УДК 159.9
Г. В. Хитрова, Е. И. Гусева, Л. Ф. Тихомирова
Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников
Статья посвящена актуальной теме: выявлению и развитию лингвистических способностей и одаренности у младших школьников. Особое внимание авторы уделяют подбору методик для диагностики лингвистических способностей: стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена; графический тест Вартега; тест лингвистической одаренности Айзенка. Целью проведенного авторами исследования является изучение лингвистической одаренности младших школьников, изучение влияния лингвистической одаренности на процесс успеваемости по русскому и английскому языку. Авторами проанализированы основные направления в изучении феномена лингвистической одаренности, показана роль различных факторов, влияющих на проявление и развитие детской одаренности, описана модель, обеспечивающая развитие лингвистических способностей младших школьников, а также основные используемые в образовательном учреждении технологии работы, проверено наличие статистически значимой корреляции между показателями лингвистических способностей и школьной успеваемостью по русскому и английскому языкам. Экспериментальные данные дают возможность более полно раскрыть процесс формирования лингвистической одаренности и преобладание роли отдельных факторов в различные возрастные периоды, внести вклад в разработку проблемы реализации интеллектуального и творческого потенциала индивида, в проблему изучения лингвистической одаренности. Данное исследование выполнено в рамках муниципальной инновационной площадки. Авторами проведен глубокий анализ полученных результатов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием методов, адекватных поставленным целям и задачам работы, применением количественного и качественного анализа, репрезентативностью выборки.
Ключевые слова: младший школьник, лингвистическая одаренность, лингвистические способности, анализ успеваемости в процессе обучения русскому и иностранному языку, корреляция успеваемости и лингвистической одаренности, условия развития лингвистических способностей и одаренности; технологии обучения.
G. V. Khitrova, E. I. Guseva, L. F. Tikhomirova
Psychological and Pedagogical Conditions of Junior Schoolchildren's Linguistic Abilities Development
The article is devoted to the urgent problem: to identification and development of linguistic abilities and gifts of junior schoolchildren. The authors pay special attention to the selection of techniques for diagnostics of linguistic abilities: J. Raven standard progressive matrixes; Vartega graphic test; Ayzenk test of linguistic gifts. The purpose of the research done by the authors is to study linguistic gifts of junior schoolchildren, influence of linguistic gifts on the process of the progress in Russian and English. The authors analysed the main directions in study of the phenomenon of linguistic gifts, the role of various factors influencing manifestation and development of children's gifts is shown, the model providing development of junior schoolchildren's linguistic abilities, and also the main technologies of work used in the educational institution are described, existence of the statistically significant correlation between indicators of linguistic abilities and school progress on the Russian and English languages is checked. Experimental data give a chance to reveal the process of linguistic gifts formation and prevalence of the role of separate factors in various age periods, to make a contribution into development of the problem of realization of the individual's intellectual and creative potential, and into the problem of studying linguistic gifts. This research is done within the municipal innovative platform. The authors carried out a deep analysis of the received results. Reliability and validity of the research results are provided with the use of the methods corresponding to the goals and problems of the work, use of the quantitative and qualitative analysis, representativeness selection.
Keywords: junior schoolchildren, linguistic gifts, linguistic abilities, an analysis of progress in the course of training in Russian and foreign language, correlation of the progress and linguistic gifts, a condition of development of linguistic abilities and gifts; technologies of training.
Современное образование характеризуется устойчивым интересом к проблеме лингвистической одаренности детей и подростков. Успешное социально-экономическое развитие страны, возрождение ее культурных, нравственных и духовных ценностей возможно лишь при всестороннем использовании способностей индивида. Творческая, созидающая личность является зало-
гом общественного прогресса. В этой связи являются актуальными исследования, направленные на изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей. Младший школьный и подростковый возрасты чрезвычайно важны для формирования и развития умственной одаренности и креативности.
© Хитрова Г. В., Гусева Е. И., Тихомирова Л. Ф., 2014
Пути формирования личности в младшем школьном и подростковом возрасте в отечественной психологии изучались многими авторами (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божо-вич, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчин-ская, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, В. Э. Чудновский, Д. Б. Эльконин и др.). Исследователями изучены особенности соотношения когнитивного и личностного развития детей, взаимосвязь эмоциональных состояний, мотивационной сферы и способностей школьников. [2, 4, 5, 7].
Лингвистическая одаренность является сложным психофизиологическим явлением, она развивается в течение всей жизни индивида и неотделима от его личностного становления. В исследованиях делается акцент на возрастном характере одаренности, поэтому ее изучение необходимо проводить на всех этапах онтогенетического развития человека.
Лингвистическая одаренность, определяемая как «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка», относится к одному из видов специальной одаренности. Соответственно, способности к иностранным языкам также являются специальными способностями. Однако современные подходы к выявлению лингвистической одаренности находят преимущественно психолого-педагогическое, но не предметное и не методическое обоснование. Среди основных средств и подходов к развитию способностей к иностранным языкам в школе специалисты в области иноязычного образования называют индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование элементов интенсивных (альтернативных) методик, применение активных методов обучения (ролевые игры, проекты), творческих и конкурсных форм работы (предметные олимпиады, фестивали, викторины и пр.).
В целом пока нет единых позиций относительно методов, способов, приемов выявления языковых способностей и лингвистической одаренности. Специалисты (учителя, преподаватели иностранных языков) говорят о том, что лишь немногие обучаемые имеют данные способности. Они обнаруживаются в процессе овладения языком, в речевой деятельности. Более того, у каждого эти способности могут быть выражены индивидуально
специфично и ассиметрично (один владеет уникальным объемом словарного запаса, другой обладает безупречным произношением, третий прекрасно переводит). Существуют косвенные показатели способностей к языкам (успехи в математике, русском языке и литературе одновременно; способности к пению; музыкальный слух; способности к пародированию; хорошая память; хороший темп речи; беглость чтения на родном языке; общее развитие речи), а ведущий показатель лингвистической одаренности - полилингвизм.
Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу о том, что многие исследователи придерживаются следующих позиций по данному вопросу:
1) лингвистические способности (одаренность) совпадают с общими умственными способностями, потому необходимо выявлять общую одаренность;
2) лингвистическая одаренность требует специальной диагностики ряда составляющих данной одаренности и специфических задатков (например, изучение характера межполушарного взаимодействия мозга, когнитивных и коммуникативных особенностей, особенностей памяти, фонематического слуха, языковой догадки и пр.);
3) способностей к языку не существует, они складываются из ряда неспецифических компонентов (А. А. Леонтьев).
Трудности выявления лингвистической одаренности и ее недостаточная изученность связаны с тем, что:
1) лингвистическая одаренность - специфический вид одаренности, состоящий из множества компонентов способностей и задатков (коммуникативные способности, чувство языка, языковая интуиция и пр.);
2) выявление способностей к языкам у взрослых существенно отличается от выявления их у детей (у взрослых применяются тестовые методики определения уровня владения языком, а у детей может не быть опыта изучения иностранного языка, и лингводидактические тесты неприемлемы);
3) обучение иноязычному общению осуществляется в деятельности (посредством иноязычного общения), поэтому и выявление таких способностей должно осуществляться в процессе иноязычной деятельности (то есть если ребенок не владеет никакими основами иноязычной речевой деятельности, то выявление способностей к языкам затруднено);
4) при диагностике предпочтительно учитывать тип овладения иностранным языком, характерный для конкретного человека.
Таким образом, целью нашей работы является изучение лингвистической одаренности младших школьников и подростков, изучение его влияния на процесс обучения русскому и английскому языку, а также выявление условий, способствующих развитию одаренности младших школьников.
Все это обуславливает актуальность и практическую значимость изучаемой темы, т.к. разработка данной проблемы поможет организовать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить развитие лингвистической одаренности обучающихся и успешность обучения младших школьников.
Объект исследования: развитие лингвистических способностей и одаренности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие лингвистических способностей и одаренности, а также успешность в изучении русского и английского языков как показатель лингвистической одаренности.
Цель исследования: выявить условия, необходимые для развития лингвистических способностей и одаренности младших школьников.
Гипотеза исследования: высокая успеваемость в изучении родного и иностранного языка связана с созданием психолого-педагогических условий для развития лингвистической одаренности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена лингвистической одаренности.
2. Показать роль различных факторов, влияющих на проявление и развитие детской одаренности.
3. Определить характер и динамику проявления лингвистической одаренности.
4. Проверить наличие статистически значимой корреляции между показателями лингвистической одаренности и школьной успеваемостью по русскому и английскому языкам, проинтерпретировать полученные результаты на основе изученной литературы.
5. Выявить условия, необходимые для развития лингвистической одаренности у младших школьников.
Методологическая основа: определенные аспекты одаренности изучались в рамках различ-
ных отечественных и зарубежных теоретических психолого-педагогических концепций.
Исследована природа одаренности (В. Алек-сандер, Д. Векслер, Дж. Миллер, Д. Хендриксон, Р. Хэттел); выявлены специфические особенности одаренного ребенка (Д. Б. Богоявленская, А. Карне, Н. С. Лейтес, Ф. Монкс, В. И. Панов, К. Перлет); выявлены общие закономерности развития одаренности (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.); предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.) [1, 2]
Мы исходим из того, что одаренность - это результат наложения друг на друга трех факторов:
- способности выше среднего
- высокий уровень включенности в решение какой-то задачи
- высокий уровень креативности(творческого подхода)
Одаренный ребенок не только тот, кто превосходит сверстников по всем трем параметрам, но и тот, кто имеет высокий уровень хотя бы по одному из них. Поиск адекватной модели сопровождения одаренных школьников в школе обусловлен следующими проблемами:
-отсутствие общего понимания одаренности
- отсутствие четких критериев и показателей эффективности процесса сопровождения одаренных детей в процессе их обучения.
Методы:
1. Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена;
2. Графический тест Вартега;
3. Тест лингвистической одаренности Айзенка;
4. Анализ успеваемости младших школьников;
5. Качественный и количественный анализ полученных данных. [8].
Базой исследования стали 440 учащихся начальной школы средней общеобразовательной школы № 80 г. Ярославля с углубленным изучением английского языка.
Научная новизна исследования: раскрыта значимость личностных особенностей в реализации творческого и интеллектуального потенциала младших школьников; взаимосвязь между уровнем лингвистической одаренности и успешностью в изучении русского и английского языков; описаны условия, необходимые для развития лингвистических способностей и одаренности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования: экспериментальные данные дают возможность более полно раскрыть процесс формирования детской (лингвистической) одаренности и преобладание роли отдельных факторов в различные возрастные периоды, внести вклад в разработку проблемы реализации интеллектуального и творческого потенциала индивида, в проблему изучения лингвистической одаренности.
Практическое значение работы: данное исследование выполнено в рамках муниципальной инновационной площадки с целью, во-первых, выявления общего уровня одаренности среди учащихся начальной школы и процентного соотношения детей с различным уровнем одаренности. Во-вторых, выявленные детей с лингвистической одаренностью позволит создать банк данных по этим детям с целью дальнейшего поддержания и развития талантливых детей. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием методов, адекватных поставленным целям и задачам работы, применением количественного и качественного анализа, репрезентативностью выборки. Анализ результатов исследования Количественный анализ результатов по начальной школе в определении умственной и творческой одаренности по методикам Равена и Вартега среди учащихся 1-4 классов (табл. 1, 2):
Таблица 1. Результаты обследования младших школьников по методике Равена
Для выявления статистически значимых различий между параллелями классов был использован ^критерий Стьюдента (табл. 3, 4).
Таблица 3. Значимость различий по методике Равена
Классы
1 2 3 4
1 8,2** 7 9** 3,1**
2 0,2 3 2**
3 3,1**
4
^р
p<0,05 P<0,01
1,96 2,58
Таблица 4. Значимость различий по методике Вартега (икритерий Стьюдента).
Классы
1 2 3 4
1 3,1* * 0,7 0,7
2 3 9** 3 7**
3 0
4
^р
p<0,05 P<0,01
1,97 2,61
Классы
1 2 3 4
ср.значение 11,4 14,5 14,5 15,4
мода 13 15 15 16
минимум 2 9 8 11
максимум 16 18 18 18
ср.кв.отклонение 3,1 2,1 2,3 1,5
По методике Равена значимые статистические различия обнаружены между 1 и 2, 3 и 4 параллелями классов, что подтверждает теоретические данные о возрастной динамике интеллектуального развития. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием доопераци-онального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях. Таким образом, можно предположить, что значимые различия между 1 и 2 параллелью обусловлены формированием у ребенка наглядно-образного мышления, а различия между 3 и 4 классом -словесно-логического. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Таблица 2. Результаты обследования младших школьников по методике Вартега
Классы
1 2 3 4
ср.значение 16,3 18,8 15,7 15,7
мода 14 15 18 19
минимум 4 9 2 1
максимум 34 33 25 28
ср.кв.отклонение 3,1 2,5 2,5 3,0
В результате обследования младших школьников по методике Вартега наблюдается другая картина распределения значимости отличий: пик креативности наблюдается во 2 параллели классов и имеет нисходящий характер к 3 - 4 классу, где преобразуется в своеобразное «плато». Причина может заключаться не в возрастных, а во
внешних факторах, воздействующих на развитие креативности, а именно, согласно приведенным в научной литературе данным, в уровне актуальной креативности учителя, проявляющейся в профессиональной деятельности. Количественные различия по параллелям наглядно представлены в виде графиков (рис. 1):
Рис. 1
С помощью методики ранговой корреляции Спирмена нами проведена оценка связи между показателями уровня способностей учащихся 2-х и 4-х классов и успешностью их обучения русскому и английскому языку. Так, во 2-ом классе коэффициент ранговой корреляции составил 0,6, что свидетельствует о наличии положительной связи средней силы между уровнем одаренности и успешностью в обучении английскому языку. Коэффициент ранговой корреляции между уровнем одаренности и успешностью в обучении русскому языку составил 0,4. У учащихся 4-го класса эти коэффициенты составили соответственно 0,5 и 0,4.
Учитывая в своей работе рекомендации Богоявленской Д. Б., для создания условий для оптимального развития одаренных учащихся педагогами школы были использованы следующих стратегий работы педагога с учащимся:
• В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения, т.е. изменение скорости обучения, в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
• Углубление как стратегия хорошо применима по отношению к детям, которые обнаруживают знания, умения или интерес к какой-то определенной области знания. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным урокам, большие возможности для формирования позитивного мышления, умений работать самостоятельно [2].
Следует отметить, что особенностью учащихся с признаками одаренности становится тот факт, что они являются более восприимчивыми к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетрадиционные способы решения поставленных перед ними задач. При этом процесс выявления одаренных детей должен быть основан не только на таких объективных данных, как уровень их успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, но и психологических аспектов развития личности таких детей. Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного, иначе они потеряют интерес к предмету. В связи с этим система их обучения должна быть ориентирована на работу с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кросс-
вордами; решение интересных задач, выполнение различных экспериментов. При этом педагоги должны систематично осуществлять индивидуальный подход, учитывающий, в первую очередь, способности учащихся. В то же время необходимо формировать в одаренном ребенке психологические качества лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли.
Таким образом, нами были предложены в качестве инструментов работы следующие педагогические технологии:
1. Технология позиционного обучения, когда, с одной стороны, учащиеся воспринимают учебный материал и слова педагога не критически, а с другой стороны, подвергают их сомнению.
2. Технология проблемного обучения, предполагающая решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников. При этом алгоритм решения проблемной задачи должен включать четыре основных этапа:
а) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
б) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
в) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
г) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
3. Методика обучения в малых группах. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов, При обсуждении вопросов участники каждой группы, рецензируют ответы других мини-команд. В этом случае наиболее целесообразно создание игровой ситуации, которая позволит осуществить необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
4. Технология проектного обучения. Следует отметить, что проектное обучение является лич-ностно ориентированным, т.е. позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. При этом результаты исследовательской
работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта - оцениваться. Большую значимость на сегодняшний день приобретают проекты, интегрирующие содержание различных учебных курсов.
Нами разработана и внедрена в практику работы школы структурная модель центра развития интеллектуального и творческого потенциала детей (начальная школа). Направлениями работы центра стали:
Урочная деятельность
• Углубленное изучение английского языка на всех уровнях обучения
Внеурочная деятельность (Начальная школа, кружки):
• «Умники и умницы»
• «В стране английских букв»
• «Уроки компьютерной грамотности»
• «Технология на английском языке Crafts»
• «В мире книг»
• «Декоративно-прикладное искусство»
• «В гостях у английской королевы»
• «Английский с увлечением»
• Экологический клуб «Почемучка»
• Хоровая студия Sing
• Студия «Занимательный театр»
Конкурсы
• Интеллектуальный марафон (1-4 классы)
• Лингвистический конкурс по английскому языку Wordmaster (3 - 6 классы)
• Читаем стихи на английском языке (2 - 8 классы)
• Песня на английском языке (2-11 классы)
Фестивали, праздники
• Праздники стран изучаемого языка (День Благодарения, Рождество, День св. Валентина и др.)
• Семейный праздник
Были разработаны рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми (алгоритм):
1. Создавать ситуацию успеха.
2. Формировать позитивное мышление.
3. Формировать коммуникативную компетентность.
4. Предоставлять учащимся дополнительную информацию о той сфере деятельности (обучения), к которой он испытывает интерес.
5. Сопровождать участие обучающихся в различных конкурсах, обеспечивая непрерывность их участия в олимпиадном движении, различных
конкурсах, интеллектуальном марафоне, научно-практических конференциях.
6. Формировать познавательную мотивацию учащихся в форме исследовательской активности через проявление интереса к обнаружению «нового в известном» при помощи собственных исследований и научных открытий.
7. Своевременно и регулярно осуществлять взаимодействие с региональным ресурсным центром по поддержке одаренных детей на базе на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Реализация этих условий позволила обеспечить развитие лингвистических способностей и одаренности у младших школьников, а также обеспечить рост успешности в обучении русскому и английскому языкам в основной и средней школе.
Библиографический список
1. Айзенк, Ганс Юрген. Проверьте свои способности [Текст] / Ганс Юрген Айзенк. - СПб. : Лань; Союз, 1996.
2. II Международная конференция по проблемам одаренности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - М., 2004. - № 3. - С. 120-121
3. Колесниченко, Н. В. Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности [Текст] / Н. В. Колесниченко // Журнал прикладной психологии. - М., 2003. - с. 26-27.
4. Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности [Текст] / А. А. Лосева. - М. : Академический проект: Трикста, 2004.
5. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. - М. : Академия, 2000.
6. Кулемзина, А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей [Текст] / А. В. Кулемзина // Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 27-32.
7. Панов, В. И. Одаренные дети: выявление - обучение
- развитие [Текст] / В. И. Панов // Педагогика. - 2001. - № 4.
- С. 30-44.
8. Савенков, А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема [Текст] / А. И. Савенков // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 87-94.
Bibliograflcheskij spisok
1. Ajzenk, Gans Jürgen. Prover'te svoi sposobnosti [Tekst] / Gans Jürgen Ajzenk. - SPb. : Lan'; Sojuz, 1996.
2. II Mezhdunarodnaja konferencija po problemam odaren-nosti / D. B. Bogojavlenskaja // Voprosy psihologii. - M., 2004.
- № 3. - S. 120-121
3. Kolesnichenko, N. V. Vlijanie social'noj situacii razvitija rebenka mladshego shkol'nogo vozrasta na ego lingvisticheskie sposobnosti [Tekst] / N. V. Kolesnichenko // Zhurnal prikladnoj psihologii. - M., 2003. - s. 26-27.
4. Loseva, A. A. Psihologicheskaja diagnostika odarennosti [Tekst] / A. A. Loseva. - M. : Akademicheskij proekt: Triksta, 2004.
5. Odarennye deti v detskom sadu i shkole [Tekst]: uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / A. I. Savenkov. - M. : Akademija, 2000.
6. Kulemzina, A. V. Principy pedagogicheskoj podderzhki odarennyh detej [Tekst] / A. V. Kulemzina // Pedagogika. -2003. - № 6. - S. 27-32.
7. Panov, V. I. Odarennye deti: vyjavlenie - obuchenie -razvitie [Tekst] / V. I. Panov // Pedagogika. - 2001. - № 4. -S. 30-44.
8. Savenkov, A. I. Diagnostika detskoj odarennosti kak pedagogicheskaja problema [Tekst] / A. I. Savenkov // Pedagog-ika. - 2000. - № 10. - S. 87-94.