Научная статья на тему 'Оценка качества специалиста'

Оценка качества специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / КАЧЕСТВО / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подымов Владимир Николаевич

Предложен метод прогноза качества специалиста на основе результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества специалиста»

УДК 614.8 В.Н. Подымов

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА

Предложен метод прогноза качества специалиста на основе результативности.

Ключевые слова: оценка, качество, специалист.

Представление о способности учиться дает матрица сессионных оценок (см., например, табл. 1).

Таблица 1. Матрица сессионных оценок

Сессия Количество в сессии Всего оценок Результативность

тройкп четверки пятерки

к п1к п2к Щк пк т)

1 - 2 4 6 4,7

2 1 5 - 12 4,2

3 1 6 - 19 4,1

4 1 8 - 28 4,0

5 3 3 1 35 4,0

6 1 6 - 42 4,0

7 - 5 - 47 4,0

8 1 3 - 51 3,9

9 1 3 2 57 4,0

В столбце слева обозначены номера сессии. Три последующих столбца показывают, какое количество троек (п^), четверок (п2) и пятерок (щ) получил студент в сессии с номером к. Четвертый столбец показывает сколько всего получено оценок за к сессий (сколько было экзаменов). Пятый столбец показывает результативность, определенную по окончании к -той сессии по формуле

1 " (к \ ( к А (к \

Щк) = - 3 ЪП1г + 4 ТП2г +5 ТП3г , (1)

пк _ / \г=1 )_

где

к к к

Пк=ИП1г+ИП2г+11П3г . (2)

г=1 г=1 1=1

(понятие результативности как оценки способности студента усваивать знания предложено в [1]).

Несмотря на громоздкий вид формулы (1), алгоритм расчета прост.

Допустим, по таблице 1 надо найти результативность по окончании 5-й

121

сессии. Полагаем к = 5 и, суммируя все оценки за 5 сессий, находим: п5 = 6 + 24 + 5 = 35. Вводим данные в формулу (1) и получаем:

Щ5) = — I-б + 4-24 + 5-5~=4,0.

35 К ~

(Результат округляется до двух значащих цифр).

Постоянство результативности. Исследование изменения результативности от сессии к сессии показывает, как меняется способность студента усваивать новые знания. Зависимость Я(к) представляет собой ломаную линию. На рис.1 показано несколько таких линий (линия 2 построена по данным табл.1). По мере увеличения числа сессий линии стремятся расположиться параллельно оси абсцисс с некоторыми отклонениями, обязанными разбросу экзаменационных оценок.

Рис.1. Изменение результативности за время обучения

Влияние разброса экзаменационных оценок можно учесть статистической обработкой. С точки зрения статистики экзаменационные оценки У] являются погрешностями «истинной» величины Я(к). Величина погрешности

Б(к)

Щк) = і а

(3)

где ta, п - коэффициент Стьюдента, Пк- количество оценок, определяемое по формуле (2) - объем выборки, Б(к) - дисперсия выборки. Обращаясь к

табл. 1 можно видеть, что объем выборки Пк для к = 1 составляет 6 оценок. Объем выборки для к = 2 составляет 12 оценок, и т.д.

Обозначим оценку как Ц. Индекс оценки меняется от ] = 1 до ] = щ. С учетом сказанного, формула дисперсии принимает вид

Расчеты показывают, что с наибольшей относительной погрешностью результативность исчисляется в первом году обучения: (15-9)%. С накоплением данных погрешность снижается до (7-4)%. Оценки и выводы, связанные с применением результативности , становятся достовернее, начиная с 4 сессии. Таким образом, можно утверждать, что результативность является статистически постоянной величиной. Она способна меняться в ограниченных пределах на величину не более 7% от базовой. Результативность есть оценка способности усваивать новые знания. Значит, способность эта постоянная на ближнем отрезке жизни. (Затем она, конечно, уменьшается с возрастом).

Результативность в школе и в вузе. В школе успеваемость ученика выражают таблицей оценок. Это позволяет рассчитывать результативность и следить за ее изменением. Текущие оценки необходимы для контроля и стимулирования. Оценкой усвоенных знаний является результативность. Основательно изучить применение результативности у школьников не представилось возможным. Было выполнено небольшого объема наблюдение; результаты и выводы получились следующие. На рис. 2 показано изменение результативности у трех школьников в школе и в КГЭУ, студентами которого они стали. Оказалось, что за время обучения в школе изменения результативности (в пределах 7%-ой ошибки) - нет. У каждого она постоянная. Изменение произошло с началом учебы в вузе. В сторону понижения (одна из поступивших даже была отчислена за неуспеваемость). Вполне возможно, что в дальнейшем линия студента В приблизится к Я = 4. Студенты Р и Т сформировались как троечники.

То, что на первом году обучения в вузе бывшие школьники учатся хуже, известно всем. Но понижение результативности на балл и отсутствие восстановления школьной величины Я после двух лет обучения указывает на то, что в школах ученикам завышают оценки. Их знания и способность учится переоценены.

(4)

классы семестры

ШКОЛА ВУЗ

Рис. 2. Изменение сессионной результативности за время обучения в школе и в вузе. (КГЭУ). А -

оценки по аттестату

Нужны ли выпускные и вступительные экзамены? Если результативность студента на полбалла или на балл отличается от его школьной результативности, то зачем выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вуз? Экзамены, как свидетельствует рис. 2, ничего не меняют в способности учиться. Казалось бы, подготовка к выпускным экзаменам в школе, подготовка к сдаче вступительных экзаменов в вуз должны существенно увеличить объем знаний и повлиять на величину результативности повысив ее, но не отпустив. Этого не происходит. Ознакомившись со школьной результативностью и учитывая, что в вузе обладатель данной результативности будет учиться несколько хуже, заранее можно представить, с кем придется иметь дело и какой специалист из него получится.

Было бы интересно выяснить, добавляет ли ЕГЭ что-нибудь к способности учиться. Скорее всего, нет. И если не добавляет, то тратить время и деньги на это новшество ни к чему. Надо принимать в вуз по результативности и после беседы одновременно с тремя опытными преподавателями.

Прогноз качества специалиста. Вследствие того, что способность студента усваивать новую информацию практически не меняется, после четвертой сессии можно уверенно сказать, какого качества специалистом будет выпускник. Идеальная модель специалиста - это когда все учебные дисциплины усвоены на отлично. Результативность модели Км = 5. Результативность реального специалиста ниже, допустим К = 4,2 . Тогда его качество составляет 0,84 от желаемого. По таблице 1 качество подготовки

студентов с номерами 1 - 4 представляет собой 0,96; 0,80; 0,72; 0,60. Ради удобства можно выражать в процентах.

Сейчас принято характеризовать качество подготовки выпускника перечнем оценок в дипломе, оценками на госэкзаменах. Они одномоментны, обусловлены различными обстоятельствами в разное время. Кроме того, могут быть искажены в сторону повышения. Иное дело результативность: она ясно покажет, чего стоит выпускник.

Можно полнее охарактеризовать качество выпускника, если учесть еще одну величину: вариацию. Допустим, один студентов получил за время обучения 15 троек, 26 четверок и 2 пятерки. Его результативность будет Я = 4. Другой студент всегда получал только четверки - его результативность тоже будет Я = 4. Очевидно, второй студент более полно усваивал программу обучения. Вариация может оценить эту способность количественно. Вариация есть отношение дисперсии £ к среднему значению совокупности данных (в качестве таковой выступает результативность).

с

и = _ -100%

К (5)

Первый студент имеет вариацию 9% , второй 0%. Чем меньше вариация, тем однороднее оценки. (Чистый троечник тоже имеет вариацию %, но в этом случае можно говорить только о полной посредственности). Студент, имеющий вариацию 2 - 3 десятка процентов, лучше усваивает то, что ему нравится и плохо то, что не нравится. Студент с вариацией порядка единиц способен одинаково усвоить знания из разных областей. Следовательно, его качество выше.

Оценка качества лектора. Посещение занятий лектора официальными лицами из учебного отдела (тем более плановые хождения преподавателей друг к другу на занятия) еще никогда никого не продвинули в достижении мастерства. Для достижения мастерства преподавания нужно внутреннее убеждение в необходимости совершенствоваться. Есть ли такое убеждение и есть ли способность к самосовершенствованию - обозначит результативность.

Выявление результативности лектора требует систематической оценки его мастерства. Теми же оценками, что и студентов. Но при этом целесообразно делать это с двух сторон. С одной стороны, лекторское мастерство должна оценивать комиссия из профессионалов высокого уровня. Желательно, чтобы в нее входили опытные преподаватели из других вузов в количестве не менее 2/3 состава. (Комиссия из «своих» не будет объективно оценивать друзей и начальников). С другой стороны, информационную

125

«продукцию» лектора потребляют студенты. Их оценки тоже важно знать. Методом анонимного опроса, например. (Только не следует опрашивать троечников - ничего толкового они сказать не в состоянии). Окончательных оценок будет две: от специалистов и от студентов. Их надо заносить в протокол и в личное дело преподавателя.

Контроль качества чтения лекций хорошо бы делать дважды в год. После трех-четырех лет появится возможность вычислять результативность. Изменение результативности позволит сделать объективный вывод о качестве лектора. Количественная оценка качества преподавания позволит объективно ответить на вопрос, кто из преподавателей лучше. Это важно не столько для награждения, сколько для формирования ядра высокопрофессиональных преподавателей.

Расширение применения результативности. Результативность может служить показателем качества всех тех видов деятельности, которые допускают оценку цифрами. Например, по пятибалльной шкале. Такую деятельность осуществляют преподаватели разных учебных заведений, спортсмены, представители искусств, чиновники, руководители разного уровня, военные и многие другие.

Результативность, как функцию количества экспертиз следует записывать в трудовую книжку. То, что результативность не сразу выявляется, требует накопления оценок, представляет неудобства. Зато будучи определена, результативность становится важной деловой характеристикой. Ни один руководитель не откажется знать, что следует ожидать от работника в будущем.

Выводы. Предложен метод прогноза качества специалиста на основе результативности.

1. Постоянство результативности показывает, что способность молодых людей усваивать новую информацию постоянна.

2. Постоянство результативности делает излишними выпускные экзамены в школе (иных учебных заведений) и вступительные экзамены в вузах.

3. Результативность открывает возможность объективно судить о качестве работы преподавателей.

4. Применение результативности в разных областях деятельности людей - еще один метод повышения качества и борьбы с коррупцией.

Источники

1. Подымов В.Н. Оценивание знаний // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 3. С. 89-99.

Зарегистрирована 03.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.