Научная статья на тему 'Формы довузовской подготовки'

Формы довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы довузовской подготовки»

ку к их теоретической подготовке по выбранной специальности.

Полное представление о видах практической деятельности участников клуба включает также коммуникативные умения (вести беседу, давать и брать интервью), оформительские (подготовить помещение для заседания, накрыть красиво стол к чаепитию) и хозяйственные навыки (просчитать затраты, составить калькуляцию).

Важнейший ракурс деятельности Пушкинского клуба составляет, без сомнения, осмысление своеобразия индивидуальных судеб участников сообщества. Ранее было отмечено, что в процессе своего существования клуб как культурный и интеллектуальный центр стал всё более втягивать в свою орбиту не только студентов, но и преподавателей, а также сотрудников института, тяготеющих к расширению своей эрудиции, интересующихся этой стороной жизни студентов, да и просто желающих отдохнуть, пообщаться с гостями клуба. Аудитория несистематических участников, поддерживающих различные клубные акции, претерпевает количественные изменения и во многом зависит от темы и формы заседания, но никогда не бывает пуста.

Пушкинский клуб завершил свою работу в очередном (2003/ 2004) учебном году. Состоялись заключительное заседание и большой концерт. 6 июня, в день рождения

М. ХУСАИНОВ, канд. хим. наук Т. ХЛЕБНИКОВА, докт. хим. наук А. ОВЧИННИКОВА, методист Уфимский государственный нефтяной технический университет А. ТИМЕРБУЛАтОвА, канд. пед. наук Министерство образования РБ

В настоящее время система высшего образования в России переходит на многоуровневую и многовариантную структуру учебного процесса вплоть до обучения по индивидуальному учебному плану, оп-

А.С. Пушкина, в городском саду Липки прошёл праздник поэзии. Это был год пятилетнего юбилея клуба. Его бессменным куратором с 2001 года является энергичная и талантливая женщина - Нина Сергеевна Сопьяниченко, щедро дарящая богатства своей души студенческой молодёжи. Новый учебный год принесёт новые планы, дела и события. Нет сомнений, что это будет продолжение пути единения освоения профессии и личностного совершенствования в сообществе друзей.

Литература

1. Образование как фактор социальной диффе-

ренциации и мобильности («круглый стол») // Социол. исслед. - 2003. - №5. - С.91.

2. Покровский Н.Е. Российское общество на

путях глобализации // Человек и современный мир. - М., 2002. - С.43.

3. Покровский Н.Е. «Племя младое» и... зна-

комое // Социология и современная Россия. - М., 2003. - С.153-156.

4. Бутырин Г.Н. Благотворительность в че-

ловеческом сообществе // Человек и современный мир. - М., 2002. - С. 237-240.

5. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества.

Обмен. Личность. - М., 1996. - С. 204-207.

6. Соколова О.Е., Сопьяниченко Н.С. Неко-

торые вопросы работы Пушкинского клуба в институте // Региональная торговля и подготовка коммерсантов: проблемы нового века. Саратов, 2001.

Формы

довузовской

подготовки

ределяющему так называемую «индивидуальную траекторию обучения» в вузовском образовательном пространстве.

Выбор этой «траектории» желательно делать на ранних стадиях обучения, когда

имеется запас времени для его реализации с учетом индивидуальных способностей и предпочтений. В этой связи чрезвычайно велика роль довузовского образования, одна из задач которого - помочь будущему студенту определить свой путь в профессиональной подготовке.

В нашей статье описан опыт работы Центра довузовского образования (ЦДО) Уфимского государственного нефтяного университета.

При многих вузах существуют подготовительные курсы, работающие по традиционной методике и ориентированные главным образом на сдачу вступительных экзаменов в данный конкретный вуз. Однако в УГНТУ считается, что такой традиционный подход давно исчерпал себя. Деятельность ЦДО -это целый ряд программ подготовки к обучению в университете для разных категорий абитуриентов, а не просто «натаскивание» их к сдаче вступительных экзаменов. Причем понятие «абитуриент» трактуется чрезвычайно широко - от учащихся четвертых классов до рабочей молодежи, выпускников ссузов и даже выпускников вузов, получающих второе высшее образование.

ЦДО (до 2004 г. - Факультет довузовской подготовки) был создан на базе подготовительных курсов Уфимского нефтяного института, его современная структура складывалась в течение восьми лет и включает в настоящее время следующие формы дополнительного обучения: лицейские классы УГНТУ, подготовительное отделение (рабфак), традиционные университетские подготовительные курсы, курсы по подготовке к ЕГЭ и к поступлению в лицей.

Следует отметить широкую географию деятельности ЦДО. Так, подготовительные классы и курсы для учащихся 10-х и 11-х классов открываются на базе средних школ по всей Республике Башкортостан, в республике Татарстан, Челябинской области, Поволжье и в Западной Сибири для установления более тесных контактов между УГНТУ и регионами России, предприятия которых нуждаются в квалифицированных

специалистах. Причем в Сибири курсы действуют не только в крупных городах (Кога-лым, Нижневартовск), но и в небольших (например, Губкинском), где проживает немало выходцев из Башкортостана, в том числе наших выпускников, мечтающих о том, чтобы их дети получили высшее образование в стенах родного университета. В таких городах курсы, помимо своего прямого назначения, играют роль своеобразных «землячеств», способствующих общению детей и родителей.

Преподаваемые предметы и количество учебных часов подбираются для каждой базовой школы индивидуально. Обучение ведут лучшие учителя местных школ и техникумов по программам и пособиям, предоставляемым университетом. Один или два раза в год преподаватели проводят выездные лекционные и семинарские занятия по изучаемым предметам, а также читают курс лекций по профессиональной ориентации школьников, на которых рассказывают о факультетах УГНТУ, правилах приема в университет и условиях обучения. В настоящее время функционируют 25 отделений в РБ, 9 отделений в Республике Татарстан и Челябинской области, 9 отделений в городах Западной Сибири. В 2002 г. были открыты 2 отделения ФДП в Самарской области, а в 2003 году - в Ижевске.

Многолетнее сотрудничество с предприятиями в области довузовской подготовки школьников и система отбора абитуриентов по результатам ежегодно проводимой в нефтедобывающих районах России региональной олимпиады дают возможность осуществлять отбор будущих студентов на ранних стадиях обучения. Ежегодно на подготовительных курсах УГНТУ за пределами РБ обучаются не менее 300-400 человек, а участвуют в региональных олимпиадах в 1,5-2 раза больше выпускников, что свидетельствует о высокой популярности университета и дает абитуриентам дополнительную возможность проверить уровень своей подготовки и ознакомиться с условиями приема и обучения.

Что касается традиционных университетских подготовительных курсов, то их главной организационной формой являются вечерние курсы различной продолжительности: от восьми месяцев до трех недель. Здесь преподают опытные, высококвалифицированные преподаватели кафедр УГНТУ, а также других высших и средних учебных заведений.

Помимо углубленного изучения предметов программы, слушателей подготовительных курсов знакомят с вариантами билетов вступительных экзаменов прошлых лет, а также с требованиями к решению и оформлению экзаменационных работ. Для абитуриентов, поступающих на творческие специальности («Архитектура», «Связи с общественностью»), предусмотрена особая программа подготовки по рисунку, черчению, литературе, истории, иностранному языку.

Большое внимание уделяется методическому обеспечению учебного процесса. Преподавателями составлены банки экзаменационных заданий по физике и математике, включающие по 3000 задач каждый, а также учебные пособия, содержащие разбор наиболее типичных задач.

Разработаны компьютерные программы по формированию экзаменационных билетов методом случайной выборки. Каждый абитуриент может решить вариант экзаменационного задания, который проверяется с помощью сканера и компьютерных программ.

Для некоторых категорий абитуриентов (рабочая молодежь, жители районов, не охваченных системой подкурсов УГНТУ) более удобны заочные подготовительные курсы. Максимальная продолжительность обучения - 8 месяцев (с октября по май), но т. к. с каждым учащимся работают индивидуально, можно начать заниматься с любого момента времени. Учащийся получает по каждому из предметов комплект заданий, состоящий из семи методических пособий, которые содержат теоретический материал по определенному разделу изучаемого предмета и контрольное задание.

В 2003-2004 учебном году впервые после долгого перерыва в УГНТУ открылось подготовительное отделение (бывший рабфак) для лиц, имеющих среднее (полное) или среднеспециальное образование. Преимуществом при поступлении на подготовительное отделение пользуются лица, имеющие соответствующие льготы, рекомендации предприятий или нуждающиеся в социальной защите. Эта форма наиболее удобна для рабочей молодежи, ребят, демобилизованных из рядов Российской Армии, имевших длительный перерыв в учебе. Рабфак позволяет им освоиться в вузовской среде, вспомнить дисциплины школьного курса и хорошо подготовиться к выпускным экзаменам, результаты которых засчитываются УГНТУ в качестве вступительных.

В последние годы в категорию абитуриентов УГНТУ с полным правом включаются школьники, начиная с 4 класса. С 2003 г. в университете ведется работа по созданию Республиканского физико-математического лицея на базе средней школы № 83 г. Уфы. Лицей будет представлять собой образовательное учреждение, обеспечивающее качественное обучение учащихся по программам специализированных (профильных) классов по математике, физике и информатике, а также по базовым программам других предметов. В нем созданы условия для всестороннего развития учащихся, раскрытия их способностей к точным наукам и творческого потенциала.

В 2003-2004 учебном году в школе № 83 г. Уфы успешно учились четыре десятых класса, два одиннадцатых и один пятый класс с углубленным изучением профилирующих предметов, сформированные на основе конкурсного отбора.

С целью подготовки учащихся средних школ к обучению в лицейских классах в университете организованы подготовительные трехмесячные курсы для учащихся 4-х и 9-х классов, по окончании которых проводится тестирование и зачисление в лицейские классы. Педагогический коллектив будущего лицея формируется из числа

творчески работающих учителей города Уфы, преподавателей вузов и научных работников. Высокий уровень подготовки лицеистов проявляется в их выступлениях на олимпиадах разного уровня - от районных до всероссийских.

Прежде малозаметная даже в районном масштабе средняя школа № 83 с появлением в ее структуре лицейских классов УГН-ТУ резко выделилась на республиканском уровне, подготовив 40 призеров различных олимпиад, притом не только по профильным предметам (физике, математике), но и по гуманитарным, что свидетельствует о разнообразии интересов одаренных детей и отличном уровне их подготовки. В лицее ведется интенсивная внеучебная работа путем организации олимпиад, кружков и ассоциаций, привлечения старшеклассников к участию в обучении своих младших товарищей.

В будущем планируется создать лицейские классы во всех параллелях с 5-го по 11 -й класс. При лицее будет создано общежитие для одаренных детей из городов и районов РБ и нефтегазодобывающих регионов России. Причем следует подчеркнуть, что результатом обучения в лицее вовсе не является обязательное продолжение учебы в УГНТУ. Многие выпускники собираются поступать в лучшие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д.

Для упрощения и упорядочения экономических отношений университета со школой в конце 2003 г. была создана некоммерческая организация «Фонд поддержки современных образовательных технологий», учредителями которой выступили УГНТУ и администрация Орджоникидзевского района г. Уфы. Целесообразность создания таких структур отмечалась в литературе неоднократно.

С появлением Фонда стало значительно проще решать вопросы дополнительного поощрения преподавателей лицейских классов и лучших учеников (например, победителям олимпиад выплачивается вознаграждение). После получения Фондом лицензии на образовательную деятельность стало

возможным организовать взаимодеиствие и с другими школами города.

Так, в феврале 2004 г. началась реализация в школах города новои университетс-коИ программы «Альтернативный репетитор» («Альреп»), разработанной сотрудниками ЦДО и ориентированной главным образом на среднее звено - учащихся 6-9-х классов, до которых в школах зачастую просто «не доходят руки» и на долю которых не достается высококлассных педагогов. Еженедельные дополнительные трехчасовые занятия по каждому предмету позволяют серьезно подтянуть ребят и при этом повысить общий уровень успеваемости в школе.

Следует подчеркнуть, что к проведению занятий привлекаются не только преподаватели УГНТУ, но и лучшие учителя школ, гимназий, лицеев - оказывается, все они известны наперечет, и в городе и в республике существует своеобразный «гамбургский счет», по которому известно, кто чего стоит как учитель. Мы искренне благодарны лучшим учителям города, сотрудничающим с нами, несмотря на не слишком высокую почасовую оплату (ведь репетиторством они могут заработать значительно больше). Это замечательные профессионалы и энтузиасты своего дела. Хочется их от души поблагодарить.

Программа «Альреп» выгодна всем -детям, педагогам, школе. В настоящее время в нее включились 4 школы - №№ 86, 98, 155 и 116. Так что интеграция университета со школами - это не только слова и программы, но и вполне реальные дела. В планах ЦДО на новый учебный год - целый ряд новых идей: «Школа выходного дня», «Школа экономических знаний», «Школа эстетического воспитания» и т. д.

Программы обучения на всех направлениях деятельности ЦДО составлены таким образом, что потенциальные абитуриенты получают возможность развиваться, совершенствовать уровень своей научно-технической подготовки, целенаправленно осваивать элементы творческого подхода и нестандар-

тного мышления в ходе научного поиска; формировать способности к обобщению, анализу, моделированию физико-математических, информационных, экономических, технических процессов. Наконец, обучение в различных структурах ЦДО способствует становлению собственного мировоззрения.

Таким образом, деятельность ЦДО позволяет создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных качеств каждого абитуриента, что позволяет решить глобальную для каждого вуза задачу: вырастить настоящих специалистов - инженеров-производственников и ученых.

Н. ХРИДИНА, докторант Уральский государственный педагогический университет

В предельно жестких условиях глобализирующейся экономики на рынке труда требуются не столько спонтанно сложившиеся типы специалистов (со всеми присущими им достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами), сколько отдельные факторы и качественные параметры рабочей силы. Это означает, что соизмеряемые с мировыми стандартами конкурентоспособности отдельные стороны подготовки (компетенции) специалиста должны подвергаться своеобразной инновационной «сборке», или фокусировке.

Многое в будущем специалисте связано с пониманием им определяющей роли «человеческого фактора» во всех сферах предстоящей профессиональной деятельности. Этот фактор выступает для специалиста как творческий стимул, инициирующий непрерывный рост материально-технической культуры общества.

Немаловажную роль играет процесс постижения студентами органической связи решаемых задач с проблемами охраны окружающей среды, защиты здоровья, четкое понимание ими личной экологической ответственности за принимаемые профессиональные решения.

Значимым является уяснение будущими специалистами фактов объективной и субъективной зависимости экономическо-

Социальная

квалификация

выпускников

го, финансового и социального благополучия трудового коллектива в условиях рынка от производственно-технического уровня предприятия, предприимчивости и мобильности его кадров. Хорошее знание и использование механизма рыночных отношений и юридических норм, готовность к комплексному и нетрадиционному решению хозяйственных ситуаций, понимание своей роли в улучшении социально-экономических показателей коллектива являются основой нравственного тонуса специалиста.

Другие компоненты подготовки выпускников профессиональных учебных заведений связаны с формированием установки на постоянное развитие в профессиональном плане когнитивных способностей: внимания, восприятия, памяти, мышления, творческого воображения.

Особую важность имеет обретение будущими специалистами не только внутренней готовности к ответственному исполнению своих прямых профессиональных обязанностей, но и уверенности в своих деловых возможностях, понимания реальных требований к ним как специалистам в постоянно меняющихся обстоятельствах практической деятельности.

Словом, профессиональное образование должно быть подчинено воспитанию у выпускников профессиональной культуры,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.