ресных начинаний по развитию физиолого-биохимических и генетических исследований в республике, внес серьезный вклад в подготовку высококвалифицированных научных кадров, осуществляя научное руководство работами молодых ученых и студентов. Среди его учеников 5 кандидатов наук.
В жизни Михаил Константинович был общительным, жизнерадостным человеком, оптимистом по натуре. Он постоянно следил за научной литературой, за развитием новых методов исследований и технологий, был нацелен на новое, на инициирование и развитие инновационных идей.
УДК 377,3 (571.56-21)
Опыт инновационной системы обучения и воспитания учащихся
А.А. Попов, А.Н. Мыреев, В.В. Сергеева
Задачи повышения качества образования, фундаментальности, эффективности, доступности и открытости, определенные Законом об образовании и Концепцией модернизации образования РФ, эффективно реализуются в Динамичной инновационной системе обучения и воспитания учащихся Н.А. Алексеевой. Инновационная система обучения и воспитания учащихся Н.А. Алексеевой включает следующие элементы: высокую цель обучения учащихся, процесс обучения, содержание обучения педагогов - реализаторов, активную помощь родителей, организационные формы обучения и воспитания учащихся по специальной программе, конечные результаты и постоянную связь с выпускниками. Новый подход: целостность, продуманность методики позволяет гармоничное взаимодействие всех элементов научной инновационной системы обучения и воспитания учащихся. Модернизация, непрерывность образования и повышение мобильности детей и молодежи должны стать залогом развития и сохранения единства образовательного пространства.
Ключевые слова: авторская школа, динамическая образовательная система, инновационная методика, форма обучения, образовательный стандарт.
The tasks of improvement of education quality, its fundamental nature, efficiency, availability and openness defined by the Federal Law about Education the Conception of Modernization of Education of Russian Federation are effectively realized in the Dynamic Innovative System of Pupils Training and Education of N.A. Alekseeva. The innovative system of pupils training and education of N.A. Alekseeva includes the following necessary elements: high motivation of pupils training, training process, the content of teachers training, parents' help, organizational forms ofpupils education, final results and continuous communication with the graduates. New approach, integrity and reasonableness of the educational technique leads to harmonious interaction of all elements of the scientific innovative system ofpupils training and education. Modernization, education continuity and increase of children and youth mobility are to become a pledge of development and preservation of the unity of educational space.
Key words: author's school, dynamic educational system, innovative technique, form of education, educational standard.
В общеобразовательных школах2 г. Якутска активно внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты. Сеть специализированных образовательных учреждений ГО «Город Якутск» включает 3 гимназии (Якутская городская национальная гимназия,
ПОПОВ Анатолий Афанасьевич - д.э.н., проф., зав. каф. ФЭИ СВФУ, акад. АН РС(Я); МЫРЕЕВ Анатолий Николаевич - к.э.н., доцент ФЭИ СВФУ, вед. эксперт Центра стратегических исследований РС(Я); СЕРГЕЕВА Валентина Владимировна - аспирант ФЭИ СВФУ.
Городская классическая гимназия, Саха гимназия), 3 лицея (Технический лицей Н.А. Алексеевой, Якутский городской лицей, Физико-технический лицей им В.П. Ларионова), 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 1 агропрофилированную школу (Тулагин-ская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Кочнева).
Требования Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации образования определяют повышение качества образования, фундаментальности, эффективно-
сти, доступности и открытости. Эти задачи вполне эффективно реализуются в инновационной Динамической электронной методической системе обучения и воспитания учащихся Н.А. Алексеевой (ДЭМС Н.А. Алексеевой) с 1993 г. в авторской общеобразовательной школе [1]. В 1999 г. авторская школа Н.А. Алексеевой получила статус республиканской, в настоящее время - это Технический лицей Н.А. Алексеевой.
Эксперимент автора нового подхода к инновационной системе обучения и воспитания учащихся продолжается уже больше 20 лет. В условиях модернизации экономики и социальной сферы ДЭМС Н.А. Алексеевой очень актуальна как фактор ускорения интеграционных процессов, происходящих в мировом гуманитарном и экономическом сообществе учителей, преподавателей и ученых. В связи с интенсивным развитием науки, непрерывным ростом высоких технологий производства и нарастающим потоком научно-технической информации возросла роль непрерывного повышения интеллектуального потенциала общества. Н.А. Алексеева отмечает, что «небывалые темпы развития научно-технического интеллекта в XXI в. будут обеспечиваться комплексным развитием наук как общественных, так и естественных, как фундаментальных, так и прикладных» [1].
Динамическая электронная методическая система обучения и воспитания учащихся Н.А. Алексеевой включает следующие взаимосвязанные составные элементы: высокую цель обучения учащихся путем реализации программы по развитию интеллекта детей в раннем возрасте; учебную деятельность по программе на основе специально отобранного, методически переработанного учебного материала для устойчивого повышения качества обучения и воспитания учащихся; содержание обучения педагогов-реализаторов; помощь родителей; инициативную и творческую работу учителя, постоянную связь с выпускниками.
В процессе организации учебного процесса в Техническом лицее полнее раскрывается целостность, продуманность методики инновационной системы обучения и воспитания учащихся как гармоничное взаимодействие всех ее элементов. Выпускники стремятся стать активными участниками новой экономики страны, основанной на достижениях науки, знаний и инновационных технологий, приобретая необходимые для осуществления профессиональной деятельности уровень знаний, умений, навыков, опыт деятельности. Программу общеобразовательной полной средней школы учащиеся
осваивают за 5-6 лет при 100%-ном качестве обучения. Сегодня эти методики в лицее освоили не только ученики, но и дети младшего возраста, которые добились удивительно высоких результатов по всем дисциплинам одновременно. Это новое уникальное, увлекательное открытие в педагогике, а также новаторство в методике преподавания всех предметов, которые дают более эффективные результаты в обучении и воспитании учащихся. Н.А. Алексеева отмечает, что «комплексные исследования функциональных возможностей организма подростков, осуществленные НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, при участии ряда педагогических вузов страны, выявили, что дети в возрасте от 6-7 до 12-14 лет обладают значительным потенциалом умственного развития, что является наиболее благоприятным для ускоренного развития их познавательной деятельности. Дети могут достичь более высокого уровня в своем интеллектуальном развитии. Еще в конце прошлого столетия американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет - это сенситивный период для развития навыков решения проблем, и они учат детей уже с 5 лет. Если упущен этот период, то человеку будет трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне» [1]. Работа Н.А. Алексеевой и педагогов-реализаторов убедительно доказала высокую результативность реализации этой программы как совместной эффективной работы педагогов, учащихся и родителей по целенаправленному и открытому формированию интеллектуальной личности. Успехи учащихся, педагогов по всем дисциплинам и родителей достигаются целесообразной, ежедневной, кропотливой, творческой, самоотверженной, профессиональной деятельностью всего педагогического коллектива Технического лицея.
Педагогический коллектив лицея позволяет всем учащимся приобрести навыки и знания, необходимые для построения будущего общества. Каждый год Технический лицей выпускает по 30 человек. Все выпускники поступают в самые престижные вузы РФ (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУНиГ им. И.М. Губкина, РЭА им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Уральский государственный политехнический университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова), а также университеты зарубежных стран, которые успешно оканчивают в возрасте 17-20 лет.
В 2013 г. по итогам VIII республиканской предметной олимпиады преподаватели ведущих
вузов страны, проводившие её, отметили, что лучше всех себя показали выпускники Технического лицея Н.А. Алексеевой.
Феномен ярких успехов Н.А. Алексеевой заключается в научной разработке и внедрении авторской инновационной системы обучения и воспитания учащихся путем использования достижений фундаментальных и прикладных общественных и естественных наук [2, 3]. Автор ДЭМС подчеркивает, что любой метод эффективен, если его только правильно и вовремя использовать в учебном процессе: «Если всю мою технологию, без предварительного обучения, будут просто копировать, то больше вреда нанесут учащимся, чем пользы». Динамическая инновационная система обучения и воспитания учащихся в целом представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов обучения, нацеленных на формирование развитой личности с заданными качествами. Также автор отмечает, что «как разработчик новой инновационной системы обучения интеллектов, не рекомендую искать одаренных детей, ведь по особой программе, методике, технологии и при достаточном финансировании любого ребенка можно довести до уровня одаренности любой степени, учитывая непрерывность ступеней образования. Высокое качество образования, ускоренное обучение, массовое интеллектуальное развитие любой степени можно разделить на три части: первая - массовое интеллектуальное развитие, добивающееся качества образования, вторая - развитие до уровня одаренности, третья - самая высокая степень одаренности - гениальность» [1]. Данная система обучения учащихся состоит из 3 частей, учитывающих код развития человека, имеет 12 этапов с двумя уровнями. Первая часть программы дала и даёт большой экономический эффект и положительно отражается на экономике России в целом. Каждая часть программы реализуется отдельным образовательным учреждением, поэтому финансирование должно быть по конечным результатам и эффективности реализации данной технологии и соответственно по результатам качественной реализации программы. Модель реализации первой части программы преследует цель массового развития интеллекта детей в раннем возрасте, второй - развития интеллекта до уровня одаренности и третьей - до особой одаренности (гениальности). Для правильного развития личности необходимы три главных аспекта интеллекта: интеллектуальность, одаренность, гениальность. Все параметры развития личности являются сильными гарантами качества образования любой степени
высших учебных заведений. За 20 лет авторы новой инновационной системы обучения и воспитания учащихся Н.А. Алексеевой и педагогический коллектив доказали эффективность своего образовательного проекта. Педагогическая общественность республики слишком осторожно и долго шла к пониманию рациональности, разумности более эффективного использования потенциала детей в возрасте от 6-7 до 13-14 лет на примере опыта Технического лицея Н.А. Алексеевой. Очень важно понять, что знания, полученные в лицее, представляют собой самостоятельную сущность и неотделимую ценность от носителей знаний его учащихся и выпускников.
В Техническом лицее обеспечивается доступность качественного обучения для всех категорий учащихся независимо от места жительства, социального и имущественного статуса. В течение 20 лет в нем учились и учатся дети из 29 разных сельских районов (улусов), городов нашей республики, из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран. О качестве обучения учащихся свидетельствует факт, что за 20 лет численность медалистов составила в среднем 78,4% из общей численности выпускников лицея. Это яркое доказательство выдающихся достижений авторов новой методики обучения, педагогов-реализаторов, учащихся, родителей и сотрудников лицея. Медалисты -это всегда гордость и признание достижений педагогического коллектива любой школы и лицея. Награждение золотой и серебряной медалями лучших выпускников школ и лицеев имеет огромное интеллектуальное, воспитательное значение.
Новая методика и технология обучения учащихся, успешно реализуемые в образовательном процессе и дающие высокие результаты, требуют создания условий для дальнейшего совершенствования образования учащихся путем приоритетного финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения в условиях повышения качества жизни населения [2].
В 1999 г. авторская школа Н.А. Алексеевой была награждена Памятной медалью Года детства и детского спорта за творческую плодотворную работу и за заслуги в развитии системы образования республики, Организационным комитетом Всероссийского образовательного форума: «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» в 2013 г. Технический лицей Н.А. Алексеевой награжден золотой медалью и дипломом Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший лицей».
Н.А. Алексеева, как основатель и научный руководитель авторской образовательной организации, создала новые направления в области педагогики, что подтверждено Гран-при, золотыми медалями международных научных выставок и Золотым Оскаром Международной организации «Восточно-Западный Евроинтел-лект» (что является единственным случаем в России).
Столь значимые общественные награды свидетельствуют о том, что новая технология обучения и воспитания учащихся, разработанная Н.А. Алексеевой в первой части программы Динамической электронной методической системы и реализуемая как эксперимент в общеобразовательном учреждении Республики
Саха (Якутия), за 20 лет получила признание в Российской Федерации и за рубежом.
Литература
1. Экономически выгодная система обучения учащихся / Н.А. Алексеева, Нат.А. Алексеева. - Новосибирск, 2013. - 159 с.
2. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики»: учебное пособие / А.А. Попов, А.Н. Мыреев. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. -392 с.
3. Глобализация экономики и влияние мирового кризиса на развитие северного региона: концепции, проблемы, решения / А.А. Попов, А.Н. Мыреев, С.А. Попова. - Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. - 334 с.
Поступила в редакцию 17.03.2014