Научная статья на тему 'Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы'

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Жанна Михайловна

В статье представлен фрагмент опыта работы над развитием творческой одаренности учащихся через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы. На примере исследовательских проектов по русскому языку и литературе показаны этапы работы над проектами и значение научно-исследовательской деятельности в развитии творческой одаренности в процессе преподавания русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшенина Жанна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

J

Меньшенина Жанна Михайловна

учитель русского языка и литературы зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбург

V

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

преподавания русского языка и литературы

л________________________________________________________________г

Аннотация. в статье представлен фрагмент опыта работы над развитием творческой одаренности учащихся через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы. На примере исследовательских проектов по русскому языку и литературе показаны этапы работы над проектами и значение научно-исследовательской деятельности в развитии творческой одаренности в процессе преподавания русского языка и литературы.

Ключевые слова: одаренный ребенок, развитие творческой одаренности, исследовательские проекты, преподавание русского языка и литературы.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ведущих направлений развития нации является «модернизация и инновационное развитие», тот «единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В программе заявлено, что «в условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [6].

В этой связи, с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [4, с.33], в числе ряда других направлений ведется и системная деятельность по развитием творческой одаренности учащихся через научно-исследовательскую деятельность. В развивающейся научно-образовательной сети «. сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений» [4]. Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, сохраняя при этом свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в современных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Поэтому очень важно в работе педагога с одаренными детьми находить такие методы и приемы, которые бы позволяли развивать творческую одаренность.

Традиционно под творческими способностями понимаются «способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, индивидуальное творчество в различных областях деятельности» [7, с.134-135].

Литература - одно из искусств, которому уделяется немалое внимание в школьном процессе обучения. Изучение её как носителя творческого опыта человечества играет немаловажную роль в процессе развития творческой одаренности учащихся.

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся [2,3]. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

63

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

• личностно ориентирована;

• характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

• позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

• позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Именно поэтому в основу урока литературы положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ребенок, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Особую роль научно-исследовательская деятельность играет в раскрытии творческого потенциала одаренного ребенка. Так, работая над проектом «Формулы речевого этикета в сказочных эпизодах и в современной повседневной жизни», ученицы 5 класса Федорова А. и Гурьева К. МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга не только познакомились с понятием речевого этикета, узнали о его значении в нашей жизни, но и сравнили, изменился ли речевой этикет со времен применения его любимыми сказочными героями, а для этого прочитали и обработали 13 русских народных сказок. В результате сплошной выборки выявили 42 словоупотребления, содержащие формулы речевого этикета, которые и послужили материалом для анализа. Такую же скрупулезную работу проделала ученица 10 класса Филатова Е. в работе над проектом «Речевые формулы обращений и самопрезентаций в письмах А.П. Чехова О.Л. Книппер». В работе был произведен системный анализ писем А.П. Чехова, изучено 169 писем разных лет. В результате сплошной выборки из писем было выписано 137 обращений и 145 самопрезентаций. Все обращения и самопрезентации были расклассифицированы по нескольким критериям.

Такая исследовательская работа позволяет одаренному ребенку в полной мере раскрыть свои творческие способности, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, а это уже обоснованное применение научного предвидения.

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе не только дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятель-

ность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи. [3, с.414-415].

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Одаренный ребенок проявляет творчество, применяя в работе над проектом разнообразные методы исследования: теоретический: анализ специальной литературы по проблеме исследования, методы эмпирического исследования: наблюдение, собеседование, метод классификации, сравнительный, статистический, аналитический.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.

Подготовка презентации, является одним из самых сложных этапов в создании научной работы, поскольку именно она способна представить как автора так и саму работу перед членами комиссии в выгодном свете. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять формированию навыков оформления электронных презентаций в программе Power Point.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для развития творческой одаренности через проектно-исследовательскую деятельность позволила достичь положительных результатов.

Только за 2010-2012 учебные годы проекты учащихся заняли призовые места на различных конкурсах, НПК:

• Проект «Формулы речевого этикета в сказочных эпизодах и в современной повседневной жизни» (исполнители: ученицы 5 класса Федорова А. и Гурьева К.);

• НПК в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» (район, 7 место);

• III Региональный конкурс исследовательских работ по гуманитарным дисциплинам «Живинка в деле» (область, Диплом II степени, медаль);

• Открытая городская НПК «Зажги свою звезду» (город, сертификат участника очного тура);

• Городской фестиваль творческих исследовательских работ в области филологии «Филологический калейдоскоп» (город, Диплом за победу в номинации «Оригинальность проблемы и ее решения»);

• Проект «Речевые формулы обращений и самопрезентаций в письмах А.П. Чехова О.Л. Книппер» (исполнитель: ученица 10 класса Филатова Е.);

• НПК «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» (район, 3 место);

• НПК «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» (город, участие, 81 балл из 100);

• III Региональный конкурс исследовательских работ по гуманитарным дисциплинам «Живинка в деле» (область, сертификат участника);

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• Городской фестиваль творческих исследовательских работ в области филологии «Филологический калейдоскоп» (город, Диплом за победу в номинации «Лучший исследовательский проект»);

• XIV открытая Всероссийская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле (Россия, сертификат участника очного тура, поощрительный приз);

• Конкурс «Учебный проект» в рамках фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября» (Россия, сертификат участника);

• НПК «Современный театр и классическая литература» (Россия, диплом, статуэтка «Ника»).

Таким образом, такой вид деятельности как научно-исследовательская является одним из самых сложных и высокоорганизованных и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя научной деятельности, но именно научно-исследовательская работа повышает активность обучающихся, развивает способности к анализу и обобщению, улучшает связанность, глубину и широту мышления, приучает обучающихся к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает самостоятельность.

Литература

1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе.- 2001.- № 6.-с.21-25.

2. Бухтенкова И.С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.

3. Губогло З.И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008 - № 3.

4. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с.32-43.

5. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р- М., 1969.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с.136.

Никитина Светлана Борисовна

учитель МБОУ гимназии № 18 E-mail: nikitina.c@mail.ru Луньков Вадим Сергеевич

ученик МБОУ гимназии № 18 г. Нижний Тагил

J ^

ИССЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

S_____________________________________________________________________г

Аннотация. Авторы рассмотрели вопрос включения учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность. Предлагают структуру построения исследовательской деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся. Предоставляет им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать результат.

Ключевые слова: проблемное обучение, исследовательская деятельность, воздух, уровень загрязнения воздуха, пыль, уровень пыли, экологическая ситуация, природоохранительная деятельность.

Способность человека делать открытие - не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития, такое же естественное как дыхание или питание. Возникает вопрос, какие технологии могут помочь стать исследователем, развивать жажду познаний. Прообразом данного типа образования, нам кажется, является метод Сократа, который вместе с собеседником путём особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

В современной дидактике это проблемное обучение [1, с. 230]. Под проблемным обучением мы понимаем специально организованную учебную деятельность, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей [3, с. 56].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.