Научная статья на тему 'Развитие педагогической мысли в Бурятии (начало XIX - конец XX В. В. )'

Развитие педагогической мысли в Бурятии (начало XIX - конец XX В. В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК / КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / МОНОГРАФИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ / PEDAGOGICAL RESEARCHES / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL THOUGHT / NATIONAL EDUCATION / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES / PEDAGOGICAL SCIENCE / RESEARCH WORK / CANDIDATE OF PEDAGOGICAL SCIENCES / MASTER''S THESIS / MONOGRAPH / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SCIENCE / COMPLEX RESEARCHES / RESEARCH AND EDUCATIONAL PERSONNEL / SPECIALIZED RECOMMENDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов Иннокентий Александрович

В статье анализируется процесс становления педагогических исследований в Бурятии с начала XIX до конца XX веков. Автор показывает значение кафедры педагогики педагогического института и вклад ее сотрудников в исследование педагогических проблем. В работе представлена ретроспектива развития педагогической науки в регионе, начиная с учебных пособий и методических разработок по бурятскому и монгольскому языкам, созданных первыми выдающимися бурятскими учителями, далее автор описывает как создавалась кафедра педагогики при Агропединституте и какие исследования проводились членами кафедры и заканчивая созданием специализированных советов по защите кандидатских диссертаций по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL THOUGHT IN BURYATIA (THE BEGINNING OF XIX - THE 20TH V. V. END)

In article process of formation of pedagogical researches in Buryatia since the beginning of XIX until the end of the 20th centuries is analyzed. The author shows value of department of pedagogics of teacher training college and a contribution of her employees to a research of pedagogical problems. In work the retrospective of development of pedagogical science in the region, starting with the education guidances and methodical developments on the Buryat and Mongolian languages created by the first outstanding Buryat teachers is provided, further the author describes as the department of pedagogics in case of Agroteacher's college and what researches were conducted by members of department was created and finishing with creation of specialized recommendations on protection of master's theses on pedagogics.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогической мысли в Бурятии (начало XIX - конец XX В. В. )»

ПУБЛИКАЦИИ К 10-ЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА БГУ

УДК 37(091)(571.54)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В БУРЯТИИ (НАЧАЛО XIX — КОНЕЦ XX В.В.)

© Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей педагогики Педагогического института Бурятский государственный университет E-mail: pedagogika@bsu.ru

В статье анализируется процесс становления педагогических исследований в Бурятии с начала XIX до конца XX веков. Автор показывает значение кафедры педагогики педагогического института и вклад ее сотрудников в исследование педагогических проблем. В работе представлена ретроспектива развития педагогической науки в регионе, начиная с учебных пособий и методических разработок по бурятскому и монгольскому языкам, созданных первыми выдающимися бурятскими учителями, далее автор описывает как создавалась кафедра педагогики при Агропединституте и какие исследования проводились членами кафедры и заканчивая созданием специализированных советов по защите кандидатских диссертаций по педагогике.

Ключевые слова: педагогические исследования, научно-педагогическая мысль, народное образование, историко-педагогические исследования, педагогическая наука, исследовательская работа, кандидат педагогических наук, кандидатская диссертация, монография, психолого-педагогическая наука, комплексные исследования, научно-педагогические кадры, специализированный совет.

Становление и развитие научно-педагогической мысли в Бурятии было связано прежде всего с первыми попытками создания учебных и методических пособий для бурятских школ. Так, один из первых бурятских дипломированных учителей Я. А. Болдонов (1808-1849), работавший учителем Бала-ганского приходского училища, переводит на бурятский язык книги для детей «Золотая азбука» и «Правила учащихся в народных училищах», затем разрабатывает русско-бурятские прописи, составляет бурятский алфавит, букварь и грамматику бурятского разговорного языка. Ещё один талантливый бурятский педагог Убаши-Цыбик Онгодов (1831-1911) в начале 70-х г. XIX в. перевел на бурятский язык книгу К. Д. Ушинского «Родное слово» и оставил после себя ряд неизданных работ (русско-бурятский словарь, «Восемь статей о народном образовании», «Тибетский алфавит» и др.).

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров будучи студентом Казанского университета мечтал о всестороннем образовании бурятской молодежи. Им были созданы на монгольском языке «Всеобщая география» и «Монгольская грамматика», которые так и не были опубликованы.

Учитель бурятского и монгольского языков и литературы Цолгинского приходского училища Ринчин Номтоев в 1890 г. составил русско-монгольский словарь или, как он назвал, «Самоучитель или расписная азбука с переводом на монгольский язык для учеников монголо-бурятских», который был издан в 1864 г. в Казани в количестве 400 экземпляров и разослан по бурятским училищам. Книга Р. Номтоева была не просто букварем, а универсальным пособием для обучения и языку, и элементарным данным по естествознанию и арифметике, а также нравственному воспитанию детей.

Учитель Нукутского приходского училища Николай Семенович Болдонов (1833-1899) упорно работал над проблемами совершенствования содержания, форм, методов обучения и воспитания и составлением учебных пособий для бурятских школ. В 1863 г. он переводит и издает на бурятском языке книгу «О мироздании». Он является одним из основных авторов уникального «Русско-бурятского словаря», состоящего из 6 тысяч слов, получившего высокую оценку специалистов. Однако главным научным трудом Н. С. Болдо-нова является «Бурятский словарь», изданный в 1866 г. в Петербурге. Этот словарь составлен на диалекте западных бурят и в нем впервые разработана усовершенствованная русско-бурятская пропись, которая помогала лучшему усвоению этих языков.

Идею приобщения бурятской молодежи к культуре русского народа в дальнейшем развивал выдающийся бурятский ученый-этнограф, видный деятель бурятского просвещения М. Н. Хангалов. В 1878 году им написана «Первая учебная книга бурятско-русского языков» на основе русской транскрипции и в духе идей К. Д. Ушинского. Позже, в 1904 г. он составляет ряд вариантов «Букваря для обучения чтению и письму сознательно, а не механически». Ценны и поучительны в условиях дореволюционной школы его идеи о наглядном обучении, о внеклассном чтении как важнейшем средстве овладения бурятскими детьми русским языком, об овладении основами наук через изучение русского языка, о приобщении их к русской и мировой культуре, об обучении на родном языке как основе развития их мышления и умственной деятельности, об организации библиотек и физических кабинетов в бурятских училищах, о роли научных знаний в формировании мировоззрения.

Определенный научный интерес представляет статья М.Н.Хангалова «Подвижная школа», в которой он подвергает критике плачевное состояние народного образования в бурятских улусах своего времени.

Необходимо отметить значительный вклад в развитие бурятского просвещения и педагогической мысли, несомненно, сделанный первыми бурятскими учеными-просветителями и учителями, создавшими в результате самоотверженного творческого труда оригинальные учебные пособия.

В конце XIX начале ХХ века, в период подъема общественно-педагогического движения повышается потребность в изучении состояния народного образования среди «инородцев» и разработке концепций его дальнейшего развития.

Все это в известной степени стимулировало педагогические исследования в области образования, которые проводились крупными российскими обще-

ственными деятелями: Н. М. Ядринцевым, ученым-монголистом А. М. Позд-неевым, исследователем истории переселенческого движения в Сибирь В. В. Кирьяновым. В их работах даются сведения о состоянии школьного дела у бурят, а также отмечается, что расширение сети начальных школ происходило по инициативе бурятского населения и содержались они за их счет. Кроме того, эти исследователи подчеркивают мысль о том, что обучение на родном языке бурятских детей позволит им добиться основательного, осмысленного овладения знаниями.

В этот же период проводятся первые значительные историко-педагогические исследования. Среди них можно отметить работу А. Линько-ва «Из истории народного образования в Забайкальской области до 1872 года», в которой дается систематическое изложение истории открытия первых школ в Забайкалье и их развитие в течение более столетия. В другом истори-ко-педагогическом исследовании, выполненном Н. А. Андреевым на анализе материалов школьной переписи 1911 г., охватывающей огромный регион Сибири и Забайкалья, автор показывает истинное положение развития начального образования в бурятских улусах. Жалкое состояние как учебно-материальной базы, так и организации учебного процесса в современных школах рисуют в работах Н. И. Бурлаков («К истории учебных заведений г. Верхнеудинска») и Г. Мурзин («Заметки о народных училищах в Забайкальской области» 1915 г.).

Таким образом, уже эти первые историко-педагогические исследования давали реальную картину состояния народного образования в Бурятии и показывали перспективы его дальнейшего развития. Основной путь в улучшении школьного образования авторы видели в расширении сети школ, укреплении их материальной базы, особенно в коренной перестройке учебного процесса путем перевода обучения на родной язык бурятских детей.

В начале XIX в. с требованием национализации школ и с резкой критикой русификаторской политики царизма активно выступают представители передовой бурятской интеллигенции при единогласной поддержке общественности.

Вместе с тем о путях развития школьного образования в среде бурятской интеллигенции существовали различные мнения. Так, известный историк и общественный деятель М. И. Богданов считал, что в связи с развитием рыночных отношений идея просвещения бурят на родном языке, развитие национальной школы и культуры бесплодны.

Другие же деятели националистического крыла интеллигенции — Э. Д. Ринчино, Ц. Жамсарано, Г. Цыбиков, Н. С. Болдонов, М. Н. Хангалов — настойчиво выступали за возрождение бурятского языка как решающего условия создания подлинно национальной культуры, науки и школы.

Представляет особый интерес позиция профессора Цыбена Жамцарано, который предлагал концепцию просвещения бурят через дацанские школы как традиционные центры культуры и образования сложившиеся в Бурятии с развитием буддизма. Причем он считал необходимым коренным образом реформировать дацанские школы и включить в программу обучения препода-

вание европейских наук, в пределах курса средних, а затем и высших учебных заведений.

Следующий этап в развитии педагогической мысли охватывает период начиная с 1917 г., который характеризуется прикладными, лингво-дидактическими исследованиями. В этот период начиная с 20-30-х и до начала 40-х гг. создаются первые учебники для обучения детей грамоте литературного бурятского языка. Среди авторов можно особо выделить Б. Б. Бара-дина, Г. Ц. Цыбикова, Г. Д. Санжаева, М. Н. Имехенова, Б. Болодон, Д. М. Мижидон, М. Дугарова, Б. Цоктоин и др., внесших значительный вклад в разработку проблем преподавания бурятского языка.

В дальнейшем в 60-70-е гг. эти исследования были продолжены профессорами БГПИ Ц. Ц. Цыдыповым, Э. Р. Раднаевым, Б. Б. Батоевым, В. Б. Ма-хатовым и др. Отражением возросшего уровня исследовании по бурятскому языку и методике его преподавания стало открытие в 1997 г. Специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения монгольским языкам» под председательством чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. Э. Р. Раднаева.

Важным этапом в развитии педагогической науки является с открытие в 1932 г. первого в республике педагогического института и организации кафедры педагогики и психологии. Молодой коллектив кафедры в составе А. Г. Бажина, А. П. Панчукова, А. А. Дуринова, Р. И. Якушева, Ф. С. Данилова, А. В. Данчинова и др. с самого начала стал плодотворно сочетать преподавательскую деятельность с исследовательской работой. В 30-40-е г. основным направлением научно-педагогических исследований членов кафедры становятся проблемы развития школы и педагогического образования в Бурятии. Начало развитию педагогической науки в Бурятии еще в довоенные годы было положено исследованиями А. П. Панчукова и А. А. Дуринова.

Двенадцать лет руководил кафедрой педагогики первый кандидат педагогических наук, из Бурятии доцент кафедры педагогики и психологии БГПИ им. Д. Банзарова Александр Петрович Панчуков, опубликовавший более 30 научных работ и внесший весомый вклад в изучение истории школ Бурятии и Восточной Сибири. В 1936 году он защищает кандидатскую диссертацию и издает труд «Очерки по истории развития школ в Бурят-Монголии». В этой работе показана история школьного образования как дореволюционного, так и советского довоенного времени, рассмотрена деятельность видных бурятских педагогов. В 1940 г. вторым кандидатом педагогических наук становится Алексей Алексеевич Дуринов, монография которого с учетом происшедших изменений и вновь изученных фактов была опубликована, в 1948 г. под названием «Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии».

Значительный этап в развитии педагогической науки связан с послевоенными годами. В это время происходит количественное и качественное изложение состава кафедры педагогики и психологии БГПИ им.Д.Банзарова. Приход на кафедру школьных педагогов, имеющих практический опыт не только преподавательской, но и организационно-педагогической работы в системе просвещения (Г. Б. Батоев, В. П. Битуев, С. Г. Дугаров, Н. Н. Нико-

рова, Н. К. Елаев, Г. Ц. Молонов, Г. А. Тармаев, А. Б. Цыремпилон, Э. Н. Ха-даханэ и др.) создал благоприятные условия для научного роста и развития педагогической науки в Бурятии. Все преподаватели, направленные в аспирантуру, успешно прошли подготовку в московских вузах, НИИ АПН СССР и защитили кандидатские диссертации.

Вот далеко не полный перечень тем кандидатских диссертаций, защищенных ими в 1960-1980 гг.: Г. А. Тармаев — «Система политехнического обучения в средней школе» (1964); Г. Ц. Молонов — «Развитие общественной активности учащихся старших классов» (1965); Н. К. Елаев — «Формирование профессиональной направленности учащихся общеобразовательной школы» (1970); Н. Н. Буланова — «Взаимоотношения поколений в современной советской семье как фактор патриотического воспитания старшеклассников» (1970); С. Г. Дугаров — «Развитие общего среднего образования в Бурятской АССР (1958-1968 гг.); С. Д. Никорова — «Театральное творчество младших подростков как средство нравственного воспитания» (1974); А. Б. Цыремпи-лон — «Воспитание нравственных привычек у младших подростков в процессе их общения» (1980) и др. Темы диссертационных работ свидетельствуют о большом разнообразии научных интересов ученых-педагогов, а также о широком спектре исследовательских направлений, обеспечивающих целостное видение педагогической науки и практики.

Среди наиболее значительных работ 50-х гг. можно назвать монографию А. П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири» — фундаментальный труд о развитии просвещения ВосточноСибирского региона, работу А. А. Константинова и С. С. Бадмацыренова «Организация труда и коллектива в ученических бригадах в колхозах», сборник «Ученические производственные бригады Бурятии» (составитель М. Н. Мангадаев).

В 60-70-е гг. было издано более 30 работ по проблемам психолого-педагогической науки, по вопросам развития народного образования в Бурятии, в том числе 22 монографии. В эти же годы публикуется большое количество научных статей, освещающих актуальные психолого-педагогические аспекты формирования личности школьника, проблемы воспитания и обучения современной школы. Авторами данных работ являются наряду с учеными и практические работники школ, организаторы народного образования республики.

Из научно-педагогических исследований 60-х гг., изданных в Бурятии, заслуживает особого внимания монография профессора В. А. Андреева «История бурятской школы» (1804-1962), обобщающая и систематизирующая все исследования ученого по истории бурятской школы.

В середине 70-х гг. для учительства республики были опубликованы две полезные и ценные работы об интересах школьников, написанные доцентами БГПИ им. Д. Банзарова Н. К. Елаевым («Профессиональный интерес школьника») и Г. Ц. Молоновым («Интересы школьников к учебным предметам»).

С 1953 по 1970 г. кафедру педагогики психологии возглавлял А. А. Дури-нов, а с 1970 по 1981 г. профессор Г. А. Тармаев, которые внесли большой вклад в развитие педагогической науки Бурятии.

Необходимо отметить научную и организационно-педагогическую деятельность профессора Б. Д. Санданова, много лет возглавлявшего факультет физического воспитания. В 1968 г. выходит его монография «Физическая культура и спорт в Бурятии», освещающая вопросы становления физической культуры и спорта в республике. Борис Дамбаевич много сделал для подготовки научно-педагогических кадров. Не случайно сейчас на факультете работали и сейчас работают чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. С. В. Калмыков, д-ра пед. наук Г. Я. Галимов, А. В. Гаськов, В. А. Стрельников.

В 80-х гг. большую роль в развитии педагогических исследований сыграли комплексные темы, разрабатывавшие социально-психологические и педагогические аспекты нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях территориально-культурного комплекса. Педагоги и психологи участвовали в комплексной теме «Взаимодействие сельской школы, семьи, общественности и производственных коллективов по политехнической и трудовой подготовке, профессиональной ориентации учащихся». В ходе работы были подготовлены и изданы ряд монографий, сборников статей, выполнение этих тем содействовал интеграции ученых из различных областей науки, работающих на различных кафедрах в решении актуальных научно-педагогических задач, что обеспечивало хорошую продуктивность исследовательской работы. Разработка этой комплексной темы завершилась Всесоюзной научно-практической конференцией с публикацией тезисов в 1984 г.

Большую роль в подготовке научно-педагогических кадров в эти годы сыграл наш земляк — академик РАО, д-р пед. наук П. Р. Атутов. Им за короткий период времени удалось подготовить целую плеяду учеников, среди которых Г. Н. Назаров бывший ректором БИПКРО, С. Д. Намсараев бывший долгое время министром образования и науки РБ, Г.С. Ошорова, работавшая деканом факультета начальных классов в Бурятском педагогическом институте, И. А. Маланов — ныне зав. кафедрой общей педагогики ПИ БГУ, Г. С. Малунова, сейчас профессор этой же кафедры, В. И. Дарханов — много лет возглавлявший кафедру технологии и предпринимательства БГУ и др. В последние годы своей жизни Петр Радионович занимался этнопедагогиче-скими исследованиями. По результатам этих исследований им опубликовано ряд работ.

Значительным событием в педагогической науке Бурятии можно считать защиту докторской диссертации Г. Ц. Молонова на тему «Формирование познавательной активности школьника в процессе обучения и воспитания» состоявшейся в январе 1987 года в МГПИ им. В.И. Ленина. Защита докторской диссертации Г. Ц. Молоновым позволило при Бурятском педагогическом институте открыть аспирантуру по общей педагогике (науч. рук., д-р пед. наук, проф. Г. Ц. Молонов), что во многом стимулировало развитие педагогических исследований и подготовку научно-педагогических кадров как для кафедры, так и для университета, республики и региона Восточной Сибири. Став заведующим кафедрой с 1986 года проф. Г. Ц. Молонов подготовил более пятидесяти кандидатов педагогических наук, из числа которых долгое время состояла большая часть кафедры педагогики нашего университета.

Большим событием для педагогической общественности, специалистов в области образования стало открытие в 1995 г. при университете специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.01 — «Общая педагогика» и 13.00.04 — «Теория физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры». (пред., чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. С.В. Калмыков) Совет имел региональное значение и естественно оказывал стимулирующее воздействие на развитие педагогической науки не только в Бурятии, но и во всем ВосточноСибирском регионе.

Безусловно, процесс становления педагогической науки более сложен и многообразен, мы лишь осветили некоторые его аспекты, показав роль в этом процессе ученых, работавших в разные годы в составе кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. В целом, были получены следующие научные результаты:

- первые попытки проведения педагогических исследований связаны с подготовкой учебно-методических разработок, связанных с преподаванием бурятского и монгольского языков, а также разработкой содержания и организации обучения детей в первых бурятских приходских училищах;

- несомненной заслугой первых бурятских учителей в развитии педагогической мысли в регионе являются их учебно-методические разработки, а также формулировка педагогических идей, направленных на оптимизацию образовательного и воспитательного процессов и повышения их эффективности в социально-культурных условиях XIX века;

- конец XIX века ознаменован появлением первых историко-педагогических исследований, освещающих развитие народного образования в Сибири, Забайкалье а также в г. Верхнеудинске, положение начальных школ, учеников и учителей, состояние материальной и учебно-методической базы этих школ;

- одной из животрепещущих вопросов, обсуждаемых в среде бурятской интеллигенции, был вопрос о путях развития школьного образования бурятского народа. В результате жаркой полемики в прессе выделились три основных мнения по этому вопросу: первые считали, что сохранение бурятского языка бессмысленно (М. М. Богданов и другие), вторые считали, что необходимо возрождение бурятского языка (Э. Д. Ринчино, Г. Цыбиков и др.), третьи считали, что просвещение бурятских детей должно осуществляться на основе дацанских школ в программу которых необходимо включить европейские науки (Ц. Жамсарано);

- значительный толчок в развитии педагогических исследований принадлежит ученым кафедры педагогики, посвятивших свои работы изучению ис-торико-педагогических проблем, а также актуальных вопросов обучения, воспитания советских школьников в регионе, выявлению специфики становления регионального образовательного пространства;

- заметную роль в развитии педагогической науки в Бурятии сыграли видные организаторы образования и научной деятельности А. А. Дуринов, А. П. Панчуков, А. А. Константинов, Г. А. Тармаев, Н. К. Елаев, Г. Ц. Моло-

нов, С. Г. Дугаров и другие, а также выдающийся ученый, педагог, академик РАО П. Р. Атутов;

- большим событием в научно-педагогической жизни республики стало создание и деятельность специализированного совета по защите кандидатских, а чуть позднее докторских диссертаций по педагогике под председательством чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. С. В. Калмыкова.

Литература

1. Елаев Н. К. Историко-педагогическая наука Бурятии. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. — 94 с.

2. Маланов И. А. Развитие регионального образовательного пространства Бурятии в современных социально-культурных условиях: монография. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 173 с.

DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL THOUGHT IN BURYATIA (THE BEGINNING OF XIX — THE 20TH V. V. END)

Malanov Innokenti A., doctor of pedagogical sciences, associate professor, department chair of general pedagogics of Teacher training college Buryat State University E-mail: pedagogika@bsu.ru

In article process of formation of pedagogical researches in Buryatia since the beginning of XIX until the end of the 20th centuries is analyzed. The author shows value of department of pedagogics of teacher training college and a contribution of her employees to a research of pedagogical problems. In work the retrospective of development of pedagogical science in the region, starting with the education guidances and methodical developments on the Buryat and Mongolian languages created by the first outstanding Buryat teachers is provided, further the author describes as the department of pedagogics in case of Agroteacher's college and what researches were conducted by members of department was created and finishing with creation of specialized recommendations on protection of master's theses on pedagogics.

Keywords: pedagogical researches, scientific and pedagogical thought, national education, historical and pedagogical researches, pedagogical science, research work, candidate of pedagogical sciences, master's thesis, monograph, psychology and pedagogical science, complex researches, research and educational personnel, specialized recommendation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.