Научная статья на тему 'Развитие творческой одарённости через научноисследовательскую деятельность'

Развитие творческой одарённости через научноисследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / НЕОРДИНАРНОСТЬ / CREATIVE GIFTEDNESS / RESEARCH ACTIVITY / COMPETENCES / NO ORDINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стельмах Роза Рафкатовна

Статья, посвящена проблемам развития у детей творческой одаренности через их вовлечение в научно-исследовательскую работу. Предлагаются возможности использования наиболее эффективных подходов в выборе педагогических технологий. Рассматривается роль учителя в раскрытии индивидуальных способностей одарённого старшеклассника. Творческое развитие одаренности это развитие неординарности, индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Creative Giftedness Through Research Activity

The information presented in this article is devoted to the problems of development of children's creative giftedness through their involvement in scientific-research work. The possibilities of using the most effective approaches in selecting pedagogical technologies are offered. The role of the teacher in the disclosure of individual abilities of gifted high school students is considered. Creative development of giftedness is the development of originality and individuality. These opportunities appear through the involvement of gifted children in research activity and are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой одарённости через научноисследовательскую деятельность»

развитие творческой одарённости через научно-исследо вательскую деятельность

Статья, посвящена проблемам развития у детей творческой одаренности через их вовлечение в научно-исследовательскую работу. Предлагаются возможности использования наиболее эффективных подходов в выборе педагогических технологий. Рассматривается роль учителя в раскрытии индивидуальных способностей одарённого старшеклассника. Творческое развитие одаренности - это развитие неординарности, индивидуальности.

Наше образовательное учреждение необычно. Организованное в 2002 году, оно получило статус лицея для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья. Для области событие значимое и стало инновационным ещё до внедрения образовательной программы «Наша новая школа». Поступив в лицей, способные ребята попадают в творческую среду. Руководство лицея верно определило направление развития одаренных детей: олимпиадное движение, научно-исследовательская деятельность, тью-торское сопровождение особо одаренных ребят преподавателями ведущих вузов г. Оренбурга.

Важным этапом в развитии одаренности

Р.Р. Стельмах

Ключевые слова:

творческая

одаренность,

исследовательская

деятельность,

компетенции,

неординарность.

стал переход на профильное обучение. Лицей стал многопрофильным - 4 профиля, в том числе химико-биологический профиль, который предполагает зачисление учащихся, заинтересованных в естественнонаучном образовании. Стало ясно, что без активных форм и методов обучения не обойтись - для усвоения повышенного объема знаний, умений и навыков, для формирования общественных умений, опыта творческой деятельности, которые важны не только для успешного обучения, но и для самореализации личности. С внедрением концепции профильного обучения исследовательская работа учащихся стала более актуальной. Решение творческих и исследовательских задач стало традицией лицея-интерната. Профиль начал набирать обороты. Для успешного развития творческой одаренности я эффективно использую педагогические технологии. Их выбор осуществляю с учётом следующих подходов к организации учебно-исследовательской работы:

• психологический. Ребята учатся в условиях лицея-интерната, вдали от дома. Поэтому важна роль учителя, классного руководителя. Необходимость существует в создании максимально комфортных условий для развития старшеклассников в условиях исследовательской деятельности с учетом их склонностей и способностей, для возникновения реальной ситуации «успеха», для адаптации ребят к насыщенному режиму учёбы и отдыха в лицее-интернате;

• деятельностный. Важна мотивация ученика, которая вызывает его личный интерес к поисковой деятельности. Учащиеся в беседе с учителем ставят ближние и дальние цели, намечают пути достижения. В лицее каждый одаренный ребёнок может почувствовать себя в роли исследователя, участвуя в работе НОУ Знакомство с направлениями работы НОУ начинается с ежегодного лицейского мероприятия «Шаг к Нобелевской премии», где учителя и сами ребята дают рекомендации по участию в научно-исследовательской работе, делятся опытом;

• рефлексивный. Этот подход позволяет выяснить зону затруднений, комфорта, скорректировать исследовательский процесс, подарить радость преодоления трудностей, радость успеха;

• коммуникативный. В условиях общежития лицеисты могут выяснять вопросы деятельного подхода в кругу друзей. Налажена в лицее и система тьютерства, что немаловажно для оперативного курирования работы учащегося научным руководителем, учителем лицея-интерната или преподавателем вуза;

• компетентностный подход. Усиление практического и прикладного школьного образования. Позволяет действовать эффективно в новых, незнакомых ситуациях.

Исходя из этих подходов, для реализации потенциала одаренных детей мой выбор оказался в пользу кейс-технологии и проектной технологии. Кейс-метод позволяет обратиться к фактическому материалу, воспользоваться накопленным запасом знаний. Предпочтение этому методу отдаю и потому, что ребята могут как индивидуально, так и в группе «проработать» проблему, найти альтернативные решения, привлекая разные источники знаний. Технология опирается на реальные ситуации жизни и, как мы понимаем, их в естествознании достаточно. Исследовательская деятельность интересна как на уроках, так и во внеурочной работе. Накоплен достаточный методический материал, некоторыми разработками я поделилась на страницах учебно-методического журнала «Химия», № 15, 2011 г., приложения к газете «1 сентября».

Конечно, для развития творческой одаренности необходимы самостоятельность, стремление к саморазвитию, желание реализовать себя в успешной деятельности, критичность мышления, исследовательские задатки, жизненная позиция. Этими качествами наши одаренные дети обладают в разной степени, т.к. их развитие проходило до лицея-интерната в разной социальной и учебной среде. Поэтому важным аспектом научно-исследовательской деятельности является разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одаренного ребенка с привлечением по необходимости психологической службы, администрации, преподавателей, родителей, учреждений дополнительного образования. Но для развития творческой одаренности основным остается взаимодействие УЧЕНИК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ + УЧИТЕЛЬ-НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ = РЕЗУЛЬТАТ

Хотелось осветить и проблемы учащихся, с которыми они сталкиваются при вовлечении в исследовательскую деятельность: 1) возникают сложности в выборе темы и ее формулировке; 3) возникают сложности с обобщением материала; 4) слабо разрабатывается учениками экспериментальная часть и возможность её проведения; 5) не у всех школьников есть готовность работать в межпредметной области; 6) нет достаточной активности в разработке проекта; 7) не всегда есть представление о конечном продукте деятельности; 8) нет навыка публичного выступления.

Какие пути решения намечаются и осуществляются?

• Организовывать установочные лекции для 10-ых классов в начале 1 четверти, где даются разъяснения по работе над проектом, возможна активная мотивация деятельности, знакомство с критериями оценки работы, демонстрация лучших проектов прошлых лет.

• Повысить научному руководителю координацию деятельности.

• Создание проектов в рамках урока.

• Презентация проектов не только на конференциях и конкурсах, но и на уроке, в микрогруппах.

• Более четко устанавливать сроки промежуточного отчета по исследовательской работе.

Выяснено, что одаренных детей очень интересуют вопросы перспективности и практического осуществления проекта, экологические и экономические аспекты. Метапредметность исследований формирует интеллектуальный потенциал одаренных ребят, позволяет раскрыть индивидуальные стороны их таланта.

Как возникает интерес к познавательной деятельности? На уроке химии мини-исследование может перейти в большой интересный проект. Тема «Полимеры в нашей жизни» рассматривалась на уроке с использованием кейс-метода. Анализ проблемы, затронутой в кейсе, «Полимерный бум в строительстве» вызвал желание у ученицы 10-го класса Амандусовой Акжвек глубже окунуться в современную действительность и перейти на более высокую ступень знаний - создание проекта «Полимеры в строительстве. Производство и использование пенополистиролбетона в Оренбуржье». Особый интерес был вызван желанием ученицы приготовить образец пенополистиролбетона в домашних условиях. Консультация по технологическому процессу была дана непосредственно в производственном цехе одного из предприятий г. Оренбурга. Её упорство и самостоятельность позволили добиться определённых успехов. А на конкурсной защите удивить преподавателя технологического вуза полученным образцом (многие исключали успешность выполнения опыта в домашних условиях - эксперимент был проведён в летний период по желанию исследователя с одобрения руководителя, т.е. меня).

Лицей-интернат переехал в новое здание 3 года назад, и отрадно отметить инициативу учащихся химико-биологического класса, которые решили на научной основе реабилитировать зеленый мир лицея-интерната. Исследователем стала Конурбаева Анара. Анара работала

над проектом «Озеленение учебного пространства Губернаторского лицея-интерната». В проект были активно вовлечены учащиеся, учителя и родители, которые приняли участие в акции «Зеленый мир лицея». Была разработана Памятка цветоводам, растения прошли паспортизацию. Учебное здание лицея заметно преобразилось. Защита проекта прошла на Международном фестивале детских инициатив и открытий (организатор) - Благотворительный фонд наследия Д.И. Менделеева), где проект занял 1-ое место, ученица поощрена медалью и памятным подарком.

Творческое развитие получают ребята через направленную деятельность. Так, в ходе работы над проектом «Глина - подарок природы» приоритетом была практическая направленность.

Автор - Колотухина Александра - не только установила отличительные свойства глин месторождений своего родного края, но и смогла раскрыть свой творческий потенциал. С огромным интересом Александра осваивала достаточно сложную технологию лепки глины. Столовая лицея-интерната пополнилась её интересными работами -вазочками и салфетницами. Проект Колотухиной А. неоднократно отмечался дипломами и грамотами. А сама Саша не исключала вариант поступления на специальность «Керамика» химико-технологического университета.

Зачастую глубокий анализ проблемы вызывает желание перейти на более высокую ступень, начать исследование, создавать проект. В переводе «проект» означает «брошенный вперёд». Для меня это действительно так. Роль научного руководителя важна. Он должен «вытолкнуть» учащегося вперед, на ступень понимания ситуации, решения проблемы, творческого осмысления. Но при этом педагогическая поддержка необходима. Иногда в научно-исследовательской работе ученик достигает большего понимания, он кипит идеями. Не в этом

ли творческое развитие - самостоятельно найти решение личностно-значимой задачи и перейти на этап конкретной созидательной деятельности (описание и сравнительный анализ объектов окружающего мира, благоустройство, прикладного характера работы, творческие работы и презентации и другое). Но ошибочно думать, что творческая одаренность - это создание какого-либо продукта. Нет, это может быть проявление своей неординарности, индивидуальности в рассмотрении каких-либо вопросов.

Таких проектов в лицее-интернате создано учащимися достаточное количество,и год от года оно растет.

год количество работ, написанных % от

ребятами X класса кол-ва учащихся в классе

2007 1 4,5

2008 4 20

2009 7 38

2010 9 39

2011 11 50

Вовлечение талантливых ребят в творческую деятельность стало возможным на базе Представительства фонда наследия Д.И. Менделеева, координатором которого предложено стать мне в феврале 2010 г. Выдан сертификат, подтверждающий мои полномочия в регионе. Возможности участия ребят из разных районов области в конкурсах расширились. Одновременно есть возможность выявить одаренных ребят. Представительство начало работу с сентября 2010 г.

2011 г. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся имени Менделеева, 1-ый этап (региональный очный этап): число участников - 147 человек. 2-ой этап: число финалистов - 37 человек. На Международный детский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» 1-ый этап (заочный тур): число участников - 75 человек. 2-ой этап: число финалистов - 52.

О перспективах работы Представительства можно говорить: ведь сколько учащихся удалось и ещё удастся вовлечь в учебно-исследовательскую работу. В рамках конкурсных дней учащиеся получают заряд для серьёзной научной деятельности, обмениваются опытом работы,

встречаются с интеллектуально одаренной молодежью. Конкурс позволяет и лицею выявить одаренных учащихся.

Развитие творческой одаренности - это требование времени, ведь человечество не стоит на месте и нужно уметь адаптироваться к новым условиям. Именно в детском и подростковом возрасте большие возможности развивать творческую одаренность, в частности, вовлечением ребят в научно-исследовательскую работу. В познавательной деятельности большой простор для раскрытия индивидуальных способностей, их реализации. Это будет, несомненно, условием приобретения социального опыта, профессионального самоопределения; пониманием того, что любое суждение должно быть принято и доказательно подтверждено или нет так же, как гипотеза в ходе научной деятельности подтверждается или нет.

Литература

1. Образование: вчера, сегодня, завтра: Материалы IV Междунар. научно-практ. Интернет-конференции, 15 ноября 2009 г. / Сост. О. Широкова. Оренбург: Детство, 2009. - 180 с.

2. Селевко ГК. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.