Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителей в условиях классического университета'

Профессиональная подготовка учителей в условиях классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / БЮДЖЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / VOCATIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER TRAINING COLLEGE / CLASSICAL UNIVERSITY / MAINTENANCE OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL DISCIPLINES / BUDGET OF SCHOOL HOURS / CURRICULUM / TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов Иннокентий Александрович

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки учителей в классическом университете. Автор анализирует особенности подготовки учителей в нашем вузе в период, когда существовал педагогический институт. В этот период были заложены основы профессиональной подготовки учителей, в частности подготовлены научно-педагогические кадры, установлены связи со школами и органами управления образованием Республики Бурятия. По мнению автора во втором периоде развития педагогического образования, когда был образован классический университет, коллективом был обретён первый опыт подготовки учителей в условиях классического университета. И наконец, в третьем периоде развития педагогического образования БГУ автором выделены проблемы и намечены перспективы дальнейшего становления системы профессионально педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маланов Иннокентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE CLASSICAL UNIVERSITY

In article the problem of vocational training of teachers at the classical university is considered. The author analyzes features of training of teachers in our higher education institution when there was a teacher training college. During this period the foundation of vocational training of teachers was laid, in particular research and educational personnel is prepared, connection with schools and governing bodies of formation of the Republic of Buryatia is established. According to the author in the second period of development of pedagogical education when the classical university was formed, the collective found the first experience of training of teachers in the conditions of the classical university. And at last, in the third period of development of pedagogical education of BGU by the author problems are allocated and the prospects of further formation of system professionally pedagogical education are planned.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителей в условиях классического университета»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.13:378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Маланов Иннокентий Александрович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: pedagogika@bsu.ru

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки учителей в классическом университете. Автор анализирует особенности подготовки учителей в нашем вузе в период, когда существовал педагогический институт. В этот период были заложены основы профессиональной подготовки учителей, в частности подготовлены научно-педагогические кадры, установлены связи со школами и органами управления образованием Республики Бурятия. По мнению автора во втором периоде развития педагогического образования, когда был образован классический университет, коллективом был обретён первый опыт подготовки учителей в условиях классического университета. И наконец, в третьем периоде развития педагогического образования БГУ автором выделены проблемы и намечены перспективы дальнейшего становления системы профессионально — педагогического образования. Ключевые слова: профессиональная подготовка; педагогическое образование; педагогический институт; классический университет; содержание педагогического образования; педагогические дисциплины; бюджет учебного времени; учебный план; учебные программы.

Профессиональная подготовка учителей в стенах нашего вуза осуществляется практически с начала его основания в 1932 г. С этого года по 1995 г. можно условно обозначить как первый этап в развитии педагогического образования, осуществлявшегося по профессиональной образовательной программе педагогического института советского времени. Данная программа имела определенное содержание, учебно-методическое обеспечение, понятную и законченную логическую структуру, единые требования, позволявшие преподавателю достаточно уверенно себя чувствовать при организации учебного процесса по своей учебной дисциплине. Несколько позже, в период интенсивной демократизации и гуманизации образования, советское педагогическое образование критиковали за то, что оно не способствовало профессиональному творческому росту преподавателей вузов, развивая у них безынициативность. Вместе с тем, что старшее поколение преподавателей нашего вуза никак нельзя назвать некомпетентным, достаточно перечислить их: В. И. Андреев, А. А. Дуринов, Н. К. Елаев, Г. А. Тармаев, Г. Ц. Молонов, А. Б. Цыремпилон и другие. Они без всяких ФОСов могли без-

ошибочно определить уровень подготовки студентов. В это время преподаватели чувствовали себя достаточно психологически комфортно и не боялись поставить «неуд» и не думали при этом, что эта оценка может сказаться на ставках, за которые мы сейчас ежегодно боремся. За этот первый период в развитии педагогического образования в вузе был подготовлен кадровый потенциал III 1С, осуществлявший профессиональную подготовку учителей, особенно хочется отметить, что был создан кадровый «золотой» фонд опытных ученых-методистов, большинство из которых пришли из школ, а затем защитили кандидатские диссертации. К сожалению, этот фонд практически утрачен. За этот период также были разработаны учебные программы, учебные и методические пособия, были заложены традиции в системе педагогической подготовки, установлены тесные связи со школами и органами управления образованием.

С 1995 г. с начала создания классического университета, можно условно обозначить как второй этап развития педагогического образования в вузе. В это время был организован институт педагогического образования, который осуществлял профессиональную подготовку учителей в рамках дополнительного профессионального образования в Бурятском госуниверситете. Этот институт возглавляла д-р пед. наук, проф. Н. В. Языкова, которая много сделала для профессиональной подготовки учителей в условиях классического университета.

За этот период был накоплен бесценный первоначальный опыт работы по подготовке учительский кадров в условиях классического университета и конечно этот период знаменателен для развития педагогического образования тем, что своевременная организация института педагогического образования способствовала сохранению педагогического направления профессиональной подготовки специалистов в университете, а также педагогических кадров методистов.

Когда наш вуз был преобразован в классический университет, преподаватели некоторых факультетов решили, что они выросли из «коротких штанишек» педагогического института и их задачей является подготовка только будущих ученых специалистов, а педагогическим образованием они не должны заниматься. Потому педагогику вывели из учебных планов многих факультетов, что в дальнейшем отразилось отрицательно на становлении профессиональной подготовки учителей в стенах Бурятского госуниверситета.

С 2006 г. по настоящее время условно можно назвать третьим этапом в развитии педагогического образования. В это время профессиональная подготовка ведется в педагогическом институте, как структурном подразделении Бурятского госуниверситета, а также на ряде факультетов и институтов БГУ. За это время была разработана новая структура и содержание педагогического образования.

В образовательной программе профессиональной подготовки бакалавров, направления 44.03.01 Педагогическое образование осуществляется преподавание следующих дисциплин:

- Введение в педагогическую профессию;

- Теоретическая педагогика;

- Практическая педагогика;

- История образования и педагогической мысли

На преподавание данных дисциплин выделено 144 часа, а также осуществляется руководство педагогической практикой. Нужно отметить, что у бакалавров

педагогического направления выделяется 9 ЗЕТ в 7 и 8 семестрах (всего 6 недель).

В вариативной части реализуются следующие дисциплины по выбору:

- Теория, методика и история воспитания;

- Практический курс непрерывного самообразования;

- Этнопедагогика;

- Методология и методы научных исследований.

К сожалению, в учебных планах некоторых факультетов вместо педпрактики проводят учебные занятия по дисциплинам кафедры.

Кроме того, в образовательных программах бакалавриата педагогического направления не предусмотрены курсовые работы по педагогике, психологии, методикам преподавания учебного предмета в школе, не выделены часы кафедрам общей педагогики и педагогической психологии по преддипломной практике и ВКР.

К достижениям Бурятского госуниверситета можно безусловно отнести тот факт, что в течении всех периодов профессионально-педагогического образования при кафедре педагогики сохранялась подготовка вожатых из числа студентов нашего вуза и других профессиональных образовательных организаций города. Причем подготовка вожатых не прекращалась, несмотря на то, что в учебных планах ее не было, но благодаря энтузиазму преподавателей кафедры общей педагогики, работавших на общественных началах, это направление педагогического образования было сохранено. Несколько позже в начале 2000-х годов она получила вначале грантовую поддержку со стороны комитета по молодежной политике Республики Бурятия, а затем и организационную, получив дальнейшее развитие в стенах БГУ, как Школа вожатых. Сейчас подготовка вожатых опять введена в учебные планы, но только за счет сокращение итак скудного бюджета времени выделенного на педагогическое образование. Несмотря на определенные финансовые проблемы кафедра общей педагогики намерена продолжать работу Школы вожатых, при дальнейшей финансовой и организационной поддержки Комитета по молодежной политике РБ. Школа вожатых очень хорошо зарекомендовала себя и получила широкую известность в педагогическом сообществе.

С 2011 года в связи с внедрением ФГОС второго поколения в педагогическом институте БГУ была начата подготовка специалистов по магистерским программам в рамках направления 44.04.01 Педагогическое образование: «Преподавание в высшей и профильной школе», «Менеджмент в образовании», «Психолого-педагогическое образование» и по другим программам, которые реализуется в Педагогическом институте.

В течении последних четырех лет педагогическая подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется на уровне аспирантуры, ведется преподавание педагогических дисциплин и руководство педагогической практикой в рамках профессиональных образовательных программ по всем направлениям подготовка аспирантов в Бурятском госуниверситете.

Вместе с тем, опыт организации профессиональной подготовки учителей в БГУ выявил ряд проблем объективного и субъективного характера:

- абитуриенты, поступающие на педагогические направления БГУ, имеют низкий балл ЕГЭ, что отражается на качестве их профессионально-педагогического образования;

- слабое закрепление выпускников в сфере образования (кроме дошкольного и начального образования);

- недостаточная адаптация выпускников к современным требованиям образовательной практики;

- преобладание теоретической направленности обучения над практической подготовкой будущих учителей, обусловленной ФГОС педагогического направления;

- недостаточная подготовка студентов к педагогической коммуникации с воспитанниками, коллегами, администрацией различного уровня, родительским сообществом;

- излишняя отчетная документация, присутствующая в профессиональной деятельности современного учителя, отрицательно отражающая на мотивации творческой профессиональной деятельности;

- недостаточная разработанность механизмов морального, материального, финансового стимулирования профессиональной деятельности молодых педагогов, неотражающая современные потребности молодежи.

Анализ развития педагогического образования в Бурятском госуниверситете позволяет определить некоторые перспективы развития педагогического образования.

1) Развитие профессиональной подготовки, направленное на повышение его качества требует усиления ее практикоориентированности, предполагающее:

- увеличение бюджета учебного времени в образовательных программах педагогических направлений на педагогическую практику;

- выделение из числа лучших образовательных организаций республики и г. Улан-Удэ, осуществляющих общее, начальное, дошкольное образование, организации, которые получат статус стажировочных площадок БГУ, с особыми правами и обязанностями на договорной основе с университетом и которые будут осуществлять полноценную практическую подготовку студентов — педагогического направления, проходящих на их базе педагогическую практику;

- выделение из среды преподавателей университета ответственных за проведение практик (супервайзеров) наделенных особыми полномочиями по консультировании и координации педагогической подготовкой студентов, проходящих практику на стажировочных площадках, а также выделении из среды учителей, воспитателей этих площадок, тьюторов, осуществляющих руководство практической подготовкой студентов-практикантов;

- разработку содержательно-методического обеспечения практикоориентиро-ванной профессиональной подготовки будущих учителей в условиях классического университета.

2) Дальнейшее развитие педагогического образования в университете требует внедрение системы профессиональной подготовки учителя на основе дуального обучения с разработкой его нормативно-правовой и содержательно-организационной основы.

VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS

IN THE CONDITIONS OF THE CLASSICAL UNIVERSITY

In article the problem of vocational training of teachers at the classical university is considered. The author analyzes features of training of teachers in our higher education institution when there was a teacher training college. During this period the foundation of vocational training of teachers was laid, in particular research and educational personnel is prepared, connection with schools and governing bodies of formation of the Republic of Buryatia is established. According to the author in the second period of development of pedagogical education when the classical university was formed, the collective found the first experience of training of teachers in the conditions of the classical university. And at last, in the third period of development of pedagogical education of BGU by the author problems are allocated and the prospects of further formation of system professionally — pedagogical education are planned.

Keywords: vocational training; pedagogical education; teacher training college; classical university; maintenance of pedagogical education; pedagogical disciplines; budget of school hours; curriculum; training programs.

Innokentiy A. Malanov Dr. Sci. (Education), A/Prof.,

head of Department of General Pedagogics of Teacher Training College,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000 Russia

E-mail: pedagogika@bsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.