Научная статья на тему 'Система мониторинга знаний в естественно-техническом лицее'

Система мониторинга знаний в естественно-техническом лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга знаний в естественно-техническом лицее»

і ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗНАНИИ В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

С. В. Сырцова, зам. директора по учебной работе 1 Саранского городского естественно-технического лицея,

Мешков

1

ав. кафедрой педагогики МГУ

профессор,

профессор кафедры физики т МГУ им. Н.П. Огарева

У каждого школьника существует потребность в адекватной, своевременной и качественной оценке своих знаний и умений. Удовлетворение этой потребности способствует положительному психологическому развитию ребенка, а также влияет на развитие познавательной активности учащегося . Именно поэтому одной из актуальных задач педагогики является задача отработки мониторинга знаний школьников.

В настоящей статье мы хотим показать некоторые результаты работы над означенной проблемой в естественно-техническом лицее г. Саранска. Сложившуюся здесь систему мониторинга знаний можно представить в виде нижеприведенной схемы.

Для мониторинга любой системы, в том числе и рассматриваемой нами, необходимо оценить первоначальное состояние этой системы. В естественно-техническом ли-

Выходной контроль: мониторинг качества обучения выпускников лицея - студентов университета

Дополни- тельные исследовательская работа учащихся- ученик - будущий ученый

методы контроля знаний * рейтинговая система ученик - член ученического коллектива 4

система индивидуальных заданий ученик - добытчик знаний'

•А

Традиционные методы контроля знаний итоговые оценки 1 ученик - носитель знаний _ с

контрольные работы ученик - знающий и умеющий 4

" 1 1 "Г текущие оценки ученик - работающий

Лицейские образовательные стандарты

ч

Государственные образовательные стандарты

Входной контроль: собеседование с поступающими в лицей

Схема контроля знаний учащихся лицея

© С.В. Сырцова, Н.И. Мешков, В.И. Ивлев, 2001

ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШШЙЙШШЙЙШШЙЙЙ?№ 3

цее обучение ведется с 8-го класса. Прием детей производится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Оценка знаний учащихся на начальном этапе обучения в лицее проводится по двум направлениям: вступительные испытания и входной контроль в начале учебного года. Поскольку второе из перечисленных направлений является традиционным для школ, на нем мы останавливаться не будем. Более подробно рассмотрим первое.

Вступительные испытания проходят по трем базовым для лицея предметам: физике, математике и русскому языку. В течение нескольких лет в лицее отрабатывались различные схемы вступительных испытаний. Применить систему, аналогичную вузовской, мы не могли прежде всего, из соображений возрастной психологии. В лицей поступают 12-13-летние подростки, большинство из которых до этой поры никогда экзамены не сдавали. Впервые придя в лицей, они попадают не только в незнакомую обстановку, но и в незнакомую ситуацию, что является дополнительным стрессовым фактором. В настоящее время мы остановились на такой схеме вступительных испытаний, которая, на наш взгляд, позволяет наиболее объективно оценить знания и потенциальные возможности детей.

Испытания проводятся в два этапа. Первый этап - письменные контрольные работы по физике и математике и диктант по русскому языку. При наличии положительных оценок по всем трем письменным испытаниям абитуриент рекомендуется к зачислению в лицей. Те дети, которые в силу разных причин не смогли показать достаточно хорошие результаты на первом этапе, приглашаются ко второму - собеседованию с комиссией, в которой присутствуют учителя разных предметов (физики, математики и русского языка). Цель устного собеседования состоит не только в том, чтобы выявить фактические знания ребенка, но также и в том, чтобы определить его потенциальные возможности, его способность мыслить и рассуждать. На втором этапе вступительных испытаний к работе приемной комиссии подключается психолог. Его задача - определить степень склонности ребенка к изучению технических дисциплин.

Из вышеприведенного описания вступительных испытаний видно, что решение приемной комиссии основывается не на школьных отметках абитуриентов, а исключительно на результатах проводимых испытаний. Это положение связано с тем, что школьная отметка во многих случаях имеет не абсолютный, а относительный характер. Тенденция дифференциации обучения привела к тому, что в школах появились классы профильные, общеобразовательные и классы компенсирующего обучения, проще говоря «сильные» и «слабые» классы. И не секрет, что бывают ситуации, когда ученик в не очень сильном классе получает положительные отметки только потому, что знает несколько больше остальных. Проблема относительности школьной оценки известна, известны и пути решения этой проблемы.

Исключению фактора субъективности в оценке ученика способствуют стандарты образования. Они же являются отправной точкой в создании системы оценки знаний учащихся. На сегодняшний день над проблемой разработки государственных стандартов работают многие ученые. Результатом стали стандарты для школьников, обучающихся по общеобразовательным программам. Однако для лицеев и гимназий стандарты обучения отсутствуют. Требования, предъявляемые стандартами, являются ориентирами в деятельности учителя. Поэтому для любого образовательного учреждения, работающего в режиме развития, наличие стандартов необходимо.

При отсутствии общегосударственных разрабатываются школьные стандарты по предметам, преподавание которых ведется по авторским или углубленным программам. Разумеется, разработка подобного документа не под силу одному педагогу и составляет одно из направлений деятельности школьных методических объединений (кафедр) учителей. В естественно-техническом лицее базовым предметом является физика, преподавание которой ведется по углубленной программе. К числу профильных предметов относятся математика, информатика, химия, технический английский язык. Стандарты по названным предметам разрабатываются учителями

; ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ \

учебно-методических объединений «Естественник» и «Математик».

Любой создаваемый мониторинг знаний

не может исключить существующие традиционные методы контроля знаний. В лицее эти методы применяются и являются основными, так как наше учебное заведение - часть общегосударственной системы образования.

Естественно, что в учении важен конечный результат, который оценивается на выпускных экзаменах, а также при итоговом контроле в конце каждого года обучения. Основанием для выставления итоговых оценок служат прежде всего, оценки, полученные учащимися на контрольных работах и зачетах. Но это не означает, что каждодневный труд ученика, его работа на уроках и дома остаются не замеченными учителем. Текущие оценки необходимо рассматривать как знак одобрения или неодобрения этой работы. Дети живут ближайшим будущим. Трудно ожидать от ученика, например, 9-го класса, что он всерьез станет задумываться о том, что его недоработка по какой-либо теме проявится на выпускных экзаменах. И перспектива получить двойку или пятерку завтра пугает или прельщает его гораздо больше, чем перспектива получить эти же оценки в конце выпускного класса.

Нельзя забывать также и о воспитательной роли текущей оценки. Четверка, поставленная отстающему ученику, может придать ему уверенность в себе, послужить знаком того, что его усилия не проходят даром. Отличнику та же самая четверка может показать, что любые достигнутые вершины не являются самыми высокими и любую высоту надо суметь удержать.

Учебное время каждого ребенка ограничено как физически - в сутках 24 ч, так и законодательно - не более 36 учебных часов в неделю. За сравнительно небольшой промежуток времени ученику предлагается усвоить огромный объем знаний. В связи с этим встает вопрос дефицита учебного времени. Одним из средств обеспечения высокого качества обучения естественным наукам в условиях дефицита учебного времени является разработанная и введенная в лицее система индивидуальных заданий по физике и математике. В

индивидуальное задание входят в основном задачи, степень сложности которых превышает степень сложности задач учебника и приближается к уровню заданий, предлагаемых в вузе. Кроме этого в предлагаемый пакет включены задачи, которые наиболее часто вызывают у учеников затруднения, а также задачи, в которых возникают типичные ошибки. Каждое индивидуальное задание составлено в 20 - 22 вариантах. Это дает учителю возможность работать как с наиболее одаренными учениками, так и с теми, у кого изучение физики и математики вызывает определенные трудности.

Выполнение каждого индивидуального задания рассчитано на достаточно длительный промежуток времени - 3 - 4 недели. Каждый ученик получает свое задание в начале изучения большой новой темы (раздела) курса, а отчитаться по выполненному должен непосредственно перед или сразу после проведения контрольной работы по этой теме. В процессе подготовки учащийся имеет право получить у учителя консультацию.

Описанная система помогает ребенку научиться самостоятельно добывать и, главное, систематизировать добываемые знания. Учащимся, которым для усвоения или закрепления материала необходимо несколько больше, чем продолжительность урока, время, подобные задания дают возможность выйти из сложившейся ситуации неуспеха. Работа в спокойной, неспешной обстановке дисциплинирует, организует и вследствие этого способствует наиболее качественному усвоению изучаемого.

Отслеживание результатов выполнения индивидуальных заданий позволяет учителю составить представление:

- об уровне фундаментальных знаний, получаемых детьми,

- о способности учащихся применять эти знания для решения конкретных задач,

- о способности того или иного учащегося самостоятельно добывать знания, не даваемые в урочное время.

Оценки, получаемые учащимися на уроках, так же, как и итоговые оценки, отражают уровень знаний учащихся в тот момент, когда они выставляются. Для того чтобы оценить ученика (или школу в целом) как

развивающуюся систему, необходимо не только знать сиюминутную ситуацию, но и отслеживать динамику успеваемости, а также вести сравнительный анализ относительного положения каждого ребенка в образовательном пространстве. Такую возможность предоставляет рейтинговая система, введенная в лицее в 1998 г. (см.: С.В. Сыр-цова. Рейтинговая система оценки знаний в естественно-техническом лицее // Интеграция образования. 2000. № 4. С. 47 - 50).

Сразу оговоримся, что рейтинговая оценка не заменяет основную школьную оценку и не влияет на аттестат. Она позволяет ученику наглядно (в цифрах) увидеть свое относительное положение в классе, параллели, лицее в целом. Рейтинговые оценки влияют на награждение лицеистов, на присуждение им стипендий и т.п.

Программа по обработке рейтинговой системы дает возможность:

- сравнивать учебные успехи учащихся одного класса или параллели,

- отслеживать динамику успеваемости каждого учащегося в течение учебного года,

- наглядно представлять общую картину успеваемости по классам в четверти (полугодии),

- отслеживать накопляемость оценок по каждому предмету,

- оценивать объективность выставления оценок по предметам, сравнивая средний балл по текущим оценкам и средний балл по четвертным оценкам,

- отслеживать динамику среднего балла, числа оценок, процента качества и успеваемости по каждому предмету в течение учебного года,

- отслеживать динамику среднего балла, числа оценок, процента качества и успеваемости по каждому классу в течение учебного года,

- отслеживать картину успеваемости классов на протяжении всех лет их пребывания в лицее,

- отслеживать в целом картину успеваемости по лицею на протяжении ряда лет.

Естественно-технический лицей - учебное заведение, которое должно способствовать подготовке будущей научной элиты. Следовательно, помимо количественных характеристик успеваемости каждого ученика важно оценить уровень творческих способностей лицеистов, их подготовленность к работе в научных и исследовательских учреждениях нашей страны. Составить представление об этом уровне можно по результатам исследовательской работы, которой большая часть лицеистов начинает заниматься с 8 - 9-го класса. О стремлении ребят заниматься наукой можно судить по количеству работ, представляемых ими на научно-практические конференции и конкурсы различного уровня (от лицейского до российского). О качестве подготовки к такого рода деятельности - по количеству призовых мест, занимаемых ими на этих конкурсах.

С момента создания лицея главной его задачей была подготовка школьников к качественному обучению в вузах на профильных специальностях. Поэтому и конечный результат работы должен оцениваться не по лицейским успехам учеников, а по показателям успеваемости студентов - бывших лицеистов. В течение нескольких последних лет в лицее сложилась практика отслеживания результатов сессий выпускников лицея, которые обучаются в институте физики и химии МГУ им. Н.П. Огарева. Эти результаты фиксируются и сравниваются со средними показателями студентов данного курса и данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.