Научная статья на тему 'Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку'

Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1386
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ / УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ / КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМА ГОДА / CONCEPTION OF GIFTEDNESS / CONDITIONS FOR DEVELOPING OF STUDENTS' GIFTEDNESS / COMPLEX METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / TEACHING RESEARCH SKILLS / PROJECT WORKS / INTERDISCIPLINARY THEME OF THE SCHOOL YEAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разенкова Татьяна Петровна

Концепция одаренности является ключевой концепцией Академического лицея. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения. Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много свойственных ему преимуществ как в содержательном, так и в практическом плане. Для повышения эффективности усвоения материала занятия иностранным языком целесообразно разделить на несколько этапов. Автор предлагает комплексную методику обучения иностранному языку, которая способствует развитию одаренности. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку воспитывает способность мыслить, делать выводы и принимать решения самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF RESEARCH METHODS AT THE FOREIGN LANGUAGE TEACHOING

Conception of giftedness is a key one for Academic lyceum. It is necessary to make a creative field for development of talent where a personality will have possibility to express and claim themselves. A foreign language has a lot of advantages to get it. The author shows that language activity should be divided into several stages. The author offers an integrated language teaching methodology which favors the development of giftedness. Teaching research skills begin with project methods. Different students can have the same knowledge but their cognitive success is different according to their skills to operate with this knowledge. Application of research methods in the language teaching process enables thinking, drawing conclusions and making a decision.

Текст научной работы на тему «Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку»

УДК 373.1.02:372.8

Т. П. Разенкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Концепция одаренности является ключевой концепцией Академического лицея. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения. Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много свойственных ему преимуществ как в содержательном, так и в практическом плане. Для повышения эффективности усвоения материала занятия иностранным языком целесообразно разделить на несколько этапов. Автор предлагает комплексную методику обучения иностранному языку, которая способствует развитию одаренности. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики.

Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку воспитывает способность мыслить, делать выводы и принимать решения самостоятельно.

Ключевые слова: концепция одаренности, условия для развития одаренности учащихся, комплексная методика обучения иностранному языку, обучение навыкам исследовательской работы, проектные работы, междисциплинарная тема года.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в рамках ключевых направлений развития общего образования ставит задачу построения системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их педагогического сопровождения в течение всего периода становления личности. «Одаренные люди являются драгоценным ресурсом нации. Прогресс цивилизации напрямую зависит от деятельности исключительно одаренных личностей» [1].

Творчество неразрывно связано с одаренностью. Концепция одаренности является ключевой концепцией Академического лицея. Для развития одаренности необходимо создавать творческое поле, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения. Поэтому сегодня является актуальной проблема разработки и применения на практике эффективных условий для развития одаренности учащихся.

Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много свойственных ему преимуществ как в содержательном, так и в практическом плане.

Опыт показывает, что для повышения эффективности усвоения материала занятия иностранным языком целесообразно разделить на несколько этапов. В Академическом лицее создана и уже более 15 лет опробована на практике комплексная методика обучения иностранному языку, которая способствует развитию одаренности [2, 4]. Компонентами методики являются: технология творческих мастерских, методика обучения в сотрудничестве, метод проектов, обучение иностранному языку с применением компьютера [2].

Начальный этап работы над темой включает в себя создание лингвистической ситуативной атмосферы для восприятия материала, которая мо-

жет быть также направлена на снятие возможных лингвистических и стилистических трудностей при овладении языком.

Рассмотрим более детально методику обучения иностранному языку, способствующую развитию одаренности. Первый этап обучения - урок технологии творческих мастерских, который закладывает основы изучаемого материала. Новый материал подается с помощью метода «мозгового штурма», проблемных ситуаций, метода вопросов и ответов, творческих заданий; таким образом учащиеся пытаются разобраться в материале самостоятельно. Второй этап - это урок с применением методики обучения в сотрудничестве. Цель урока - закрепление пройденного материала, обогащение и углубление. Виды работы - парные, групповые, работа в команде. Используемые методические приемы - проблемные задания (найти решение), дискуссия, ролевые игры, дебаты. Проектные уроки являются третьим этапом в методике обучения. Они проходят в виде уроков-семинаров, конференций в рамках урока, на которых происходит презентация и защита проектов. Проект служит формой контроля, так как в результате выполнения и презентации задействованы все виды речевой деятельности. Методика урока-семинара может применяться и на уроках-мастерских при работе с информацией. Обучение с помощью компьютера включает в себя проведение тестирования грамматического и лексического материала, компьютерные презентации проектных работ, использование Интернета для нахождения нужной информации.

Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. По нашему мнению, ценна именно новизна развития идеи, а не ее представление.

Вестник ТГПУ (ТБРББиПвИп). 2015. 11 (164)

Проектная методика применяется в следующих целях: а) мотивации (поддержать интерес к предмету, разнообразить учебный процесс); б) создания условий для развития всех видов иноязычной речевой деятельности в комплексе (навыков говорения, прежде всего незаученной, а спонтанной речи, письма, использование компьютерных технологий); в) диагностики речевых умений. Проектные работы, викторины, конференции в данной методике являются формами контроля, поэтому уже в начальной школе дети начинают работать над проектами.

Творческие проекты и исследования, выполняемые учениками лицея, можно разделить на 5 групп:

1. Проектные работы в ходе учебного процесса. Выполнение проектных работ по завершении изучения темы является обязательным для всех учеников, так как входит в учебные программы.

2. Авторские работы (конкурс литературных переводов стихов английских авторов, написание собственных композиций на английском языке (стихи, эссе), театральные постановки, разработка викторин по определенной теме).

Особой популярностью у учащихся пользуются викторины, которые они разрабатывают в группах. Но некоторые школьники проявляют инициативу и придумывают викторины индивидуально в зависимости от своих увлечений. Традиционные темы викторин согласно календарно-тематическому плану следующие: «История русского спорта», «Искусство», «Компьютерный мир», «Наука и техника».

Эссе - не просто творческая форма работы по английскому языку с элементами исследования, но еще и форма экзаменационного тестирования в ЕГЭ по английскому языку. Доказательством того, что качество эссе, которые пишут ученики лицея, высокого уровня, могут служить результаты ЕГЭ, которые на сегодняшний день являются лучшими в регионе. Девяносто восемь баллов - результат, показанный одной из учениц, является лучшим не только в регионе, но и в России.

3. Творческие экзамены по английскому языку (5, 6, 7, 8-е классы).

Это итоговая форма представления авторских работ, как творческих, так и с элементами исследования. В конце года на последнем занятии каждый ученик в группе представляет свою творческую работу. Формат, содержание и функциональное назначение своей работы учащиеся определяют самостоятельно. Учительская роль состоит в сопровождении их работы от замысла к конечному продукту, его экспертизе и презентации. На творческий экзамен ученики представляют кроссворды, викторины, шоу, радио- или телевизионные

передачи, рефераты с элементами исследования, музыкальные проекты, художественные проекты, электронные учебники (грамматические и лексические задания, выполненные с применением компьютера).

4. Курсовые исследовательские работы по междисциплинарной теме года.

Одной из особенностей создания педагогических и методических условий для развития одаренности является междисциплинарное обучение. Суть междисциплинарного обучения заключается в том, что обучение всех школьных дисциплин в Академическом лицее должно быть подчинено определенной теме года: «Взаимодействие», «Развитие», «Мир/Человек», «Форма и содержание», «Информация». Для каждого класса выбираются конкретные темы, соответствующие междисциплинарной теме года и написаны специальные программы междисциплинарного обучения по предмету «английский язык» для 8-х и 10-х классов, основанные на содержании обязательной программы по английскому языку, разработаны серии уроков по междисциплинарному обучению. В календарно-тематических планах для каждого класса выбраны по 10 уроков, темы которых, на наш взгляд, были бы интересны для обучаемых.

Темы исследовательских работ: «Развитие контактов Томской области и англоязычных стран в образовании», «Проблемы нищеты в России и пути их решения», «Употребление фразовых глаголов как единство категории „порядок-беспорядок"» и др. Лучшие исследовательские работы представляются на лицейской конференции, а затем на более высоких уровнях. Первым шагом в направлении исследовательской деятельности для многих обучаемых является выступление на уроке.

Для работы на уроке выбираются такие темы междисциплинарного обучения, которые могли бы перерасти в дискуссию, ролевую игру, дебаты, заложили бы основу для исследовательской проектной работы. Выход ученика на позицию исследователя, где требуется применение творческих интеллектуальных умений, неразрывно связан с развитием одаренности. В 2014-2015 учебном году 20 учеников защитили курсовые исследовательские работы по междисциплинарной теме года «Информация».

5. Исследовательские работы в рамках городских и областных конференций и конкурсов исследовательских работ (городские конференции «Мир культуры и мир языка» городского проекта «Юные дарования - Томску» и «Исследовательский марафон», областной форум «Учитель и ученик» и т. д.). Это следующий, более высокий этап представления исследовательских работ учащихся.

В 2006 г. пять учеников участвовали в работе Международной конференции «Язык и культура» в Томском государственном университее (ТГУ). Их выступления получили высокую оценку, а одна из выступавших выбрала для обучения кафедру «Переводоведение» в ТГУ и с отличием ее закончила. В апреле - мае 2010 г. школьники приняли участие во Всероссийской конференции «Взгляд молодых исследователей» в Томском политехническом университете (ТПУ), а также работе Международной конференции «Язык и культура» в ТГУ и были отмечены специальными дипломами за высокое качество исследовательских работ.

Благодаря созданию условий для развития одаренности в процессе обучения иностранному языку ученики уже около десяти лет подряд являются победителям и призерами конкурса «Юные дарования». Обучающиеся выступают на областных конкурсах исследовательских работ и побеждают (например, Областной форум «Учитель и ученик» в ТГПУ, конкурс исследовательских работ в ТОИПКРО).

Результаты обучения английскому языку через призму развития исследовательских навыков представляются на разных уровнях, что является одним из проявлений дифференцированного подхода к обучению: выступления на уроке, лицейской конференции, олимпиаде.

Подтверждением эффективности использования проектных и исследовательских технологий для развития одаренности может служить одна из групп обучающихся выпуска 2011 г. Благодаря использованию в обучении метода проектов с пятого класса ученики этой группы к настоящему моменту достигли очень высоких результатов во всех основных видах речевой деятельности. В 2008 г. проводились конкурсные уроки на тему «Искусство», включающие элементы проектной деятельности, методики сотрудничества и уроки с применением компьютера. В настоящее время учащиеся этой группы являются победителями городских, областных, всероссийских и международных студенческих конкурсов и олимпиад по английскому языку. Многие из них учатся в ведущих вузах страны, Москве и Санкт-Петербурге и стали победителями в отборе среди студентов для обучения за рубежом.

Обобщая позиции разных авторов в применении к нашему опыту, мы считаем, что для развития одаренности необходимы следующие компоненты творческой деятельности: 1) творческая деятельность, направленная на решение задач, для которых характерно отсутствие у ученика специфических знаний и способа решения, необходимых для разработки рассматриваемой проблемы; 2) творческая деятельность, связанная с осознанием учени-

ком новых знаний в качестве особых видов деятельности для последующей разработки способа решения задачи; 3) творческая деятельность, характеризующаяся возможностью разработки новых знаний и на их основе способа решения задач. Для решения проблемы ученику требуется поиск новых знаний, не содержащихся в исходных условиях [3].

Педагогический опыт показывает, что разные ученики могут иметь одни и те же знания, но успешность их дальнейшего познания различна в зависимости от их умения оперировать этими знаниями. Умение ведения педагогического процесса, способствующего развитию одаренности, на наш взгляд, заключается в том, что на занятиях нужно использовать интерактивный вид коммуникаций с учетом коммуникативных потребностей самих учеников.

Но наряду с расширением потенциального запаса мотивированной лексики наиболее важным является процесс воспитания способности мыслить самостоятельно на уроках иностранного языка, делать выводы и принимать решения.

К сегодняшнему моменту учениками были достигнуты следующие высокие результаты в конкурсах исследовательских работ на городском, региональном и всероссийском уровне:

1) 2008-2011 гг. - команда учеников стала призерами 10-й Межрегиональной дистанционной олимпиады школьников «Экономика на английском», лучшими в тестировании, аудировании и переводе текста, 2009-2010 гг. - команда учащихся Академического лицея стала победителем 11-й и 12-й Межрегиональной дистанционной олимпиады школьников «Экономика на английском»;

2) 2008-2009 гг. - несколько учеников стали победителями областных конкурсов исследовательских работ среди школьников «Международное образование» и конкурса, проводимого компанией «Британия»;

3) 2009-2010 гг. - победа на областном конкурсе исследовательских работ «Язык и культура. Взгляд молодых исследователей» (ТОИПКРО), областном форуме «Учитель и ученик» (ТГПУ), дипломы за высокое качество исследовательских работ Всероссийской конференции «Взгляд молодых исследователей» в ТПУ;

4) 2011 гг. - победы в региональных конкурсах исследовательских работ «Белая ворона» и «Россия моя - удивительный край», неоднократные призовые места на областных форумах;

5) 2012 г. - победители во Всероссийском конкурсе исследовательских работ в рамках Всероссийской конференции в ТПУ «Юные исследователи - российской науке и технике»;

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 11 (164)

6) 2013 г. - победители и призеры на Всероссийской конференции школьников «Юные исследователи - российской науке и технике», областного конкурса конференция «Язык и культура. Взгляд молодых исследователей», который проводился в ТОИПКРО г. Томска.

Вместе с коллегами из школы № 40 организовано Детское научное общество, целью которого является привлечение обучающихся к исследовательской деятельности.

Обучение английскому языку с использованием вовлечения учеников в исследовательскую работу

способствует повышению интереса не только к проблемам исследования, но и непосредственно к самому английскому языку, хотя в процессе работы над проектом английский язык служит инструментом общения. Высокие результаты ЕГЭ по английскому языку и такие факты, что все большее количество учащихся выбирают английский язык в качестве экзамена или проектной курсовой работы, участвует в олимпиадах по английскому языку разного уровня и добиваются успеха, говорят о том, что стратегии развития одаренности в процессе обучения иностранному языку выбраны эффективно.

Список литературы

1. Елизарьева И. А. Педагогическое сопровождение развивающих способностей школьников // Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет: материалы Всерос. науч.-практ.конф. 25-26 марта 2010 г. Ч. III. Педагогика одаренности. Региональный опыт реализации / под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой. Томск: Томский ЦНТИ, 2010. 298 с.

2. Разенкова Т. П. Педагогические и методические условия развития творческих способностей школьников в процессе изучения иностранного языка // Сб. ст. материалов Международной конференции XXIII Дульзоновских чтений «Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур. Преподавание иностранных и национальных языков». Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. Ч. II. С. 280-281.

3. Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press, 1999.

4. Разенкова Т. П. Педагогические и методические условия развития одаренности через призму обучения иностранному языку // Одаренный ребенок. 2009. № 3. С. 101-106.

Разенкова Т. П., учитель.

МБОУ «Академический лицей r. Томска».

Ул. Вавилова, 8, Томск, Россия, 634055. E-mail: tatraz@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 12.09.2015.

T. P. Razenkova

THE APPLICATION OF RESEARCH METHODS AT THE FOREIGN LANGUAGE TEACHOING

Conception of giftedness is a key one for Academic lyceum. It is necessary to make a creative field for development of talent where a personality will have possibility to express and claim themselves. A foreign language has a lot of advantages to get it. The author shows that language activity should be divided into several stages. The author offers an integrated language teaching methodology which favors the development of giftedness. Teaching research skills begin with project methods. Different students can have the same knowledge but their cognitive success is different according to their skills to operate with this knowledge.

Application of research methods in the language teaching process enables thinking, drawing conclusions and making a decision.

Key words: conception of giftedness, conditions for developing of students' giftedness, complex methodology offoreign language teaching, teaching research skills, project works, interdisciplinary theme of the school year.

References

1. Elizar'yeva I. A. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye razvivayutschikh sposobnostey shkol'nikov [Pedagogical maintaining of developing abilities of learners]. Sozdaniye integrirovannogo obrazovatel'nogo prostranctva dlya razvitiy detskoy odarennosti: detskiy sad - shkola - universitet. Materialy Vserossiiskoy nauchno-practicheskoiy konferentsii 25-26 marta 2010. Chast III. Pedagogika odarennosti. Regional'nyy opyt realizatsii [Creating of integrated educational space for development of children giftedness: kinder garden - school - university. Materials of All-Russian conference 25-26 March 2010. Part III. Pedagogics of giftedness. Regional experience of realization]. Ed. by I. N. Tobolkina, T. B. Cherepanova. Tomsk, Tomsk CNTI Publ., 2010. 298 p. (in Russian).

2. Razenkova T. P. Pedagogicheskiye i metodicheskiye usloviya razvitiya tvorcheskikh sposobnostey shkol'nikov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka [Pedagogical and methodological conditions for development of learners' creative abilities during the foreign language

learning]. Sb. st. materialov mezhdynarodnoy konferentsiiXXIII Dulzonovskih chteniy "Sravnitel'no-istoricheskoye i tipologicheskoye izucheniye yazykov i kul'tur. Prepodavaniye inostrannykh i natsionalnykh yazykov" [Materials of International conference XXIII Dulzon readings "Comparative - historical and typological learning of languages and cultures. Teaching of foreign and national languages". Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2002, P. II, pp. 280-281 (in Russian).

3. Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press, 1999.

4. Razenkova T. P. Pedagogicheskiye i metodicheskiye usloviya razvitiya odarennosti cherez prizmu obucheniya inostrannomu yazyku [Pedagogical and methodological conditions for development of giftedness in the light of foreign language teaching]. Odarenny rebenok - The Gifted Child, no. 3, 2009, pp. 101-106 (in Russian).

Razenkova T. P.

MBEE Academic Lyceum of Tomsk.

Ul. Vavilova, 8, Tomsk, Russia, 534066. E-mail: tatraz@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.