Научная статья на тему 'Становление и развитие научных обществ школьников в Чеховском муниципальном районе Московской области'

Становление и развитие научных обществ школьников в Чеховском муниципальном районе Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ / СТРУКТУРА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SCIENTIFIC SOCIETY OF STUDENTS / THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC SOCIETY / RESEARCH WORK / SCIENTIFIC CONFERENCE / RESEARCH / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева А. В.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития научных обществ школьников в общеобразовательных учреждениях Чеховского муниципального района Московской области, особенности структуры научных обществ в городских и сельских школах, цели и задачи работы научных обществ, основные направления деятельности научных обществ школьников в настоящее время в условиях единого образовательного пространства Чеховского муниципального района Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of scientific schoolchildren’ societies in Chekhov municipal district of Moscow region

This article considers the problems of schoolchildren societies’ formation and development in comprehensive institutions of Chekhov municipal district of Moscow region; it also considers the peculiarities of scientific societies in towns’ and country’s schools, aims and tasks of scientific societies, main directions of the scientific societies at present time in the frames of united educational space of Chekhov municipal district of Moscow region.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие научных обществ школьников в Чеховском муниципальном районе Московской области»

А. В. Воробьева, зав. методическим отделом, Учебно-методический центр, г. Чехов, Россия, [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ЧЕХОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Новому обществу, активно внедряющему в свою жизнь достижения науки, изобретения в технике, современные информационные технологии, осваивающему все новые и новые области деятельности, нужен новый, активный, с большими знаниями и хорошими практическими навыками человек. Задача подготовить молодое поколение к становлению в нем качеств такого человека — одна из актуальных задач современной школы.

Формирование у детей и молодежи научного мировоззрения, развитие познавательной активности, исследовательских способностей, умений анализировать темы и ситуации, выделять проблемы и находить пути их решения, обучение навыкам самообразования и самореализации — стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года1.

Очень многие зна- =

ния, опыт в исследовательской работе, умения в подготовке проектов решения проблем ученик может получить в школьном научном обществе.

Формирование у детей и молодежи научного мировоззрения, развитие познавательной активности, исследовательских способностей, умений анализировать темы и ситуации, выделять

проблемы и находить пути их решения, обучение навыкам самообразования и самореализации - стратегический вопрос развития государств.

Научное общество школьников (научное ученическое общество, НОУ) — это общественное добровольное объединение учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, привлекаемых к работе специалистов (ученых, сотрудников вузов, НИИ и т. д.) в целях организации научно -го творчества учащихся, исследовательской и проектной деятельности2.

История становления и развития НОУ, особенности их деятельности в Чеховском муниципальном районе Московской области изучаются в рамках работы методического отдела Учебно-методического Центра г. Чехова с 2008 года, когда научные ученические общества уже были сформированы практически во всех общеобразовательных учреждениях района.

Основными задачами мониторинга деятельности научных обществ являются:

♦ определить основные характеристики и этапы становления и развития научных обществ школьников в Чеховском районе Московской области;

♦ научно обосновать и охарактеризовать организационно-педагогические аспекты создания эффективной среды для работы

НОУ в современном общеобразовательном учреждении;

♦ выявить направления совместной деятельности для создания в рамках единого муниципального пространства и социального научного взаимодействия наиболее благоприятных условий формирования исследовательской компетентности как главного результата работы научных обществ школьников.

В России объединение школьников по научным интересам, приобщение детей к изобретательству, техническому творчеству, дружбе с обществами поддержки армии, воздушного флота и т. д. началось с создания станций юных биологов, натуралистов, техников, железнодорожников... практически с 20-30-х годов ХХ века3. За время советской истории и развития школы в постсоветском пространстве до настоящего времени объединения школьни-

ков, занимающихся учебными исследованиями, проектами, техническим творчеством претерпели много изменений. О научных обществах школьников в современном понимании значения этого слова можно говорить только с 90-х годов ХХ века.

Все особенности и преобразования, изменения в направлениях деятельности объединений школьников, характерные для России периода 1960-1990-х годов, были характерны и для школ Чеховского района Московской области. С середины 1990-х годов до нашего времени ситуация несколько меняется, и в районе формируется своя особая картина работы научных ученических обществ.

История становления и развития научных обществ в Чеховском районе Московской области началась в 1994 году с небольшого научного объединения старшеклассников в гимназии № 2 (инициатива

Таблица 1

Время образования научных обществ школьников в общеобразовательных учреждениях Чеховского муниципального района*

Образовательные учреждения Название научного общества Год создания

городские школы

гимназия №2 Научное исследовательское общество «Созвездие» 1994

гимназия №7 Научное общество учащихся «Малая академия наук» 2000

СОШ №3 Научное исследовательское общество «Мысль» 2001

СОШ №1 Научное исследовательское общество «Сириус» 2002

СОШ №8 Научное исследовательское общество «Эврика» 2003

лицей №4 Научное исследовательское общество «Искатель» 2004

СОШ №9 Научное исследовательское общество «Умники и умницы» 2005

негородские школы

Мещерская СОШ Научное исследовательское общество «Наследники Левенгука» 1997

Новобытовская СОШ Научное исследовательское общество «От альфы до омеги» 2001

Дубненская СОШ Научное исследовательское общество «Интеллект-росток» 2002

Крюковская СОШ Научное общество учащихся «Первоцвет» 2002

Троицкая СОШ Научное исследовательское общество «Эрудит» 2003

Васькинская ООШ Научное общество учащихся «Пилигрим» 2003

Манушкинская СОШ Научное исследовательское общество «Архимеды» 2004

Любучанская СОШ Научное исследовательское общество МИМ (Мы исследуем мир) 2004

СОШ Чехов-3 Научное общество учащихся «Эврика» 2004

СОШ Чехов-7 Научное общество учащихся «Шанс» 2004

Шараповская ООШ Научное исследовательское общество «Эрудит» 2004

Нерастановская СОШ Научное исследовательское общество «Исследователь» 2006

СОШ Чехов-8 Научное общество учащихся «Эрудит» 2008

Стремиловская СОШ Научное исследовательское общество «Лира» 2008

Молодинская ООШ Научное общество учащихся «Знатоки» 2008

Столбовская СОШ Научное общество учащихся «Знатоки» 2008

*По данным исследований автора

Динамика количества научных обществ школьников (НОУ) в Чеховском муниципальном районе*

Таблица 2

Годы 1997 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2013

количество НОУ 1 3 4 7 10 16 17 18 19 23 23

% от общего количества школ района 4% 11% 15% 26% 37% 59% 63% 66% 70% 85% 85%

*По данным исследования автора

Таблица 3

Показатели участия научных обществ в Чеховской муниципальной научно-практической конференции*

Номер конференции, год Количество НОУ, участвующих в конференции Общее количество представленных работ Количество секций/ номинаций

I, 2004. 14 38 6

II, 2005 17 89 12

III, 2006 18 50 8

IV, 2007 19 58 6

V, 2008 21 54 6

VI, 2009 23 43 6

VII, 2010 21 34 6

VIII, 2011 20 39 8

IX, 2012 18 63 9

X,2013 18 54 6

*По данным исследования автора

директора Спектра П. М.), затем в 1997 году директор Мещерской средней школы Ма-салова А. А. смогла организовать тесное научное сотрудничество школьников-исследователей с Мещерским медицинским училищем и Институтом иммунологии. А в 2000-2001 годах создаются более крупные и разнонаправленные по деятельности научные объединения в гимназии № 7 (идея заместителей директора Бардановой Л. Д., Шувалова А. И.), средней школы № 3 г. Чехова (инициатор — Самсонова М. В.) и Но-вобытовской средней школы4.

Основные направления научных интересов школьников находились с области истории, обществознания, краеведения и базировались на работе школьного музея боевой славы и кабинета лопасневе-дения — истории Лопасни (прежнее название г. Чехова, руководитель Ярыкина И. Г.). В 2001 году научное общество старшекласс-

В настоящее время в Чеховском муниципальном районе в общеобразовательных учреждениях действуют 23 научных общества, общей численностью постоянных членов - 1422 человека.

ников было организовано в Новобытовской СОШ. Оно называлось «Земля обетованная» и состояло из одной секции, созданной на базе школьного историко-краеведческо-го музея им. Д. С. Дохтурова. Руководила данной секцией учитель истории и руководитель школьного музея Талаева Н. Е.

Динамика образования научных обществ школьников в Чеховском муниципальном районе в общеобразовательных учреждениях показана в таблице 2.

Как видим, уже к 2004 году НОУ действовали более чем в половине учебных заведений района, в 2008 году и в настоящее время — в 85 % школ ведется активная работа по созданию и определению направлений деятельности научных

обществ учащихся.

Сегодня система образования Чеховского муниципального района Московской области представляет собой большой мно-

Таблица 4

Численность постоянных членов научных обществ школьников Чеховского муниципального района*

Образовательные учреждения Руководитель общества Количество постоянных членов НОУ

городские школы

гимназия №7 Гришакина О.П., учитель географии 176

гимназия №2 Емельянова Л.Л., учитель географии 200

лицей №4 Федорова С.А., зам. директора по УВР 86

СОШ №1 Бабаева Н.В., учитель биологии 105

СОШ №3 Самсонова М.В., зам. директора 186

СОШ №8 Полякова О.В., зам. директора по УР 43

СОШ №9 Пашкина О.В., учитель биологии 25

негородские школы

Манушкинская СОШ Дагаева М.А., учитель химии и технологии 36

Любучанская СОШ Буравлева В.М., учитель английского языка 141

Васькинская ООШ Кулак В.А., учитель истории и обществознания 21

Мещерская СОШ Минаева Л.В., учитель биологии 19

Новобытовская СОШ Бганцова И.А., учитель химии 40

Дубненская СОШ Лусто Г.П., учитель истории и обществознания 35

Троицкая СОШ Сапижук Н.Ф., учитель истории и обществознания 21

СОШ Чехов-3 Мушкарина Э.П., учитель истории 37

СОШ Чехов -7 Новикова И.А., учитель географии и истории 70

Крюковская СОШ Соннова Г.С., учитель английского языка 25

Нерастановская СОШ Жукова Е.Г., учитель химии 79

Стремиловская СОШ Никадорова А.А., учитель истории 20

Шараповская ООШ Филиппова Р.Ф., учитель математики 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молодинская ООШ Измайлова Г. Н., учитель иностранного языка 46

Столбовская СОШ Молькова С.В., зам. директора 28

СОШ Чехов -8 Торицына Н.С. учитель физики 27

Итого 1422

* По данным исследований автора

гоуровневый комплекс из 67 муниципальных, 18 государственных и ведомственных образовательных учреждений, среди которых 27 общеобразовательных учебных заведений5. Практически во всех школах района исследовательская и проектная деятельность, работа научных обществ относится к главным приоритетным направлениям развития. Для этого созданы особые организационно-педагогические условия6:

— подготовка и мотивация педагогов к эффективной организации работы научных обществ, развитию научного кругозора детей и их познавательной активности; учебно-методическое обеспечение работы педагогов с НОУ;

— организация системы повышения квалификации педагогов через курсы, проблемные семинары, обучающие занятия в Учебно-методическом центре г. Чехов;

Одним из важнейших средств качественной подготовки педагогов к профессионально грамотной организации деятельности школьного научного общества в Чеховском муниципальном районе, исследовательской работы школьников служат курсы повышения квалификации — кафедральный вариативный учебный модуль «Современные подходы организации научно-исследовательской деятельности школьников в образовательном пространстве», организованные на базе УМЦ г. Чехова (автор Воробьева А. В.). Данная программа прошла процедуру сертификации и внесена в реестр курсов региональной системы повышения квалификации работников образования Московской области Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академии социального управления»7.

— реализация задач исследовательской деятельности школьников при изучении всех дисциплин учебного плана;

— система внеклассных мероприятий, пропагандирующих исследования и науку, с привлечением специалистов и ученых;

— создание ситуации успеха и поощрение педагогическими средствами учебной и научной активности школьников;

— материально-техническая и информационная база для работы школьного научного общества.

В Чеховском районе осуществлять задачи в области обучения и воспитания детей помогает Координационный совет по поддержке образования. Одним из важнейших направлений его работы стало обеспечение (организационное, информационное, материально-техническое) научно-исследовательской деятельности школьников, поддержка научного социального партнерства с учреждениями дополнительного и профессионального образования, помощь в организации участия ребят в региональных и всероссийских научных конференциях, конкурсах, форумах, и ставшей с 2003 года ежегодной — районной научно-практической конференции.

Научно-практическая конференция учащихся в Чеховском районе проводилась и проводится при сотрудничестве с ссуза-

ми, вузами и их филиалами, находящимися в г. Чехове. Преподаватели средних специальных и высших учебных заведений участвуют в подготовке и экспертизе работ учащихся на заочном этапе, в работе экспертных советов секций конференции, в награждении победителей и призеров на празднике «Созвездие лучших». Общие показатели по участникам конференции представлены в таблице 3.

В настоящее время в Чеховском муниципальном районе в общеобразовательных учреждениях действуют 23 научных общества, общей численностью постоянных членов — 1422 человека (14,5 % учащихся района). К мероприятиям, проводимым НОУ в школах, привлекается более 50 % учащихся (см. таблицу 4).

Наибольшие успехи в работе научных обществ школьников имеют МБОУ гимназия № 2 и МБОУ гимназия № 7 г. Чехова, что объясняется более чем десятилетним опытом работы учреждений в области научного творчества учащихся, сильным контингентом школьников, мастерством педагогических кадров и организованной системой работы с одаренными детьми и школьниками, имеющими повышенную познавательную активность.

Как видим, научное общество школьников является эффективной формой организации научного творчества, иссле-

Именно целенаправленная, разносторонняя работа такого объединения позволяет комплексно

и компетентно решать задачи по развитию школьников от класса к классу, от первичного уровня освоения исследовательского опыта до его полного применения

и демонстрации в различных ситуациях, исследованиях, научных конференциях и форумах.

Школьное научное общество: руководитель

Рис. 1. Типичная структура НОУ в общеобразовательных учреждениях Чеховского района

довательской и проектной деятельности учащихся. И среди разнообразных направлений исследовательской деятельности в школе (учебные исследования в рамках предметов, встречи с учеными, экскурсии в музей и вузы, экологические и этнографические экспедиции, предметные олимпиады и недели, работа научных кружков и клубов по техническим интересам и т. д.) выступает самой востребованной. Именно целенаправленная, разносторонняя работа такого объединения (от самых юных учеников до учащихся выпускных классов вместе с педагогами, работающими с детьми в этом направлении) позволяет комплексно и компетентно решать задачи по развитию школьников от класса к классу, от первичного уровня освоения исследовательского опыта до его полного применения и демонстрации в различных ситуациях, исследованиях, научных конференциях и форумах.

Типичная структура научного общества в общеобразовательных учреждениях Чеховского муниципального района представлена на рисунке 1.

Наиболее сложная структура научного общества присутствует в гимназии № 7, на базе которой открыто Чеховское отделение самой крупной организации России, занимающейся поддержкой талантливой молодежи, Общероссийской общественной

организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция"», и работает Муниципальная методическая площадка «Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя», реализующая проекты по научной деятельности школьников (рисунок 2)8.

Основными направлениями деятельности научных обществ в районе являются:

♦ включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, проявляющих повышенную познавательную активность, способных к исследовательской деятельности школьников в соответствии с их научными интересами;

♦ обучение учащихся основам исследовательской деятельности, умению работать с различными источниками знаний;

♦ формирование навыков защиты исследовательских работ и проектов;

♦ оказание помощи в проведении конкретной экспериментальной и исследовательской работы;

♦ организация индивидуальных и групповых консультаций в ходе научных исследований;

♦ рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, форумах, олимпиадах, интеллектуальных играх различного уровня;

Руководитель НОУ

Рис. 2. Структура научного общества гимназии № 7 г. Чехова (ЦДО МАН)

♦ проведение школьной ежегодной научно-практической конференции и дней защиты проектов, участие в районной научно-практической конференции;

♦ редактирование и издание ученических научных сборников, подготовка тезисов докладов к публикациям;

♦ знакомство и сотрудничество с представителями науки в различных областях знаний;

♦ проведение внеклассных мероприятий, популяризирующих науку и воспитывающих уважение к ученым и гордость за достижения российской науки.

Итак, научное общество учащихся позволяет поэтапно развивать способность и готовность школьника =

самостоятельно осваивать и получать новые знания, генерировать идеи и проекты решения проблем на основе теоретического изучения и практического освоения основ проведения исследований, опытов и экспериментов. НОУ стимулирует детей к самостоятельному научному творчеству, повышению интеллектуального и культурного развития, знакомству с современными научными знаниями на расширенном и углубленном уровне, сознательному самоопределению в области будущего профессионального выбора и сферы интересов.

Подводя итог проделанной исследовательской работе, выделим основные этапы становления и развития научных обществ школьников в Чеховском муниципальном районе:

I этап (1994-1997 гг.) — появление небольших (15-20 человек) объединений старшеклассников и педагогов по научным интересам в гимназии № 2 и Мещерской средней школе, которые занимались преимущественно вопросами экологии, биологии и истории родного края.

II этап (2000-2002 гг.) — организация научных обществ школьников в ряде больших школ района (гимназия № 7, СОШ № 1, СОШ № 3, Новобытовская СОШ),

НОУ стимулирует детей к самостоятельному научному творчеству повышению интеллектуального и культурного развития, знакомству с современными научными знаниями на расширенном и углубленном уровне, сознательному самоопределению в области будущего профессионального выбора и сферы интересов.

честву учащихся 5-9, 10-11 классов и вести деятельность по 6-8 направлениям учебных исследований.

III этап (2003-2005гг.) — организация научных обществ во многих городских и сельских школах района (63 % учреждений), объединение усилий НОУ в едином образовательном пространстве, работа районного научного общества «Эрудит» по обучению актива НОУ, смотр результатов исследовательской деятельности в рамках районной научно-практической конференции (с 2003 г.).

IV этап (с 2008 г. по наст. время) — расширение сфер деятельности НОУ; активное участие школьников в различного уровня научных конкурсах и конференциях; организация системы научного социального партнерства; экспериментальные исследования двух муниципальных методических площадок по изучению организационно-педагогических условий эффективной работы с одаренными детьми и школьниками, занимающимися исследованиями и проектами.

Появлению научных обществ в школах района способствовали несколько фактов:

1. Знакомство с опытом работы научных обществ, которые уже несколько лет успешно действовали в районе, популяризация научного творчества школьников.

2. В 2003 году метод проектов и основы исследовательской деятельности, формы работы НОУ стали активно изучаться и в городских, и в сельских школах района. Для подготовки педагогов к такой деятельности профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Сиденко А. С. организовала в районе цикл специализированных занятий для 42 учителей, которые в большинстве своем стали руководителями научных обществ.

3. Учебно-методический центр Управления образования, Центр «Образование и карьера» создали комплекс мероприятий, помогающий развиваться НОУ в едином

которые стали привлекать к научному твор- муниципальном пространстве, широко рас-

пространяли интересный опыт и методические находки результативной работы.

4. Крупные школы района (например, гимназии № 7, № 2) имели несколько отделений (секций) в НОУ: историческое, краеведческое, филологическое, лингвистическое, биологическое, экологическое. Научное общество в лицее № 4, СОШ № 1, СОШ Чехов-3 и Столбовской СОШ занималось в большей степени техническим творчеством, математикой и информатикой. Естественнонаучные дисциплины, прикладное творчество были широко представлены в Мещерской СОШ, Троицкой СОШ, Манушкинской СОШ, Любучанской СОШ. Традиционными стали недели науки в школах и внутришкольные научно-практические конференции.

5. В 2004-2005 учебном году в Чеховском районе был организован районный клуб по учебно-исследовательской деятельности «Эрудит» для учебы актива. Он действовал до 2008 года, затем школы района накопили достаточный опыт для самостоятельной деятельности и собственного обучения актива НОУ.

6. Для активных школьников, ведущих исследования, и победителей районных (областных) предметных олимпиад на базе Детского спортивно-оздоровительного лагеря «Голубой городок», Детского оздоровительного лагеря «Звездочка» ежегодно организуется работа профильного лагеря.

К работе научных обществ школьников по формированию исследовательской компетентности школьников* как главного результата деятельности НОУ активно привлекаются Чеховская Ассоциация детских организаций «Лопасненский росток», Отдел реализации молодежной политики Администрации Чеховского муниципального района, Районный клуб победителей и лауреатов профессиональных педагогических конкурсов «Созвездие».

Таким образом, в Чеховском муниципальном районе Московской области создана и успешно действует в едином муни-

ципальном пространстве целенаправленная система взаимодействия между научными ученическими обществами общеобразовательных учреждений и их социальными научными партнерами.

Такая работа, безусловно, помогает качественной реализации актуальных задач развития российского образования, восполнению интеллектуального потенциала страны, формированию активного, много знающего и много умеющего молодого поколения, готового к созданию достойного и здорового будущего общества и государства.

1. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sinncom.ru/content/ геЮгта/тёех5.Ыт (Дата обращения: 01.03.2013)

2. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника // Дискуссия. — 2013. — № 3. - С. 91.

3. Горский В. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников [Текст]: монография / В. А. Горский, Г. А. Русских, Д. В. Смирнов. — М.: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. — С.12-28.

4. Воробьева А. В. Организация работы районного научно-исследовательского общества старшеклассников (Чеховский район Московской области) // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». — М.: НГА «АПФН», 2005. — Т. 4. — С. 56-60.

5. http://www.uo-chehov.ru/ Официальный сайт Управления образования Чеховского муниципального района (Дата обращения 15.09.2012)

6. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручни-кова А.А., Попов В.Д. Основы исследовательской деятельности школьников. — М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. — 44 с.

7. Воробьева А. В. Подготовка педагогов, организующих научно-исследовательскую деятельность обучающихся. // Армия и общество. — 2013. — № 1. — С. 102.

8. Воробьева А. В. Подготовка педагогов, организующих научно-исследовательскую деятельность обучающихся // Армия и общество. — 2013. — № 1. — С. 100.

* Под исследовательской компетентностью школьника автор понимает способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.