Научная статья на тему 'Создание организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях массовой школы повышенного статуса'

Создание организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях массовой школы повышенного статуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крупкина Татьяна Алексеевна, Храпская Татьяна Анатольевна

В статье представлены подходы к формированию организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крупкина Татьяна Алексеевна, Храпская Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях массовой школы повышенного статуса»

ФГОС школьного образования

Крупкина Татьяна Алексеевна

директор

Храпская Татьяна Анатольевна

заместитель директора МАОУ лицей № 88 г. Екатеринбург E-mail: liceum88@yandex.ru

J ^

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ ПОВЫШЕННОГО СТАТУСА

S________________________________________________г

Аннотация. В статье представлены подходы к формированию организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях лицея.

Ключевые слова: одаренные дети, организационно-педагогические условия, психолого-педагогическое сопровождение, сетевое взаимодействие.

ктуальность исследования: школьное образование сегодня представляет самый длительный этап в развитии и образовании ребенка и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Одним из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, где сказано, что «... одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности». Развитие ОУ невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки творческой атмосферы, совершенствования управленческих основ работы с одаренными детьми [7,10,17,18].

Актуальность исследования основана на противоречиях:

• между диагностикой одаренности и отсутствием целенаправленных программ дифференцированного обучения [12,20];

• между традиционно организованной работой с одаренными детьми и необходимостью создания системы содержательного сопровождения развития одаренной личности [11,15,16,19];

• между высокими познавательными потребностями одаренных детей и отсутствием адекватного уровня подготовленности учителя [1].

Проблема исследования связана с отсутствием разработанной на основании принципов научности, доступности, достоверности результатов методически обоснованной и эффективно работающей управленческой стратегии, направленной на создание действующей системы работы с интеллектуально одаренными детьми. В последние годы исследование этой проблемы стало одним из важных направлений в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [2,3.4,5,6,8].

Идея изменения: каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним - индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в условиях массовой школы обеспечить нелегко [9,13,14,21].

Цель: создание эффективных организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей.

Объект исследования - процесс обучения и развития одаренных детей в современной школе.

Предмет исследования - система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях лицея.

Гипотеза исследования: Организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в лицее будут эффективными, если:

• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

• выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

• определены психолого-педагогические и дидактические основы процессов обучения и развития одаренного ребенка в лицее;

• ведущим условием развития одаренного ребенка выступает личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого-педагогическую поддержку одаренных детей.

2. Организовать целенаправленное обучение педагогических работников с целью повышения эффективности основного, дополнительного и индивидуального образования одаренного ребенка.

3. Обосновать целесообразность использования в работе с одаренными детьми личностно-ориентированных технологий.

4. Разработать систему мониторинга психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях массовой школы повышенного статуса.

5. Создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей.

22

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

Теоретико-методологическую основу исследования

составили идеи гуманистической психологии и педагогики; целостный системный подход к анализу явлений и процессов; принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического; общая теория познания; обобщенные результаты исследований по проблемам одаренности, в том числе возрастной (Г. Айзенк, Б. Г. Ананьев, С. Барт, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, Е. Торранс, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, У Эшби и др.); современные концепции личностно-ориентированного образования (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.); теория организации познавательной деятельности (В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. М. Махмутов, П. И. Пид-касистый, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.); теории персонализации и развития личности (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Б. Б. Блум, Дж. Бруннер, А. В. Брушлин-ский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.); концепции взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания (В. Н. Гуров, Б. Д. Лихачев, И. А. Малашихина и др.).

Методы исследования:

• теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей; сравнительно-сопоставительный анализ различных образовательных систем; моделирование образовательной среды для одаренных детей;

• эмпирические - анкетирование, тестирование учащихся, родителей, педагогов; педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; экспертная оценка.

Концептуальные основания деятельности:

1. Переход от традиционных форм работы с успешными детьми к инновационным методам целенаправленного и личностного развития одаренного ребенка.

2. Совершенствование управленческой квалификации руководящих и педагогических работников, организующих работу с одаренными детьми (участие в семинарах, городских ассоциаций, районных методических объединений, МО педагогов-психоло-гов на территории МО г. Екатеринбург).

3. Создание локальной школьной сети информационного обмена с целью активного участия всех участников образовательного процесса.

4. Расширение спектра ОУ (кроме ВУЗов и ЦОТ) по взаимосотрудничеству по проблеме ОД.

5. Разработка системы поощрительных мер для педагогических работников и одаренных детей.

Научная новизна исследования: выявляются организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях лицея массовой школы повышенного статуса, разрабатывается модель развития одаренного ребенка в условиях лицея, включающая в себя целевое, критериальное, содержательное, процессуальное и дидактико-технологическое обеспечение.

Работа педагогов Лицея с одаренными детьми ведется по нескольким направлениям:

• в рамках Фестиваля « Юные интеллектуалы Среднего Урала»;

• в рамках детского научного общества «Школьная аспирантура»;

• в рамках Эстрадной студии «Креатив» - объединения творческих детей, занимающихся эстрадным вокалом и хореографией;

• в рамках совета старшеклассников - органа самоуправления ученического коллектива;

• в рамках клуба «Наши права» - детского объединения, способствующего приобщению обучающихся к основам правовой культуры.

Школьная аспирантура - добровольное творческое объединение обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научноисследовательской, проектной и творческой деятельности под руководством педагогов и ученых.

Школьная аспирантура охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

В Лицее работает клуб «Наши права», целью которого является приобщение обучающихся к основам правовой культуры, углубление знаний основ здорового образа жизни. Члены клуба - активные участники районного клуба социально правовых знаний при БИЦ «Кировский», городского Фестиваля «Мы за здоровый город», в конкурсах которого заняли призовые места: конкурсы кроссвордов, школьной журналистики, семейных видеофильмов, защите рефератов «Здоровье в твоих руках».

Планируемый результат изменений:

1. Создание научно-методической и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Лицея при работе с одаренными детьми.

2. Проведение мониторинга обеспечения психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях массовой школы.

3. Создание банка данных Лицея по данному направлению работы (выявить одаренных детей по различным направлениям, апробировать новые продуктивные технологии работы с одаренными детьми в условиях массовой школы, включить в работу организационные и содержательные находки при работе с одаренными детьми) для реализации сетевого информационного обмена по проблеме развития одаренных детей в образовательном пространстве г. Екатеринбурга.

4. Рост компетентности педагогов, мотивация педагогов на результат при работе с одаренными детьми. Проведение конкурса педагогического мастерства Лицея.

Количественные и качественные показатели деятельности школы в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-4.

Таблица 1

Публикационная активность педагогов лицея в рамках работы научно-образовательной сети

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях

2009 1 0 1 0

2010 19 5 1 0

2011 20 4 0 0

2012 9 2 0 0

2013 10 1 0 0

Таблица 2

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

Год Магистерские работы Кандидатские работы

2012 1 0

2013 1 0

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

23

ФГОС школьного образования

Таблица 3

Участие лицея в грантах и конкурсах.

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008 0 3 0

2009 2 1 0

2010 4 1 0

2011 3 2 0

2012 4 1 0

2013 2 2 0

В модель диссеминации результатов инновационной деятельности лицея включено 30 педагогов.

образовательного процесса» Цель: создание условий для развития педагогического мастерства и повышение на этой основе его квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности.

Опыт работы Лицея по данному направлению представлен на сайте лицея http://www.liceum88.ru

Сеть социального партнерства: АПКиПРО

(г Москва), УрО РАО, РГППУ, УрФУ им. Б. Н. Елицина, УрГПУ, УрГЭУ-СИНХ, УрГМА, Свердловский музыкально-эстетический педагогический колледж, МУ ИМЦ Кировского района, БИЦ «Кировский», МУ Центр «Диалог», Урало-Сибирский центр ЮНЕСКО, МУ ЕДУ, ИРО Свердловской области, организации, оказывающие помощь детям, оказавшимся в СОП («Гнездышко» и др.); организации, деятельность которых направлена на профилактику социально-опасных явлений (Наркополиция, ГИБДД, ОГПН и др.), образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.

Таблица 4

Организация и проведение лицеем конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009 - Районный семинар «Реализация программы «Имя -Россия»: опыт и перспективы» - Мастер-класс «Интенсификация образовательного процесса на основе использования информационных технологий» - Мастер-класс «Знакомство с методикой Т. В. Охомуш «Чистый голос» Проведение муниципального этапа предметных олимпиад в рамках ЮИСУ

2010 - Районный семинар «Активные формы деятельности по реализации программы «Культура и я» - Методический районный семинар «Компетентность современного учителя» - Районный семинар-практикум «Проектная деятельность на уроках математики и естественнонаучного цикла» Проведение муниципального этапа предметных олимпиад в рамках ЮИСУ

2011 Мастер-класс «Приёмы работы по формированию навыков певческого вибрато у творчески одаренных детей». Проведение муниципального этапа предметных олимпиад в рамках ЮИСУ

2012 Здание Лицея находилось на реконструкции

2013 - Проведение августовской конференции ОУ Кировского района г. Екатеринбурга - Районный семинар для заместителей руководителей ОУ Кировского района на тему «Учебный кабинет как творческая лаборатория учителя» - Проведение муниципального этапа предметных олимпиад в рамках ЮИСУ - XIX городские открытые педагогические чтения «Обсуждение итогов апробации критериев и показателей МСОКО» - Финал городского конкурса «Учитель года - 2013» - Финал городского конкурса «Директор года - 2013»

Наличие и реализация лицеем собственных программ повышения квалификации. За отчетный период работа осуществлялась по следующим темам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Продуктивность педагогической деятельности»;

• «Роль предметных кафедр в совершенствовании педагогического мастерства»;

• «Формирование исследовательской культуры обучающихся»;

• «Требования к современному уроку»;

• «Интерактивные педагогические технологии»;

• «Компетенции и компетентность. Оценка проявления компетенции»;

• «Формы предъявления достижений педагогического работника»;

• «Работа над методической темой. Представление результатов»;

• «Технология проектной деятельности в учебном процессе»;

• «Мотивация учения»;

• «Способы обработки большого объема информации учеником». В Лицее реализуется проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках образовательного учреждения как основного ресурса роста качества

Литература

1. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. № 1. С.42-59.

2. Асмолов А. Г Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-15.

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

4. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.

5. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

6. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.

24

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

7. Дворянцева С. Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.38-46.

8. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

9. Жданова О. А. Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.38-41.

10. Заславская О. В., Сальникова О. Е. Одаренные дети как научнопедагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.7-10.

11. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.

12. Карелина О. А. К вопросу о построении обучения одаренных детей в общеобразовательной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.9-13.

13. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.66-70.

14. Лукина А. К. Условия развития общей одаренности в детском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.25-29.

15. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С.90-108.

16. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.

17. Сафронова Л. В., Маркова В. И., Кочкина Т. П. Одаренные дети: опыт эффективной педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.32-37.

18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.

19. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.

20. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.38-49.

21. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.18-23.

Митюшина Вера Васильевна

директор Лущай Оксана Ивановна

заместитель директора МАОУ СОШ № 134 г. Екатеринбург E-mail: okivalu@rambler.ru

J ^

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Л________________________________________________Г

Аннотация. В статье представлены подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.

Ключевые слова: духовно-нравственного воспитание, нравственные и патриотические ценности, сетевое взаимодействие.

Проблема сохранения и укрепления нравственности и духовности становится проблемой сохранения нации и государства как такового. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [9,13,15,16,20,21].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира, и именно они должны лежать в основе уклада школьной жизни и определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся [3,11,12,17,19]. В последние годы исследова-

ние этой проблемы стало одним из важных направлений в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [4,5,6,7,8].

В этих условиях разработка новой воспитательной программы школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей, осознания себя как субъекта деятельности, от которого зависит ее результат, весьма актуальна.

Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью духовно-нравственного становления личности учащихся и не разработанностью соответствующей времени воспитательной программы школы,

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.