е га И, как с умный, слльниге. способным, умелым и талан ИНН!. к'илыП обучаюишЛся зедасЕ в ллжюЯ спушин нанлучииШ в.ыбор ЛЛИ «вя. Е) «ИСК 1КЛЧ1К? ПфЩТНШЕОС НАЧЕртИис
Пш 0111ЧПКИ1 тюз.тгйп вя г
С ПОМОЩЬЮ Н Н |М 1 11[И*ИЧ. Ъ'кЛ ЫИ11Л 11 шпе-машчккого КОНТРОЛЯ НЯВ]>ЯЛЛЯеТ лс*1 ¿АН ОСП на РС11КК1К снаоминута<ых илгавянш 1ШЧ (^л ;жч эуса абятельвос1ъ по (Мнению оЛ^аюватсльныз II ЖНМСНШХ ПрО&КН В конк^тни1: ииулцип н преллятзет ¿икл'н их решения Аш^пнэлрует посрмством спирты* обращенных а! р|;т)1С)||[|1ч ^киш)-» активность л достижении успеха н сслролсйкдает в долгочимгнном нн ли наАуъЧьно-ли часисгнбн рвгвнин
Гланиг мгтоды ■ т ствол оги оФччевня
Нвяруктцниникй укаынпч ЛЙЫКН1ГТСП Ь№> НЛЛ№ЛрЯП1№? тложсякс, Репрс^^и тсшзсые УЦПНМН. 'ЙШЧНЫП 1КПЩ. Про&пкс ммонекне. И ыно- 1№11{К|]№( II Л|№ЛЛС-ЫН0- ■кхяршикни рбучяве. Ниитышпчная ара. Дискуссия. ^[(.ч-игов^Л. ;м:ур>1. Меюл проектов. Метал К1?Н 1 114« КМО хышкни я ЬеСЧМ ПОСрСЛ'ТВОЧ открышч нарос«. ЛсетаШиа НфШ но ЛОГНЧССШМ урСПКЩ И [ПИртк ."Ь.ютп^енчП Метол глубинного слушния. 1чоуч*сессш1. ШнЦМшш. МЕГМОВСЛ ЕШ^Н
ОбКППЫЕНГ РГО.11.Ш01
(>: ущил ЕЛ И И индивиду »льни И па^п-од, 4ЛНППИВХТ успешно« ушнк Гндшнч ¡наниЛ. II 11ШЕСЛ Д]Ш н<ктн|!ута о^лише^иш и личное иные олЙ1[||,»111 АЧ1[;1ХЧ[шмн К Ш ПОКиЫКЛШНЁ 1Г 1В0р«»ССК1|П нчисршплл. н:ш]1;пп*кчин'чи советами ойеепеч1Евм-т успевши решение частник проблем в тане оиг^ч.И) шего |Х11В1ГТЕ1 х ойуиюшнлея Стпиуянрух рсфпексл» ^аищищ СЕЧЛК. овраюитшьны^ н Ж1ин(юни ЕютребностеЛ. целей, екчг: НПНЦШИШ ЮЖИННОС 11 мн.'инаоузпъныя йеоб*ННоС1еИ. создает утспояи я дп я №№ТФЩ01ЫК!Л уеакшмйЛ, деятельности,, алл ПЕшекти^влиня н 1Е ли ваа дуальнет о обратавятсл ьното Маршрута и сачирйШШМ
Рис. 1. Сравнение трех позиций учителя
Т. Б. Волобуева
Круч-курсы повышения квалификации педагогов
к цели; техника сверла, основанная на просьбах объяснить что-то подробнее, привести пример для понимания и пр.), объединяющие вопросы: «Хотите узнать, что я об этом думаю?», вскрывающие вопросы, подталкивающие собеседника стать на место другого человека или представить себя коучем. Правильно заданные вопросы подводят обучающегося к нахождению интересных решений, принятию ответственности за свой выбор, направляют внимание на будущее, на развитие. Третий этап обучения педагогов коучингу посвящен овладению основными техниками, направленными на развитие способностей обучающихся, оттачиванию навыков учения, использования его для саморазвития [4, с. 27]. Наибольший интерес у слушателей вызывают:
- метод ситуаций, когда путь к самосовершенствованию прокладывается через разносторонний анализ сложных неоднозначных педагогических ситуаций;
- метод шкалирования - графический метод представления ситуации;
- метод эмоционального стимулирования, использующий интерактивные приемы повышения заинтересованности в обучении, в том числе мультимедийные мотиваторы (специальные презентации, анимацию, видеофрагменты);
- методы отработки дискуссионных вопросов: займи позицию, метод Пресс, дебаты, методическое ток-шоу и пр.;
- технологии ситуативного моделирования - имитационные игры, разыгрывание ситуации по ролям, симуляции;
- технологии кооперативного обучения: карусель мнений, ротационные тройки, аквариум, дерево решений и др.
На четвертом этапе педагоги осваивают техники целеполагания: визуальная история образовательной организации, анализ трендов, актуализация цели, SWOT-анализ, анализ волн, POEMS-анализ, SOAR-анализ и другие.
С их помощью четче формулируются личные и профессиональные цели, выстраиваются алгоритмы их достижения, оптимально распределяются ресурсы, направленно ведется поиск решения проблем.
На пятом этапе расширяются и углубляются рефлексивные компетенции.
Стимулируя рефлексию педагогов, преподаватель поддерживает осмысление образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей для создания личного маршрута развития, траектории обучения, самосовершенствования.
Шестой этап - классическая коуч-сессия [5] (рис. 2).
Рис. 2. Структура коуч-сессии
Седьмой этап посвящен разработке авторских проектов внедрения коучинга в свою педагогическую практику. Следует отметить, что не все педагоги готовы использовать это нововведение.
Сотрудники Донецкого института дополнительного педагогического образования провели анкетирование педагогов (6256 респондентов) по востребованности коучинга в педагогической практике. На курсах повышения квалификации коуч-сессии имели большой успех (98,6% позитивных отзывов), но перспективы
использования их в образовательных организациях оценивались с разной степенью сомнений (рис. 3).
Условно можно было разделить педагогов, участвующих в анкетировании на сподвижников, сомневающихся и оппонентов. Их аргументация обобщена в таблице 2.
68% педагогов отмечают, что приемы ко-учинга легко интегрируются в любую педагогическую личностно ориентированную технологию, и называют наиболее привлекательными из них:
Рис. 3. Прогноз использования коучинга в общеобразовательных организациях
Сильные и слабые стороны использования коучинга в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации
Таблица 1
Сподвижники Оппоненты
Формирование позитивного мышления, направленного на успех Дополнительные временные затраты на освоение нововведения
Поддержка у обучающихся уверенности в своих силах, открытие его возможностей. Обучение с учетом личностных качеств обучающихся Значительные усилия на переконструирование процесса обучения. (Новые планы уроков. Выход из зоны комфорта)
Повышение готовности обучающихся к саморазвитию Отсутствие поддержки администрации. (Лучше отрицать новое, чем вникать в него)
Проектирование эффективной образовательной среды. Позитивная атмосфера Период адаптации с возможными ошибками. Боязнь наказания со стороны завуча
Превращение проблем в задачи Страх ухудшить имеющиеся результаты обучения
Формирование ответственности за свое обучение Критика отдельными политиками всего иностранного, ратование за старые проверенные методы
Т. Б. Волобуева
Коуч-курс^1 повышения квалификации педагогов
- совместное моделирование жизненных ситуаций;
- погружение в ситуации (реальную или виртуальную), ориентированное на эмоциональное проявление личных ценностей, выявление индивидуального смысла изучения или освоения данного материала;
- озвучивание своих установок, столкновение различных мнений, выявление проблем;
- постижение личной значимости изучаемого, раскрытие потенциала для саморазвития.
82% педагогов, не собирающихся внедрять коучинг в свою практику, выразили готовность учиться по этой методике дальше. Оппоненты выделили такие наиболее привлекательные для них элементы коуч-сессий:
- партнерские отношения с преподавателем, способствующие достижению акме-результатов;
- раскрытие своего потенциала, непрерывное развитие профессионального мастерства;
- перемещение трудностей из зоны проблем в зону поиска оптимальных решений;
- повышение личной эффективности;
- разнообразие индивидуальной поддержки.
Преподаватели института, отслеживая качество обучения коучингу, отметили:
- позитивную эмоциональную насыщенность занятий;
- профессиональный и личностный рост всех участников педагогического процесса, так как методика помогает выявить лучшее в человеке;
- устойчивую мотивацию к продолжению обучения, удовлетворение достигнутыми результатами на занятиях;
- интересные методические находки во время дискуссий;
- увеличение количества конструктивных идей;
- углубление рефлексии своего педагогического опыта;
- рост инициатив слушателей по усовершенствованию своей практики.
Следует подчеркнуть, что обучение ко-учингу на курсах повышения квалификации не ставит основной целью его массовое внедрение в общеобразовательные организации. Главное - научить слушателей:
- моделировать личностно значимую систему самообучения и саморазвития;
ЧИППКРО
- планировать свое профессиональное совершенствование с учетом своих особенностей, стремлений и возможностей;
- инициировать образовательно-творческие проекты;
- ориентироваться на достижение максимума.
Следует обратить внимание на то, что результаты коучинга для каждого педагога отличаются, т. к. у каждого из них свой индивидуальный образовательный запрос. Практически каждый слушатель заканчивает обучение, имея разработанную стратегию и алгоритм достижения поставленной цели.
Освоение коучинга на курсах повышения квалификации позволяет эффективно проводить коуч-сессии в межкурсовой период на семинарах и вебинарах.
Одним из ключевых факторов успешного коучинга является компетентный коуч. Для преподавателей института проводятся отдельные тренинги и супервизии. Стержневые установки коуча:
- Все педагоги обладают гораздо большими способностями, чем проявляют сейчас.
- Каждый педагог имеет мощный профессиональный и личностный потенциал.
- В педагогах есть все возможности для достижения успеха.
- Делать акцент на сильные стороны педагога.
- Обучать на успехе, не на ошибках.
- Ориентировать не на проблему, а на решение.
- Доверие и взаимодействие.
- Только позитивный фон.
- Без оценок и советов!
Преподаватель-коуч совместно со слушателем ищет индивидуальный путь профессионального и личностного развития, для этого он должен:
- быть постоянно в контакте с каждым слушателем;
- добиваться ясности в мышлении и формулировках;
- демонстрировать доброжелательность, но нейтральность по отношению к личным побуждениям педагогов;
- учитывать психологические особенности слушателей;
- мотивировать на развитие;
äk
ЧИППКРО
- убирать тревожность, сомнения, страхи;
- укреплять веру в себя.
Обучая коучингу, преподаватели института отмечают проявление вдохновения у слушателей, «расширение» их воображения, «зарядку» энергией и наращивание своей профессиональной компетентности.
Обучение коучингу приносит ощутимую пользу и преподавателям, и слушателям, так как помогает построить педагогический процесс без принуждения, реализовывать различные подходы, ориентируя обучающихся на саморазвитие, ответственность, самостоятельность. Осваивая коучинг, педагоги убеждались, что можно обогатить свою педагогическую практику если не коуч-сессиями, то их элементами, которые помогают развивать:
- коммуникативные, организаторские компетенции обучающихся;
- аналитико-прогностические умения;
- навыки постановки личной образовательной цели, планирования ее достижения, работы в команде, управление временем;
- готовность принятия решения в сложных ситуациях;
- способности ориентироваться на свои сильные стороны, личные успехи.
Таким образом, в системе дополнительного педагогического образования используется коучинг и как методика работы со взрослыми, и как перспективное нововведение для работы со старшеклассниками. Экспериментально площадкой стал Донецкий институт дополнительного педагогического образования. На курсах повышения квалификации педагоги осваивают необходимые приемы, проходят коуч-сессию и моделируют изменения в соей практике. В межкурсовой период тематические коуч-сессии проводятся в рамках постоянно действующих семинаров и вебинаров. Коучинг помогает педагогам прояснить свои профессиональные цели, мобилизовать свой потенциал, построить собственную стратегию их достижения.
Библиографический список:
1. Переводчик Lingvo Live [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lingvo
live.com/ru-ru/translate/en-ru/coach (дата обращения: 02.03.2018).
2. Гульчевская В. Г. Коучинг - инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся [Электронный ресурс] / В. Г. Гульчевская. -Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ kouchingh-innovatsionnaia-tiekhnologhiia-poddi erzhki-v-obuchienii-i-individual-no-lichnostnom-razvitii-uchashchikhsia.html (дата обращения: 02.03.2018).
3. Международная академия коучинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lifesuccess.pro/ (дата обращения: 02.03.2018).
4. Парслоу Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рей. -СПб. : Питер, 2003. - 204 с.
5. Дауни М. Эффективный коучинг: уроки для коучей / М. Дауни. - М. : Добрая книга, 2008. - 288 с.
References:
1. Translator Lingvo Live [Perevodchik Lingvo Live] [Web resource], access mode: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/coach (accessed date: 03/02/2018).
2. Gulchevskaya V. G. Coaching is innovative technology support in learning and individual personal development of students [Kouching - inno-vacionnaya tekhnologiya podderzhki v obuchenii i individual'no-lichnostnom razvitii uchashchihsya] [Web resource], access mode: https://multiurok.ru/blog/kouchingh-innovatsion naia-tiekhnologhiia-poddierzhki-v-obuchienii-i-individual-no-lichnostnom-razvitii-uchashchikhs ia.html (accessed date: 03/02/2018).
3. International Academy of coaching [Mezhdunarodnaya akademiya kouchinga] [Web resource], access mode: http://lifesuccess.pro/ (accessed date: 03/02/2018).
4. Parsloe E., Rey M. Coaching in education: practices and techniques [Kouching v obuchenii: prakticheskie metody i tekhniki], Saint Petersburg, 2003.204 p.
5. Downey M. Effective coaching: lessons for coaches [Effektivnyj kouching: uroki dlya kou-chej], 2008. 288 p.