Научная статья на тему 'Концептуальные основы создания региональной сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей'

Концептуальные основы создания региональной сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / GIFTED CHILDREN / REGIONAL NETWORK OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR GIFTED CHILDREN / EXCLUSIVE EDUCATION / MULTILINGUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замалетдинов Радиф Рифкатович, Ярмакеев Искандер Энгелевич

В данной статье анализируется современное состояние работы с одаренными детьми, основные противоречия и проблемы, возникающие в данной области, формулируются концептуальные основы создания региональной сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей, анализируются результаты первичной апробации данной системы в масштабе нескольких муниципальных районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замалетдинов Радиф Рифкатович, Ярмакеев Искандер Энгелевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF REGIONAL NETWORK OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR GIFTED CHILDREN

This article examines the current state of work with gifted children, and the major contradictions and problems arising in this field. A conceptual basis for creating a regional network of educational institutions for gifted children is formulated, and the results of the initial testing of the system in several municipal districts are analyzed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы создания региональной сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)

УДК 37.032:371.13

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

© Р.Р.Замалетдинов, И.Э.Ярмакеев

В данной статье анализируется современное состояние работы с одаренными детьми, основные противоречия и проблемы, возникающие в данной области, формулируются концептуальные основы создания региональной сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей, анализируются результаты первичной апробации данной системы в масштабе нескольких муниципальных районов.

Ключевые слова: одаренные дети, региональная сеть общеобразовательных учреждений для одаренных детей, эксклюзивное образование, полилингвальное развитие.

В соответствии с новой образовательной политикой России, особое место в программе развития отечественного образования должно быть уделено формированию профессиональной элиты страны и региона, его будущего интеллектуального и творческого потенциала. На сегодняшний день в обществе велика потребность в творческих, способных к продуктивной деятельности, нестандартному решению поставленных задач, к саморазвитию и самоизменению людях, несущих в себе образ человека-исследователя, творческой личности.

В соответствии с этим, на первое место в развитии современного образования выходит работа с одаренными детьми. Образование должно в первую очередь развивать у учащихся способности к творческой деятельности, нетрадиционному решению возникающих проблем, гибкому на них реагированию, прогнозированию последствий своих действий и т.п. Эту проблему невозможно решить без выявления, психолого-педагогической поддержки и развития одаренных детей, на что нацеливают современную систему образования Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 3 апреля 2012 г. и другие стратегические документы в области развития образования. От эффективного решения проблемы раннего выявления, обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи в значительной степени зависит успех социально-экономической модернизации как России в целом, так и отдельных ее регионов.

Так, проведенный нами научно-педагогический анализ современного состояния работы с одаренными детьми в Республике Татарстан позволил выявить ряд актуальных противоречий между следующими пунктами:

- растущими потребностями республики в творческих, способных к продуктивной деятельности людях и отсутствием единой научно обоснованной системы выявления, обучения и развития одаренных детей;

- наличием разнообразных, но разрозненных между собой моделей образовательных учреждений для одаренных детей и потребностью в согласовании их деятельности на республиканском уровне, в едином координирующем их центре, что детерминирует объективную необходимость интеграции сил в области работы с одаренными школьниками;

- потребностью в индивидуализации всей учебно-воспитательной работы с одаренными детьми и ее традиционной направленностью в первую очередь на усредненный и обезличенный мероприятийный подход;

- возможностями диагностики одаренности и отсутствием образовательных программ дифференцированного типа;

- высокими образовательными запросами одаренных детей и недостаточной подготовленностью педагогов к их полноценному удовлетворению;

- необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и недостаточной нацеленностью профессиональной подготовки, переподготовки повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов) на эффективное решение проблем обучения и воспитания одаренных детей.

Анализ данных противоречий позволяет выявить ряд серьезных проблем, таких как:

• отсутствие единой научно обоснованной системы поиска, выявления и образовательного сопровождения одаренных детей и молодежи -будущей профессиональной и культурной элиты;

• неспособность большинства обычных образовательных учреждений полноценно удовлетворить и развить потребности одаренных детей;

• несогласованность деятельности разнообразных, но разрозненных между собой моделей образовательных учреждений для одаренных детей на республиканском уровне, потребность в едином координирующем их центре.

Наиболее эффективное решение указанных выше противоречий и проблем возможно, на наш взгляд, путем создания в регионе единой научно обоснованной системы поиска, выявления и образовательного сопровождения одаренных детей, основной составляющей которой является формирование сети государственных общеобразовательных учреждений для одаренных детей, действующих под постоянным научно-методическим руководством, тщательный подбор педагогических кадров для работы в них, способных к максимальной дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

В результате творческой интерпретации теоретических исследований видных отечественных философов, психологов и педагогов, а также накопленного опыта в области работы с одаренными детьми нами были разработаны концептуальные основы создания сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей с учетом конкретных условий и особенностей Республики Татарстан. Они базируются на теоретических исследованиях видных отечественных психологов и педагогов («Рабочая концепция одаренности», разработанная по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети»; концепция «Творческой одаренности» и др.) [1-6], ученых и практиков Республики Татарстан. В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента разрабатываемой концепции выделены понятия «одаренность», «одаренный ребенок», «педагогическая поддержка», а также комплекс ключевых идей, предопределяющих систему работы общеобразовательных учреждений для одаренных детей. В частности:

- одаренность как особый комплекс внутренних психолого-физиологических особенностей ребенка способна развиваться лишь при условии наличия у ребенка достаточной личност-но-развивающей мотивации, а также создания

необходимых психолого-педагогических предпосылок;

- нет неодаренных детей, главное - выявить своеобразие одаренности каждого из них и создать необходимые условия для ее развития и реализации - специальные образовательные услуги, обогащенную развивающую среду;

- достижение высоких результатов в работе с одаренными детьми невозможно без интеграции всех сил региона в данной области;

- основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются: эксклюзивное образование (выведенное из пространства обычной общеобразовательной школы в специально созданные для этого учреждения и единые сети, формирующие обогащенную образовательную среду); национальное воспитание (на основе изучения языка, культуры, самобытных традиций своего народа); развитие социального сознания и активности для служения обществу и нации/народу; создание условий для гармоничного полилингвального (изучение нескольких языков) и информационно-коммуникативного (изучение 1Т-технологий) развития; личностная ориентация образовательного процесса, направленная на раскрытие и развитие личностного потенциала одаренных детей;

- педагогическая работа с одаренными детьми требует особых профессиональных компе-тентностей и специальной профессиональной подготовки;

- достижение высоких результатов в работе с одаренными детьми невозможно без интеграции всех сил в данной области региона в целом, а также каждого отдельного муниципального образования в форме создания образовательного кластера по работе с одаренными детьми.

В контексте разработанной нами концепции, миссией сети общеобразовательных учреждений национального региона для одаренных детей является формирование из одаренных детей духовно и нравственно богатой, физически здоровой интеллектуальной и творческой элиты, способной успешно, творчески развиваться и реализоваться в новых исторических условиях, быть носителем языка, культуры и продолжателем самобытных традиций своего народа. Соответственно, целью сети общеобразовательных учреждений региона для одаренных детей является согласованная и скоординированная подготовка высокообразованных, творчески развитых и конкурентоспособных учащихся путем создания благоприятных условий для творческой самореализации личности в различных видах деятельности путем выявления и психолого-педагогичес-

кой поддержки детей с высоким уровнем развития способностей.

Это, в свою очередь, требует:

• выявления специфических способностей детей и их диагностики;

• их постоянного медико-психологического сопровождения;

• разработки концепций преподавания по предметам базового компонента учебного плана;

• поиск и выявление одаренных детей по различным видам одаренности (интеллектуальная, художественно-творческая, информационно-коммуникативная (социальная) и уровням развития (склонность, способность, одаренность, талант);

• создания специальной педагогически насыщенной образовательной среды для проявления, развития и самореализации одаренных детей;

• приобщения учащихся к разнообразным видам и формам творческой деятельности;

• создания благоприятной интеллектуальной среды для творческой самореализации учащихся;

• развития лидерских качеств учащихся, социальной активности через систему ученического самоуправления, школьные средства массовой информации, активное сотрудничество с детскими и юношескими общественными организациями, участие в социально значимых проектах и волонтерском движении;

• укрепления материально-технической базы создаваемых образовательных учреждений;

• индивидуализации учебных программ и планов для включения наиболее одаренных учащихся в научно-исследовательскую деятельность с учетом их интересов и склонностей - проектирование их индивидуальной образовательной траектории;

• дальнейшего совершенствования образовательных технологий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• разработки целостной системы подготовки учащихся к обучению в образовательных организациях высшего образования;

• обучения педагогов современным технологиям работы с одаренными детьми.

Реализация поставленной цели предполагает опору на следующие принципы организации деятельности сети общеобразовательных учреждений для одаренных детей:

- доступность условий, направленных на выявление и развитие способностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья, наряду с конкурсным принципом отбора учащихся

в общеобразовательные учреждения для одаренных детей (в соответствии с «Законом об образовании» РФ и РТ, Концепцией российской национальной системы выявления и развития молодых талантов);

- малая наполняемость классов -12-16 человек;

- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

- полилингвальность и поликультурность, организация углубленного изучения детьми английского языка и получения ими международного сертификата, преподавание ряда предметов на татарском и английском языках по 6-уровневой системе изучения языков;

- организация углубленного изучения детьми современных 1Т-технологий;

- личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;

- акцент в организации образовательной деятельности учащихся на выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого из них;

- обеспечение для каждого ребенка возможности участия в проектно-исследовательской деятельности;

- введение системы «портфолио» и балльно-рейтинговой системы оценки достижений учащихся в научной, учебной работе, творчестве и изобретательстве;

- адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.

- сочетание очных и дистанционных форм работы с одаренными детьми;

- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощь, наставничество;

- раздельное обучение мальчиков и девочек;

- неразрывная связь образовательных учреждений с семьями учащихся, опора на семью;

- конкурсный принцип отбора педагогов, введение рейтинговой системы оценки их труда, стимулов за обеспечение высоких результатов;

- привлечение к преподаванию иностранных специалистов - носителей языка;

- привлечение к преподаванию ученых Казанского федерального университета, других ведущих вузов Российской Федерации, иностранных специалистов; партнерство с российскими и зарубежными образовательными учреждениями и организациями;

- координация научно-методической деятельности общеобразовательных учреждений интернатного типа Республики Татарстан, создание научно-образовательного кластера по работе с одаренными детьми под руководством Казанского федерального университета;

- сетевой принцип организации методической работы и повышения квалификации педагогов;

- открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях.

Профессорско-преподавательским составом Института филологии и искусств Казанского федерального университета (далее - ИФИ или Институт) совместно с рядом структур Министерства образования и науки Республики Татарстан была проведена большая работа по апробации основных положений представленной выше концепции, в частности, по организации системы поиска одаренной и талантливой молодежи гуманитарного и педагогического профиля, развитию различных форм олимпиадного движения на базе вуза, привлечению учащихся и студентов к участию в различных конкурсах, соревнованиях, конференциях и фестивалях.

С учетом специфики специальностей и направлений подготовки, имеющегося опыта взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями среднего профессионального педагогического образования и образовательными учреждениями ряда муниципальных районов, педагогическим коллективом ИФИ было уделено особое внимание организации практической учебно-методической поддержки учителей и обучающихся Республики Татарстан. Была налажена тесная связь и результативная совместная деятельность с учреждениями образования Актанышского, Кук-морского, Рыбно-Слободского и Сабинского муниципальных районов и ведущими гимназиями и лицеями г. Казани, что проявилось в следующем:

- создании системы проверки компетенций у учителей-филологов в Сабинском муниципальном районе;

- участии в разработке проекта концепции работы с одаренными детьми в Актанышском муниципальном районе;

- подготовке проекта концепции работы с детьми, имеющими творческую одаренность, и создание Малой академии искусств в Кукмор-ском муниципальном районе;

- открытии на базе ИФИ Малого Института филологии и искусств и организации ведущими учеными Института лекций для школьников с применением современных дистанционных технологий;

- успешной подготовке школьников к сдаче ЕГЭ и выполнению заданий повышенного уровня по филологическим дисциплинам на базе Казанского международного лингвистического центра при ИФИ;

- организации летней языковой школы, других инновационных проектов для одаренных детей;

- разработке проекта «Сетевое полилин-гвальное образование в Республике Татарстан» и его презентации Попечительскому совету КФУ под председательством Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова 26.02.2013 г.

Под руководством специалистов ИФИ в вышеназванных муниципальных районах:

• внесены и продолжают вноситься конструктивные изменения в образовательное пространство районов, направленные на организацию эффективного выявления и работы с одаренными детьми;

• происходит создание системы кластерных отношений и организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений районов и ИФИ;

• создается обогащенная развивающая среда, способствующая развитию потенциальных способностей учащихся (организация конкурсной деятельности учащихся, олимпиадного движения, научных обществ учащихся, научно-практических конференций школьников, детских общественных организаций и ассоциаций (советы старшеклассников, школьных музеев, советы коллективных творческих дел), волонтерского движения школьников, фестивалей детского художественного творчества, выставок изобразительного искусства, научно-технического творчества и т.д.);

• постоянно осуществляется повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;

• внедряются новые эффективные технологии, формы и методы работы с одаренными детьми;

• организовано углубленное изучение детьми татарского, русского, английского и одного из восточных языков, подтверждение языковых умений и навыков международным сертификатом;

• развивается сетевое взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования детей в работе с одаренными детьми;

• осуществляется постшкольное сопровождение одаренных детей в их профессиональном определении, что проявляется в участии выпускников в работе студенческих научных обществ и

кружков ИФИ, организации целевого набора одаренных выпускников и т. п.

Все вышеназванное и опыт практической деятельности с учреждениями образования вышеназванных муниципальных районов республики на протяжении 2011-2013 гг. позволяет говорить о возможности и целесообразности создания целостной научно-обоснованной системы работы с одаренными детьми в рамках муниципальных районов и/или отдельных зон, обеспечивающей целостный подход к решению проблемы выявления, поддержки и развития детской одаренности.

Можно предположить, что в результате работы по реализации данной системы:

• повысится качество образования в муниципальном районе, в частности, показатели сдачи ЕГЭ и ЕРЭ, поступлений в вузы и т.п.;

• увеличатся количественные показатели успешности учащихся, в частности, будет достигнут рост результативности выступлений учащихся на республиканских и российских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, научно-исследовательских конференциях;

• улучшатся качественные показатели по реализации запросов одаренных детей на удовлетворение их потребности в специальном обучении;

• повысится уровень владения учащимися татарским, русским и иностранными языками, а также современными 1Т-технологиями;

• увеличится объем практических результатов работы с одаренными учащимися (печатные работы, сборники научно-методических материалов, творческие работы одаренных учащихся и т. п.).

Вместе с тем создание целостной системы работы с одаренными детьми в рамках муниципального района требует в качестве первоочередных мер:

- научно-методического обеспечения деятельности по поиску, отбору и работе с одаренной молодежью, в частности, организации научных исследований, разработки и издания научно-методических рекомендаций, учебно-методической и справочной литературы в данной области;

- обеспечения диагностического инструментария для преподавателей, учителей, воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями, предполагающего комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, а также выявление при-

знаков одаренности с учетом зоны ближайшего развития;

- создания и постоянного обновления банка данных по одаренным детям, проявившим способности к гуманитарным, естественным наукам, научно-исследовательской, педагогической деятельности в регионе и за его пределами;

- проведения мониторинга развития пред-профильных и профильных классов (групп);

- создания и постоянного обновления банка данных на педагогов, работающих с одаренными детьми;

- организации научно-методического руководства деятельностью профильных классов школ;

- открытия в Казанском федеральном университете специальной группы на подготовительном отделении для выпускников школ сельских отдаленных районов и татарских диаспор за пределами Татарстана;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- включения в содержание образовательных программ подготовки и повышения квалификации работников образования теоретического материала и технологий работы с одаренными детьми;

- развития адаптивных форм поведения одаренных детей, их социальной компетентности путем внедрения современных психологических, психокоррекционных методов работы с одаренными детьми; оказания консультативно-диагностической помощи родителям одаренных детей, широко применяя современные дистанционные технологии.

1. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95 с.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. -С. 29 - 33.

3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 464 с.

5. Одаренные дети: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF REGIONAL NETWORK OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR GIFTED CHILDREN

R.R.Zamaletdinov, I.E.Yarmakeev

This article examines the current state of work with gifted children, and the major contradictions and problems arising in this field. A conceptual basis for creating a regional network of educational institutions for gifted children is formulated, and the results of the initial testing of the system in several municipal districts are analyzed.

Key words: gifted children, regional network of educational institutions for gifted children, exclusive education, multilingual development.

Замалетдинов Радиф Рифкатович - доктор филологических наук, профессор, директор Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: [email protected]

Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 19.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.