Научная статья на тему 'Программно-целевое управление развитием Лицея'

Программно-целевое управление развитием Лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ / ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюбашева Светлана Ивановна

Автор делится опытом управления развитием образовательного учреждения на основе программно-целевого управления. Выявляет проблемы и определяет перспективы развития лицея с учетом требований времени, направления и задачи Программы развития лицея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аюбашева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое управление развитием Лицея»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Автор делится опытом управления развитием образовательного учреждения на основе программно-целевого управления. Выявляет проблемы и определяет перспективы развития лицея с учетом требований времени, направления и задачи Программы развития лицея.

Аюбашева Светлана Ивановна

заместитель директора по НМР МБОУ Лицея №109 г. Екатеринбург

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИЦЕЯ

Как можно обеспечить развитие лицея на основе применения программно-целевого управления

Ключевые слова: ценностные ориентиры развития, качество обучения, оценка учебных и внеучебных достижений учащихся, проблемы лицея.

Развитие школы зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее структурными элементами. Направленность управления на конечный результат жизнедеятельности Лицея потребовало разработки новой долгосрочной Программы развития.

Вместе с тем, необходимость разработки новой Программы развития вызвана:

• Новым уровнем развития образовательного учреждения (изменившийся характер внутренних ресурсов и возможностей ОУ);

• Изменением внешней среды Лицея:

- развитие партнерских отношений, рост количества партнеров, изменение характера отношений, необходимость постоянного поиска наиболее эффективных форм сотрудничества;

- появление новых форм отношений во внешней среде: развитие взаимодействий с другими ОУ; вхождение в каналы информационного взаимодействия;

- изменения, происходящие в образовательной политике на федеральном и региональном уровнях, главными из которых являются формирование Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- изменения, происходящие в нормативно-правовых документах, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

• Формированием новых возможностей и одновременно новых потребностей развития, что ставит задачу интеграции в новых направлениях имеющихся ресурсов и поиска новых ресурсов развития:

- возросшие требования к качеству образования и образовательного процесса;

- возросший уровень ожиданий социального и педагогического сообщества по отношению к образованию в целом и конкретно к многопрофильному образованию;

- возросшая потребность в социальной трансляции достижений инновационных образовательных учреждений, использования их возможностей для усиления развития в перспективных направлениях системы образования региона;

- конкретизация социально-образовательного заказа как результат развития социального партнерства.

Это вызывает необходимость изменения социальной миссии образовательного учреждениях [2, 3] (с учетом возросших возможностей, реализации социальных функций), а также задач и разработки новой Программы развития ОУ при сохранении ведущей цели и основных концептуальных установок, которые на практике стали основанием постоянного развития ОУ.

Изменение условий, в которых происходит функционирование Лицея, требует уточнения ценностных ориентиров развития.

Такими ориентирами сегодня можно считать:

- реализацию прав личности в сфере образования, возможность получения образования по выбору;

- индивидуально-личностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноу-ровневость предлагаемых и предоставляемых образовательных услуг;

- ответственность субъектов системы образования за качество результата;

- социальная защита учащихся путем предоставления качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную адаптацию личности в обществе;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

3

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

- развитие такой системы ценностей субъектов образовательного процесса, которая будет адекватна современному обществу и требованиям к уровню образованности развивающейся личности.

Предыдущая программа развития Лицея за 20052010 учебные годы выполнена полностью. Реализация намеченных в этой программе целей и задач позволила коллективу Лицея:

• выйти в режим стабильного функционирования и развития;

• не только заявить в теории, но и на практике подтвердить свой статус образовательного учреждения, имеющего высокий престиж и признание на районном, городском и Всероссийских уровнях;

• сформировать и сконцентрировать необходимые кадровые, управленческие ресурсы, позволяющие уже сегодня развивать образовательное пространство школы в самых перспективных направлениях и решать образовательные проблемы на уровне, значительно превышающем среднестатистические показатели в системе образования Ленинского района и города Екатеринбурга.

Анализ кадровой составляющей в Лицее показывает, что 21 % учителей - имеют высшую квалификационную категорию, 70% - I категорию,9% - 2 категорию, что в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым педагогическому коллективу ОУ повышенного статуса.

100% из числа руководителей и 70% из числа педагогов Лицея владеют информационными технологиями и являются продвинутыми пользователями. Обучение по ОП Линукс прошло 14% учителей Лицея.

В Лицее уровень педагогического мастерства является достаточным для качественного ведения инновационной и экспериментальной работы, победы на конкурсах различного уровня служат этому доказательством.

В последние годы педагогической практики накоплен опыт организационно-педагогических и содержательных преобразований; расширен запас теоретических знаний у значительной части педагогов, освоены ими новые педагогические технологии и успешно применяются на практике.

Таблица 1

Доля педагогов использующих современные образовательные технологии

Образовательная технология % педагогов

Начальная школа Среднее и старшее звено

Развивающее обучение 100 100

Проблемно-диалоговое обучение 69 58

Технология решения исследовательских задач 45 42

Проектные технологии 60 52

Технология модульного обучения 40

Лекционно-семинарская, зачетная система 62

Деловые, ролевые учебные игры 70 42

Обучение в сотрудничестве 70 39

Информационно-коммуникативные технологии 10 90

Здоровьесберегающие технологии 100 40

«Портфолио» учащегося 30

Технология дистанционного обучения и т.д. 20 35

Сегодня Лицей занимает одно из ведущих мест в развитии образования в районе и городе. В учреждении царит особый лицейский дух, который определяет коллективный и неустанный творческий поиск.

В Лицее достигнут необходимый уровень качества обучения. Принятый учебный план обеспечивает всем учащимся подготовку, позволяющую по окончании обучения в Лицее после 9-го и 11-го классов поступать в средние специальные и высшие учебные заведения.

Выпускники Лицея обладают высоким уровнем профессионального самоопределения и готовности к взрослой жизни. Доказательством качественной подготовки выпускников является их успешное определение по окончании 9,11 класса. Все выпускники 9 классов продолжают образование (100%); 90 % выпускников 11 классов продолжают образование в высших учебных заведениях, около 60% из них учатся на бюджетной основе, что указывает на высокий уровень качества обучения в ОУ.

Таким образом, Лицей справился со своей задачей, подготовил выпускников к получению профессионального образования, обеспечил им социальную защищенность и сформировал социальную компетентность, как личностно-значимый показатель для каждого выпускника.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность в Лицее является одним из существенных компонентов образовательной деятельности. Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской учащихся.

Инновационная деятельность Лицея направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику работы школы современных педагогических технологий и методов преподавания, формирование нового

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

содержания образования и форм контроля качества обучения, обеспечивающего личностное развитие ребенка и развитие профессиональной компетентности учителя [1,4].

Основной целью и задачами инновационной деятельности Лицея являются:

- формирование нового содержания образования, обеспечивающего личностное развитие ребенка, развивающее инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения;

- формирование творческих компетентностей учащихся, готовности к переобучению;

- развитие профессиональной компетентности учителей лицея.

Инновационная деятельность Лицея представлена следующими проектами:

Школьные проекты:

- «Одаренные дети»;

- «Здоровье»;

- «Профи-дебют: масштаб - город»;

- «Помнит мир спасенный...»

Региональные проекты:

- «Организация образовательного процесса на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности» (реализация программы «Одаренный ребенок» [5.6]).

- «Компетентностный подход в формировании модели качества образования».

Региональные проекты входят в состав сетевой региональной инновационной площадки УрО РАО в рамках комплексной программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».

Все это позволяет сделать вывод, что в образовательном учреждении сформирована такая система условий и ресурсов, которые становятся основанием для выхода на новый уровень развития. Это, в свою очередь, делает необходимым вернуться к концептуальному обоснованию деятельности на новом этапе развития Лицея, к переосмыслению задач и миссии образовательного учреждения.

Наряду с положительными результатами работы Лицея существуют проблемы, решение которых предусмотрено в новой Программе развития.

1. Проблема педагогических кадров.

Высокий уровень сложности учебных программ

ставит проблему повышения квалификации педагогических кадров (курсы, стажировки, переподготовка, исследовательская и опытная работа). Продолжается старение педагогических кадров.

2. Проблема управления.

Возникает в связи с приходом новых людей на административные должности, имеющих разный опыт управленческой деятельности, увеличение направленной деятельности в связи с реорганизацией школы в Лицей, западающие элементы ме-

ханизма управления, неотрегулированность функционала.

3. Проблема отбора нового содержания образования и его методического обеспечения можно разделить на следующие составляющие:

- обновление содержания образования в соответствии с новыми социально экономическими условиями Российского общества;

- усовершенствование нового учебного плана через оптимальный выбор учебных дисциплин;

- отработка содержания и педагогических технологий, как учебной, так и воспитательной работы в Лицее.4. Проблема подбора методик и педагогических технологий.

Отработка программ по ряду предметов в соответствии с требованиями к новому содержанию образования.

5. Проблема технического и материального обеспечения школы.

Переход ОУ на новый уровень развития требует большого увеличения финансовых затрат: определенный минимальный финансовый стандарт затрудняет организацию образовательного процесса. Учебный план требует развития материально-технической базы. Вопросы оснащенности образовательного процесса техническими средствами стали архиважными, поскольку решение проблемы обновления содержания образования без применения нового оборудования становятся профанацией.

6. Проблема объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Переход в 2011 году на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения на основе компетентностного подхода и переход на независимую оценку результата образования на основе ЕГЭ выдвигает ряд новых задач: создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования и ряд других.

Участие общественности в управлении образованием усиливает открытость системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивая полноту, доступность, своевременное обновление,достоверность информации, обеспечивает гарантии на качественное образование через вовлечение потребителей и общественные институты в контроль и оценку качества образования.

Новая Программа развития Лицея направлена на формирование такого образовательного пространства, которое характеризуется применением актив-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

ных методов обучения, технологий, обеспечивающих формирование предметных, общепредметных и ключевых компетенций школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности ребенка; соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин; координацией действий педагогического коллектива в контексте решения задач реализации компетентностной модели обучения; поддержку и сопровождение одаренных детей.

Основные задачи Программы:

• Реализация общеобразовательных программ начального, основного, полного среднего образования на уровне государственного образовательного стандарта.

• Обеспечение интеграции общего и профессионально ориентированного образования.

• Индивидуализация базового и дополнительного образования на основе изучения и учета интересов и склонностей учащихся,

• Создание творческой атмосферы на основе сотрудничества педагогов и учащихся.

• Воспитание навыков здорового образа жизни, физического совершенствования.

• Обеспечение ситуаций социально-профессионального самоопределения учащихся в учебной и внеучебной деятельности на основе культурологического подхода.

• Создание условий для удовлетворения дифференцированных образовательных потребностей учащихся через систему вариативного образования: широкий спектр факультативов, спецкурсов, образовательных услуг в сфере дополнительного образования.

• Организация воспитывающей среды, обеспечивающей личностное развитие учащихся, освоение нравственных, культурных ценностей через совместную деятельность на принципах сотрудничества и гуманизма.

• Развитие условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в целях адаптации к жизни в обществе и обеспечения гарантии их жизненного успеха.

Приоритетные направления новой Программы развития:

• Разработка и апробация модели Программы развития Лицея, определяющей ценности образования, социальный заказ, цели и образовательные результаты образовательного учреждения, способы и механизмы достижения результата, методики измерения и фиксации образовательных результатов школы.

• Создание единого образовательного пространства основного и дополнительного образования

в Лицее, позволяющего развиваться каждому учащемуся Лицея, в том числе и одаренным детям.

• Развитие инновационной деятельности в лицее, позволяющей обеспечить личностное развитие ребенка.

• Развитие профессиональной компетентности учителей лицея.

• Развитие исследовательской и творческой деятельности педагогов и учащихся [7,8].

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Главным результатом Программы должно стать повышение степени гарантированности прав учащихся Лицея на получение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития общества.

В Программе развития, разработанной на основе программно-целевого метода, разработана система мер по достижению основной цели; конкретизируются усилия всех участников образовательного процесса на ее достижение; целенаправленно осуществляется управление деятельностью всех участников образовательного процесса по достижению запрограммированных результатов. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач.

Программа развития МОУ Лицей №109 станет существенным шагом к становлению организационной модели школы, направленной на создание условий для достижения нового качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность выпускника школы на рынке труда и включенность в активную и эффективную жизнедеятельность в условиях динамичного поликультурного социума.

Литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, №10.

2. Концепциия развития Муниципального образовательного учреждения Лицей №109.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р. Москва.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.// Школьные технологии.-2004.-№5.

5. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. и др. Одаренный ребенок: особенности обучения. - М.: Просвещение, 2006 .

6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. -М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003 .

7. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности //Начальная школа: плюс До и После. 2006 . №10 .

8. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: Просвещение, 2011 .

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.