Научная статья на тему 'Взаимодействие классического госуниверситета с образовательными учреждениями в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся'

Взаимодействие классического госуниверситета с образовательными учреждениями в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ВУЗ ШКОЛА" / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / КАДРОВАЯ РАБОТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / DIRECTIONS OF "UNIVERSITY-SCHOOL" COOPERATION / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL INTERACTION / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK / PERSONNEL WORK / TEACHING ACTIVITIES / CAREER-GUIDANCE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юн-Хай Светлана Александровна

В статье рассматривается взаимодействие Бурятского государственного университета со школами Бурятии в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дано определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, обладающей образовательными, развивающими возможностями: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования, развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. Автором обосновано, что в результате взаимодействия Бурятского государственного университета со школами Бурятии продуктивно и успешно решаются задачи мобилизации внутренних ресурсов региона, развития инновационных процессов. Центральное место в статье отведено рассмотрению наиболее продуктивных и перспективных направлений взаимодействия «университет школа» по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся: учебно-методическое взаимодействие, научно-методическая работа, кадровая работа, преподавательская деятельность, профориентационная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF CLASSICAL STATE UNIVERSITY WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

The article examines the Buryat State University cooperation with schools of Buryatia in the organization of educational and research activities of students. The author defines the term educational and research activities of students, which has the following educational and developmental capabilities: preservation of student's research behavior as a means of development cognitive interest and motivation for learning activity, development the ability to take the research position, independently setting and attaining the goal in the learning activity on the basis of applying elements of research activity within curriculum subjects and a system of additional education, development of research competence and pre professional skills as a basis of profile training. The author has proved that as the result of the Buryat State University cooperation with schools of Buryatia, the problems of mobilizing the region's internal resources, the development of innovative processes are being successfully solved. The central place in the article is devoted to the consideration of the most productive and promising areas of “university-school” cooperation in the organization of educational and research activities of students: educational-methodological interaction, scientific and methodological work, personnel work, teaching activities, career-guidance work.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие классического госуниверситета с образовательными учреждениями в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся»

УДК 378: 373.5 (571.54)

doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-78-85

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© Юн-Хай Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: swetyun72@mail.ru

В статье рассматривается взаимодействие Бурятского государственного университета со школами Бурятии в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дано определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, обладающей образовательными, развивающими возможностями: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования, развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. Автором обосновано, что в результате взаимодействия Бурятского государственного университета со школами Бурятии продуктивно и успешно решаются задачи мобилизации внутренних ресурсов региона, развития инновационных процессов. Центральное место в статье отведено рассмотрению наиболее продуктивных и перспективных направлений взаимодействия «университет — школа» по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся: учебно-методическое взаимодействие, научно-методическая работа, кадровая работа, преподавательская деятельность, про-фориентационная работа.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность учащихся; направления взаимодействия «вуз — школа»; учебно-методическое взаимодействие; научно-методическая работа; кадровая работа; преподавательская деятельность; профориен-тационная работа.

Современные реформы, модернизация отечественного образования, внедрение ФГОС в общеобразовательной школе, перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс технологии учебно-исследовательской деятельности школьников, обладающей образовательными, развивающими возможностями: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования, развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения [1, с. 6].

Учебно-исследовательская деятельность идентична научно-исследователь-ской по применяемому в ней научному методу, но существенно отличается по уровню сложности, методикам (они должны быть доступны для выполнения школьниками) и направлена в первую очередь на развитие учащихся. Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством специалиста. Учебное исследование включает основные этапы, характерные для исследования в научной сфере: выявление и постановка проблемного вопроса; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы [2, с. 9].

В нормативно-правовых документах в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», документы о введении образовательных стандартов нового поколения) говорится о мобилизации внутренних ресурсов регионов, развитии инновационных процессов. Данные задачи продуктивно и успешно решаются во взаимодействии ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» со школами Бурятии. Наиболее продуктивными и перспективными направлениями взаимодействия Бурятского госуниверситета со школами по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся являются: учебно-методическое взаимодействие, научно-методическая работа, кадровая работа, преподавательская деятельность, профориентационная работа.

Учебно-методическое взаимодействие включает в себя подготовку и апробацию учебников, учебных и методических пособий для учащихся и учителей, работающих в школе; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; контакты учителей школ с преподавателями вузов с целью консультаций и обмена опытом, организационное и методическое сопровождение профильных классов на базе общеобразовательных организаций. Примером эффективного взаимодействия «вуз — школа» является разработанный коллективом преподавателей Педагогического института БГУ в 2012 г. учебно-методический комплекс для учащихся младших и средних классов «Байкальский сундучок» по дисциплине «Байкаловедение». Основной целью его создания является повышение уровня осведомленности и обогащение знаний о Байкале у детей, а также детальное изучение Байкальского региона. В каждой части пособия содержится не только иллюстрированная информация, рассчитанная на детей 8-14 лет, но и творческие задания [3, с. 109]. В основе образовательной программы лежит идея о том, что эффективное обучение — это обучение на основе включения обучающихся в продуктивную деятельность, создание ими творческих работ, исследовательских проектов, участие в социальной практике, приобретение личного опыта. Формы проведения занятий по УМК могут быть различными: дискуссии, деловые игры, моделирование, эксперимент, интерактивное обучение и др. Преимуществом данного продукта является и то, что фактический материал в нем поме-

щается по избыточному принципу, согласно которому учитель, тьютор, родители, воспитатели, учащиеся могут выбрать именно тот материал, который им нужен и важен при проведении учебного исследования [4, с.20]. УМК «Байкальский сундучок» реализуется в настоящее время в школах Баргузинского, Ивол-гинского, Кижингинского, Заиграевского, Селенгинского, Джидинского районов и города Улан-Удэ Республики Бурятия.

Проведенная методическая работа по использованию исследовательских методик положила начало ежегодным мероприятиям по выявлению, обобщению, распространению опыта творчески работающих педагогов школ, учреждений дополнительного образования: республиканский конкурс исследовательских уроков, в котором ежегодно принимает участие более 200 учителей из 15 районов Бурятии и г. Улан-Удэ; городской конкурс проектов «К вершинам педагогического мастерства».

В рамках научно-методической работы БГУ реализует следующие формы: проведение совместных круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности; организация обучающих семинаров с участием преподавателей школ; организация ежегодных студенческих, ученических научно-практических конференций; рецензирование преподавателями вуза исследовательских и проектных работ учащихся школ; привлечение к участию в научно-практических конференциях на базе БГУ учителей школ республики; проведение на базе вуза предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся средних школ; организация работы факультативов и научных кружков, ориентированных на учащихся школ; оказание методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам; подготовка и издание совместных научных сборников статей, учебных пособий, монографий с обобщением опыта работы учителей и методистов, по результатам научных исследований; организация научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов под руководством преподавателей вуза; предоставление базы университета школьникам для проведения исследовательских работ (возможность пользоваться ресурсами научной библиотеки, научных и учебных лабораторий); привлечение преподавателей университета к подготовке школьников к региональным и всероссийским олимпиадам и конкурсам. Традиционно на базе Бурятского госуниверситета проводятся региональные туры конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России», всероссийской междисциплинарной олимпиады по истории и обществознанию, Всесибир-ской открытой олимпиады школьников, межрегиональной олимпиады школьников по математике «САММАТ», а также летняя Школа юного исследователя, региональная олимпиада по географии «Юный географ» среди учащихся 6-8-х классов, межрегиональная олимпиада по географии среди учащихся 9-11-х классов и студентов вузов и ссузов, олимпиада школьников по математике и физике на призы группы компаний «БИН» — Агрохолдинг «Николаевский» и др. Так, например, в 2011 г. в региональном туре всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» приняли участие 200 школьников из 17 районов Бурятии и 24 школ г. Улан-Удэ, в 2016 г. в VI регио-

нальном туре конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского приняли участие 102 школьника-автора исследовательских работ с 7-го по 11-й класс и 73 научных руководителя из 8 районов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ. По результатам итогового тура лучшие научные руководители награждаются нагрудным знаком общероссийского общественного движения «Исследователь» — «Руководитель исследовательских работ учащихся». Исследования учащихся оценивают эксперты вузов г. Улан-Удэ [5, с. 147].

С 2009 г. в работе образовательного проекта-лагеря «Байкальская международная экологическая школа "Байкал — жемчужина планеты"» на базе школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» на станции Танхой, цель которого — создание международной площадки экологического образования молодежи в контексте задач развития исследовательской деятельности и формирования активной позиции в сохранении национальных природных ресурсов, принимают участие ведущие научные сотрудники Байкальского заповедника, Иркутского государственного университета путей сообщения (кафедра экологии и безопасности на железнодорожном транспорте), Иркутского государственного университета (Институт социальных наук), Бурятского государственного университета (кафедра зоологии). Это сотрудничество нацелено на отработку механизмов и форм эффективного социального партнерства [6, с.108].

На протяжении нескольких лет биолого-географический факультет Бурятского госуниверситета плодотворно сотрудничает с МОУ «Орликская средняя школа» Окинского района Бурятии. Результатом этого союза являются многочисленные образовательные, творческие и научные проекты: экспедиции по Окинскому району «Долина вулканов», «Аква Минерале», «Хонгодор» [7, с.117].

Кадровая работа заключается в специальной подготовке кадров, компетентных в сфере учебно-исследовательской деятельности. В рамках данного направления проводятся мастер-классы («Организация исследовательских экспедиций как основа формирования ключевых компетенций современных школьников (на примере исследования озера Карасиное)», «Исследовательские практики в старшей школе», «Опыт участия во всероссийских конференциях», «Методический указания по организации исследовательской деятельности обучающихся», «Опыт работы по организации исследовательской деятельности», «Психологическое сопровождение исследовательской деятельности», «Исследовательское обучение в урочной и внеурочной деятельности в гуманитарных предметах», «Метапред-метные мини-курсы в образовательной практике современной школы»), выездные площадки в школах Бурятии (работа на площадках: НОУ ОАО «РЖД» школа-интернат № 22, МАОУ СОШ № 9, Национальный музей Республики Бурятия, РБНЛИ № 1), курсы повышения квалификации учителей на базе университета по инициативе исследовательских коллективов, а также по запросу образовательных организаций («Основы организации учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации нового ФГОС», «Проектирование исследовательской деятельности учащихся в современной школе», «Технология конструирования исследовательского урока в современной школе»).

Преподавательская деятельность как направление взаимодействия «вуз — школа» представляет следующие формы работы: проведение дистанционных

лекций, очных консультаций для учителей, привлечение к учебному процессу в средних школах высококвалифицированных кадров (кандидатов и докторов наук) для ведения профильных дисциплин и элективных курсов; выявление талантливых учащихся, их подготовка по углубленным дополнительным образовательным программам. Сегодня в школах Бурятии работает более 70 преподавателей университета, которые руководят исследовательской работой, читают спецкурсы, руководят научной и научно-методической работой коллективов школ, координируют работу профильных классов.

Профориентационная работа традиционно готовит учащихся к профессиональному самоопределению на основе следующих форм: проведение дней открытых дверей на факультетах, в институтах университета; выездные экскурсии; знакомство школьников с профессиональным экспертным сообществом; встречи с учителями, учащимися и их родителями с целью проведения бесед о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; информационное освещение деятельности, включая координацию работы СМИ, организация взаимодействия через сайт университета, представление вуза с показом видеороликов, презентаций и рекламных буклетов о вузе и направлениях подготовки; приглашение школьников на массовые мероприятия (смотры художественной самодеятельности, КВН, фестивали, соревнования и т. д.); построение индивидуальных траекторий профессионального развития наиболее талантливых школьников путем вовлечения в работу учебного подразделения университета, их психолого-педагогическое сопровождение.

Примерами устойчивого взаимодействия «вуз — школа» являются региональная общественная организация «Ассоциация педагогов-исследователей» при Педагогическом институте БГУ, Университетский образовательный комплекс (УОК БГУ). Целью создания УОК БГУ является интеграция образовательного пространства Байкальского региона. В состав УОК БГУ вошла 21 средняя общеобразовательная школа (гимназия № 33, СОШ № 1, 2, 26, 51, 56, 57, 58, лицей-интернат № 61, музыкально-гуманитарный лицей г. Улан-Удэ, Агинская окружная гимназия, Гусиноозерская гимназия, Закаменская районная гимназия, Кабан-ская СОШ, Кижингинская СОШ № 1 им. Х. Намсараева, Кижингинский лицей, Кыренская СОШ, Кяхтинская СОШ № 3, Мухоршибирская СОШ № 1, Онохой-ская СОШ № 1, Орликская СОШ, Сосново-Озерская СОШ № 1, Тарбагатайская СОШ, Турунтаевская СОШ № 1, Баргузинская СОШ, Хоринская СОШ № 1). Университетский образовательный комплекс как корпоративная форма организационно-инновационной образовательной деятельности способствует реализации комплексного подхода к проблемам образования с учетом особенностей социально-экономического развития страны и Республики Бурятия, обеспечивает интеграционное взаимодействие университета и образовательных учреждений УОК БГУ в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Примером многолетнего взаимодействия «вуз — школа» является эколого-образовательный российско-германский проект «Образование для устойчивого развития», в рамках которого осуществляется международный обмен учащихся школ: Гусиноозерская гимназия, Мухоршибирская СОШ № 1, музыкально-гуманитарный лицей г. Улан-Удэ, Онохойская СОШ № 1, гимназии № 33, 59 г. Улан-Удэ, СОШ № 49 [8, с. 36].

Интеграция БГУ и образовательных учреждений Бурятии успешно происходит в процессе реализации комплексных системных социально-образовательных программ, проектов и инициатив Бурятского республиканского отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (председатель БРО ООД ТП «Исследователь», директор Института непрерывного образования БГУ М. Г. Цыренова). Целью движения является повышение доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся на основе становления межрегиональной системы образовательной работы с детьми средствами исследовательской деятельности. Программа регионального отделения Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь» предполагает организацию и проведение системы мероприятий для учащихся, студентов и учителей Бурятии [9, с. 11]. Данная организация ведет работу по нескольким направлениям, обеспечивающим развитие исследовательской деятельности учащихся и педагогов: конкурсы исследовательских работ учащихся, конкурсы для поддержки одаренных учащихся, координация исследовательской деятельности педагогов. Мероприятия проводятся с целью повышения интереса к знаниям, ознакомления с методологией и методикой научного исследования, формирования навыков публичного выступления и участия в научной дискуссии. Мероприятия организуются с привлечением широкого круга специалистов, общественности, представителей разных уровней власти.

Таким образом, рассмотренные выше направления взаимодействия Бурятского госуниверситета со школами Бурятии в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся способствуют интересам и запросам всех участников. Бурятский госуниверситет удовлетворяет потребности школ по привлечению таких ресурсов, как подготовка кадров, материально-техническая база, разработка программ для реализации исследовательской деятельности, а школы обеспечивают потребности вуза в привлечении мотивированного контингента учащихся, создают сеть ресурсных центров по исследовательской деятельности, условия для учебно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечивают педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся. Сформированность у обучающихся на уровне общего образования умений учебно-исследовательской деятельности упрощает процесс их обучения в профессиональных образовательных организациях [10, с. 19].

Обобщение опыта взаимодействия Бурятского госуниверситета со школами Бурятии в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет сделать следующие выводы:

- построение последовательной системы в различных направлениях взаимодействия «вуз — школа», таких как учебно-методическое взаимодействие, научно-методическая работа, кадровая работа, преподавательская деятельность, про-фориентационная работа позволяет разрабатывать социально-значимые проекты в регионе;

- во взаимодействии «вуз — школа» важную роль играет консолидация имеющихся ресурсов;

- увеличивающееся количество учащихся и педагогов школ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, свидетельствует о создании условий

для индивидуализации образования, для освоения навыков практического применения знаний, для развития творческой деятельности, для определения эффективности работы образовательных организаций по реализации ФГОС в части развития универсальных учебных действий.

Литература

1. Колчин А. А. Взаимодействие преподавателей вузов и учителей средней школы по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся // Евразийский научный журнал. 2015. № 8. С. 1-5.

2. Леонтович А. В., Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11-е классы / под ред. А. В. Леонтовича. М.: ВАКО, 2014. 160 с.

3. Бабиков В. А. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников посредством учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок» // Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 5-6 ноября 2015 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 108-112.

4. Портнягина М. А. Комплексная оценка инновационности учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок» // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1(2). С.18-21.

5. Санжиева Д. С. Организация исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию в РБНЛИ № 1 // Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. науч. -практ. конф. (г. Улан-Удэ, 20-21 октября 2010 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. С. 145147.

6. Мельков Я. А. Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Вып. 1.1. Педагогика. С. 105-110.

7. Холбоева С. А., Дырженова Е. З. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности в Орликской средней школе Окинского района Республики Бурятия // Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 20-21 октября 2010 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. С. 117-118.

8. Юн-Хай С. А. Межкультурный эколого-образовательный проект: обмен молодежи Германии и Бурятии // Межкультурное взаимодействие в условиях трансграничья: Россия — Монголия — Китай: сб. науч. ст. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. С. 3237.

9. Цыренова М.Г. Исследовательская деятельность учителя и учащихся как ресурс развития образовательного пространства региона // Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. науч. -практ. конф. (г. Улан-Удэ, 20-21 октября 2010 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. С. 11-14.

10. Ильина А. В., Маковецкая Ю. Г. Учебно-исследовательская деятельность как средство обеспечения принципа преемственности в обучении // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 3. С.16-24.

COOPERATION OF CLASSICAL STATE UNIVERSITY

WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ORGANIZATION

OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

Svetlana A. Yun-Khay

Cand. Sci. (Education), A/Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: swetyun72@mail.ru

The article examines the Buryat State University cooperation with schools of Buryatia in the organization of educational and research activities of students. The author defines the term educational and research activities of students, which has the following educational and developmental capabilities: preservation of student's research behavior as a means of development cognitive interest and motivation for learning activity, development the ability to take the research position, independently setting and attaining the goal in the learning activity on the basis of applying elements of research activity within curriculum subjects and a system of additional education, development of research competence and pre professional skills as a basis of profile training. The author has proved that as the result of the Buryat State University cooperation with schools of Buryatia, the problems of mobilizing the region's internal resources, the development of innovative processes are being successfully solved. The central place in the article is devoted to the consideration of the most productive and promising areas of "university-school" cooperation in the organization of educational and research activities of students: educational-methodological interaction, scientific and methodological work, personnel work, teaching activities, career-guidance work. Keywords: educational and research activities of students; directions of "university-school" cooperation; educational and methodological interaction; scientific and methodological work; personnel work; teaching activities; career-guidance work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.