Научная статья на тему 'Итоги и перспективы довузовской подготовки в РЭА имени Г. В. Плеханова'

Итоги и перспективы довузовской подготовки в РЭА имени Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райцин В. Я.

Освещается опыт сотрудничества вуза с общеобразова-тельными школами и другие формы улучшения подготов-ки абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы довузовской подготовки в РЭА имени Г. В. Плеханова»

Райцин В. Я. Перспективы довузовской подготовки 11

тересов. Но в различных экономических системах поведение человека имеет свою специфику;

- обязательному включению всех разделов («модулей») в структуру дисциплины экономической теории в соответствии с международными требованиями;

- завершению каждой темы оценкой уровня разработки данной проблемы в различных странах с тем, чтобы использовать мировой опыт, правильно понимать сложившуюся экономическую ситуацию.

При разработке структуры дисциплины желательно особо остановиться на проблемах мезоэкономики - развитии агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, отраслей машиностроения, металлообработки, науки, региональной экономики, т. е. так называемых «локомотивов» российского национального хозяйства. Важно это потому, что существующие западные учебники ориентированы на развитую рыночную экономику, в которой среди главнейших проблем стоит проблема предотвращения кризисов перепроизводства. В России такой проблемы не существует, а, наоборот, остро стоит задача экономического роста на основе развития производства.

Д-р экон. наук В. Я. Райцин

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РЭА имени Г. В. ПЛЕХАНОВА

Освещается опыт сотрудничества вуза с общеобразовательными школами и другие формы улучшения подготовки абитуриентов.

К концу 80-х гг. прошлого века вузы России стали серьезно задумываться о необходимости сотрудничества со школами. Важная роль подготовки школьников, особенно для высших учебных заведений с «ажиотажным спросом» и соответственным конкурсом, диктовалась тем, что с каждым годом увеличивался разрыв между школьным образованием и требованиями к знаниям абитуриентов.

Руководство РЭА в числе первых в России задумалось о путях решения предстоящих проблем. 17 июля 1989 г. был издан приказ об образовании в МИНХ факультета довузовской подготовки (ФДП). Для того времени это было смелое и дальновидное решение. Сейчас таких факультетов множество, но по правам и обязанностям, по соответствию структуре вуза ФДП РЭА до сих пор уникален. 2003-2004 учебный год завершает 15-летний период его деятельности. Теперь уже можно подвести некоторые итоги и оценить перспективы.

12 Новое в обучении

За это время постоянно росло число московских школ, с которыми заключались договоры о сотрудничестве, в школах открывались все новые лицейские и гимназические спецклассы. В основном это были 10-11-е классы, но с 2001 г. в двух школах академия ведет набор и подготовку лицеистов с 5-го спецкласса.

Общее руководство этой работой осуществляет совет по довузовской подготовке, в состав которого входят декан и сотрудники ФДП, руководители лицейских программ академии по профилирующим предметам (математике, русскому и иностранным языкам, информационным технологиям), директора школ (или их заместители, курирующие лицейские классы), директора институтов (факультетов) академии, принимающих лицеистов в свои подразделения, профессора и доценты, ведущие занятия в школах. Совет решает все организационные и методические вопросы, включая порядок зачисления в лицейские классы и отчисления из них.

В общей сложности через эту систему обучения прошли около 7 000 учащихся, из которых все без исключения поступили в вузы Москвы и около 75% - в академию.

В 2003 г. в академию были приняты 305 лицеистов, или 76% от числа участвовавших в конкурсе. При этом в числе студентов экономико-математического факультета и института информатики доля лицеистов составила соответственно 35 и 40%. За все последние годы лицеисты занимали в числе студентов, как правило, 30-35% мест.

Лицеистов охотно принимают все институты и факультеты академии, поскольку эти учащиеся хорошо образованы и воспитаны, успешно учатся и часто выходят в отличники, активно участвуют в работе студенческого совета, в КВН, занимаются в секциях Конгресс-центра РЭА. Директора институтов академии и деканы факультетов регулярно посещают школы, где учатся лицеисты, и проводят там профориентацию с целью заинтересовать их в поступлении в соответствующий институт (на факультет).

Важным этапом в жизни наших учащихся, имеющим большое воспитательное значение, стал праздник «Посвящение в лицеисты», который проходит в базовых школах, а время от времени - в Конгресс-центре РЭА. Он включает торжественную клятву лицеистов, приветствия от руководства и преподавателей и концерт лицеистов.

Серьезная работа совета по довузовской подготовке была связана с реализацией договоров о творческом сотрудничестве со школами городов Рязани, Орла и Новочебоксарска. Особо надо выделить сотрудничество с монгольским филиалом РЭА, в лицее которого с 1-го по 11-й класс обучаются проживающие в Монголии дети разных национальностей, но преимущественно монгольские и русские. Все преподавание в

Райцин В. Я. Перспективы довузовской подготовки

13

лицее ведется на русском языке. Руководители лицейских программ проводили занятия и методическую работу в лицейских классах в Улан-Баторе, а преподаватели монгольского лицея приезжали в РЭА, чтобы побывать в наших базовых школах и на кафедрах, обменяться опытом и достигнутыми результатами.

В 2002 г. была проведена международная олимпиада по математике между учащимися 4-х спецклассов Учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа № 345» и монгольским лицеем при РЭА. В этой олимпиаде 2 призовых места заняли монгольские лицеисты и 9 мест -российские.

С 1992 г. в РЭА им. Г. В. Плеханова проводится олимпиада выпускников экономических лицеев (лицейских классов), которая с 2000 г. получила статус московской региональной. Всего проведено 11 олимпиад, в которых все эти годы работали секции математики, русского и английского языков, информатики (информационных технологий), экономики. В них наряду с выпускниками лицейских классов РЭА участвовали школьники Москвы и ближнего Подмосковья, а в некоторые годы - лицеисты школ городов Рязани, Орла и Новочебоксарска.

Положением об олимпиаде по предметам, экзаменационным для РЭА (математика, русский язык, иностранные языки), предусмотрено, что призеры, занявшие в секциях три первых места и получившие отличные оценки, освобождаются от вступительного экзамена по соответствующему предмету при поступлении в академию.

Важной частью довузовской подготовки в академии стала серьезная работа по повышению квалификации учителей базовых школ, а также методические и научные исследования, включающие:

- разработку специальных программ обучения лицеистов по профилирующим предметам кафедрами математики, русского языка, иностранного языка, информационных технологий и экономической теории, утвержденных и рекомендованных советом по довузовской подготовке;

- мониторинг успеваемости студентов академии из числа лицеистов в сравнении с их успеваемостью в лицейских классах и успеваемостью студентов - выпускников других школ;

- проведение кафедрами русского языка и иностранных языков с учителями базовых школ, ведущими эти предметы, совместных семинаров;

- проведение Плехановских чтений и конференций, посвященных проблемам поступления в вуз, а также участие в мероприятиях, проводимых по этой тематике Министерством образования Российской Федерации и Московским комитетом образования.

Результаты этой работы нашли отражение в первой и пока единственной в России кандидатской диссертации по проблемам участия вузов в

14 Новое в обучении

профессиональной подготовке школьников, выполненной ведущим специалистом деканата С. Ю. Мауриной (Грозновой).

Кроме диссертации научная и методическая работа факультета отражена в кратких курсах лекций и учебных пособиях, написанных специально для лицеистов, таких, как «Вводный курс по экономической теории» под редакцией профессора Г. П. Журавлевой, «Основы информатики и информационных технологий» под редакцией А. К. Волкова и Ю. Д. Романовой.

Серьезные проблемы в формировании контингента студентов возникают у вузов России, в том числе и у РЭА имени Г. В. Плеханова, с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В связи с этим решением Ученого совета академии была создана комиссия под руководством декана факультета, которой было поручено сформулировать предложения по подготовке к приему студентов на основе результатов ЕГЭ. В январе 2003 г. комиссия провела экспериментальное тестирование выпускников лицейских классов по материалам ЕГЭ и доложила совету результаты этого тестирования. В сравнении с результатами экспериментов по ЕГЭ, проведенных Минвузом в регионах России, оценки у лицеистов РЭА оказались очень высокими. При этом квалификационное тестирование лицеистов по материалам РЭА было существенно сложнее, чем по материалам ЕГЭ.

Тем не менее, в связи с введением ЕГЭ еще остаются многие проблемы. Одна из них состоит в том, что меняются правила оценки знаний выпускников. Например, в ЕГЭ положительно оцениваются не только те задания, которые экзаменующийся выполнил верно, но и те, которые он верно выполнить не смог, но показал способность к логическому обоснованию решения проблемы. Меняются также акценты применительно к разным разделам школьных предметов. И, наконец, самое главное - в ЕГЭ выделяются три группы заданий: простые, усложненные и сложные. ФДП в настоящее время работает над изменением программы и методики подготовки лицеистов по профилирующим предметам (математике, русскому и иностранному языкам) в соответствии со структурой и содержанием ЕГЭ.

Факультет и совет довузовской подготовки в своей деятельности исходят из того, что никакие изменения в сфере образования не могут быть основанием для отмены подготовки школьников к поступлению в вузы России. Это признается и программой реформы образования, которая предусматривает в старших (10-11-х) классах профильную подготовку учащихся, т. е. подготовку к получению конкретной специальности, к обучению соответствующей специализации в вузе. В связи с этим довузовская подготовка должна, на наш взгляд, сохранить свое место в академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.