Научная статья на тему 'Интеграционно-компетентностная модель общеобразовательного учреждения'

Интеграционно-компетентностная модель общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлев В. И., Сырцова С. В.

В статье на примере естественно-технического лицея, созданного в г. Саранске в 1992 г., рассматривается модель общеобразовательного учреждения, соответствующая стратегии модернизации российского образования. Доказывается, что школа, отвечающая современным требованиям к качеству образования, должна быть компетентностно-интегративной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrational Competency Model of a General Education Establishment

The exerience of the Natural Sciences and Technical Lycee, founded in Saransk in 1992, is put at the basis of a model of an general education establishment meeting the reguirements of modernization strategy of education in Russia. That modern school has to be integration and competency oriented.

Текст научной работы на тему «Интеграционно-компетентностная модель общеобразовательного учреждения»

ЖЖШЖЖШ № 4, 2004

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНТЕГРАЦИОННО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В.И. Ивлев, директор Регионального учебного округа при МГУ им. Н.П. Огарева, доцент,

С.В. Сырцова, зам. директора по научно-методической работе естественно-технического лицея г. Саранска

В статье на примере естественно-технического лицея, созданного в г. Саранске в 1992 г., рассматривается модель общеобразовательного учреждения, соответствующая стратегии модернизации российского образования. Доказывается, что школа, отвечающая современным требованиям к качеству образования, должна быть компетентностно-интегративной.

The exerience of the Natural Sciences and Technical Lycee, founded in Saransk in 1992, is put at the basis of a model of an general education establishment meeting the reguirements of modernization strategy of education in Russia. That modern school has to be integration and competency oriented.

Начало XXI в. ознаменовалось введением в жизнь Концепции модернизации российского образования1. Целью модернизации она провозглашает создание механизма устойчивого развития системы образования, а одной из главных задач ставит достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи2. Главным отличительным признаком современного качества образования становится сформированная в той или иной мере компетентность. С учетом этого обстоятельства должны разрабатываться содержание и технологии образования, образовательные программы.

В.А. Болотов, В.В. Сериков предлагают следующие основные первоочередные меры по построению компетентност-ной модели образования. Первая — расширить в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметный компонент. Вторая — разработать принципиальную схему введения компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана. И наконец, создать профильную

старшую школу как реальную организационную форму реализации компетентно-стной модели образования.

Итак, одной из важнейших задач модернизации образования является становление фактически нового типа общеобразовательной школы, ориентированной на компетентностную систему.

Еще в 1991 г. С.В. Сырцовой была предложена идея организации в Саранске новой школы, использующей наиболее прогрессивные педагогические идеи. В соответствии с решением Саранского городского Совета народных депутатов 1 сентября 1992 г. начал работать Саранский городской естественно-технический лицей — муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования4. Тогда прилагательное «компетентностный» в системе образования еще не было в ходу, но многие идеи компетентностного подхода при организации и становлении лицея были использованы.

В 1995 г. были разработаны концепция и программа развития лицея до 2003 г. Согласно концепции естественнотехнический лицей — учебное заведение, предназначением (функцией) которого является содействие формированию высокоразвитого интеллектуального потенциала Саранска путем целенаправленной подготовки одаренных школьников к учебе на естественных и технических факультетах вузов с преимущественной ориентацией на последующую работу в

© В.И. Ивлев, С.В. Сырцова, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

научно-исследовательских, проектноконструкторских и технологических учреждениях и соответствующих подразделениях предприятий. Фактически старшая ступень лицея — это профильная школа, ориентирующая своих выпускников на продолжение обучения в вузах по специальностям физико-математического и технического направлений.

Опубликованные в 2001 г. материалы для разработки документов по обновлению общего образования рекомендуют, чтобы базисный учебный план обновленной школы создавал возможности для реализации ряда принципиальных тенденций5. Большинство этих тенденций были в той или иной форме заложены в концепцию естественно-технического лицея и (или) реализованы в практике его деятельности задолго до появления документов по модернизации российского образования.

В лицей поступают учиться дети из всех районов города. Поэтому появление в Саранске нового нестандартного образовательного учреждения естественным образом способствовало расширению вариативности и личностной ориентации образования, повышению возможностей выбора учащимися направленности общего образования в старшей школе.

На проблеме гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса мы уже останавливались и отдельно, и в публикациях, развивающих наши идеи6. Однако имеет смысл еще раз обратить внимание на некоторые аспекты этой проблемы.

Гуманитарный — «относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека»7. Поскольку наука составляет часть культуры, то изучение наук всегда имеет гуманитарную направленность. Следовательно, гуманитаризация образования, о которой много говорится в последнее время, фактически означает не столько изменение содержания того или иного учебного предмета (все разделы физики или математики в равной мере гуманитарны), сколько введение этических элементов в процесс обучения.

Гуманизм определяется как «система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей...}» (курсив

наш. — Авт.). Отсюда гуманизация образования должна заключаться в формировании такой системы воззрений у всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива (прежде всего), учащихся и родителей.

Что необходимо человеку для развития и проявления своих способностей, становления как личности, осознания и удовлетворения своих интересов? Что может дать ему система образования для решения этих проблем?

Во-первых, человек должен иметь представление о материальном мире, в котором он существует. Это представление в школе он получает, изучая естественные науки: физику, химию, биологию, экологию.

Во-вторых, человек должен знать, что представляет собой он сам, знать свои анатомию, физиологию, психологию. Это — соответствующие разделы школьного курса биологии.

В-третьих, человек — существо общественное. Следовательно, он должен знать законы общественной жизни. Такого рода информацию он получает из истории, обществознания.

Для общения с другими людьми человек должен умело пользоваться средствами общения — языками (в частности, языком науки — математикой), уметь находить и использовать нужную информацию.

Из приведенного, далеко не полного, перечня видно, что практически все науки, изучаемые школьником, в том числе естественные и технические, обладают гуманитарным потенциалом. Более того, естественные науки и математика составляют фундамент того образования, которое направлено на развитие человека, его личности. Гуманитарными фактически являются не сами науки, а их направленность. Гуманистической может быть только система образования в целом, причем она не может не включать в качестве ба-

зовых естественные науки, математику, информатику. К сожалению, в последние годы под флагами гуманизации и гуманитаризации образования изучение математики и естественных наук ослабляется.

Перечислим основные принципы, на которых базируется обучение в естественно-техническом лицее с первых лет его работы: системность, сбалансированность учебных дисциплин, индивидуальная работа учащихся (тренировочная и творческая) как основная форма учебной работы, опора на эксперимент, повыгшенное внимание к математике как к языгку науки.

Мы считаем, что в общеобразовательной школе нельзя слишком увлекаться профилизацией, даже на старшей ступени. Поэтому к числу важнейших принципов формирования учебного плана в лицее отнесен принцип сбалансированности учебныгх дисциплин, исключающий возможность сильного перекоса по числу учебных часов в пользу какой-либо одной из них, в пользу того или иного направления образования. И хотя базовым предметом в лицее выбрана физика, создающая естественную основу для межпредметной интеграции, ни один из гуманитарных предметов не ущемлен. Более того, даже усилено изучение русского и английского языков, что также согласуется с требованиями стратегии модернизации образования.

При отборе учебного материала в лицее используется принцип генерализации, при котором главное внимание уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов науки, обобщению широкого класса явлений природы и жизни на базе современных теорий. Иначе говоря, содержание образования ориентируется на выделение емких фундаментальные понятий и концепций, составляющих ядро общего среднего образования, чего и требует стратегия модернизации образования.

При выборе педагогической технологии мы исходили, в частности, из того, что учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы наиболее

важные элементы его содержания повторялись как можно чаще и по разным поводам. Такие возможности предоставляет система межпредметной интеграции, а также введение в учебный план интегрированных курсов, объединяющих вопросы из разных традиционных курсов. С первого года работы лицея его педагогический коллектив был нацелен на активное межпредметное взаимодействие, а в 1995 г. была утверждена единая для всех педагогов тема научно-методической работы «Формирование системы межпредметной интеграции в естественно-техническом лицее». Таким образом, в лицее был реализован первый шаг построения компетентностной модели образования — усиление интегративного подхода в организации учебного процесса9.

Одним из главных критериев, по которым можно оценить качество полученного человеком образования, является его умение добывать и систематизировать приобретенные знания. Следование принципу сбалансированности учебных предметов не дает возможности выделять большое число учебных часов даже на профильные предметы. В связи с этим нам приходится решать задачу обеспечения качественного образования в условиях дефицита учебного времени. Решать эту задачу помогает система межпредметной интеграции, а также система индивидуальных заданий, разработанная учителями лицея10.

В естественно-техническом лицее всегда уделялось большое внимание проблеме обновления содержания образования по базовым дисциплинам. В первый учебный год лицей начал работать с использованием типовых программ по большинству учебных предметов. Такой подход был необходим, чтобы «прочувствовать» контингент учеников. Корректировка содержания проводилась главным образом на этапе составления и реализации рабочих программ, или календарных планов прохождения предметов. При этом учитывались личность учителя, место его основной работы (многие предметы вели вузовские педагоги на условиях совместительства), скорость

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

успешного прохождения материала. Однако программы базовых для лицея предметов физики, математики, информатики, химии были в той или иной степени переработаны с целью их адаптации к специфике лицея.

В.И. Ивлевым была предложена собственная система преподавания физики. В содержание этого предмета внесены изменения, направленные на формирование более полной системы знаний, в частности включены некоторые понятия и темы, не изучаемые в стандартном курсе. Для обеспечения этого курса написаны и изданы несколько пособий11. В 1994 г. тем же автором была разработана программа интегрированного курса «Строение вещества» для 11-го класса. В программу вошли вопросы из физики, химии и астрономии, так что этот курс фактически представлял собой образовательный модуль. На формирование подобных мдулей обращается особое внимание в концепции модернизации образования. Впервые преподавание курса «Строение вещества» было осуществлено В.И. Ивлевым в 1994/95 учебном году. Результаты получены в основном положительные. Главная проблема — подбор педагогов, которые могли бы вести этот интегрированный предмет на должном уровне.

Исходя из положения о том, что задача сближения школьного курса математики с современной математикой может быть решена наилучшим образом при построении его на базе понятия множества, С.В. Сырцовой был разработан факультативный курс «Основы теории множеств».

Были также разработаны и введены в учебный процесс спецкурсы «Культура речи» и «Технический английский язык».

Добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и существования всякого современного производства вообще. Отпадает необходимость перегружать память истинами «про запас», ибо существуют хранилища информации другой природы. С первого года организации лицея был взят курс на максималь-

ную информатизацию учебного процесса. Курс информатики был введен во всех классах, и на него было выделено три часа в неделю. Программой курса было предусмотрено изучение не только основ информатики и вычислительной техники, но и компьютерных методов в естественных и гуманитарных науках, методов компьютерного моделирования, активное внедрение их во внеурочную деятельность учащихся, особенно в исследовательскую работу.

В числе важнейших задач концепцией лицея были определены приобщение детей к трудовой деятельности, воспитание у них понимания высшей ценности труда (в том числе интеллектуального), желания использовать свои трудовые навыки в работе и жизни. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют специалистов не с узкой специализацией, а с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Следовательно, в современной школе должна быть налажена система работы с молодыми людьми, имеющими склонности к интеллектуальной деятельности и проявляющими способности заниматься продуктивным (дающим полезный, положительный результат) интеллектуальным трудом (прежде всего исследовательской работой и техническим творчеством). Подобная постановка вопроса опирается на одно из главных положений народной педагогики, согласно которому наибольшая эффективность воспитания детей достигается в процессе совместной с родителями работы (домашней, хозяйственной, профессиональной) с раннего (по возможности) возраста: «научиться решать задачи можно лишь одним способом: решая их».

Специфика компетентностного обучения подразумевает, что «ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически

111!111Й1И1!Ш № 4,

приобретая исследовательский или прак-тико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения»12. Творчество рассматривается как способность выходить за пределы заданной ситуации13. Наиболее эффективным методом развития таких способностей мы считаем привлечение учащихся к исследовательской деятельности. Одной из основных задач, сформулированных в программе развития лицея, является формирование единой системы научно-технической работы. Исследовательский практикум, проводимый со старшеклассниками, создает условия для значительной дифференциации содержания обучения, расширяет возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

В современной школе должен работать принцип: ни один предмет не следует изучать ради него самого. Выходя из школы, ученик должен иметь не просто набор знаний по отдельным наукам, а целостную картину мира. В связи с этим интеграция выступает в качестве одного из главных средств формирования у молодого человека целостной картиныг мира.

Интегрированные знания в отличие от просто связанных между собой, характеризуются целостностью, системностью, стройностью. Поэтому интеграция служит средством для усиления фун-даментализации образования.

Благодаря межпредметной интеграции учебный процесс может быть построен таким образом, чтобы наиболее важные элементы его содержания повторялись как можно чаще и в разном контексте. С этой точки зрения интеграция является средством для закрепления знаний, получаемы х учащимися на раз-ны х уроках.

Сформированная система межпредметной интеграции позволяет оптимально распределить изучение того или иного материала между учебными дисциплинами. Таким образом, интеграция выступает в качестве средства повышения качества обучения в условиях дефицита времени.

Интеграция, давая учителю возможность на уроке востребовать знания из

любимых учениками наук, является средством повыгшения интереса к своему предмету.

Базовым предметом для реализации интеграционных процессов в преподавании практически всех учебных дисциплин в естественно-техническом лицее определена физика. Однако в научнометодической работе в рамках общего направления принимают участие преподаватели большинства учебных предметов (не только естественных). Существенно, что при ведущей роли физики как наиболее фундаментальной из естественных наук углубление ее изучения ведется не в ущерб другим предметам.

В документах по модернизации образования много внимания уделено проблеме перегрузки школьников. Исходя из тезиса о перегруженности выводится требование разгрузки и нормализации учебного процесса, сокращения инвариантной составляющей аудиторной и обязательной домашней учебной нагрузки. Однако одиннадцатилетний опыт работы естественно-технического лицея заставляет, как минимум, усомниться в справедливости данного тезиса. Ни учащиеся, ни их родители не жалуются на перегрузку, хотя учебный план лицея, конечно же, более насыщен, чем в обычной школе. Нам иногда говорят, что в лицее учатся только талантливые дети. На самом же деле, хотя прием детей проводится на конкурсной основе, доля особо одаренных детей в лицее практически такая же, как и в других школах. Основная масса лицеистов — нормальные дети со средним уровнем способностей. Конкурсный отбор позволяет лишь уменьшить долю так называемого «балласта», т.е. учеников, либо обладающих недостаточными для обучения способностями, либо не желающих по тем или иным причинам учиться.

Одному из авторов настоящей статьи по роду служебной деятельности часто приходится бывать в разных школах: городских и сельских, обычных и повышенного уровня. Анализируя их работу и ее эффективность, мы пришли к убеждению в том, что перегрузка школьников действительно иногда имеется. Про-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

исходит это главным образом по двум причинам. Первая и главная — плохое управление школой, неудачная организация учебного процесса. Некоторые учителя, заботясь о своем учебном предмете, забывают, что есть и другие, перегружают учащихся дополнительными заданиями, не предусмотренными учебной программой, а администрация школы не обращает на это внимания. Нередки случаи, когда учеников интенсивно загружают внеучебными делами.

Вторая причина вообще находится за пределами общеобразовательной школы. Дело в том, что многие родители, стремясь обучить своего ребенка всему сразу, ведут его в учреждения дополнительного образования, причем часто не в одно, а в несколько — музыкальную, художественную, спортивную школы. Естественно, при этом нагрузка на ребенка резко возрастает, а качество обучения в общеобразовательной школе нередко страдает.

Перегруженность учебных программ — это миф, который необходимо развеять, если только мы хотим иметь современное высокое качество образования.

Современное образование должно обеспечить адаптацию выпускника вуза к быстро меняющимся условиям работы и жизни, возможность относительно легкой переквалификации специалиста при достаточно частой перестройке производства на новые виды продукции. Традиционная система образования (особенно профессионального) ориентирована на подготовку человека к выполнению определенных функций в утвердившихся производственных и социальных условиях. Интеграционная система повышает возможности производственной и социальной адаптации индивида, содействует всестороннему становлению личности.

Ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.) Следовательно, школа, отвечающая современным требованиям к качеству об-

разования, должна быть интегративно-компетентностной. Мы считаем, что естественно-технический лицей г. Саранска, в котором принцип интеграции был заложен с первых лет его существования, можно рассматривать как одну из моделей такой школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (http:// pedsovet.alledu.ru/news_print/27/224).

2 См.: Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. М., 1999.

3 См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8—14.

4 См.: Ивлев В.И., Карпов И.И., Горбич О.И. Естественно-технический лицей (постановка задачи, формирование учебного плана) // Вестн. Мор-дов. ун-та. 1994. № 3. С. 3—6.

5 См.: Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

6 См.: Ивлев В.И., Сырцова С.В. Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного образования в естественно-техническом лицее // ИО. 1998. № 3/4. С. 26—29; Ивлев В.И. Интеграция образования: интегрирующая роль физики в системе учебных предметов. Саранск, 2003; Он же. Естественно-технический лицей как перспективная модель образовательного учреждения // Перспективные модели образовательных учреждений Мордовии / Сост. И.И. Карпов, В.Д. Маркеева. Саранск, 2001. С. 4—8.

7 Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. М., 1999. С. 177.

8 Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 1989. С. 139.

9 См.: Ивлев В.И. Интегрированные учебные дисциплины в естественно-техническом лицее // Интеграция региональных систем образования. Саранск, 1995. С. 101—102.

10 См., например: Сырцова С.В. Создание локальной системы мониторинга качества образования учащихся естественно-технического лицея: Дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2004.

11 См.: Ивлев В.И. Механика: Доп. материалы к учеб. физики для 9-го класса. Саранск, 2001; Он же. Система физики: Учеб. пособие. Саранск, 2001; Он же. Азбука физики: Учеб. пособие. Саранск, 2003; Зачетная тетрадь по физике / Сост.:

B.И. Ивлев. Саранск, 2002.

12 См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Указ. соч.

C. 9.

13 См.: Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

Поступила 15.10.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.