Научная статья на тему 'Атутов - теоретик технологического образования (к юбилею ученого)'

Атутов - теоретик технологического образования (к юбилею ученого) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.Р. АТУТОВ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / P.R. ATUTOV / POLYTECHNIC KNOWLEDGE / LABOR TRAINING / TECHNOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Ирина Геннадьевна, Дульчаева Ирина Львовна

Конференция посвящена выдающемуся советскому, российскому и бурятскому ученому-педагогу с мировым именем, внесшему неоценимый вклад в теорию и практику трудовой подготовки и политехнического образования, доктору педагогических наук, профессору, академику РАО П.Р. Атутову. Он добился выдающихся результатов в области дидактики и методологии педагогической науки. Академиком П.Р. Атутовым создана концепция функциональной природы политехнических знаний, оказавшая огромное влияние на теорию и практику политехнического образования в последние десятилетия и на его современное состояние. С его именем связана подготовка целой плеяды ученых педагогов Бурятии, которые являются представителями научной школы академика П.Р. Атутова. Воплощение идей своего учителя они смогли осуществить в инновационных моделях образовательных учреждений и практике трудового, политехнического образования учащихся современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.R. ATUTOV - THEORIST OF TECHNOLOGICAL EDUCATION (FOR THE ANNIVERSARY OF THE SCIENTIST)

The conference is dedicated to the outstanding Soviet, Russian and Buryat scientist-educator of world renown, who made an invaluable contribution to the theory and practice of labour training and Polytechnic education, doctor of pedagogical Sciences, Professor, academician RAO P.R. Atutova. He has achieved outstanding results in the field of didactics and methodology of pedagogical science. Academician P.R. Atutova created the concept of the functional nature of Polytechnical knowledge, had a huge impact on the theory and practice of Polytechnic education in recent decades and its current status. His name is associated with preparation of an entire galaxy of scientists of the teachers of Buryatia, who are representatives of the scientific school of academician P.R. Atutov. The embodiment of the ideas of his teacher, they were able to implement innovative models of educational institutions and practice of labour and Polytechnic education of students of modern school.

Текст научной работы на тему «Атутов - теоретик технологического образования (к юбилею ученого)»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЦЕЛЕВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

УДК 37.06

П. Р. АТУТОВ — ТЕОРЕТИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К ЮБИЛЕЮ УЧЕНОГО)

© Моргунова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университет E-mail: [email protected]

© Дульчаева Ирина Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]

Конференция посвящена выдающемуся советскому, российскому и бурятскому ученому-педагогу с мировым именем, внесшему неоценимый вклад в теорию и практику трудовой подготовки и политехнического образования, доктору педагогических наук, профессору, академику РАО П.Р. Атутову. Он добился выдающихся результатов в области дидактики и методологии педагогической науки. Академиком П.Р. Атутовым создана концепция функциональной природы политехнических знаний, оказавшая огромное влияние на теорию и практику политехнического образования в последние десятилетия и на его современное состояние. С его именем связана подготовка целой плеяды ученых педагогов Бурятии, которые являются представителями научной школы академика П.Р. Атутова. Воплощение идей своего учителя они смогли осуществить в инновационных моделях образовательных учреждений и практике трудового, политехнического образования учащихся современной школы.

Ключевые слова: П.Р. Атутов, политехнические знания, трудовая подготовка, технологическое образование.

В конце мая 2016 года в Бурятском госуниверситете прошла научно-практическая конференция, посвященная выдающемуся советскому, российскому и бурятскому ученому, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену АПН СССР (1982), действительному члену РАО (1993), академику Международной академии технического образования. Петру Родионовичу Атутову, 95-летие которого научно-педагогическая общественность страны отметила в 2016 году. Петр Родионович родился в 12 июля 1921 в с. Хохорск Боханского района Иркутской области. Крупнейший ученый-педагог с мировым именем и авторитетом, внесший огромный вклад в разработку

теории и совершенствование практики трудового обучения, политехнического и технологического образования, П. Р. Атутов до последних дней оставался патриотом своей малой родины и помогал развивать систему технологического образования в Бурятии на разных ступенях и в разных типах образовательных организаций.

В преддверии юбилея П. Р. Атутова Педагогический институт БГУ в содружестве с образовательными организациями республики провел ряд мероприятий. Совместно с МАОУ лицей №27 была проведена Республиканская очно-заочная научно-практическая конференция «Секреты мастеров». Очный этап конференции состоялся 18 марта 2016 г., в нем приняли участие учащиеся 3-4 классов общеобразовательных организаций Республики Бурятия, выполнившие творческие проекты по технологии под руководством учителя в номинациях:

- моделирование и конструирование из разных материалов;

- декоративно-прикладное творчество;

- электронный ресурс (видеоролик, мультфильм, обучающая программа).

23 марта 2016 г. Педагогический институт также совместно с лицеем №27 провели Республиканскую олимпиаду школьников по черчению, в которой приняли участие учащихся 9-11-х классов города Улан-Удэ и районов Республики Бурятия.

Кафедрой технологического образования и профессионального обучения БГУ были проведены обучающий семинар-практикум для учителей начальных классов, технологии и педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству в объеме 36 часов и обучающий семинар для учителей технологии, ИЗО и черчения «Пути совершенствования современного урока в условиях перехода на ФГОС» в объеме 48 часов.

25 марта 2016 г. кафедра ТОПО совместно с секцией учителей технологии и черчения РОО Ассоциации педагогов-исследователей организовала Республиканский конкурс декоративно-прикладного творчества «Радуга детских талантов», посвященный 95-летию академика РАО П. Р. Атутова.

28-30 апреля 2016 года в г. Улан-Удэ в Бурятском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященная 95-летию со дня рождения академика РАО, доктора педагогических наук Петра Родионовича Атутова.

В работе конференции прияли участие представители Японии, Монголии, Болгарии, Казахстана, Узбекистана и городов России с обсуждением следующих вопросов: современные подходы к технологическому образованию школьников в условиях перехода на ФГОС; формирование технологической культуры учителя технологии; проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителей технологии в современном вузе; взаимосвязь основного и дополнительного образования в технологической подготовке школьников; проблемы и перспективы профессиональной подготовки преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна в современном вузе; новые технологии обработки материалов в технологической подготовке школьников.

27 апреля с 14.00. начала работу Международная выставка-конкурс работ учителей, учащихся школ и студентов вуза. В выставке приняли участие учителя

школ города Улан-Удэ, Иволгинского, Заиграевского, Кижингинского, Хорин-ского, Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского, Еравнинского, Тункинско-го, Закаменского районов, Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Монголии, Японии. Работы были представлены в различных номинациях. Большой интерес вызвали работы: учителя технологии СОШ № 32 Ишназаровой Т. Н. в номинации «Валяние»; Раднаевой Г.М., СОШ №20 в номинации «Живопись»; Чирковой Т.Ю., СОШ №35 в номинации «Вышивка лентами»; Оскорбиной Н.П., «Сотниковская СОШ» — «Квиллинг»; Дашиева С.О., Хоринская СОШ — «Работы из бересты»; Стрижкова К.А., СОШ №32 — Художественная обработка древесины и многие другие.

На выставку представили около 60 учителей школ и преподавателей СПО и ВО более 120 работ своих и учащихся.

В этот же день было проведено рабочее совещание с учителями республики по обсуждению проекта Концепции технологического образования с профессором МПГУ Ю.Л. Хотунцевым.

На пленарном заседании конференции с приветственными словами выступили: ректор БГУ Н. И. Мошкин, министр образования и науки РБ А. В. Дамдинов, директор ПИ БГУ Н. Ж. Дагбаева. На заседании с научными докладами выступили виднейшие учёные ведущих вузов России, Монголии, Японии: Ю. Л. Хо-тунцев, профессор МПГУ, г. Москва, Ц. Лочин, проректор по науке МГУО, г. Улан-Батор, Е. Йокояма, профессор института технологии и трудового обучения, г. Нагоя (Япония), Л. П. Ашихмина, доцент, с.н.с. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, И. Г. Моргунова, заведующая кафедрой технологического образования и профессионального обучения ПИ БГУ.

Особый интерес вызвали выступления японских коллег, продемонстрировавших сочетание традиций и инноваций, умение сохранять в технологическом образовании выработанные годами методы изготовления кинжалов из металла путем плавления старинными способами в печах «ТАТАРА».

Многие выводы в выступлениях И. Г. Моргуновой нашли поддержку участников конференции, особенно у учителей-практиков, которые касались общих проблем преподавания предмета технология в современной школе. Это проблемы низкого статуса предмета, уменьшение количества учебных часов, феминизация учительского корпуса и др.

После пленарного заседания работа секций продолжилась на инновационных образовательных площадках: Сотниковской СОШ Иволгинского района, СОШ № 32, лицее № 27 г. Улан-Удэ. В школах участники конференции выступили с докладами, приняли участие в мастер-классах, организованных принимающей стороной, обсудили проблемы и перспективы современного технологического образования.

По результатам работ секций большой интерес вызвали доклады участников из Монгольского государственного университета П. Туменхищиг «Современные требования у подготовке учителей дизайна и технологии в Монголии», А. Р. Дондупова, учителя технологии Баргузинской СОШ «Технология из прошлого в настоящее и будущее», Д. Д. Доржогутапова «Социально-педагогические аспекты технологического образования школьников», а также педагогов Педагогического института: Д. Д. Рыбдыловой «Приобщение школьников к традициям бурятского народа в процессе обучения ручной обработке материалов», О. Л. Жалниной «Развитие художественных способностей студентов при обучении бурятской национальной росписи», Г. А. Корытова «Декоративно-прикладное искусство как средство развития национальной культуры на уроках технологии» и другие.29 апреля участники и гости конференции продолжили работу на озере Байкал в с. Сухая. Там участники конференции провели

круглый стол в Сухинской СОШ Кабанского района. Учителя школы поделились опытом работы в условиях малокомплектной школы и провели мастер-классы с участниками конференции по резьбе из дерева и рисованию на камнях. По результатам работы участники конференции отмечают:

- необходимость дальнейшей разработки проекта Концепции образовательной области «Технология» с сохранением его практико-ориентированного характера с объемом практической работы до 70 % учебного времени; сохранением вариативности подготовки учащихся на гендерной основе для углубления технологических знаний и практических умений в соответствующих областях; для изучения современных и традиционных (в том числе народных) материальных технологий;

- важность восстановления урока черчения, вынесения его в отдельную предметную область;

- необходимость оснащения учебных мастерских в школах и вузах современным оборудование в соответствии с нормативами, утвержденными Приказом МОиН РФ №336 от 30 марта 2016г.

- возможность вхождения в общероссийскую Ассоциацию по инициативе МПГУ уже созданной Ассоциации учителей технологии Бурятии;

- важность совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей технологии.

P. R. ATUTOV — THEORIST OF TECHNOLOGICAL EDUCATION (FOR THE ANNIVERSARY OF THE SCIENTIST)

Morgunova Irina G., PhD in Education, A/Professor, head of Department of technological education and training, Pedagogical Institute, Buryat State University E-mail: [email protected]

Dulchaeva Irina L., PhD in Education, A/Professor of the Department technological education and training, Pedagogical Institute, Buryat State University E-mail: [email protected]

The conference is dedicated to the outstanding Soviet, Russian and Buryat scientist-educator of world renown, who made an invaluable contribution to the theory and practice of labour training and Polytechnic education, doctor of pedagogical Sciences, Professor, academician RAO P.R. Atutova. He has achieved outstanding results in the field of didactics and methodology of pedagogical science. Academician P. R. Atutova created the concept of the functional nature of Polytechnical knowledge, had a huge impact on the theory and practice of Polytechnic education in recent decades and its current status.His name is associated with preparation of an entire galaxy of scientists of the teachers of Buryatia, who are representatives of the scientific school of academician P. R. Atutov. The embodiment of the ideas of his teacher, they were able to implement innovative models of educational institutions and practice of labour and Polytechnic education of students of modern school. Keywords: P. R. Atutov, Polytechnic knowledge, labor training, technological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.