Научная статья на тему 'Роль преподавателей Бурятского государственного университета в становлении психологического образования в Восточной Сибири'

Роль преподавателей Бурятского государственного университета в становлении психологического образования в Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY OF EDUCATION / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / EASTERN SIBERIA / BURYAT STATE TEACHER INSTITUTIONS / BURYAT STATE UNIVERSITY / DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY / TEACHER OF PSYCHOLOGY / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корытова Галина Степановна

Анализируется научный вклад сотрудников и преподавателей психологии Бурятского государственного педагогического института (в настоящее время Бурятского государственного университета) в становление и современное состояние высшего психологического образования в Восточной Сибири. Хронологически представлено содержание основных этапов истории развития социально-психологического факультета Бурятского государственного университета от момента организации кафедры педагогики и психологии в 1932 г. до настоящего времени. Прослеживаются судьбы и биографии первых преподавателей психологии, внесших наиболее заметный вклад в организацию преподавания психологических дисциплин в вузе. Обозначена роль известных российских ученых из центральных вузов и ведущих психологических учреждений страны (научных руководителей аспирантов, научных консультантов докторантов), при поддержке и помощи которых во второй половине ХХ в. осуществлялась подготовка специалистов высшей квалификации для ведущего вуза Бурятии. Показано, что по истечении более полувека заложенные первыми преподавателями образовательные и научные традиции обучения психологическим дисциплинам достойно продолжаются новыми поколениями вузовских педагогов выпускников социально-психологического факультета Бурятского государственного университета при организации образовательного процесса на профильных кафедрах и факультетах психологии сибирских и российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHERS OF BURYAT STATE UNIVERSITY IN FORMATION OF THE PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN EASTERN SIBERIA

The article presents an analysis of the scientific contribution of employees and teachers of psychology of Buryat State Pedagogical Institute (now Buryat State University) in formation and current state of the higher psychological education in Eastern Siberia. Chronologically presented the contents of the main stages of history of development of sociopsychological faculty of Buryat State University from the moment of organization of the Department of Pedagogy and Psychology in 1932 to the present. Destinies and biographies of the first teachers of psychology, who made the most noticeable contribution to the organization of teaching psychological disciplines in higher education institution are traced. Notes the role of famous Russian scientists from the central universities and the leading psychological agencies of the country (research supervisors of graduate students, scientific consultants of doktorants), with support and assistance of which in the second half of the XX century training of highly qualified specialists for the leading higher education institution of Buryatia was carried out. It is shown that more than half a century later, the educational and scientific traditions of training in psychological disciplines put by the first teachers, are adequately continued by the new generations of university teachers-graduates of sociopsychological faculty of Buryat State University in the organization of educational process on the relevant departments and faculties of psychology of the Siberian and Russian higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателей Бурятского государственного университета в становлении психологического образования в Восточной Сибири»

ОБЗОРЫ

УДК 378 (091) +159.9:37.015.3

Г. С. Корытова

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ

СИБИРИ

Анализируется научный вклад сотрудников и преподавателей психологии Бурятского государственного педагогического института (в настоящее время - Бурятского государственного университета) в становление и современное состояние высшего психологического образования в Восточной Сибири. Хронологически представлено содержание основных этапов истории развития социально-психологического факультета Бурятского государственного университета от момента организации кафедры педагогики и психологии в 1932 г. до настоящего времени. Прослеживаются судьбы и биографии первых преподавателей психологии, внесших наиболее заметный вклад в организацию преподавания психологических дисциплин в вузе. Обозначена роль известных российских ученых из центральных вузов и ведущих психологических учреждений страны (научных руководителей аспирантов, научных консультантов докторантов), при поддержке и помощи которых во второй половине ХХ в. осуществлялась подготовка специалистов высшей квалификации для ведущего вуза Бурятии. Показано, что по истечении более полувека заложенные первыми преподавателями образовательные и научные традиции обучения психологическим дисциплинам достойно продолжаются новыми поколениями вузовских педагогов - выпускников социально-психологического факультета Бурятского государственного университета при организации образовательного процесса на профильных кафедрах и факультетах психологии сибирских и российских вузов.

Ключевые слова: история образования, психологическое образование, Восточная Сибирь, Бурятский государственный педагогический институт, Бурятский государственный университет, кафедра психологии, преподаватель психологии.

Становление и развитие психологического образования в Восточной Сибири неразрывно связано с историей Бурятского государственного университета (БГУ), являющегося преемником одного из старейших вузов региона - Бурятского государственного педагогического института (БГПИ). Открытие педагогического института в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ - столица Республики Бурятия) датируется январем 1932 г. В начальные годы своего существования молодой сибирский вуз столкнулся с серьезными трудностями: отсутствовали учебники и наглядные пособия, не хватало квалифицированных преподавателей, слабой была материально-техническая база. Становлению Бурятского пединститута немалую помощь оказали высшие учебные заведения Иркутска, Томска, Москвы, Ленинграда и других городов страны. Для постановки учебного процесса и научной работы в Бурятию были направлены опытные преподаватели и профессора, среди которых прежде всего следует назвать первого ректора института М. П. Хабаева и проректора по учебной работе В. Д. Кудрявцева, выдающегося советского филолога М. П. Алексеева (ставшего впо-

следствии академиком АН СССР), Н. Н. Козьмина - известного исследователя истории Сибири, специалиста в области фундаментальной математики В. Т. Ветрова, высокообразованного ботаника В. А. Святогора и многих других, отдавших становлению Бурятского педагогического института многие годы своей жизни. В день открытия института, 10 февраля 1932 г., приказом ректора М. П. Хабаева было организовано семь кафедр; в их числе значится и кафедра педагогики, заведующий которой - ассистент В. Д. Бажин - начал преподавание научных основ педагогических знаний первым студентам. Но уже через полгода состав кафедры педагогики расширился: на должность преподавателя педологии и психологии был приглашен Н. П. Егунов, а кафедра получила новое название - педагогики и психологии [1]. Никифор Петрович Егунов - выпускник Московской академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской (окончил вуз в 1929 г.) - учился у выдающихся отечественных психологов и педологов Л. С. Выготского, П. П. Блонского, А. Б. Залкинда и др. Будучи преподавателем психологии Бурятского педагогического института, он активно занимался пропагандой педологических знаний, обучал будущих педагогов познавать особенности психики и закономерности развития детей с помощью чрезвычайно популярных в те времена психологических тестов. Возникшая в США на рубеже XIX-XX вв. и находившаяся в те годы на пике востребованности педология (от греч. peidos - «дитя», logos -«учение»), представляла собой научное направление, объединявшее подходы различных наук (психологии, медицины, биологии, педагогики, социологии, права и др.) в изучении ребенка. В нашей стране педология получила широкое распространение еще в дореволюционный период; в годы Советской власти ее роль существенно возросла, а к концу 1920-х гг. она в чем-то даже пыталась монополизировать право на экспериментальное изучение ребенка, оттеснив психологию.

Плодотворная психолого-педагогическая деятельность Н. П. Егунова в Бурятском пединституте была прервана в 1936 г. в связи с выходом известного постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», объявившем педологию «реакционной лженаукой», упразднявшего вместе с педологией и преподавание психологии в вузах страны. Основные претензии к педологам, обозначенные в этом документе, сводились к тому, что они упрощенно оценивали влияние социальной среды на формирование личности ребенка, злоупотребляли психологическим тестированием, делая безаппеля-ционные заключения об интеллектуальных способностях детей. Практически сразу после публикации данного постановления в Бурятском пединституте была прекращена всякая педологическая деятельность, руководство вуза выступило с рядом критических статей на страницах республиканской газеты «Правда Бурятии». Вследствие этого Н. П. Егунов был исключен из партии большевиков и в срочном порядке уволен из Бурятского пединститута. В довоенные годы он работал учителем истории в одной из сельских школ Бурятии. Никифор Петрович был участником Великой Отечественной войны, в мае победного 1945 г. дошел до Берлина, был награжден боевыми орденами и медалями. После окончания войны он вернулся на преподавательскую должность в Бурятский педагогический институт. Начало 1950-х ознаменовалось для Н. П. Егунова успешной защитой кандидатской диссертации по истории, а в 1967 г. первым среди коренных преподавателей БГПИ он защитил докторскую диссертацию и до преклонных лет работал профессором на историческом факультете [2].

В послевоенные годы преподавание психологии в Бурятском педагогическом институте осуществляла Лидия Леонтьевна Гурова, в 1948 г. окончившая философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по специальности «Психология» в составе первой группы студентов, обучавшихся в Советском Союзе этой

специальности. В год окончания университета Л. Л. Гурова поступила в очную аспирантуру Института психологии АПН СССР (ныне - Психологический институт РАО). Однако уже на первом курсе аспирантуры она в числе других аспирантов в русле выполнения партийного постановления ЦК ВКП (б) от 3 декабря 1946 года «О преподавании логики и психологии в средней школе» была переведена на заочную форму обучения и до 1955 г. жила в городе Улан-Удэ и обучала психологии студентов Бурятского педагогического института. В 1953 г. Л. Л. Гурова защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Особенности решения арифметических задач неуспевающими учащимися» (это была первая кандидатская диссертация по психологии, защищенная преподавателем БГПИ). С 1956 по 1993 г. она (с 1977 г. - доктор психологических наук) работала в Институте психологии АПН СССР в лаборатории психологии развития познавательных процессов в обучении (здесь, возможно, стоит заметить, что директор Института психологии академик А. М. Ма-тюшкин в 1990-е гг. успешно осуществлял научное руководство аспирантами - преподавателями психологии Бурятского государственного университета). Проведенные Л. Л. Гуровой теоретические и экспериментальные исследования психологии личности уже при ее жизни вошли в «золотой фонд» отечественной психологии, и, безусловно, педагогический талант и исследовательский опыт Лидии Леонтьевны внесли определенный вклад в развитие психологического образования в Сибири на начальном этапе его становления.

Заметный толчок к развитию психологического образования в Восточно-Сибирском регионе, как и в целом в стране, был дан в декабре 1946 г., когда уже упомянутым выше партийным постановлением было введено преподавание логики и психологии в средних школах как обязательного учебного предмета. Органам управления народным образованием в течение ближайших четырех лет в выпускных классах средних школ Советского Союза предписывалось организовать изучение логики и психологии. Выдающийся советский ученый-психолог Борис Михайлович Теплов в 1947 г. издал первый школьный учебник по психологии для старших классов (в 1956 г. появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г. А. Фортунатовым и А. В. Петровским). Поскольку педагогических кадров для преподавания психологии и логики в школах страны тогда практически не было, то во многих педагогических институтах и университетах были срочно открыты отделения, которые готовили учителей данного профиля [3].

В связи с выходом постановления 1946 г. «О преподавании логики и психологии в средней школе» и вследствие увеличения учебной нагрузки по психологическим дисциплинам в начале 1950-х гг. на кафедру педагогики и психологии Бурятского пединститута из школ республики приглашаются молодые перспективные преподаватели Э. К. Хадаханэ и Г. Б. Батоев. Спустя несколько лет оба преподавателя были направлены в целевую аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Научным руководителем Г. Б. Батоева был доктор педагогических наук, профессор Евгений Иванович Игнатьев. В 1967 г. Г. Б. Батоев защитил диссертацию «Развитие творческого воображения у учащихся на материале изобразительной деятельности» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии). Долгие годы Галсан Батоевич успешно преподавал психологию студентам, работая доцентом на кафедре психологии БГПИ, был удостоен правительственных наград и медалей.

В качестве научного руководителя Э. К. Хадаханэ определили известного советского ученого-психолога, профессора Николая Дмитриевича Левитова. После успешной защиты в 1969 г. кандидатской диссертации на тему «Психологический анализ рационализаторской деятельности учащихся профессионально-технических училищ» Эрдэни Карпович работал деканом биолого-химического факультета Бурятского пединститута. Практически

до последних дней своей жизни он вдохновенно читал лекции и проводил семинарские занятия со студентами по дисциплинам «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология» [2].

В конце 1960-х гг. старшим преподавателем на кафедру педагогики и психологии был принят В. П. Битуев - бывший выпускник исторического факультета БГПИ, имевший к тому времени опыт успешной работы сначала директором средней школы, а затем - заведующим окружного отдела народного образования. Будучи уже достаточно зрелым человеком , Валерий Петрович в короткий срок подготовил и защитил в 1970 г. кандидатскую диссертацию «Психологические аспекты взаимоотношений учителя и учащихся» в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (г. Москва). Его научным руководителем был выдающийся советский ученый - академик, доктор психологических наук Артур Владимирович Петровский - автор знаменитых вузовских учебников по психологии, многократно переиздававшихся в нашей стране.

Во исполнение приказа Министерства просвещения РСФСР № 5-197 от 16 сентября 1977 г. кафедра педагогики и психологии Бурятского государственного педагогического института была разделена на две самостоятельные кафедры: кафедру педагогики и кафедру психологии. Первым заведующим новообразованной кафедрой психологии с 1 октября 1977 г. в соответствии с приказом ректора БГПИ назначается кандидат психологических наук, доцент В. П. Битуев. Преподавателям кафедры психологии (доценты Г. Б. Батоев и Э. К. Хадаханэ, старший преподаватель Л. О. Константинова, ассистенты А. Д. Бутуха-нов и Г. М. Сыренов) было поручено ведение психологических дисциплин («Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология») на всех факультетах пединститута, руководство психологической практикой студентов во время педагогической практики в школах, оказание консультативной психолого-педагогической помощи при подготовке уроков и внеклассных мероприятий практикантам. Коллектив кафедры психологии активно работал над повышением научно-методического уровня преподавания психологических дисциплин, разрабатывал тематические планы, рабочие и учебные программы, создавал банк аудиовизуальных лекций. Регулярно проводились взаимопосещения занятий, открытые лекции, которые подробно анализировались и обсуждались на методических семинарах; в учебный процесс внедрялись активные методы обучения, что, безусловно, способствовало повышению уровня профессионализма и педагогической грамотности преподавателей кафедры психологии [4].

Заведующий кафедрой психологии В. П. Битуев обладал выраженными организаторскими способностями, качествами лидера, внес большой личный вклад в развитие материально-технической базы своего подразделения. Одним из первых отечественных психологов он начал разрабатывать проблему педагогического общения, в частности ее интерактивный аспект. В начале 1980-х гг. В. П. Битуев опубликовал ряд серьезных научных работ, посвященных данной проблеме, готовился к защите докторской диссертации. К сожалению, тяжелая болезнь не дала ему завершить начатое исследование, Валерий Петрович рано ушел из жизни. Его ученики достойно продолжили дело своего учителя и наставника. В 1983 г. защитили кандидатские диссертации бывшие студенты историко-филологического факультета БГПИ и ученики В. П. Битуева - Р. Д. Санжаева и А. Д. Карнышев. Римма Дугаровна Санжаева окончила аспирантуру Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Научное консультирование аспирантки осуществлял выдающийся советский психолог, известный специалист в области психологии возрастного развития, академик АПН СССР Давид Иосифович Фельдштейн. После завершения обучения в аспирантуре на кафедре общей психологии факультета психологии Московского

государственного университета им. М. В. Ломоносова была оставлена еще одна ученица В. П. Битуева - Галина Нимаевна Плахтиенко, и сегодня продолжающая активную педагогическую деятельность на данной кафедре, являющейся, пожалуй, одной из самых лучших психологических кафедр в нашей стране.

С 1984 по 1986 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой психологии БГПИ назначают проректора по учебной работе, кандидата педагогических наук, доцента Авиону Бадмаевну Цыремпилон, а заместителем заведующего - старшего преподавателя кафедры Лилию Ошировну Константинову. В 1987 г. заведующим кафедрой психологии избирают ученика В. П. Битуева - Александра Дмитриевича Карнышева, выпускника аспирантуры Иркутского государственного педагогического института (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. Г. Асеев), защитившего в 1983 г. кандидатскую, а в 1991 г. - докторскую диссертацию на факультете психологии в Ленинградском государственном университете. Практически сразу после присвоения ему ученой степени доктора психологических наук А. Д. Карнышев проводит большую работу по открытию в БГПИ аспирантуры по научной специальности «Социальная психология», более 20 выпускников которой успешно защитили кандидатские диссертации в диссертационных советах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Иркутска, Хабаровска в первое десятилетие ее существования.

С 1991 г. кафедра психологии БГПИ осуществляет программу профессиональной переподготовки школьных психологов (свыше 1000 академических часов) на очно-заочных курсах для специалистов, имеющих высшее педагогическое образование. Большой вклад в организацию курсов переподготовки школьных психологов внесли доктора психологических наук, профессора А. Д. Карнышев, Т. Л. Миронова, Р. Д. Санжаева. За 15-летний период работы курсов по запросу региональных министерств и управлений образования был осуществлен выпуск более 800 школьных психологов для Восточно-Сибирского региона (Республика Бурятия, Республика Саха-Якутия, Республика Тыва, Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская область, Забайкальский край), многие из которых в дальнейшем добились значительных успехов в научной, профессиональной и педагогической деятельности. В частности, более 30 выпускников курсов профессиональной переподготовки психологов при кафедре психологии БГПИ защитили кандидатские и докторские диссертации (В. Л. Рыбакова, А. Л. Зверев, В. А. Гельман, В. И. Стенькова, И. П. Петров, О. А. Полянская, Ж. К. Дандарова, Д. Н. Ширапова, Е. И. Симончик, В. В. Орлова, Е. В. Кондратьева, А. Р. Монсонова, Е. Л. Трофимова, Н. П. Дутко, С. А. Харитонова, Е. В. Номогоева, П. Г. Данзанов, В. К. Будаева, С. В. Козырева, Л. И. Эрхитуева, Е. М. Калмыкова, Т. А. Ка-луженина, Б. В. Ламаева, Т. В. Доржиева, Л. Б. Дашидондокова, С. Ц. Баяртуева и др.). Некоторые из выпускников курсов в настоящее время успешно работают за рубежом и в ведущих вузах страны - Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Новосибирском государственном университете, Томском государственном университете и др. Практический опыт по организации курсов школьных психологов и разработке программ профессиональной переподготовки, учебная и научно-методическая база кафедры психологии послужили основой для открытия в последующем психологического факультета в Бурятском государственном университете.

Получение докторской степени профессором А. Д. Карнышевым сопровождалось его переходом в 1993 г. на должность проректора по научной работе Бурятского государственного педагогического института. А еще через год он был избран народным депутатом Законодательного собрания - Народного хурала Республики Бурятия, где по итогам голосова-

ния на альтернативной основе одержал победу и занял должность заместителя Председателя Народного хурала Республики Бурятия. Но даже столь ответственный государственный пост не мешал А. Д. Карнышеву уделять постоянное внимание подготовке молодых психологических кадров для школ Восточно-Сибирского региона, научному руководству аспирантами. Значительная часть преподавателей, успешно работающих сегодня на психологических кафедрах Бурятского государственного университета и во многих других вузах Сибирского региона и России - его ученики или бывшие аспиранты [5].

После избрания А. Д. Карнышева депутатом Законодательного собрания - Народного хурала Республики Бурятия и последовавшего вслед за этим его перехода на законотворческую деятельность на постоянной основе (1994-1998 гг.), на вакантную должность заведующего кафедрой психологии БГПИ была избрана доцент Т. Л. Миронова - бывшая выпускница и аспирантка Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Однако уже в 1996 г. Татьяна Львовна переходит на должность старшего научного сотрудника и в качестве прикомандированного докторанта начинает работу над докторской диссертацией на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Научное консультирование докторанта Т. Л. Мироновой осуществлял академик РАО Е. А. Климов, с 1986 по 2000 г. занимавший должность декана факультета психологии МГУ. Тесное научное сотрудничество с выдающимся ученым, уникальным специалистом-практиком, лауреатом академических премий в области психологической науки, в 2005 г. названным «Патриархом Российской психологии» Большим жюри национального профессионального конкурса «Золотая Психея», не прошло для Т. Л. Мироновой бесследно. В довольно короткий срок она завершает работу над докторской диссертацией «Структура и развитие профессионального самосознания» по научной специальности «19.00.03 - Психология труда и инженерная психология» и успешно защищает ее в диссовете Московского государственного университета в 1999 г. Несколько ранее, в 1997 г., в Новосибирском государственном университете проходит защита докторской диссертации Р. Д. Санжаевой. Тема докторского исследования Риммы Дугаровны - «Психологические механизмы готовности человека к деятельности» (научная специальность «19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии»); научное консультирование докторанта осуществлял профессор Новосибирского государственного педагогического университета, доктор психологических наук В. Г. Леонтьев [2].

Весной 1999 г. профессор А. Д. Карнышев был приглашен на постоянную работу в соседний регион - город Иркутск, но и после этого в течение многих лет он продолжал работу по внешнему совместительству в Alma Mater, осуществляя в Бурятском госуниверситете научное руководство аспирантами. В настоящее время Заслуженный деятель науки РФ, кавалер государственного ордена «Знак Почета» и медали им. К. Д. Ушинского, профессор А. Д. Карнышев является деканом факультета прикладной психологии Иркутского государственного университета.

В 1995 г. на базе Бурятского государственного педагогического института и филиала Новосибирского государственного университета в городе Улан-Удэ по Указу Президента РФ создается классический университет - Бурятский государственный университет (БГУ). Статус классического университета делает возможным открытие в БГУ университетской специальности «Психология» и способствует организации нового факультета. Лицензирование специальности и первый набор студентов-психологов в БГУ состоялись в 1999 г.: было принято 45 студентов, из них пятнадцать - золотые медалисты. Четырнадцать выпускников из первого набора получили дипломы с отличием, многие из них продолжили

обучение в аспирантурах профильных учреждений. После окончания учебы в аспирантуре успешно защитили кандидатские диссертации в советах ведущих психологических учреждений страны (Институт психологии РАН, Московский государственный университет управления при правительстве Москвы, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет, Дальневосточный государственный университет и др.) бывшие выпускники из первого студенческого набора Бурятского государственного университета по специальности «Психология»: Л. С. Махакова, С. П. Табхарова, А. А. Федоров, А. В. Комарова, Д. Р. Базарова, И. В. Бадиев и др.

Динамичное развитие социально-психологического факультета БГУ, увеличение контингента студентов и преподавателей привело к необходимости структурных преобразований и модернизации учебного процесса на факультете. В 2002 г. по представлению декана социально-психологического факультета А. Ю. Мацкевича произошло разделение кафедры психологии на две выпускающие кафедры: кафедру общей и социальной психологии и кафедру возрастной и педагогической психологии. Руководство кафедрой общей и социальной психологии продолжила профессор Т. Л. Миронова. На должность заведующей кафедрой возрастной и педагогической психологии была избрана по конкурсу доцент Г. С. Ко-рытова - ученый секретарь ученого совета Бурятского государственного университета. Кафедре общей и социальной психологии поручалось руководство учебным процессом по блоку общепсихологических дисциплин и двум специализациям («Социальная психология», «Клиническая психология»). Кафедра педагогической и возрастной психологии должна обеспечивать учебный процесс на специализации «Педагогическая психология», а также ведение базовой учебной дисциплины ГОС ВПО «Психология» на всех факультетах БГУ Но уже в 2003 г. Г. С. Корытова поступает в очную докторантуру Иркутского государственного университета (научный консультант - доктор психологических наук, профессор А. Д. Карнышев), и заведование кафедрой педагогической и возрастной психологии БГУ поручается доценту Т. Ц. Дугаровой. Практически сразу после окончания докторантуры Галина Степановна защищает докторскую диссертацию «Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной деятельности»; с 2008 г. она входит в состав докторского диссертационного совета по психологии Д.212.072.01 (г. Иркутск), активно работает с аспирантами и докторантами БГУ [6-9].

Традиции бурятской научной школы этнической психологии (Р. Д. Санжаева, А. Д. Кар-нышев, Т. Ц. Тудупова, О. К. Степанова, Т. Ц. Дугарова и др.) были продолжены в исследованиях доцента Т. Ц. Дугаровой: в 2008 г. Туяна Цыреновна поступает в докторантуру Московского педагогического государственного университета (научный консультант - академик РАО, доктор психологических наук В. С. Мухина), а в 2011 г. защищает докторскую диссертацию «Особенности этнического самосознания современных бурят России» и возвращается на должность заведующей кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверситета [10]. В настоящее время Т. Ц. Дугарова - проректор по научно-инновационной деятельности Бурятского республиканского института образовательной политики (бывший БИПКиПРО).

Сегодня руководство психологическими кафедрами социально-психологического факультета БГУ осуществляют доценты Т. Ц. Тудупова (кафедра общей и социальной психологии) и Б. А. Гунзунова (кафедра возрастной и педагогической психологии), докторские исследования которых находятся в стадии завершения. Основной целью работы учебных психологических подразделений Бурятского государственного университета в последние годы является фундаментализация гуманитарного образования и практическая направленность образовательных программ, внедрение в учебный процесс иннова-

ционных образовательных технологий, способствующих активизации познавательной деятельности, развитию и формированию профессионально важных качеств, внутренней мотивации и профессиональной компетентности студентов. Преподаватели социально-психологического факультета БГУ регулярно оказывают научно-методическую и консультативную помощь Центру психодиагностики и консультирования при управлении образования г. Улан-Удэ, образовательным учреждениям Республики Бурятия и соседних регионов. Более пятнадцати лет ряд сотрудников социально-психологического факультета БГУ (Т. Л. Миронова, Т. Ц. Дугарова, Т. Ц. Тудупова, С. А. Анонова, В. А. Дубанова и др.) совмещают преподавательскую деятельность с работой в должности медицинского психолога в Бурятском республиканском психоневрологическом диспансере: занимаются патопсихологическим обследованием пациентов диспансера, психокоррекционной и психореабилитационной работой с нервно-психическими больными, а также принимают участие в проведении судебно-психологических экспертиз и др. На базе университета регулярно организуются различного рода научные мероприятия с участием специалистов и вузовских преподавателей Восточной Сибири, а также из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья; осуществляется научно-исследовательская деятельность в рамках грантов и научных проектов, издается журнал из перечня ВАК «Вестник БГУ Серия Психология».

Подводя итог вышесказанному, следует констатировать, что значение и роль преподавателей Бурятского государственного университета в современном состоянии психологического образования в Восточно-Сибирском регионе трудно переоценить. Научный потенциал социально-психологического факультета Бурятского государственного университета был заложен всем ходом событий и мероприятий, имевших место в истории вуза, факультета и кафедр. Несомненным является тот факт, что главными предпосылками и условиями становления и развития психологического образования в Восточно-Сибирском регионе стали люди: преподаватели и студенты, руководители вуза, научные руководители аспирантов и научные консультанты докторантов, их научный и педагогический опыт, профессионализм и компетентность. Бурятский государственный университет и его подразделения, являясь в настоящее время одним из научно-образовательных центров Сибирского региона, продуцирующих прогрессивные идеи и воплощающих их в реальную жизнь, тем самым способствуют интенсивному социально-экономическому развитию не только Республики Бурятия, Восточной Сибири, но и России в целом.

Список литературы

1. Осинский И. И. Alma Mater. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999. 642 с.

2. Маронова Т. Л. 75-летний юбилей БГПИ-БГУ и 30-летие кафедры общей и социальной психологии // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Психология. Социальная работа. 2007. № 4. С. 3-15.

3. Асеев В. Г. К истории психологического образования в Иркутске // Состояние и перспективы развития психологии в Восточно-Сибирском регионе: материалы всерос. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2007. С. 11-26.

4. Саратовцева Н. В. Мой учитель - Ефим Григорьевич Осовский // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2012. Вып. 2 (8). С. 81-86.

5. Залевский Г. В., Галажинский Э. В. Александру Дмитриевичу Карнышеву - 60 // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 94-95.

6. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109-112.

7. Корытова Г. С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников // Фундаментальные исследования. 2006. № 11. С. 89-92.

8. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладаю-щий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 175-181.

9. Корытова Г. С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 13-20.

10. Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 445 с.

Корытова Г. С., доктор психологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: gkorytova@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 31.01.2016.

G. S. Korytova

THE ROLE OF TEACHERS OF BURYAT STATE UNIVERSITY IN FORMATION OF THE PSYCHOLOGICAL

EDUCATION IN EASTERN SIBERIA

The article presents an analysis of the scientific contribution of employees and teachers of psychology of Buryat State Pedagogical Institute (now - Buryat State University) in formation and current state of the higher psychological education in Eastern Siberia. Chronologically presented the contents of the main stages of history of development of socio-psychological faculty of Buryat State University from the moment of organization of the Department of Pedagogy and Psychology in 1932 to the present. Destinies and biographies of the first teachers of psychology, who made the most noticeable contribution to the organization of teaching psychological disciplines in higher education institution are traced. Notes the role of famous Russian scientists from the central universities and the leading psychological agencies of the country (research supervisors of graduate students, scientific consultants of doktorants), with support and assistance of which in the second half of the XX century training of highly qualified specialists for the leading higher education institution of Buryatia was carried out. It is shown that more than half a century later, the educational and scientific traditions of training in psychological disciplines put by the first teachers, are adequately continued by the new generations of university teachers-graduates of socio-psychological faculty of Buryat State University in the organization of educational process on the relevant departments and faculties of psychology of the Siberian and Russian higher education institutions.

Key words: history of education, psychological education, Eastern Siberia, Buryat State Teacher Institutions, Buryat State University, department of psychology, teacher of psychology.

References

1. Osinskiy I. I. Al'ma Mater [Alma Mater]. Ulan-Ude, Buryatskiy gos. un-t Publ., 1999. 642 p. (in Russian).

2. Mironova T. L. 75-letniy yubiley BGPI-BGU i 30-letiye kafedry obshchey i sotsial'noy psikhologii [75th anniversary of BSPI-BSU and 30-anniversary of department of the general and social psychology]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta -BSU Bulletin, 2007, no. 4, pp. 3-15 (in Russian).

3. Aseev V. G. K istorii psihologicheskogo obrazovaniya v Irkutske [On the history of psychological education in Irkutsk]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sostoyaniye i perspektivy razvitiya psikhologii v Vostochno-Sibirskom regione" [Materials of the All-Russian scientific and practical conference "The state and prospects of development of psychology in the East Siberian region"]. Irkutsk, 2007. Pp. 11-26 (in Russian).

4. Saratovtseva N. V. Moy uchitel' - Efim Grigor'evich Osovskiy [My teacher - Efim Grigoryevich Osovsky]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2012, no. 2 (8), pp. 81-86 (in Russian).

5. Zalevskiy G. V., Galazhinskiy E. V. Aleksandru Dmitrievichu Karnyshevu - 60 [Alexander Dmitriyevich Karnyshev - 60]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Psychological Journal, 2008, no. 28, pp. 94-95 (in Russian).

6. Korytova G. S., Korytov I. V. Problema pedagogicheskogo vzaimodeystviya v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Problem of pedagogical interaction in educational space of higher education institution]. Global'naya nauchnaya integratsiya - Global Scientific Integration, 2013, no. 6, pp. 109-112 (in Russian).

7. Korytova G. S. Vliyaniye vozrasta i stazha professional'noy deyatel'nosti na uroven' zrelosti psikhozashchitnogo povedeniya u pedagogicheskikh rabotnikov [Influence of age and experience of professional activity on level of a maturity of psychodefensive behavior at pedagogical workers]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental Research, 2006, no. 11, pp. 89-92 (in Russian).

8. Korytova G. S. Emotsional'noye vygoraniye v professional'noy pedagogicheskoy deyatel'nosti: zashchitno-sovladayushchiy aspect [Emotional burnout in the professional pedagogic activity: the defensive and coping aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 175-181 (in Russian).

9. Korytova G. S. Professional'naya deformatsiya lichnosti v pedagogicheskoy deyatel'nosti [Professional deformation of the personality in pedagogical activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 13-20 (in Russian).

10. Dugarova T. Ts. Osobennosti etnicheskogo samosoznaniya sovremennykh buryat Rossii: Dis. d-ra psikhol. nauk [Features of ethnic consciousness of modern Buryat of Russia. Thesis. of doct. psychol. sci.]. Moscow, 2010. 445 p. (in Russian).

Korytova G. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: gkorytova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.