Научная статья на тему 'Исследовательская работа как активная форма организации детей в летний период'

Исследовательская работа как активная форма организации детей в летний период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцева Елена Вячеславовна

Одной из приоритетных целей деятельности МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного направления города Сочи» является развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством его включения в проектно-исследовательскую деятельность. Для реализации данной цели создана система психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей в условиях дополнительного образования. Одной из составляющих системы является организация исследовательской деятельности детей разных возрастных категорий в летний период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская работа как активная форма организации детей в летний период»

7Т

-1

Практика организации исследовательской деятельности

Региональный опыт: Краснодарский край

Исследовательская работа как активная форма организации детей в летний период

Шевцева

Елена Вячеславовна,

зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования гороа Сочи», гороа Сочи Краснодарского края

Одной из приоритетных целей деятельности МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного направления города Сочи» является развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством его включения в проектно-исследовательскую деятельность. Для реализации данной цели создана система психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей в условиях дополнительного образования. Одной из составляющих системы является организация исследовательской деятельности детей разных возрастных категорий в летний период.

ЦТРиГО как городской ресурсный центр по организации проектной и исследовательской деятельности со школьниками ежегодно проводит летние профильные лагеря как дневного пребывания на базе ЦТРиГО, так и полного дня на базе ДОЦ «Ласточка» для детей разных возрастных категорий.

Летние лагеря посещают не только учащиеся Центра, но и дети из других образовательных учреждений, как владеющие навыками исследовательской работы, так и «новички».

Формирование смешанных групп летнего лагеря преследует следующие цели:

1) для ребят, владеющих основными этапами исследовательской деятельности:

• поддержание исследовательской активности у школьников в летний период;

• приобретение коммуникативных навыков и опыта работы в группе при выполнении исследования;

• закрепление ранее полученного опыта при выполнении проектных и исследовательских работ и передача его «новичкам»;

• обогащение собственного опыта исследовательской деятельности в ходе общения и работы с новым руководителем исследовательской работы;

• поиск новых областей, направлений и тематики исследования для работы в новом учебном году

2) для новичков в исследовательской деятельности:

• получение знаний об основных этапах исследования;

• приобретение первого опыта исследования при выполнении групповой работы;

• общение со сверстниками, включенными в учебно-исследовательскую деятельность (обмен впечатлениями, передача опыта и т.д.);

Исследовательская работа как активная форма организации детей в летний период

Шевцева Елена Вячеславовна

• мотивация к дальнейшим исследованиям. Программа каждого летнего лагеря, организованного

ЦТРиГО, включает обязательные блоки:

• образовательный, предусматривающий учебные занятия по организации мини-исследований, отработку основных этапов учебного исследования (постановка проблемы; изучение теории, выдвижение гипотезы исследования и т.д.);

• экскурсионный - экскурсии по объектам Сочинского побережья, сбор материала для выполнения группового исследования или проекта;

• проектно-исследовательский - выполнение групповой исследовательской работы или проекта;

• активный отдых, включающий различные формы игровой деятельности.

Дополнения к образовательным программам летних лагерей, задачи и формы исследовательской деятельности соответствуют контингенту учащихся, возрастным особенностям их развития, специфике познавательной мотивации.

Летние лагеря ЦТРиГО проектно-исследовательской направленности

Режим деятельности лагеря Возраст участников лагеря

1-4-й классы 5-8-й классы 8-11-й классы

Дневного пребывания на базе ЦТРиГО «Я - исследователь» «Языковая мозаика»

Полного дня на базе ДОЦ «Ласточка» «Исследователи», «Журналист»

Кроме летних лагерей исследовательской направленности ЦТРиГО организует для своих воспитанников и учащихся образовательных учреждений города Сочи летние лагеря: «Физико-математический лагерь «СУНЦ МГУ» с преподавателями СУНЦ МГУ по подготовке к предметным олимпиадам; лагерь по психологии с использованием компьютерной системы развития интеллектуальных способностей «СИРС» с преподавателями ЦТРиГО и «АНО ЦИТОМ», города Новосибирск; лагерь «Веселые краски» для детей начальных классов.

Успешность исследовательской деятельности учащихся средней ступени обучения и старшеклассников зависит от наличия опыта исследовательской деятельности и участия в конференциях различного уровня еще в начальной школе.

Опыт участия воспитанников ЦТРиГО в Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников в Москве в 2006 году, организация и проведение регионального конкурса «Я - исследователь» в Сочи, естественным образом выявили необходимость организации летнего лагеря для детей начальной ступени обучения исследовательской направленности.

На базе Центра ежегодно с лета 2007 года для младших школьников методисты, психологи и педагоги ЦТРиГО проводят

лагерь дневного пребывания «Я-исследователь». Руководителем лагеря является методист ЦТРиГО Е.Г. Безребрая, ведут учебные занятия педагоги ЦТРиГО Т.Г. Гагерова (руководитель исследовательской работы), Е.А. Дубченко (занятия по психологии и по программе СИРС), А.С. Калашникова организация активного отдыха).

Программа данного лагеря предусматривает следующие блоки:

а) занятия-исследования, предполагающие изучение основных этапов исследовательской деятельности, выполнение групповой исследовательской работы;

б) практические занятия с использованием компьютерной программы СИРС (автор компьютерной системы развития интеллектуальных способностей к.т.н. А.Н. Буров «АНО ЦИТОМ», города Новосибирск);

в) практические занятия по психологии;

г) экскурсии по достопримечательностям города Сочи;

д) активный отдых: спортивные, подвижные и познавательные игры.

Некоторые темы исследовательских работ лагеря «Я - исследователь»: «Эти удивительные водопады», «Тяжелый труд пекаря», «Реликтовые растения города Сочи», проект «Эти разные природные часы» и др.

В лагере дневного пребывания «Языковая мозаика» учащиеся средней школы занимаются исследованием в гуманитарном направлении. Руководителем летнего лагеря является методист ЦТРиГО - Н.П. Беличенко. Программа лагеря в образовательной части включает занятия по трем языковым направлениям -английский язык (педагог Н.П. Беличенко), французский язык (А.Г. Ампикян), русский язык (Т.В. Кудряшова) с обязательным выполнением и защитой группового проекта. Ребята - участники лагеря защищали проекты по темам «Мой родной город»,

Исследовательская работа как активная форма организации детей в летний период

Шевцева Елена Вячеславовна

«Достопримечательности Парижа (Лондона)», «Флора и фауна Черноморского побережья», «Спорт в южной столице», «Английские традиции», «Французская кухня» и др.

С 2003 по 2005 год действовал летний профильный лагерь для старшеклассников «Журналист», участниками которого являлись члены школьных пресс-центров и ребята, желающие в дальнейшем заниматься в ЦТРиГО по программе «Журналист». Руководитель лагеря - зам. директора по УВР ЦТРиГО Т.Ж. Чубарова, совместно с преподавателями кафедры журналистики Ростовского государственного университета обучали юных журналистов написанию статей в различных жанрах, особенностям интервьюирования и другим тонкостям журналистского дела. Семинары ведущих журналистов города, встречи с представителями СМИ города Сочи и преподавателями кафедр журналистики города и края помогли осознать специфику данной профессии.

Итогом первого лагеря «Журналист» стала ежемесячная детско-юношеская газета «На волне», получившая лицензию в 2007 году. Пишут статьи, оформляют и верстают газету «На волне» учащиеся ЦТРиГО. Главным редактором газеты «На волне» и руководителем объединения «Журналист» является зав. отделом ЦТРиГО - Г.Д. Лещенко.

Профильный межрегиональный лагерь «Исследователи» проводился на базе ДОЦ «Ласточка» с 2005 по 2008 год. Программа летнего межрегионального профильного лагеря «Исследователи» является практико-ориентированной и направлена на развитие творческих и исследовательских способностей школьников в условиях летнего профильного лагеря-экспедиции. Летний межрегиональный профильный лагерь-экспедиция «Исследователи» предполагает совместную исследовательскую работу учащихся среднего и старшего школьного возраста гимназии № 1569 «Созвездие» (город Москва) и школьников образовательных учреждений и учащихся ЦТРиГО города Сочи, являющихся победителями и участниками научно-практических конференций различного уровня, проявляющих познавательную и исследовательскую активность. Численный состав - 50 детей (по 25 учащихся из Москвы и Сочи) и восемь взрослых (по четыре человека от данных городов). Руководители межрегионального лагеря Е.В. Шевцева - зам. директора ЦТРиГО города Сочи и Л.Е. Журавлева - зам. директора гимназии № 1569 «Созвездие» город Москва.

Особенностью образовательной программы является связь как с содержанием базовых учебных программ по биологии, химии, экологии, истории, МХК, ИЗО, астрономии, так и с авторской программой междисциплинарного развивающего обучения «Одаренный ребенок» (Шумакова Н.Б., 1998).

Учащимся предоставляются широкие возможности для изучения самых разнообразных тем, которые их интересуют: занятия живописью и прикладным искусством, которые ведут педагоги дополнительного образования, многочисленные экскурсии

-1

Практика организации исследовательской деятельности

Региональный опыт: Краснодарский край

и встречи с учеными, специалистами в различных областях.

С содержательной точки зрения это становится возможным благодаря природно-культурной местности, в которой проводится лагерь, и связям с научными учреждениями Сочи.

Обучение основам исследовательской деятельности проводится в малых группах. Каждый юный исследователь может дополнительно получить индивидуальную консультацию педагога по вопросам проведения исследовательской работы. Формы образовательного процесса в лагере:

• учебные занятия-исследования по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок» и работа по профилю исследований в мини-группах; лекции и беседы;

• лабораторные и экспериментальные изыскания, наблюдения, сбор материалов для исследования;

• предварительный анализ данных, описание результатов изысканий и наблюдений;

• познавательный отдых: экскурсии, познавательные игры, защита исследовательских работ, КВН, вечера отдыха. Одной из особенностей культурной составляющей межрегионального лагеря являлось проведение фестиваля культур, в ходе которого участники лагеря встречались с представителями этнических общин Черноморского побережья Кавказа, знакомились с традициями, танцами, обрядами, народными костюмами народов многонационального Сочи. Например, ребята встречались с главой греческой общины «Энесси», представителями армянской общины. Остались незабываемые впечатления от выступлений грузинского хореографического ансамбля «Иверия». Организатором таких встреч в лагере «Исследователи» - методист ЦТРиГО З.С. Ерж.

В заключение работы по данной образовательной программе проходит защита исследовательских работ смешанных групп учащихся Сочи и Москвы. Темы исследовательских работ лагеря «Исследователи»: «Тис и самшит как реликтовые растения Кавказа» (руководитель М. В. Голубева - учитель биологии гимназии «Созвездие»), «Возникновение пещер», «Проект «Здоровье» (руководитель Т.Н. Баранова - учитель географии гимназии «Созвездие»), «Загадки дольменов на территории Большого Сочи», «Приметы в нашей жизни», (руководитель Л.Е. Журавлева - зам. директора по УВР гимназии «Созвездие»), «Военные крепости Центральной России и Северного Кавказа: есть ли место закономерностям?» (руководитель О.А. Емельянова - учитель истории гимназии «Созвездие»), «Случайности и закономерности в выборе символа Олимпийских игр» (руководитель А.С. Андреев - психолог гимназии «Созвездие»), «Молодежная газета» (руководитель Т.Ж. Чубарова -зам. директора по УВР ЦТРиГО города Сочи), «Возобновляемая энергия Солнца и ее преобразователи», «Самый северный чай», «Минеральная вода Сочинского региона» (руководитель Е.В. Шев-цева - зам. директора по УВР ЦТРиГО г. Сочи). щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.