Научная статья на тему 'Реитинговая система оценки знаний в естественно-техническом лицее'

Реитинговая система оценки знаний в естественно-техническом лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реитинговая система оценки знаний в естественно-техническом лицее»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭВМ

Задание

Рис. 1. Блок-схема организации оценки качества знаний

образования рассматривать с позиций дистанционного образования. Современное развитие телекоммуникационных систем, одним из примеров которого может являться глобальная информационная среда Интернет,

предоставляет широкие возможности для решения проблем интеграции. Например,:с помощью Интернета могут быть решены проблемы согласования и выработки единых вариантов курсов и эталонов оценки знаний.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

С.В.Сырцова, заместитель директора по учебной работе

естественно-технического лицея

Проблемы условий и критериев эффек- деть свое относительное положение в клас-

тивности современного обучения вызывают се, в параллели, в лицее в целом. Рейтинго-

у исследователей и учителей, с одной сто- вые оценки влияют на награждение л ицеис-

роны, обостренный интерес, с другой - зна- тов, на присуждение им стипендий и т.п.

чительные трудности. Вопросы поиска аб-

Рейтинг каждого учащегося определя-

солютных и относительных способов оцен- ется с помощью компьютерной програм-

ки знаний и умений школьников весьма ак- мы. Основная концепция этой программы

туальны и интересны. Это важно еще и с той была разработана научным руководителем

точки зрения, что для положительного раз- лицея В.И.Ивлевым, а реализована нами,

вития познавательной деятельности ребен- Программа написана с помощью редакто-

ка, а также для его психического развития ра электронных таблиц Microsoft Excel.

необходимо предоставить ему возможность

Основой определения рейтинга служй

самостоятельно оценивать свои знания и оценки, получаемые учащимися на уроках умения, а также узнать свое относительное и зафиксированные в классном журнале.

место в ученическом коллективе.

Рейтинговая система оценки была вве-

По окончании каждой учебной четверти в предметные рейтинговые таблицы дена в естественно-техническом лицее (табл.1) заносятся количество пятерок,

в 1998 г. Сразу оговоримся, что рейтинговая четверок, троек и двоек (колонки 3 — 6), по-

оценка не заменяет основную школьную лученных лицеистами по каждому предме-

оценку и не влияет на аттестат. Эта оценка ту, а также четвертные оценки (колонка 11).

позволяет ученику наглядно (в цифрах) уви- Конечный рейтинг (колонка 14) выставля-

Ученики

Алексанин А.

Антонов С

Боляева О.

Вельмиекин А

Волков М.

Донин 1

Жочкин Г.

Зайцева В.

Игошкин А

Изгалина Л.

Киреев А.

Коянкин С

Окин А.

Петров А.

Рузавин Е.

Синягин Д.

СимакинаЮ

Тришкин А.

Федуро К).

Ознобин В.

Итого

Оценки

5

Число

оценок

Сумма

баллов

Средний

балл

Место по среднему баллу

Оценка іа четверть

3.67

3.75

4.75

4.29

4.29

3.25

4.29

Рейтин-

говая

сумма

Первичный рейтинг

Рей-

тинг

4.189

4.45

ется по двум параметрам. Первоначально подсчитывается рейтинговая сумма (колонка 12) по формуле

£ = «5 3 + п4 2 + п3 5

где 1Ь - количество пятерок; П4 - коли-

чество четверок; П3 - количество троек.

Таким образом, каждая пятерка, полученная учащимся, вносит в рейтинговую сумму три балла, каждая четверка - два, тройка - один, двойка - ни одного. По полученной рейтинговой сумме выставляется так называемый первичный рейтинг (колонка 13). Следующим выставляется рейтинг по среднему баллу ученика (колонка 10). Итоговый рейтинг подсчитывается по среднему (колонка 14) между первичным рейтингом и рейтингом по среднему баллу.

Оценки, получаемые по каждому предмету учебного плана, служат основой для рейтинга ученика в классе и в параллели.

Программа по обработке рейтинговой системы дает возможность не только сравнивать учебные успехи учащихся одного класса или параллели, она позволяет:

- отслеживать динамику успеваемости каждого учащегося в течение учебного года (табл. 2);

- наглядно представлять общую кар-тину успеваемости по классам и параллелям (табл. 3, рис. 1, 2);

- отслеживать накопляемость оценок по каждому предмету;

- оценивать объективность выставления оценок по предметам,сравнивая средние баллы по текущим и по четвертным оценкам (рис. 3);

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2. Динамика успеваемости учеников по учебным четвертям

м> Ученики 1

I Алилуева I: |

2 Бородулин А 1

Л Волков А |

4 Данилов А-р |

Данилов А-п |

6 Иванов А 1

7 Королёв А. 1

8 Крупнов С |

9 Логинов 11 |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Любавин С 1

1 1 Маковская В. |

12 Максимов Д 1

13 11емаев А 1

14 Оеькпп А |

15 Савельев М 1

16 Сенин А. 1

17 'Гумпаров И 1

18 Уланов М |

19 Шаркаева М |

20 Янцен Н |

Итого. I

Число опенок по четвертям

1

87

68

77

89

80

74

92

79

84

63

82

95

755

84

78

86

78

77

69

75

97

75

85

1613

80

06

70

79

86

85

83

02

99

89

79

89

84 914

96

85

70

80

85

80

84

90

82

83

98

77

98

Средний бал і по чеївсріям | 1 Месі о в реп ПІНІ с по чеївертям1

1 2 3 4 і 1 2 5 4 |

4.79 4.87 4.92 4.84 1 1 1 1

4.07 4.12 3.94 4.14 ІЗ ІЗ 17 10

4.21 4.34 4.45 4.47 14 8 7

4.51 4.6 4.56 4.57 7 5 7 8

4.18 3.93 4.1 3.73 12 16 10 18

4.27 4.28 4.35 3.72 7 1 1 9 17

3.83 3.9 3.81 3.98 19 16 19 із

4.01 3.91 3.68 3.33 14 14 20 20

4.49 4.46 4.43 4.29 10 7 1 1 9

4.51 4.56 4.59 4.58 6 6 8 4

4.43 4.36 4.47 4.02 7 10 1 1 11

3.87 3.84 4.04 3.73 20 18 14 16

4.25 4.01 4.17 4.04 10 15 13 12

3.88 3.88 4.02 3.65 17 19 16 19

4.56 4.57 4.62 4.43 3 8 >

4.02 4.27 4 09 3.97 18 12 15 14

4.73 4.62 4.6 4.52 1 2 4 5

3.93 3.72 3.78 3.74 16 20 18 15

4.6 4.67 4.8 4.76 4 і 2 2

4.46 4.68 4,65 4,57 5 2 5

1 4.302 4.291 4.331 4.171 1

(Таблица 3. Качество обучения в параллели

- * — |Число учеников 1 . . [_ 41 % ! і 1 і 4

Число отличников 1 4,88 і <

Число хорошистов 31 75,61 ! і- . .

1' — - - — . - — — — -- - - - | из них с ОДНОЙ "4м 1 - 6 14.63 І і

^Число троечников 8 19.51 : -і

1 из них с одной "3" 5 ]2 2 ' « а

]Число неуспевающих 0 0 і А

успеваемость 11 классов в 1999/2000

20%

5%

уч. году

отличники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ хорошие I ы Щ іроечппки

75%

Рис. 1. Общая картина

успеваемости

Число учащихся, имеющий указанное

количество троек

5

4

3

2

1

0

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис. 2. Картина числа оценок

- отслеживать динамику среднего балла, числа оценок, процента качества и успеваемости по каждому предмету в течение учебного года (рис. 4);

- отслеживать динамику среднего балла, числа оценок, процента качества и успеваемости по каждому классу в течение

учебного года (рис. 5);

- отслеживать картину успеваемости классов на протяжении всех лет их пребывания в лицее;

- отслеживать в целом картину успеваемости по лицею на протяжении ряда лет. Как было сказано выше, рейтинговые

Предварительное использование рейтинговых таблиц дает классным руководителям, учителям, родителям и учащим-

таблицы в обязательном порядке запол- ся наглядное представление об успевае-няются по окончании каждой учебной мости по каждому предмету, помогая

четверти, идаако использование этих таблиц возможно и при проведении про-

вовремя обратить их внимание на выраженные в оценках пробелы в знаниях, ко-

межуточной аттестации лицеистов, торые необходимо устранить.

Оч 03 03 Л си <и

5 з: а. л. И * г (и X

О. ю н X о X

С я о. г <и ГО <и 03

н и И СЗ у о со

о О £ о. <и о

о К с_ «и У а.

<и о -иг т X :г X

и X X <и н <и о 2

□ Средний балл

Средняя оценка за четверть

Рис. 3. Сравнение текущих (средних) и четвертных оценок

Динамика среднего балла по четвертям 1999/2000 уч.года

//А г.#»/.

А Г//

•у/»' • *,

)

Л

'X сх (X и-« оЗ о. СЗ X 03 * (и X <и <и X

2 а- Г\ 'в- ю <и X го н I а> о X Л

сх: И о 03 и X 03 У о со

)— сх Ґ с; © а. си о

\2 £ 1—« о < а. о ГҐ ЕГ 5 м а.

и о >4^ и -е- і X с; <и

си X £ <и Н С( о £

□ IV

I • * • •

Рис. 4. Динамика среднего балла по четвертям

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 5. Динамика среднего балла в учебном году

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАКОНЫ ФИЗИКИ»

И.С.Сураев, студент V курса физического отделения ИФХ

МГУ им. Н.П. Огарева,

В.И.Ивлев, профессор кафедры физики твердого тела

МГУ им. Н.П. Огарева

В настоящее время для автоматизиро- лировки законов. Во-вторых, разрабаты-

ванной проверки знаний чаще всего исполь- вать компьютерные программы, облада-

зуются тестовые программы. Достоинства ющие «интеллектом». Второй путь слож-

и недостатки этих программ неоднократно нее, но, конечно же, перспективнее.

обсуждались, поэтому мы не будем на них

Предлагаемая нами компьютерная

останавливаться. Ясно, что необходимо программа «Законы физики» разработана

разрабатывать компьютерные методы кон- для учащихся старших классов и студен-

троля качества знаний, альтернативные тов младших курсов. Она предусматрива-

ет наличие у испытуемых только первона-

тестам.

Одна из наиболее серьезных проблем чального опыта работы на ЭВМ, а именно

автоматизированной проверки знаний обус- умения набирать текст с клавиатуры.

ловлена тем, что в формулировках терми-

Программа имеет типичный Windows

нов или законов допустимы различные язы- интерфейс, поэтому интуитивно понятна

ковые варианты. Так, число различных ва- любому пользователю. Как и в любой со-

риантов формулировок одного и того же временной программе, поддерживается ра-

физического закона в ряде случаев может бота с мышью. Рекомендуется использо-

быть существенно больше десятка. Пре- вать операции с блоками текста,

дусмотреть все возможные варианты ча- Разработанный и апробированный к сто невозможно. Из этой ситуации можно настоящему времени вариант программы

предложить два выхода. Во-первых, при со- является основой для дальнейшего ее раз-

ставлении учебников предельно формали- вития. В частности, в нее можно включить

зовать определения терминов или форму- любое количество законов или определе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.