Научная статья на тему 'Наглядное представление данных электроного журнала'

Наглядное представление данных электроного журнала Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наглядное представление данных электроного журнала»

16

ИТО Марий Эл - 2009

Наглядное представление данных электроного журнала

С.А. Дмитриева, В.И. Онучина (dsa810@mail.ru)

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 имени Н.А. Заболоцкого»

В ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в нашей щколе поставлен программный комплекс «1С: ХроноГраф Школа 2.5», обеспечивающий эффективное использование информационных технологий в управлении как самим учреждением, так и учебным процессом, а также образовательными учреждениями на муниципальном уровне.

По окончании рабочего дня, мы преподаватели-предметники производим синхронизацию с сервером, перенося данные об успеваемости и посещаемости, темы проведенных уроков, домашние задания и т.д. Используя находящиеся на сервере данные, мы полно и оперативно анализируем результаты учебной деятельности по предмету и по классу, где являемся классными руководителями.

Однако, как ни интересна динамическая таблица (журнал) успеваемости, красочные диаграммы являются наилучшим способом представления чисел и демонстрации связи между ними. Редактор электронных таблиц Excel позволяет нам быстро и эффективно решить различные задачи, связанные с наглядным представлением данных электронного журнала.

Для каждого класса на листе рейтинг мы отображаем диаграммы успеваемости, что является дополнительной мотивацией при показе их учащимся.

Л Н Ч- с =

Книга! - Microsoft Excel

Рецензирование

Н1А-Д-

— «JE

s • m\\WS

m - •>■ ooo 11 TaS 41

m m

Условное Форматировать Стили форматирование- как таблицу* ячеек*

Так же мы делаем диаграмму рейтингов для каждого ученика на листе соответствующего класса, что являться дополнительным мотивирующим фактором, т.к. учащимся наглядно представлено как кто успевает, кто лидирует и кому необходимо подтянуться. В классе вырастает конкуренция, что заставляет учащихся стремиться к самосовершенствованию на подсознательном уровне.

Каждая самостоятельная или контрольная работа дает возможность нам педагогам оценить не только знания учащихся по пройденной теме или разделу нового материала, но и свою работу: проверить, насколько правильно выбран метод изложения, удалось ли заинтересовать учащихся новой темой, хватило ли времени для закрепления полученных знаний. Итоги контрольных работ являются интересными данными для статистического анализа, позволяющего увидеть пусть даже небольшие сдвиги в успеваемости каждого учащегося и всего класса в целом, которые трудно заметить, рассматривая отметки в классном журнале.

Y А В С D Е F G H 1 J К L M

Контрол Контрол Контрол

Ca мост. ьная ьная Самост. Самост. Самост. Самост. ьная Самост.

Фамили работа работа работа работа работа работа работа работа работа Средний

1 я №11 №12 №4 №13 №14 №15 №16 №5 №17 балл

2 6 Егошин П.А. 5 5 4 5 5 5 4 5 5 4,8

3 24 Шаблий Н.С. 5 5 4 5 5 5 5 4 5 4,8

4 1 Антропов И.Э. 5 4 4 4 4 5 5 4 4 4,3

5 12 Лочина E.H. 5 5 3 4 4 4 5 5 4 4,3

б 23 Тихонова Е.С. 5 4 2 5 5 4 4 5 5 4,3

7 2 Глушкова A.A. 4 5 4 5 4 4 4 4 4 4,2

8 4 Губин П.Н. 5 4 3 2 5 5 4 5 5 4,2

9 11 Лоскутова Е.С. 5 4 3 5 4 5 4 4 4 4,2

10 7 Зотин Г.Е. 4 5 4 3 4 4 4 5 4 4,1

Липатникова

11 9 К.Е. 5 4 3 4 4 3 3 5 5 4,0

12 20 Суворов Е.В. 4 4 2 4 4 5 5 4 4 4,0

Порфирьева

13 15 М.М. 4 5 3 2 4 4 4 5 3 3,8

14 18 Смирнова Ж.Ю. 5 4 3 2 4 4 4 4 4 3,8

15 25 Шалагина Е.С. 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3,8

16 3 Глушкова Ю.Н. 3 4 4 4 4 3 4 3 4 3,7

17 17 Смирнов В.И. 4 4 4 4 3 4 4 5 3,6

18 22 Терентьев И.А. 3 4 4 3 4 3 2 4 4 3,4

19 14 Петухов Д.С. 3 3 2 2 4 4 3 4 4 3,2

20 19 Суворов В.Е. 4 4 3 2 3 3 3 4 2 3,1

21 21 Сушенцова A.A. 3 3 2 4 3 3 3 3 4 зд

22 10 Лобанов H.A. 4 4 2 3 2 4 2 3 3 3,0

23 13 Новоселов Д.О. 4 2 2 2 3 3 5 3 3 3,0

24 5 Дулов C.B. 2 4 2 2 2 4 3 4 3 2,9

25 16 Скул ки на M .Д. 4 2 2 4 4 3 2 2 3 2,9

Мы предлагаем два метода анализа оценок учащихся.

1. «Медианный» метод.

Анализируем итоги самостоятельной и контрольной работ, сравнивая их с четвертными оценками. Для этого из классного журнала берем оценки всего класса (в нашем примере - 20 оценок), выставленные за предыдущую четверть (или за прошлый год, если анализ проводится в первой четверти). Выстраиваем их в ранжированный ряд, либо по возрастанию (от наименьшего значения к наибольшему), либо, наоборот, последовательно по убыванию (от наибольшего к наименьшему). Таким же образом выстраиваем ранжированные ряды из отметок, полученных за самостоятельные и контрольные работы.

Если последовательно пронумеровать все оценки ранжированного ряда, то средняя по номеру отметка этого ряда (независимо от того, как он выстроен - по убыванию или возрастанию) - и есть медиана.

1-й ряд:

3 3 3 3 3

М1=4

4 4 4 4 41 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5

М2=3

2-й ряд: М2=3 —

2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 ^ 3 4 4 4 4 4 4

3-й ряд:

3 3

5 5 5

оценки за четверть

самостоятельная работа ® М3=4,5 4 4 4 4 4 4 4 4 ^ 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 контрольная

работа

18

ИТО Марий Эл - 2009

Медиана может служить характеристикой ряда оценок.

В отличие от средней арифметической оценки учащихся ме- I диана не является результатом арифметических действий и пред- | ставляет собой скорее качественную, чем количественную ха- | рактеристику совокупности выставленных учащимся оценок.

2. Графический метод «флюгера».

Предлагаем наглядный метод отображения успеваемости класса (или отдельного ученика) с помощью графического профиля.

Воспользуемся теми же рядами оценок, что и при «медианном» методе. Отложим на каждой из четырех осей (ось «пятерок», ось «четверок», ось «троек» и ось «двоек») количество соответствующих им оценок. Соединим полученные точки и получим графический профиль, напоминающий флажок или флюгер. Своим длинным острым концом «флюгер» показывает на ось преобладающих оценок.

«Флюгер» четвертных оценок

«Флюгер» текущих оценок

АмтрогървИлья

5

Флюгер» оценок за самостоятельную работу

Самостоятельная работа № 11

«Флюгер» оценок за контрольную работу

«Флюгер» четвертных оценок занимает только положительное поле и направлен на ось «четверок», которые преобладают среди остальных оценок класса. «Флюгер» оценок за самостоятельную работу занимает часть отрицательного поля и имеет направление оси удовлетворительных оценок. Сравнивая эти два рисунка с третьим и мысленно накладывая один графический профиль на другой, видно, как меняется форма «флюгера» оценок за контрольную работу. «Подул ветер» отличных оценок, и «флюгер» развернулся в другую сторону по направлению оси «5».

Как классные руководители мы выводим электронный отчет по каждой четверти. Используя данные электронного журнала все показатели вычисляются автоматически.

Мы строим также диаграммы текущей успеваемости отдельных учащихся по предметам:

С МтсгобоП Ехсе! - Книга1

Файл [Травка Вид Вставка Формат

и ^ А ^ .■/ ^ Л ¿X. А ■

В7

А в с 0

1 Дата Оценка Прогноз

2 24.02.2009 3,64 3,64

3 28.02.2009 372 3,72

4 03.03.2009 3,63 3,63

5 10.03.2009 3,89 3,89

6 14.03.2009

7 17.03.2009

8

Я

Мы используем данные успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов класса на перспективу.

Итак, работа с электронным журналом позволяет следить за процессом обучения и оперативно подводить итоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.