Научная статья на тему 'Лицей — школа успеха'

Лицей — школа успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попков В. М., Протопопов А. А., Федорова Л. М., Борисова С. А.

Рассматриваются преимущества и успехи профильного обучения, реализуемого в Медицинском лицее СГМУ, являющемся моделью взаимодействия общего среднего и высшего профессионального образования: специфика учебного плана, формы и методы учебной, внеучебной и воспитательной деятельности, работа по формированию учебно-исследовательской культуры и профориентации учащихся, направленные на обеспечение образовательных, творческих и социальных потребностей, самоопределения и самореализации обучающихся по естественнонаучному направлению, способствующие формированию мировоззрения будущего врача. Анализируются система контроля знаний учащихся и итоги государственной итоговой аттестации, описывается модель выпускника лицея — успешного и конкурентоспособного абитуриента медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попков В. М., Протопопов А. А., Федорова Л. М., Борисова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицей — школа успеха»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 61:373.58 (045)

ЛИЦЕЙ — ШКОЛА УСПЕХА

В. М. Попков — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, ректор, заведующий кафедрой урологии, доктор медицинских наук; А. А. Протопопов — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, проректор, профессор кафедры факультетской педиатрии, доктор медицинских наук; Л. М. Федорова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, декан факультета довузовского образования, доцент кафедры патологической анатомии, кандидат социологических наук; С. А. Борисова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, директор Медицинского лицея СГМУ, почетный работник общего образования РФ.

LYCEUM AS A SCHOOL OF SUCCESS

V. M. Popkov — Rector of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Urology, Doctor of Medical Science; A.A. Protopopov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Faculty Pediatrics, Professor, Doctor of Medical Science; L.M. Fedorova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Pathological Anatomy, Assistant Professor, Candidate of Social Science; S. A. Borisova — Head of Medical Lyceum of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky.

Дата поступления — 1.10.2013 г Дата принятия в печать — 25.11.2013 г

Попков В.М., Протопопов А.А., Федорова Л.М., Борисова С. А. Лицей — школа успеха // Саратовский научномедицинский журнал. 2013. Т. 9, № 4. С. 749-753.

Рассматриваются преимущества и успехи профильного обучения, реализуемого в Медицинском лицее СГМУ, являющемся моделью взаимодействия общего среднего и высшего профессионального образования: специфика учебного плана, формы и методы учебной, внеучебной и воспитательной деятельности, работа по формированию учебно-исследовательской культуры и профориентации учащихся, направленные на обеспечение образовательных, творческих и социальных потребностей, самоопределения и самореализации обучающихся по естественнонаучному направлению, способствующие формированию мировоззрения будущего врача. Анализируются система контроля знаний учащихся и итоги государственной итоговой аттестации, описывается модель выпускника лицея — успешного и конкурентоспособного абитуриента медицинского вуза.

Ключевые слова: профильное обучение, непрерывное образование, конкурентоспособность.

Popkov V.M., Protopopov A.A., Fedorova L.M, Borisova S. A. Lyceum as a school of success // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2013. Vol. 9, № 4. P. 749-753.

The article considers advantages and success of profile teaching used in Medical lyceum of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Specific curriculum, forms and methods of educational and extracurricular activities, formation of educational and research skills and profile teaching help to follow educational, creative and social requirements, self-determination and self-realization of pupils in the field of natural sciences, to promote the image formation of the future doctor. The article analyses the monitoring system of students' knowledge, the results of the State Total Certification and describes the model of a graduate of lyceum, who is a successful and competitive applicant of the Medical University.

Key words: profile teaching, continuous education, competitiveness.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной приказом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., отмечается, что модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным государством в XXI в., обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам. Для реализации этих стратегических задач требуются такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства [1].

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг, призвана обеспечить доступность качественного образования, соответ-

Ответственный автор — Борисова Светлана Александровна Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112 Тел.: 89172036900 E-mail: borisovasa648@mail.ru

ствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, где в качестве основных задач современного образования выдвигаются следующие: модернизация общего образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда [2].

Чтобы получить конкурентоспособного на рынке труда специалиста, его надо по-особенному готовить. Успех подобной подготовки кроется в ранней профориентации ученика. И чем раньше будет найдена гармония в системе «выбор профессии — индивидуальные особенности человека», тем меньше возникнет моральных и экономических потерь для индивидуума и общества в целом.

Довузовское профильное образование зарекомендовало себя в последние годы как качественная форма подготовки будущих специалистов. Основная цель системы профильного довузовского образова-

ния — подготовка всесторонне образованного и конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем и студента, способного и умеющего учиться, испытывающего потребность постоянно самосовершенствоваться [3].

К подобному пониманию проблемы подготовки абитуриентов в Саратовском государственном медицинском университете пришли более 20 лет назад, создав первую в Поволжском регионе систему довузовского образования, ставшую центром учебновоспитательного процесса в системе «школа — вуз» и до настоящего времени эффективно обеспечивающую взаимодействие средней и высшей школы на основе преемственности в обучении тем предметам, которые необходимы для поступления в медицинский университет.

Многолетний опыт работы по подготовке абитуриентов, анализ проблем преемственности школьного и высшего профессионального образования привели руководство университета к мысли о создании уникальной профильной школы при вузе, школы, где будет создана такая обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающих качественную подготовку учащихся к продолжению обучения в вузе. В апреле 2003 г. по инициативе ректора университета члена-корреспондента РАМН, профессора П. В. Глыбочко решением Ученого совета был открыт медицинский лицей, ставший в 2008 г. структурным подразделением вуза. Создание лицея явилось естественным продолжением деятельности университета по подготовке выпускников 11-х классов общеобразовательных школ к поступлению в СГМУ [4].

Единая образовательная структура, включающая конкретный вуз и конкретную школу, открыла возможность повышения качества образования и решила проблему подготовки грамотного, мотивированного на поступление в вуз выпускника. Такая образовательная система согласуется с концепцией высшего образования в Российской Федерации, основывающейся на непрерывности, единстве и целостности довузовской, вузовской и послевузовской подготовки специалиста.

Сегодня, спустя 10 лет со дня основания, лицей — современное, инновационное образовательное учреждение с химико-биологическим профилем, модель взаимодействия общего среднего и высшего профессионального образования, первая ступень в длительной, глубоко продуманной системе подготовки врача — специалиста высокого класса, востребованного на рынке труда. В Положении о лицее определена его основная цель: предоставление качественного образования учащимся с целью их подготовки к поступлению, а также дальнейшему успешному обучению в Саратовском государственном медицинском университете им. В. И. Разумовского.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 278, указывается: «Реализация идеи профильно-сти старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Профильное обучение является одним из условий обеспечения возможностей для развития успешной, конкурентоспособной и компетентной личности» [5].

Реализация профильного обучения за эти годы дала лицею много преимуществ: углубление знаний учащихся в профильных областях, успешную аттестацию учащихся и возможность поступления в вуз на бюджетные места, использование элективных курсов для углубленной подготовки лицеистов, объективную внешнюю оценку результатов образования и адекватную самооценку, повышение квалификации педагогов лицея. В целом усиление сотрудничества участников образовательного процесса содействует успешности выпускников в дальнейшем образовании.

Учебный план отражает специфику лицея и включает на старшей ступени обучения три типа дисциплин:

1) базовые общеобразовательные дисциплины, обязательные для учащихся всех профилей (предназначены для завершения базового образования по непрофильным предметам);

2) профильные общеобразовательные дисциплины, обязательные для химико-биологического профиля (предназначены для углубленного изучения предметов и расширения подготовки по выбранному профилю (на профильном уровне изучаются предметы химия, биология, математика));

3) элективные дисциплины, обязательные для химико-биологического профиля (предназначены для внутрипрофильной специализации и учитывают индивидуальные образовательные интересы (физиология, экология, эволюция органического мира, латинский язык, медбиофизика, что соответствует специфике, профилю медицинского лицея, отражающих образовательные запросы и потребности учредителя и участников образовательного процесса)).

В рамках качественного образования к преподаванию профильных предметов и элективных курсов привлечены преподаватели университета. Программы всех элективных дисциплин разработаны преподавателями кафедр общей биологии, фармакогнозии и ботаники, общей и биоорганической химии, медицинской и биологической физики, патологической физиологии русской и классической филологии СГМУ

Учебный план 8-9-х классов реализует предпро-фильную подготовку учащихся в соответствии с профильной направленностью лицея. Введены элективные курсы по химии и биологии, программы которых рекомендованы экспертным научно-методическим советом при министерстве образования Саратовской области, ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

В рамках профилизации обучения в плане лицея наряду с классно-урочной предусмотрена и внеучеб-ная деятельность, направленная на обеспечение образовательных, творческих и социальных потребностей, самоопределения и самореализации обучающихся по естественнонаучному направлению. Обучающимся предоставлена возможность выбора видов и форм внеучебной деятельности, таких, как проектная, поисково-исследовательская, музейно-экскурсионная, и реализация их в качестве выступлений на научно-практических конференциях, проходящих как в Саратовском ГМУ им. В. И. Разумовского, так и на других площадках различного уровня. Организована самостоятельная работа учащихся в лабораториях и на кафедрах университета.

Педагогический коллектив лицея считает, что образованием гарантированного качества можно считать только образование, переходящее в само-

образование, поэтому основной его целью является деятельность, направленная на непрерывное творческое саморазвитие учащихся в ходе всего образовательно-воспитательного процесса. В основе реализации этой идеи лежат системообразующие принципы работы всего педагогического коллектива, открывающие новые педагогические стратегии:

— принцип творческого саморазвития, то есть обучение самопознанию, самоопределению, свободе творчества, самосовершенствованию, самореализации, создание ситуации успеха, в которой учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей;

— принцип открытости, который позволяет повысить темп творческого саморазвития;

— системно-целевой подход в дифференциации обучения создает наиболее благоприятные условия для творческой самореализации старшеклассников [6].

Для этого выработана модель личности выпускника лицея второй и третьей ступени. Реализуется системная психолого-педагогическая диагностика личностных качеств ученика, которая естественно вписывается в логику учебно-воспитательной деятельности педагога. Совершенствуется технология личностно-ориентированного обучения, позволяющая выстроить практически для каждого ученика индивидуальные образовательные траектории.

Одной из особенностей организации образовательного процесса в лицее является использование партнерской модели, демократического стиля общения с учащимися, что способствует созданию на уроках атмосферы активности, открытости и откровенности, заинтересованности и творчества, созданию ситуации успеха. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства отдельного ученика и достоинства группы. Ситуация успеха, таким образом, становится фактором развития личности обучающегося.

Огромная роль отводится и разнообразной по форме и содержанию внеучебной деятельности по предметам, направленной на саморазвитие обучающихся. Формы такой деятельности самые разнообразные: предметные недели, олимпиады по образовательным областям, эвристические олимпиады; научно-практические конференции, исторические, литературные и экологические чтения; конкурсы, защита творческих проектов, творческие отчеты, выставки.

Система контроля знаний учащихся в лицее включает кумулятивную систему оценки знаний на уроках, тематический учет знаний, административный контроль, срезовые работы факультета довузовского образования СГМУ, рейтинговую систему оценки знаний учащихся.

Проверка успешности знаний учащихся по профильным предметам со стороны факультета довузовского образования осуществляется один раз в полугодие. Данный вид работы позволяет провести диагностику подготовки учащихся к вступительным экзаменам в СГМУ, повышает ответственность педагогов и учащихся за результаты своего труда, стимулирует самооценку. По итогам рейтинговых контрольных работ учащиеся получают сертификат слушателя факультета довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета. Это очень значимо и престижно для лицеистов.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагают оценку

качества образования по результату. Под результатом понимаются компетентности, которые развиваются у учащихся в процессе обучения на всех уровнях общего образования. В настоящее время результат может определяться качеством сдачи ЕГЭ. С точки зрения педагогов лицея, только профильное обучение позволяет обеспечить успешную сдачу ЕГЭ выпускниками, потому что они серьезно занимаются выбранными предметами. Это подтверждается результатами работы.

В 2013 г. выпускники лицея успешно прошли государственную итоговую аттестацию, в очередной раз опередив областные показатели по профильным предметам в среднем на 30%. По биологии средний балл составил 76,38 (2012 г. — 69,5), областной показатель — 56; по химии — 82,92 (2012 г. — 68,7), областной показатель — 64.

Вместе с тем результаты образования могут и должны оцениваться не только с помощью ЕГЭ, но и другими методами. Так, в лицее создаются условия, при которых ежегодно учащиеся участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и фестивалях от регионального до всероссийского уровня, а также в различных социальных практиках.

В лицее обучаются ребята из школ города, области, ближнего зарубежья с разным уровнем подготовки. Но благодаря кропотливой, целенаправленной, серьезной и творческой работе всего педагогического коллектива практически все из них могут освоить высокий уровень требований, предъявляемых к изучению дисциплин учебного плана.

Особое внимание в лицее уделяется исследовательским технологиям и практикам, так как их правильная организация способствует формированию мотивации старшеклассников на обучение и обеспечивает выбор дальнейшего жизненного пути.

В лицее создана четырехкомпонентная модель учебно-исследовательской культуры лицеистов, рассматриваемая как совокупность образовательных научно-мировоззренческих ценностей, способ учебной деятельности, проявление творчества в учебном исследовании, а также как способ самореализации личности учащихся. Научное определение учебноисследовательской культуры как системного понятия позволило разработать ее основные функции и критерии оценки, а также подойти к вопросу технологии ее формирования. Для этого были выделены следующие функциональные компоненты учебно-исследовательской культуры: гносеологический, нравственный, личностно-ориентированный, коммуникативный, обучающий, информационный.

На основе теоретической и экспериментальной работы в лицее разработаны следующие критерии оценки сформированности учебно-исследовательской культуры: мотивация, технологическая готовность, научность мышления и творческая активность учащегося. Занимаясь исследованием в лицейском научном кружке, учащиеся самостоятельно выбирают тему работы, под руководством преподавателей кафедр Саратовского государственного медицинского университета выполняют ее и защищают результаты на секции «Лицеист» Всероссийской недели науки СГМУ и научно-практических конференциях муниципального и регионального значения.

Преподаватели изучают мотивацию учащихся, вместе с лицеистами подбирают тематику, помогают сделать обзор литературных источников, обучают технологии исследования, поощряют творческую ак-

тивность, используют индивидуальные и коллективные формы организации поиска, помогают ученику тем самым осмыслить собственное познание. Разработанная технология формирования учебно-исследовательской культуры учащихся позволила за восемь лет прийти к результату, когда все учащиеся Медицинского лицея СГМУ являются членами лицейского научного кружка. Темы научных докладов, представляемых лицеистами на конференциях, показывают, насколько широк диапазон их научного интереса. Ребята проводят исследования как в области сугубо медицинских проблем, так и в областях, связанных с общественной жизнью, философией, литературой и психологией.

Научная работа в лицее становится год от года масштабнее и интереснее. Если в первые годы работы лицея научной деятельностью интересовались единицы, то сегодня каждый лицеист занимается своим проектом, творческой или научной работой.

В лицее полным ходом идет информатизация учебно-воспитательного процесса. Ученикам и педагогам предоставлена возможность свободного доступа:

— к компьютерной технике, а именно: активно эксплуатируется зал информационных технологий, имеющий локальную сеть и компьютерную программу Netop school, предоставленную отделом информационных технологий и дистанционного образования университета; активно используется в учебно-воспитательном процессе интерактивная доска и все имеющиеся в наличии электронные и цифровые образовательные ресурсы;

— к глобальным информационным ресурсам (обеспечен скоростной доступ к информации в сети Интернет);

— программным средствам, в частности к созданному в университете порталу дистанционного образования Education-web.ru (вот уже второй год все учащиеся 11-х классов бесплатно используют учебный материал портала, разработанный преподавателями СГМУ, для самостоятельной подготовки к урокам и экзаменам).

Основная идея использования дистанционного ресурса учащимися лицея — это применение современных технологий в образовании, подготовка выпускников в формате предстоящего экзамена, но главное — использование высококачественных учебных материалов, подготовленных опытными преподавателями медуниверситета, а также доступ учеников и родителей к полной статистике изучаемого с целью выявления тем, вызывающих наибольшее затруднение, и реальной оценки возможностей ученика.

Неотъемлемой частью образовательной системы лицея является воспитательная работа, одним из приоритетных направлений которой является профориентация учащихся, способствующая формированию мировоззрения будущего врача.

Деятельность лицея в данном направлении построена таким образом, что из иллюстративной профориентация превратилась в развивающую, диагностико-коррекционную. И здесь особенно эффективными оказываются активизирующие профориентационные методики, основное назначение которых — пробудить у учащихся интерес к профессии, помочь им занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе.

Для решения задач по развитию системы довузовской профильной подготовки в учебном плане ли-

цея имеется курс «Введение в специальность». Это прекрасная возможность для учащихся ближе познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, адаптироваться к условиям обучения в вузе, принять окончательное решение о выборе будущей профессии.

Одной из самых интересных форм профориентационного просвещения лицеистов является участие в заседаниях школы «Юный медик», которые организует факультет довузовского образования. За время активного сотрудничества ребята побывали на кафедрах нормальной и патологической физиологии, пропедевтики детских болезней, детской эндокринологии и диабетологии, на кафедрах хирургии детского возраста и судебной медицины, лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии СГМУ. И везде лицеистов ожидали интересные встречи с сотрудниками вуза, которые познакомили ребят с тонкостями и тайнами профессии врача.

С целью эффективной профориентации учащихся осуществляется сотрудничество с музеем истории СГМУ, который обладает богатыми возможностями для просвещения и воспитания подростков. Это совместный проект по изучению лицеистами музейных фондов и использованию их в учебно-воспитательном процессе лицея. Учащиеся получили возможность работать с музейной литературой и справочниками, подлинными документами и фотографиями, знакомиться с архивными материалами и медицинским оборудованием, учиться наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, приобретать навыки исследовательской деятельности и ораторского искусства.

Следствием этого сотрудничества стал разработанный элективный курс «История СГМУ в лицах», в рамках которого готовятся и защищаются проекты об истории университета и клиник, его основоположниках, выдающихся ученых и врачебных династиях.

Большое внимание уделяется в лицее духовному и эстетическому воспитанию учащихся. Лицеистов отличает внутренняя интеллигентность, аккуратность, любознательность и трудолюбие.

Благодаря совместной научной и учебной деятельности, работе по профориентации выпускники лицея осознанно делают выбор будущей медицинской профессии, четко представляют себе специфику обучения в медицинском вузе, имеют хорошие знания, позволяющие не только поступить в вуз, но и успешно учиться в нем, имеют навыки научной и исследовательской работы.

Профильное обучение в старшей школе на сегодняшний день имеет много нерешенных проблем, относящихся и к содержанию образования, и к выбору педагогом технологий обучения, их реализации на уроке и в образовательном процессе в целом, и к грамотной поддержке ученика в выборе профиля, умению создавать ситуацию успеха для школьников. Для решения этих задач и проблем необходимо готовить специалистов нового поколения. В этом смысле важны психолого-педагогическая подготовка педагога и изменение его отношения к ученику.

Особенностью лицея является функционирующая система непрерывного психологического образования педагогов и учащихся, позволяющая индивидуализировать учебно-воспитательный процесс на основе изучения личностных особенностей ребенка. В ежедневной работе с учащимися используются результаты диагностики способностей, познавательных процессов, особенностей личности, темперамента, а также профориентационной диагностики.

Формирование ответственного выбора, предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности не является естественным, стихийным процессом. Очевидно, что данный процесс должен быть педагогически организован и обеспечен. Это может быть достигнуто введением в образовательное пространство лицея специальной позиции — позиции тьютора, целью работы которого является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве профильного обучения. Тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса обеспечивают освобожденные воспитатели, задача которых увидеть в каждом ребенке личность, помочь развить в нем лучшие качества, поверить в себя, создать условия для реализации его талантов, познакомить с будущей деятельностью как в профессиональном, так и в нравственном плане, научить принимать самостоятельное решение.

Включение в деятельность воспитателя знаний об индивидуальных особенностях учащихся позволяет сформировать отношение к ученику как индивидуальности, свободной личности, имеющей свои взгляды, жизненные цели и установки. Такое положение вещей создает необходимость принять воспитанника как равноправного партнера по общению и совместной деятельности, позволить ему брать на себя часть ответственности за результаты совместной деятельности (всего класса) [7].

Процесс формирования тьюторской позиции у воспитателей — не одномоментный и не простой. Тьюторская позиция требует от педагога переоценки его роли и задач, реализуемых в воспитании и обучении, предполагает большую работу над собой в личностном и профессиональном плане. В то же время тьюторское сопровождение образовательного процесса открывает широкий круг возможностей для профессионального развития и самосовершенствования. В связи с этим постоянно ведется работа по повышению квалификации педагогов по следующим направлениям:

— курсы повышения квалификации на базе ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

— участие в работе методических семинаров для учителей города и области;

— посещение уроков коллег;

— самообразование;

— аттестация на квалификационную категорию.

Результат данной деятельности коллектива — высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом обучающихся и их родителей. На протяжении трех последних лет он в среднем составляет 84% у учащихся и 85% у родителей.

Сверяя пройденный путь с национальной инициативой «Наша новая школа», мы с удовлетворением отмечаем, что основные направления развития образовательной политики лицея определены верно, результаты образовательной деятельности соответствуют современным требованиям. Атмосфера педагогического поиска, педагогического творчества, созданная в лицее, позволяет успешно решать задачи, поставленные перед коллективом учредителем лицея — Саратовским государственным медицинским университетом им. В. И. Разумовского. За два-четыре года обучения в лицее учащиеся не только получают качественное образование, но, что самое важное, приобретают способность самостоятельного поиска ситуаций применения полученных знаний,

учебно-исследовательскую культуру, умение решать проблемы на основе приобретенного социального опыта.

Педагогический коллектив Медицинского лицея СГМУ будет и в дальнейшем продолжать работу над совершенствованием форм и методов реализации профильного образования, способствующего творческому саморазвитию учащихся в учебном процессе, ибо, по словам Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, «молодые люди, увлеченные творчеством, способные генерировaтъ свежие идеи, — это главный ресурс, который способен обеспечить динамичное развитие нашей страны».

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приказ Президента РФ от 4 февр. 2010 г. № 271. М., 2010.

2. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 7 февр. 2011 г. № 163-р. М., 2011.

3. Глыбочко П. В., Свистунов А. А., Федорова Л. М., Наумова Е. В. Завтра начинается сегодня: довузовское обучение как основа высшего профессионального образования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2007. Т. 3, № 1.

С. 5-7.

4. Попков В. М., Протопопов А. А., Федорова Л. М., Наумова Е. В. Инновации и перспективы развития довузовского образования СГМУ // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 3. С. 727-730.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 278. М., 2002.

6. Борисова С. А., Горбанева Л. Г. Современные проблемы самореализации личности. Реализация творческого саморазвития педагогов и учащихся Медицинского лицея СГМУ в учебном процессе // Проблемы развития личности в современном мире: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и общество: проблемы взаимодействия» / под ред. С. Н. Макаровой. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. 233 с.

7. Борисова С. А. Тьюторское сопровождение учебновоспитательного процесса в Медицинском лицее СГМУ им. В. И. Разумовского // Творческий поиск в педагогической работе: материалы педагогических чтений преподавателей лицея / под ред. С. А. Борисовой, И. Н. Родионовой. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. 104 с.

Translit

1. Nacional’naja obrazovatel’naja iniciativa «Nasha novaja shkola»: prikaz Prezidenta RF ot 4 fevr. 2010 g. № 271. M., 2010.

2. O Koncepcii Federal’noj celevoj programmy razvitija obra-zovanija na 2011-2015 gody: rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 7 fevr. 2011 g. № 163-r. M., 2011.

3. Glybochko P. V., Svistunov A. A., Fedorova L. M., Naumova E. V. Zavtra nachinaetsja segodnja: dovuzovskoe obuchenie kak osnova vysshego professional’nogo obrazovanija // Sara-tovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2007. T. 3, № 1. S. 5-7.

4. Popkov V. M., Protopopov A.A., Fedorova L. M., Naumova E. V. Innovacii i perspektivy razvitija dovuzovskogo obrazo-vanija SGMU // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2011. T. 7, № 3. S. 727-730.

5. Koncepcija profil’nogo obuchenija na starshej stupeni ob-shhego obrazovanija: prikaz Minobrazovanija Rossii ot 18 ijulja 2002 g. № 278. M., 2002.

6. Borisova S. A., Gorbaneva L. G. Sovremennye problemy samorealizacii lichnosti. Realizacija tvorcheskogo samorazvitija pedagogov i uchashhihsja Medicinskogo liceja SGMU v ucheb-nom processe // Problemy razvitija lichnosti v sovremennom mire: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Chelovek i obshhestvo: problemy vzaimodejstvija» / pod red. S. N. Makaro-voj. Saratov: IC «Nauka», 2010. 233 s.

7. Borisova S. A. T’jutorskoe soprovozhdenie uchebno-vos-pitatel’nogo processa v Medicinskom licee SGMU im. V. I. Razu-movskogo // Tvorcheskij poisk v pedagogicheskoj rabote: materialy pedagogicheskih chtenij prepodavatelej liceja / pod red. S. A. Bor-isovoj, I. N. Rodionovoj. Saratov: IC «Nauka», 2012. 104 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.