Научная статья на тему 'Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи'

Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи»

Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи

Стремительно меняющийся окружающий нас мир и рост конкуренции на рынке труда требуют от российского образования поиска новых подходов и образовательных ресурсов для обеспечения условий для раскрытия потенциала российской молодежи.

В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» проблемы развития детской одаренности и исследовательской деятельности учащихся остаются актуальными и реализуются в таких направлениях, как «Поддержка талантливой молодежи», «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» и «Внедрение современных образовательных технологий».

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи» создан в 2002 году в рамках реализации муниципальной программы «Одаренные дети города Сочи», действующей с 1996 года.

В настоящее время ЦТРиГО функционирует как центр дополнительного образования, работающий по собственной образовательной программе, и как ресурсный центр по работе с одаренными детьми города Сочи.

В ЦТРиГО с момента его образования успешно внедряется новая модель образовательного процесса. Ее теоретико-методологической основой являются разработки отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области педагогики: теория единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.); теория поэтапного комплексного развития детей (В.В. Давыдов и др.); теория проблемного обучения и творческого развития (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.Л. Мельникова и др.); идея междисциплинарного обучения (В.П. Вахтеров, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.Б. Шумакова и др.); идея рассмотрения дополнительного образования как постоянно расширяющегося образовательного пространства и последовательной смены состояний развития личности и ее самореализации (В.А. Горский, Е.Н. Медынский и др.); идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала педагогов (А.И. Щетинская и др.); теория формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н.Ф. Талызина, В.А. Ясвин и др.); теоретические положения педагогического проектирования (В.П. Беспаль-ко, Ю.С. Тюнникова и др.)

Шевцева

Елена Вячеславовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования, г. Сочи Краснодарского края

Региональный опыт: Краснодарский край

Теоретической основой организации исследовательской деятельности учащихся в ЦТРиГО являются идеи отечественных и зарубежных педагогов и психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я. Лернера, концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, идеи о средо-вом принципе построения образования и концепция свободного воспитания С.Т. Шацкого, концепция творческой одаренности и творческого развития человека А.М. Матюшкина, дифференциация функций исследовательской деятельности с разной возрастной категорией детей В.И. Слободчикова, идеи развития одаренности ребенка и его исследовательской активности через междисциплинарный подход в обучении Н.Б. Шумаковой, научные подходы к организации исследовательской деятельности с дошкольниками и младшими школьниками и развитие их исследовательских способностей А.И. Савенкова.

Целью образовательной программы ЦТРиГО является развитие интеллектуального творчества учащихся, их социальная адаптация и профессиональное самоопределение.

Под интеллектуальным творчеством учащихся мы понимаем социально обусловленный и личностно значимый процесс индивидуальной или совместной деятельности, в ходе которой появляются новые качественные показатели в когнитивной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферах личности, способствующие ее самореализации, а результатом является создание творческого продукта. Базовыми компонентами интеллектуального творчества являются: мотивационно-личностный (направленность личности, эмоционально-личностные особенности), интеллектуальный (интеллектуальные способности личности, навыки работы с различными источниками информации, база знаний и умений в предметной области (теоретические и практические), опыт творческой личности (творческие качества личности, творческие умения).

Задачи ЦТРиГО как центра дополнительного образования:

• углубленное и расширенное преподавание учебных дисциплин по направлениям: физико-математическое, естественно-научное, гуманитарное, социально-педагогическое, научно-техническое;

• психологическая помощь в развитии способности к интеллектуальному творчеству детей разных возрастных категорий (4-17 лет);

• включение учащихся всех возрастных категорий в занятия проектной и исследовательской деятельностью;

• привлечение учащихся к участию в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, конкурсах, викторинах и т.д.);

• подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы;

• формирование гражданской позиции и помощь в социальной адаптации детей.

Исходя из цели и задач образовательной программы, учитывая принцип непрерывности и преемственности образования, с учетом специфики содержания образования и особенностей разновозрастного состава учащихся формой организации (ступенями) образовательного процесса в ЦТРиГО являются «школы».

I этап - учащиеся 4-6 лет - «Школа «Умники и умницы». Срок освоения образовательной программы - 2 года.

Учащимся «Школы «Умники и умницы» предлагается комплексное освоение 6 дополнительных образовательных программ.

Основными целями обучения в Школе являются: раскрытие и развитие у детей интереса к знаниям, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирование предпосылок исследовательской и поисковой деятельности через игровую деятельность.

II этап - учащиеся 7-10 лет - «Школа раннего развития». Срок освоения образовательной программы - 4 года.

Целями обучения являются: выявление интеллектуального, творческого и личностного потенциала ребенка; формирование положительной мотивации к интеллектуальному творчеству; развитие вербально-логического, системного мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи, ставить вопросы, выявлять проблемную ситуацию, строить гипотезы и выражать новые идеи; изучение приемов работы над творческими заданиями информационно-реферативного вида; организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

III этап - учащиеся 11-14 лет - «Школа «Основы наук». Срок освоения образовательной программы - 4 года.

В «Школе «Основы наук» основные цели обучения следующие: обеспечение первоначального выбора областей знаний, соответствующих мотивации и познавательным интересам учащихся; формирование умений организовывать интеллектуальную творческую деятельность; развитие теоретического мышления, воображения, умений анализировать и синтезировать информацию; освоение эффективных приемов работы с информацией; приобретение навыков, необходимых для написания исследовательских работ проблемно-реферативного и натуралистически-описательного вида.

IV этап - учащиеся 14-17 лет - «Школа «Мастерская наук». Срок освоения образовательной программы - 3 года.

Главные цели старшей ступени обучения (в «Школе «Мастерская наук») - овладение существующими методами научного исследования; информирование о теоретических вопросах в выбранной научной области, основными приемами работы с информацией; развитие способностей сопоставлять первоисточники, производить их творческий анализ и формулировать собственные выводы; освоение методики сбора экспериментального материала; написание индивидуальной исследова-

тельской работы; овладение навыками публичной защиты собственного творческого продукта; развитие у учащихся умения оценивать уровень своей успешности в различных видах интеллектуального творчества, способности к анализу процесса и продуктов исследовательской и проектной деятельности.

На каждом этапе обучения наиболее актуальным является создание вариативной интеллектуальной среды и возможности выбрать направление, формы и методы интеллектуального творчества. Формы занятий в ЦТРиГО - групповые и индивидуальные, направленные на подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах школьников, научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах.

Каждая учебная программа Центра предполагает включение раздела по организации исследовательской деятельности детей, расширение и углубление предметного содержания, а также практические занятия по подготовке к предметным олимпиадам школьников. В соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей обязательная организация исследовательской деятельности с воспитанниками УДОД документально закреплена в Приложении к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

В ЦТРиГО реализуются учебные программы дополнительного образования трех видов:

• образовательные, предполагающие расширение и углубление предметного содержание;

• образовательно-развивающие - программы междисциплинарного обучения;

• развивающие программы по психологии «Фантазер» (2-4 классы), «Сообразвилия» (5-8 класс) и «Исследователь» (9-11 классы), направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, коммуникативных качеств личности, а также компьютерная программа - система интеллектуального развития способностей для 2-11 классов. Введение в дополнительные программы разделов по организации исследовательской деятельности учащихся позволяет не только избежать перегрузок учащихся (дополнительное посещение УДОД), дать базовые познания проведения исследования более широкой аудитории учащихся, но и связать их учебную и внеучебную деятельность. В начале учебного года именно на этом этапе происходит знакомство с терминологическим аппаратом, разъяснение особенностей проведения исследования с учетом конкретного учебного предмета, требований к проведению эксперимента, оформлению и защите работы и др. Образовательные программы, рассчитанные на несколько лет обучения, позволяют осуществлять более глубокое погружение учащихся в методику проведения исследования, что отражается на уровне выполняемых самостоятельных исследовательских работ. Особую помощь учащимся в планировании и выполнении ис-

следовательской работы оказывают методические разработки -рабочие тетради «Дневничок юного исследователя» (для младших школьников) и «Дневник исследования» для учащихся 5-8 классов. В процессе учебных и внеучебных (индивидуальных) занятий учащийся-исследователь, согласовав с педагогом тему исследования, оформляет индивидуальный «Дневник», где формулирует проблему, предмет исследования, гипотезу и т.д., планирует самостоятельную исследовательскую деятельность.

В ЦТРиГО с 2005 года реализуется программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» (автор - Н.Б. Шумакова), адаптированная к условиям дополнительного образования и представленная в виде двух программ - «Удивительный мир открытий» для младших школьников и «Мир глазами исследователя» для учащихся «Школы «Основы наук». С 2007 года учащимся Центра предоставляется возможность освоить компьютерную Систему Интенсивного Развития Способностей (СИРС) - авторскую программу, разработанную к. ф.-т. н. А.Н. Буровым. Для всех возрастных категорий учащихся педагогами и психологами разработаны учебные программы по психологии, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Включение учащихся ЦТРиГО в исследовательскую деятельность осуществляется как учебный период, так и во время летних каникул в профильных лагерях «Я - исследователь» (для младших школьников), «Языковая мозаика» (проектная деятельность по английскому, французскому, русскому языку для учащихся средней ступени обучения), межрегиональный лагерь «Исследователи» (Сочи - Москва, гимназия № 1569 «Созвездие» для старших школьников).

Большинство учащихся ЦТРиГО являются призерами и победителями районного, муниципального, краевого этапов всероссийских олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, всероссийских олимпиад МГУ «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы!», Санкт-Петербургского государственного университета и др.

Воспитанники ЦТРиГО являются победителями и лауреатами городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», краевой научно-практической конференции Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика» и «Эврика. Юниор», Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», Российского конкурса молодых исследователей «Шаг в будущее», Молодежного экологического форума «ЮНЭКО». Воспитанники Центра регулярно участвуют и становятся победителями студенческих НПК Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Выпускница ЦТРи-ГО Д. Шлячкова стала членом сборной России на международной конференции юных исследователей в Испании (2006 год).

МОУ ДОД ЦТРиГО - ресурсный центр по работе с одаренными детьми города Сочи

Задачи ЦТРиГО как ресурсного центра по работе с одаренными детьми города Сочи:

1) научно-методические - консультативная, информационная помощь руководителям научных обществ учащихся образовательных учреждений, учащимся-исследователям по вопросам организации работы над исследовательской работой и проектом или учителям-наставникам по вопросам подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах; разработка и распространение научно-методических материалов по организации исследовательских работ и методических материалов по подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня;

2) организационные - установление связей между вузами города Сочи для привлечения научно-педагогического потенциала высшей школы к консультационной работе в исследовательской деятельности школьников, научному руководству исследовательскими работами учащихся и подготовке участников предметных олимпиад школьников; привлечение профессорско-преподавательского состава вузов в качестве членов жюри научно-практических конференций учащихся и предметных олимпиад школьников; организация интеллектуальных конкурсов, научно-практических конференций, предметных олимпиад для учащихся разных возрастных категорий;

3) образовательные - проведение каникулярных школ для учащихся образовательных учреждений города по подготовке к предметным олимпиадам с привлечением преподавательского состава вузов города Сочи, СУНЦ МГУ, АГ СПбГУ, ЦРДО им. Бернулли города Краснодар и др.; организация и проведение летних профильных лагерей для детей разных возрастных категорий по подготовке к участию в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях; создание единого образовательного пространства в системе ОУ-ЦТРиГО - вузы по работе с одаренными детьми и совершенствование системы непрерывной профориентационной работы;

Как ресурсный центр ЦТРиГО работает в трех основных направлениях:

1) предметные олимпиады школьников;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) проектная деятельность школьников.

Подготовка и участие школьников сочинских образовательных учреждений в предметных олимпиадах включает следующие позиции:

1) занятия-сессии по математике для учащихся;

2) каникулярные школы по подготовке к олимпиадам;

3) летние профильные лагеря (физико-математический лагерь СУНЦ МГУ, многопрофильный лагерь АГ СПбГУ).

На базе ЦТРиГО для учащихся города Сочи в течение года проводятся сессионные занятия с тренером сборной Краснодарского края по математике И.В. Федоренко (ЦДО им. Бернул-ли города Краснодар).

Учащиеся Центра и ОУ г. Сочи в апреле месяце имеют возможность пройти вступительные испытания в СУНЦ МГУ и Академическую гимназию СПбГУ.

Организация исследовательской деятельности учащихся города Сочи включает:

1) семинары с педагогами УДОД, ДОУ и учителями ОУ по вопросам организации исследовательской деятельности с разными возрастными категориями детей;

2) индивидуальные занятия - консультации с учащимися ОУ, их руководителями по исследовательским работам;

3) летние исследовательские лагеря для учащихся ОУ города Сочи: городским «Я - исследователь» (2-4-й классы), межрегиональным «Исследователи» (8-11-й классы).

Проектная деятельность учащихся ЦТРиГО и других образовательных учреждений включает:

1) работу детского городского пресс-центра (с 2004 года);

2) ежемесячный выпуск лицензированной детско-юношеской газеты «На волне» (с 2005 года);

3) реализацию телевизионного проекта «Дар» совместно с городским телеканалом ЭФКАТЕ (с 2009 года);

4) организацию и проведение городского конкурса школьной прессы «Пестрая сорока» с (2004 года);

5) организацию и проведение городского поэтического конкурса «Золотая осень» (с 2004 года).

В Центре с сентября 2004 года начал свою работу Городской пресс-центр, который стал реализацией социального проекта учащихся - участников летнего лагеря «Журналист». Сейчас Городской пресс-центр объединяет работу всех школьных пресс-центров образовательных учреждений города Сочи. Юные журналисты выпускают ежемесячную подростковую газету «На волне», имеющую свидетельство о регистрации в Кубанском управлении средств массовой информации. В ее редакцию входят члены ГПС и юные журналисты - собственные корреспонденты школ от Лазаревского до Адлера. В 2009 году в рамках совместной деятельности с городским телеканалом ЭФКАТЕ стартовал телевизионный проект «ДАР», направленный на освящение вопросов детского интеллектуального творчества, пропаганде спорта и здорового образа жизни. Режиссерами, сценаристами и организаторами данного телепроекта являются учащиеся Центра и ОУ города Сочи.

Как ресурсный центр по работе с одаренными детьми ЦТРиГО является:

• на городском уровне:

- организатором городской НПК школьников «Первые шаги в науку»;

- Сочинским зональным центром Малой академии наук учащихся Кубани;

- организатором предметных олимпиад школьников в Сочи;

- организатором городской олимпиады для младших школьников по информатике (инициатива проведения и разработка заданий);

- организатором городского поэтического конкурса «Золотая осень»;

- городским детским пресс-центром;

- организатором городского конкурса школьной прессы «Пестрая сорока»;

- организатором торжественного приема одаренных детей мэром города Сочи;

• на региональном уровне:

- региональным представителем Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (проведены 4 региональных конкурса) по Краснодарскому краю;

- региональным организатором международных конкурсов «Кенгуру - математика для всех» и «Русский медвежонок - языкознание для всех»;

- региональном представителем Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»;

• на российском уровне:

- организатором в Сочи V и VI Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

Внимание к личности, к творческим задаткам ребенка, индивидуальный подход к каждому является отличительной чертой деятельности Центра.

Занятия по программе Центра позволяют выпускнику участвовать и побеждать в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях школьников, чувствовать себя гораздо увереннее на Едином государственном экзамене и при сдаче вступительных экзаменов в высшее учебное заведение.

По статистике более 90% выпускников ЦТРиГО поступают в вузы города и страны. Выпускники Центра творческого развития и гуманитарного образования поступили и успешно учатся в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Казани, Краснодара, Сочи и других городов России.

Ежегодно в июне месяце в Зимнем театре проходит торжественный прием мэром гоода Сочи одаренных школьников: 250 ребят награждаются благодарственными письмами главы города за высокие достижения в интеллектуальных, спортивных и творческих соревнованиях, большинство из них - воспитанники ЦТРиГО. щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.