Делимся опытом работы с одаренными детьми
намерения, им присущее чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Перечисленные качества определяют готовность учителя к работе с одарённым учащимся.
5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в гимназии с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Литература
1. Алёшина А.А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.
2. Гоишакина О.П. Мастер-класс «учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.
3. Дворянцева С.Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5.
4. Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010.-№2.
5. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
6. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.
7. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
8. Шустова О.А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся // Эксперимент и инновации в школе.-- 2010. - №5.
Алиева Татьяна Владимировна
МОУ СОШ «Земля родная» Учитель русского языка и литературы ЯНАО, г. Новый Уренгой [email protected] [email protected]
J ^
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Л
г
Аннотация. Автор раскрывает свой подход к работе с одаренными учащимися, ориентированный на активизацию познавательных потребностей, а также рассказывает о трех основных оставляющих одаренности и отличительных характеристиках каждой из них. В приложении представлена исследовательская работа учащейся 7 класса на тему «Молодежный сленг в культуре речи современного человека», выполненная под руководством автора статьи.
Ключевые слова: практическая, познавательная, коммуникативная, духовно-ценностная деятельность, создание проблемных ситуаций, три основные составляющие одаренности.
Ав ных п каждо культу
пра три ос
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
31
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! Андрей Дементьев
Одаренный ребенок... Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Кто вырастет из него? Может быть гениальный ученый, знаменитый художник, программист, способный возглавить лучшую мировую фирму, виртуозный скрипач или. просто человек, работающий в сфере производства, услуг, и тем самым приносящий большую пользу обществу. Как помочь ребенку найти то единственное, в чем он может быть успешным? Эту непростую и жизненно важную задачу и призваны решать педагоги.
До сих пор одаренность остается загадкой не только для учителей и родителей, но и для научных деятелей. Для педагогов научное обоснование одаренности обучающихся не является столь важным фактором, школу больше интересуют ее проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Внимание к одаренным детям, забота о них сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Этот тезис как нельзя актуален сегодня, т.к. полное раскрытие способностей и таланта ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом [1,3, 4]. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере [1, 2, 4]. Поэтому наше государство уделяет должное внимание этой проблеме и как одно из доказательств - это развитие долгосрочной федеральной целевой программы «Одаренные дети», которая реализуется в рамках президентской программы «Дети России».
В соответствии с этой программой ежегодно проводится масса различных мероприятий - это Всероссийская предметная олимпиада, научно-практические конференции по исследовательской деятельности, фестиваль школьных театров и многое другое.
Новый Уренгой не является исключением, здесь регулярно проводятся Всероссийские предметные олимпиады. Хочется отметить положительную динамику в этом вопросе, если еще пару лет назад олимпиады проводились только для 9-11 классов, то теперь такие конкурсы начинаются с 7 класса. В прошлом учебном году мои семиклассники очень ждали этого события, но были огорчены, узнав, что задания пришли только для 8 класса. Несмотря на это, мы решили попробовать свои силы. Мои ученики не подвели и заняли два призовых места по русскому языку и одно по литературе. Призерами стали Грубеш Дарья, Забродина Лада, Техова Яна.
Пример. В МОУ СОШ «Земля родная» работает научное общество «Росток». Уже с 5 класса учащиеся приобщаются к исследовательской деятельности, ежегодно выступают на школьных, городских и региональных конференциях, участвуют в заочных Российских конкурсах исследовательских работ. Работая
в данном направлении, мои учащиеся также добились определенных успехов
Пример.В целях обеспечения права ребенка на достойную оценку своего труда и своих достижений учреждены гранты президента РФ, гранты губернаторов округов, глав муниципального образования, именные стипендии. Главой города Новый Уренгой также учрежден грант для талантливой молодежи в возрасте от 14 до 18 лет в размере 10 000 рублей. По результатам прошлого учебного года три мои ученицы (впервые в нашей школе!) получили грант Главы города Новый Уренгой. Это Забродина Лада, Техова Яна и Цвиркун Кристина. Ежегодно, наряду с конкурсом на получение гранта Главы города, проводится конкурс на получение именной стипендии Главы города Новый Уренгой. В прошлом учебном году только одной ученице из моего класса (единственной из школы) была присуждена именная стипендия - Теховой Яне. В настоящем учебном году именные стипендии присуждены Забродиной Ладе, Цвиркун Кристине, Павленковой Татьяне, Грубеш Дарье. Администрация нашей школы изыскала средства, и в конце учебного года был проведен конкурс на лучшее портфолио среди учащихся. Обладателями всех призовых мест опять стали учащиеся моего класса. Диплом I степени - Забродина Лада, Диплом II степени - Техова Яна и Грубеш Дарья, Диплом III степени - Цвиркун Кристина, диплом лауреата - Павленкова Татьяна. Все победители получили денежные сертификаты в книжные магазины.
Большое значение в работе с одаренными детьми имеет проект «Познание и творчество», проводимый в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». В 2009-2010 учебном году я впервые попыталась приобщить своих учащихся к выполнению таких сложных и таких интересных заданий! Результат превысил все мои ожидания. Забродина Лада, ученица 7 класса, вошла в сотню лучших учащихся среди 5-11 классов, студентов СУЗов и ВУЗов России. Опубликован сборник «Ими гордится Россия», куда вошло имя Забродиной Лады.
Не менее интересную и значимую работу в развитии и поддержке одаренных детей проводит Уральский дом учителя. Ежегодные международные олимпиады по основам наук являются большим стимулом в развитии одаренности учащихся. Олимпиады проводятся в три тура, первые два - заочные, третий - очный. Последний тур помимо самой олимпиады имеет много таких положительных качеств, как расширение кругозора, новые знакомства, обмен опытом, знакомство с историческими и культурными памятниками. Тор -жественность и грандиозность мероприятий надолго остаются в памяти детей. За последние три года, мы побывала в Киеве, неоднократно в Екатеринбурге, планируем поездку в Чехию. Ежегодно привозим дипломы победителей и медали.
Очень интересные задания ежегодно предлагаются оргкомитетом игры-конкурса «Русский медвежонок для всех». У нас есть диплом регионального уровня.
Приведенные примеры достижений моих учащихся подтверждают тот факт, что наша школа является ак-
32
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Делимся опытом работы с одаренными детьми
тивным участником федеральной целевой программы «Одаренные дети». Считаю, что каждый учитель просто обязан работать в этом направлении.
Что же такое одаренность и как следует планировать и строить свою работу, чтобы помочь уже в школьном возрасте поверить в свои способности, добиться успехов. Как следует развивать способности? Многие ученые уверены в том, что у каждого человека есть талант, нужно только его заметить, вовремя направить в нужное русло, способствовать его развитию. Однако, по словам Э. Хаббарда: «Есть нечто, еще реже встречающееся, чем талант. Это способность его оценить». Такой способностью и должен обладать настоящий учитель. Для педагога важно умение его заметить и дать возможность обучаемому поверить в свой талант. Из собственного опыта могу сказать, что талантливые дети далеко не всегда выделяются яркими, очевидными способностями, однако внутренние предпосылки к успеху есть у каждого ребенка.
В педагогической психологии существует следующая квалификация видов одаренности:
• в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;
• в познавательной деятельности - интеллектуальная, академическая;
• в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, изобразительная, литературно-поэтическая, музыкальная и др.;
• в коммуникативной деятельности - лидерская, аттрактивная;
• в духовно-ценностной деятельности - одаренность в создании новых духовных ценностей и служении людям.
В школе чаще всего приходится сталкиваться с общеинтеллектуальной одаренностью. Дети, владеющие интеллектуальной одаренностью, быстро овладевают навыками, легко запоминают и надолго сохраняют информацию. Это позволяет им преуспевать во многих областях знаний. Встречается и одаренность, которая проявляется в успешном обучении по отдельным предметам. При работе с детьми, обладающими лингвистическим видом одаренности, можно выявить примерную структуру языковых способностей.
1. Способность к целостному восприятию материала.
2. Способность к переработке информации.
3. Языковая память и интуиция, большой словарный запас и активное его использование.
4. Сформированная речевая деятельность.
Общая интеллектуальная одаренность основывается на трех составляющих.
I. Высокий уровень познавательной активности -первая составляющая интеллектуальной одаренности
Учитывая высокий уровень познавательной активности одаренных детей, в своей работе с ними следует:
• поощрять или организовывать знакомство с материалом, который не включен в стандартный учебный план;
• поощрять глубокую проработку выбранной темы;
• стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями.
• актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;
• предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
• создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Все вышеперечисленное сыграет свою позитивную роль в том случае, если педагог во время урока для активизации познавательных потребностей будет использовать ряд традиционных преподавательских методов по отношению к одаренным обучаемым:
• подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;
• использование альтернативных путей поиска информации:
• знакомство с теоретическим материалом, представленным в электронных учебниках, энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации через интернет, виртуальные экскурсии;
• установление причинно-следственных связей между изучаемыми языковыми явлениями;
• обнаружение скрытых зависимостей и связей;
• построение гипотез;
• интегрирование и синтез информации (например, через таблицы, схемы);
• составление заданий разного типа;
• выстраивание алгоритма решения или составление рекомендаций к выполнению заданий;
• формулировка выводов;
• работа в роли руководителя группы или эксперта.
Обучение одаренных детей заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении их в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя. В процессе такой деятельности, при оптимальной самостоятельности, но под общим направляющим руководством учителя, происходит овладение знаниями и общими принципами решения проблемных задач (процесс обучения с процессами исследования, творчества).
И здесь может огромную роль сыграть владение педагогом современных методик и инновационных технологий преподавания. Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Выбор инновационных программ учитель делает в зависимости от того, какие цели он преследует. Главная цель современного урока - формирование таких компетенций, которые продвигают учеников в развитии относительно самих себя. Это вносит в урок смыслообразование, что ведет, в свою очередь, к мотивации обучения. То есть осознанное получение знаний, умений и навыков учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентноспособным.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
33
Делимся опытом работы с одаренными детьми
В своей практике широко использую технологию критического мышления, игровую, проблемно диалоговую и модульную технологию, которой в работе отдаю предпочтение. Почему именно модульной технологии? Эта образовательная технология предполагает самостоятельное изучение нового материала, что приучает и вырабатывает навыки самостоятельной работы с информационным источником (учебником), а это немаловажно для будущих студентов вузов. Работая по модульной технологии, учитель имеет возможность применять свои умения и знания самых разнообразных элементов других технологий. Это и диалоговая технология, групповая, работа в парах динамической смены и постоянного состава, и многие другие. Считаю, что для создания проблемы в работе с одаренными обучаемыми, наиболее отвечает требованиям проблемно-диалоговый метод, который предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Такая форма позволяет учителю, познакомив учеников с общей идеей, направить их сознание на выдвижение собственной гипотезы и идеи. Обучаемые самостоятельно проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, излагают информацию, добытую самостоятельно, систематизируют, подтверждают или опровергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя. Задача учителя - грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию для одаренных обучающихся.
Используя на уроках приемы технологии критического мышления, такие как двухчастный и трехчастный дневники, бортовой журнал, совместный поиск, перекрестная дискуссия, кластеры, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание, снижает утомляемость, перенапряжение, развивает креативность, служит раскрепощению обучаемых.
Одной из наиболее часто используемых является игровая технология, которая помогает нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности. Являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. Сложные учебные задачи возможно решать, используя разные игровые формы уроков. Это и викторины по творчеству писателей, «Умники и умницы» по самым разным темам. Особое место на уроках играет театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит!
Таким образом, применение самых различных инновационных педагогических технологий позволяет учителю организовать результативную познавательную деятельность. Но самое главное, учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческие способности и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы, и тогда любая форма работы, любая инновационная технология найдет место в работе и будет служить успешности и развитию талантов обучаемых.
II. Интеллект
как вторая составляющая одаренности
В интеллектуальной активности одаренных детей можно выделить следующие общие черты:
- конкретность мышления и способность к абстрагированию;
- быстрота, точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
- сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям;
- богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
Психологи выделяют два основных типа направленности интеллекта: практический и теоретический. Исходя из этого, следует выбирать направленность в работе. Структурообразующим методом организации учащихся с доминантой «практического» интеллекта может стать проектная деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта. Проект дает наглядный результат и для ученика, и для родителей. Коллективная работа проблемных групп по методу проекта избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, способствует возникновению внутренней мотивации, снимает страхи. Для детей с доминантой «практического» интеллекта следует подбирать задания, которые будут носить конкретный прикладной характер. Это могут быть следующие виды проектов: разработка опорных таблиц, конспектов, схем; подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования; подготовка и проведение ролевой обучающей игры; подготовка и проведение «урока без учителя».
Проектная деятельность обучаемых с прерогативой теоретического подхода в осмыслении информации, также имеет ряд особенностей. Такие дети лучше выполнят исследовательский или творческий проект. Они способны создать творческую работу на основе нескольких научных источников, смогут сопоставить эти источники и на основе этого создать собственную трактовку поставленной проблемы. Такие дети также могут создать исследовательский проект, имеющий собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Стремительно развиваясь, наука, техника, экономика делают стремительные шаги вперед. Сегодняшние выпускники должны быть готовы к тому, что им всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Метод проектов и исследований позволяет создать «естественную среду», то есть условия деятельности, максимально приближенные к реальным, которые служат для формирования компетентности учащихся.
34
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности решает как минимум четыре задачи допрофессионального образования:
1. повышение уровня социальной адаптации учащихся, то есть происходит развитие одного из главных его компонентов - способности к рефлексии, формирование познавательной самостоятельности и активности;
2. создание условий для личностного и профессионального самоопределения;
3. формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования в вузе (так как исследовательская и проектная деятельность являются ведущими видами деятельности студента);
4. формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности.
Роль учителя при выполнении проектов меняется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, он не передает знания, а направляет деятельность обучаемого, то есть консультирует, а именно провоцирует вопросы, моделируя различные ситуации. Роль учащихся принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными слушателями, то есть ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. В самом начале работы над проектом учащимся трудно:
• намечать ведущие и промежуточные цели и задачи;
• искать пути их решения;
• осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия выбора;
• действовать самостоятельно (без подсказки учителя)
• сравнивать полученное с требуемым;
• корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
• объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей методов проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: это верно, а это нет.
Проектная и исследовательская деятельность дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний учащихся. Для наглядности предлагаю вниманию аннотацию одной из последних исследовательских работ. III.
III. Третья составляющая одаренности -креативность
Креативность - это способность порождать необычные, оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.
Наиболее часто используемым приемом развития креативности обучаемых является выполнение различных творческих работ на уроках развития речи. Важно давать такие задания, которые могут вызвать интерес. Например, после завершения изучения темы «Стили текста» обучаемым было предложено написать русскую народную сказку в разных стилях. Предлагаю вниманию некоторые работы.
Но в педагогической психологии выделяется ряд приемов, стимулирующих и развивающих креативность детей во время учебных занятий. Одним из таких приемов является техника «Проблемные вопросы». Начать можно с того, что при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти, а вопросы, требующие анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и, соответственно, более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно учиться. Американский психолог А. Кинг придумал серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если...? В чем сильные и слабые стороны..? Каким образом можно использовать для.? Каким образом влияет на.? При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность обучаемого и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления, и креативности.
На уроках русского языка учащимся предлагается составить описание или нарисовать словесную картину о том, что произойдет, если в системе языка что-либо исчезнет или изменится. Использую этот прием при обучении написанию сочинения на лингвистическую тему. Предлагаю написать сочинение-рассуждение на тему «Что изменилось бы в письменной и устной речи, если бы исчезли знаки препинания?». На уроке литературы часто задаю такие вопросы:
- Как сложилась бы жизнь Владимира Дубровского, если бы не случилась ссора Кириллы Петровича с Андреем Гавриловичем? (А. С. Пушкин «Дубровский»).
- Как сложилась бы судьба Андрея Гринева, если бы он поехал служить не в Белогорскую крепость, а в Петербург? (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Известен прием гиперболизации, когда сознательно увеличивается объект познания, его отдельные части или качества. Прием гиперболизации использую на занятиях по подготовке к олимпиадам. Например, создается ситуация: язык сгруппировался во фразеологизмы, все остальные слова и конструкции исчезли. Происходит погружение в данную тему и дается множество заданий. Для наглядности приведу разработку занятия «Предметной школы» Приложение 8. Или дается задание - написать текст в прозе, либо в стихотворной форме, употребляя только глаголы. Вот одна из работ:
Хотела знать и понимать,
Дарить, делиться, отдавать,
Желала петь и танцевать,
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
35
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Боялась плакать и терять.
Могла стерпеть, простить, забыть,
Могла и верить и любить,
Но не желала лгать - страдать,
Мечтала жить и доверять.
Сумела выдержать, исправить,
Смогла переступить, заставить,
Решила выстоять, не сдаться,
Суметь понять, простить, расстаться...
В психологии известен прием агглютинации, когда предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства и описать получившийся объект или, наоборот, определить, о каком герое, предмете идет речь? Например:
- В каком герое соединились следующие качества: добрый, суровый, справедливый, кровожадный, борющийся за справедливость, карающий, благодарный, хитрый, лукавый, смелый. (Пугачев А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Наверное, у учителей - практиков назрел вопрос: где найти время для занятий с одаренными обучающимися? Несомненно, большую роль в работе с одаренными детьми играют всевозможные объединения по интересам, дополнительные занятия в кружках и секциях. В МОУ СОШ «Земля Родная» на протяжении ряда лет действуют предметные школы, работа которых направлена на создание специальной организационной системы олимпиадного тренинга обучающихся. Перед учителем, работающим в предметной школе, стоит нелегкая задача, так как не выработана система подготовки к олимпиадам, не придуманы еще универсальные методы и способы обучения русскому языку, благодаря которым ученик и писал бы грамотно, и побеждал в олимпиадах. Ни вузовские методики, ни компьютерные программы не дают гарантированного результата. Программы приходится составлять самим учителям. Анализируя задания олимпиад разных лет и разных уровней сложности, можно придти к выводу, что они основываются на следующих принципах мышления: дедукции, комбинаторике, сопоставлении. Используются все резервы памяти, умение анализировать предлагаемый материал, находить аналогии или использовать метод контраста и т.д. При этом характерно, что требуется от учащихся не только знание программного материала, но и масса дополнительных сведений о языке, интегрированных знаний, знаний иностранного языка. А большинство учащихся плохо знают пословицы и поговорки, недостаточно начитанны, чтобы узнать авторов крылатых выражений, недостаточно компетентны в вопросах истории науки о языке, не знают русских лингвистов и их трудов. Олимпиадные задания требуют от учащихся умений логически мыслить, рассуждать, анализировать языковые явления. Некоторые задания предусматривают умение исторически объяснять языковые факты. На обычных уроках всего этого охватить невозможно. Среднестатистическому ученику всего этого знать, возможно, и не надо. Тогда приходит на помощь предметная школа. Но и здесь необходимо подумать о форме и методике преподавания. Как уже было сказано, наиболее успешной формой организации учеб-
ного процесса, способствующей росту познавательной активности, по мнению многих психологов, является проблемное обучение. Эту точку зрения поддерживает А. И. Матюшкина, которая говорит о необходимости включения звена порождения проблемы в процесс обучения одаренных детей. Одной из главных задач в подготовке к олимпиадам является научить учиться. Большую роль играет личная заинтересованность учащихся, стремление к самоподготовке через Интернет, в котором существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. А личная заинтересованность появляется только тогда, когда ученик и учитель идут в ногу, когда у них одни интересы, одни цели, когда, испытав радость победы, появляется азарт, сравнимый только со спортивным. Повести за собой, заразить своих подопечных жаждой к знаниям, достижениям может только неравнодушный, творческий, ищущий, экспериментирующий человек.
Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одаренность наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы как для обучаемого, так и для педагога. Марат Роже сказал: «Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается...». Работа с одаренными детьми или работа по развитию талантов самая благородная и самая трудная, но умные, излучающие свет добра и благодарности, счастливые глаза детей стоят этого тяжелого труда. Ни с чем не сравнимы счастливые минуты радости за своих подопечных. В такие минуты вместе с бурными положительными эмоциями приходит уверенность и вдохновение. Талантливые дети сегодня чувствуют не только поддержку учителя, но и заинтересованность в каждом из них всего государства. Об этом свидетельствуют их творческие работы, вот какое стихотворение родилось у Забродиной Лады, когда она узнала, что ее имя опубликовано в сборнике «Ими гордится Россия».
Я знаю, в интеллекте сила!
Я знаю свой потенциал!
Я знаю, нам необходимо,
Чтоб каждый знал и понимал:
Мы - дети будущей России,
Мы - дети завтрашнего дня!
Поверь в свой ум и в свои силы,
В познанье! В творчество! В себя!
Счастлив тот мастер, чьи ученики идут с ним рука об руку, опережают, перерастают его. и уже самостоятельно отправляются в огромную самостоятельную жизнь. Высшее наслаждение и удовлетворение испытывает учитель, когда его ученики, уезжая с далекого сурового севера на Большую землю, поступают в самые престижные вузы страны и, возвращаясь домой на каникулы, приходят в родную школу, стоят под дверями кабинета и терпеливо ждут перемены, когда рассказывают о том, что педагоги вузов спрашивают, кто их так хорошо научил русскому языку. Нет благороднее дела, чем ковать будущий потенциал, будущее достояние нации.
36
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Приложение Забродина Л. В.
учащаяся 7б класса МОУ СОШ «Земля родная» руководитель: учитель русского языка и литературы
Алиева Т. В.
Молодежный сленг в культуре речи современного человека
Исследовательская работа Направление: проблемы человека и общества
Аннотация
Культура любого народа состоит из множества субкультур, немаловажное место среди которых всегда занимает молодежное направление. Учитывая, что тема молодежного сленга всегда вызывает интерес и споры, мы решили провести исследование с целью изучения молодежного сленга, как самостоятельного явления, и анализа его влияния на культуру речи современного человека. В своей работе мы использовали следующие методы: подбор и анализ информационных источников по проблеме исследования; проведение социологического опроса, аналитическую обработку статистических данных; сопоставление и обобщение теоретических основ с данными, полученными в результате анкетирования.
В результате исследования мы пришли к определенным выводам. Тема молодежного сленга не просто имеет свое место в русском языке, но и свою историю. Умеренно сосуществуя в молодежной среде наравне с литературной речью, он лишь подчеркивает гибкость и силу языка, но неуместное и чрезмерное употребление делают язык вульгарным и бедным. Сленг имеет свои способы образования, классификацию, выполняет определенные функции, а также обладает способностью динамичного преобразования. Молодежный сленг существует, отражая культуру того или иного поколения, подстраивается под действительность и имеет влияние не только на речь молодежи, но и на мир вокруг неё. Умелое и уместное использование сленга может придать комичность и колорит литературным персонажам, а сленг на рекламных транспарантах также неуместен, как и в речи публичных людей и политиков. Перенасыщение и неуместное использование сленга на страницах молодежных журналов не ведет к их популярности. Аналитическая обработка статистических данных опроса учащихся и учителей школы показала, что подростки понимают значение сленга, его специфику, а также тот факт, что он является неформальным языком общения между сверстниками. Опрос подтвердил «пикообразность» сленга: наиболее частое использование наблюдается в 9-х классах, а к 11 снижается. Однако многие из молодых людей и не задумываются, что их оценивают не только по
их манере поведения, внешности, но и в большей степени по культуре речи.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» различными стилями:
Официально-деловой стиль.
Докладная записка
Мужчина и женщина преклонных лет, ведущие совместное хозяйство, расположенное в сельской местности, с целью получения яиц, содержали птицу пестрой окраски, в количестве одной женской особи, именуемой далее Курой.
Вследствие уважительного отношения и в знак благодарности за надлежащий ухода, со стороны владельцев Куры, последняя, осуществила кладку одного яйца из драгоценного металла-золота. Попытки птицеводов вскрыть скорлупу оказались безрезультатны.
Безвыходная ситуация была разрешена грызуном, разбившим по неосторожности вышеназванное яйцо.
Владельцы Куры были огорчены этим фактом, а также тем, что надежды на повторение подобного случая не оправдались.
Разговорный стиль.
Письмо
Маня, ты не представляешь, какое событие произошло в деревне! Так вот, помнишь деда Ивана и бабку Степаниду, что жили на краю деревни? А курицу их? Рябую такую? Ты не поверишь! Давича снесла эта курица яйцо. А оно, глядь, да не простое, желтое такое. Пригляделись, а у яйца скорлупа золотая! Чего тут началось!
И дед и бабка и так, и эдак это яйцо молотили! А ничего у них то и не вышло. Совсем уж отчаялись они! Что им с таким добром делать!? А дальше, святы небеса, яйцо то, ценное, мышь полевая задела. И вдрызг! Уж дед с бабкой горевали то, успокоить их никто не мог! А курица, та рябая, возьми да и снеси еще одно яйцо! Но уже простое. Старые увидели -да и успокоились. Так что вертайся назад, гляди и на яишенку успеешь!
Художественный стиль.
В стародавние времена, в одной из деревень на Руси, жили старик со старухой. Жили они небогато,
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
37
Делимся опытом работы с одаренными детьми
детей не нажили. И единственной отрадой была Курочка Ряба. Окраса, курочка, была необычайного. Перышки, так и переливались на ярком солнышке, что в глазах рябило. Поэтому и прозвали её Рябуш-кой. Бородушка с гребешком, покачивались от шажков тонких, как струнки, ноженек. Каждый день, на радость старикам, Рябушка откладывала по яичку. И вот однажды, заметила бабушка, что ее любимица снесла яйцо не простое, а золотое. Удивились старые, да делать нечего. Как не старались разбить его, ничего не вышло. Намаялись дед да баба и отложили яйцо на полочку.
Тут откуда не возьмись, мышка серая. Возьми бочком, да и задень яичко. Покатилось яйцо по полочке, упало на пол и разбилось. И не было горю стариковому конца и края. Утешала их Курочка Ряба, молвила добро-слово, обещала снести на сей раз не золотое, а простое яйцо. И стало в их семье все по-прежнему.
Научный стиль.
Птица отряда курообразных.
Пожилая семейная пара ученых, проживающая в сельской местности, с целью проведения научных экспериментов, владела на праве долевой собственности, домашней птицей отряда курообразных, оперение - пестрого окраса.
Куры этого типа отличаются высокой яйценоскостью и наиболее подходят среди птиц, как лабораторный объект. С целью анализа мутационного процесса над вышеназванной курицей, был поставлен эксперимент.
В результате опыта, птица осуществила кладку яйца из благородного металла желтого цвета с атомным номером 79, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (Au). Продолжить процесс исследования куриного эмбриона не представилось возможным в виду высокой устойчивости оболочки яйца к деформации. После прекращения опыта объект был уничтожен вмешательством внешнего фактора. Попытка повторить эксперимент была безрезультатной, подопытная птица, далее осуществляла только обычную кладку пищевых яиц.
Публицистический стиль.
Статья « Люди, будьте бдительны!»
Я, как представитель общественности, требую ученых прокомментировать уникальный случай, произошедший в селе N, в надворье уже немолодых селян.
Научные работники утверждают, что факт появления золотого яйца противоречит всем законам природы. Но это мы понимаем и сами! Необходимо потребовать от компетентных органов, чтобы курица-несушка, а также условия ее содержания, были тщательно изучены и проанализированы.
Ученые уже обращаются ко всем птицеводам с просьбой не проводить преждевременных опытов над домашней птицей до получения результатов исследования.
Но я, со своей стороны, призываю человечество задуматься над тем фактом, что разрушить оболочку необычного яйца, удалось лишь грызуну. А это должно навести людей на мысль о мутации фауны в целом. Люди будьте бдительны!
Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Цель занятия: повторить сведения о фразеологизмах, развить навыки определения значений фразеологизмов, научить подбирать синонимичные и антонимические пары. Объяснить, за счет чего определяется выразительность фразеологизмов, познакомить с ролью фразеологизмов в тексте.
Начинаю занятие с теоретических сведений. Вспоминаем, что такое фразеологизмы. После высказываний учащихся, уточняю и корректирую их сведения.
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы, то есть воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не являются простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями.
Выразительность фразеологизмов определяется:
1) их яркой образностью, в том числе мифологической («кот наплакал», «как белка в колесе», «нить Ариадны», «Дамоклов меч», Ахиллесова пята»);
2) отнесенностью многих из них:
а) к разряду высоких («глас вопиющего в пустыне», «кануть в Лету») или сниженных (разговорных, просторечных: «как рыба в воде», «ни сном ни духом», «водить за нос», «намылить шею», «развесить уши»);
б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской («хранить как зеницу ока» - торж., «золотые руки» - одобрит.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской («без царя в голове» - неодобрит., «мелкая сошка» - пренебрежит., «грош цена» - презрит.
Роль фразеологизмов в тексте:
Использование фразеологизмов позволяет:
- усилить наглядность и образность текста:
Вперяю взор бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела? (В. Я. Брюсов);
- создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженно-сти):
Я был везде: у черта на куличках.
От родины за тридевять земель (М. Дудин);
- Караул! Грабят! - кричала во всю Ивановскую Клавдия. (В. М. Шукшин);
- более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки:
38
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Как Дамоклов меч, висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств (из газет).
Выразительность фразеологизмов может усиливаться в результате их преобразований и превращения из общеязыковых в индивидуально-авторские:
Ему поскорее захотелось выскочить в люди - он запутался, споткнулся и принужден был выйти в отставку (И. С. Тургенев).
Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю Ивановскую (А. П. Чехов)
Особую группу фразеологизмов составляют афоризмы (от греч.- определение) - «крылатые слова», изречения из литературных источников, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, запоминающейся форме. Например: А ларчик просто открывался; Сильнее кошки зверя нет; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест (А. И. Крылов); Любви все возрасты покорны; Мечтам и годам нет возврата; Ох, тяжела ты шапка Мономаха; С корабля на бал;
Запомните! Фразеологизмы как средство языковой выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.
Практическая часть занятия
Из опыта знаю, что современные дети часто не знакомы с фразеологизмами, не понимают их, не могут дать толкование. Объясняю это тем, что они не слышат их в устной речи, фразеологические обороты перестали употребляться в бытовом разговоре, в семье. А помню, речь своей бабушки, как она была насыщена пословицами, поговорками, фразеологизмами, всевозможными присказками и прибаутками! Читают, даже одаренные дети, не всегда достаточно. Поэтому работу начинаю с игр, задачей которых является, дать как можно больше фразеологизмов, познакомить с их значением.
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы: - Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка».
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел»
«Объясни значение»
Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение.
Кожа да кости - худой; дырявая память - забывчивый; на всех парусах - быстро; перемывать косточки -обсуждать; хоть кровь из носу - обязательно; рукой
подать - близко; сбить с толку - запутать; как рыба в воде - уверенно; лететь сломя голову - спешить; попасть пальцем в небо - невпопад; из рук валится - не ладится; много воды утекло - давно.
«Прямое и переносное значение»
Учитель называет словосочетания. Ученики должны составить предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов.
Например: Я умею ходить на цыпочках (прям. зн.) - когда спит мама, мы все ходим на цыпочках (перен. Зн.)
Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить на в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льет как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, из пустого в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.
«Аукцион»
В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин труд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь на крупу; хорош гусь; упрямый осел; носится как курица с яйцом и т.п.
«Замени фразеологизмом»
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову, тесно - яблоку негде упасть; темно- хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый -промок до нитки; молчать - держать язык за зубами; хвалить - возносить до небес; обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока; исчезать - рассеиваться как дым.
«Подбери синонимы»
К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.
Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз - два и обчелся.
Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
39
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.
«Географические названия»
Учитель засекает время (2-3 мин.) За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные или их производные.
Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля,- твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; лавры Герострата ит.п.
Таких игр можно придумать множество: кто больше назовет фразеологических оборотов, в которых есть имена числительные; закончи фразеологизм, угадай профессию и другие.
А теперь можно перейти к выполнению упражнений.
Упражнение № 1. Прочитайте предложения. Выделите и выпишите фразеологизмы. Дайте толкование их значения. С какой целью они используются авторами?
1. Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и превозносил до небес молодое поколение офицеров (Л. Н. Толстой). 2. А сама участница безвыходно сидит в это время дома и работает не покладая рук, дабы не обмануть ожиданий Москвы,- без конца выбирает, что петь, с утра до вечера пробует голос, разучивает то то, то другое (И. А. Бунин). 3. Он с молоком матери впитал убеждение, что чужой земли на свете не бывает (и.А. Куприн). 4. Хватит! Ты не хитри, не плачь тут и зубы нам не заговаривай. Говори прямо: зачем приехала? (м.А.Шолохов).
Упражнение № 2. Определите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в основе данных фразеологизмов.
Стрелять из пушки по воробьям, грош цена в базарный день, капля в море, как за каменной стеной, нашла коса на камень.
Упражнение № 3. Какие фразеологизмы подверглись авторской обработке в следующих предложениях? В чем заключается авторское преобразование фразеологизмов? Для каких целей, на ваш взгляд, это необходимо?
1. На свою неволю он (дрозд) давно махнул лапкой (А. П. Чехов). 2. С тех пор, как я принял начальство,
может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают (Н. В. Гоголь). 3. У одного в особенности есть какой-то давнишний зуб на другого (Ф. М. Достоевский). 4.- У меня еще полгода впереди, а кур по осени считают.- Кур по осени будем считать, а выработку - ежедневно,- резко сказал Давыдов (М. А. Шолохов).
Домашнее задание.
1) Прочитайте текст.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды (он с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение -он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
2) Определите тему текста, основную мысль, стиль и тип текста. Найдите в тексте фразеологизмы. Сколько фразеологизмов использовал автор в данном тексте. Перепишите, заменяя фразеологизмы близкими по смыслу словами. Сравните оба текста. Какой из них показался вам интересней. Сделайте вывод о роли фразеологизмов в тексте.
Литература
1. Дворянцева С.Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5.
2. Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010.-№2.
3. Жданова О.А. Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. -№2.
4. Сиденко Е.А. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.
40
Эксперимент и инновации в школе 2012/3