НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ
Д-р экон. наук В. Я. Райцин канд. экон. наук С. Ю. Грознова
РОЛЬ И МЕСТО ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена важной и актуальной проблеме - роли довузовской подготовки школьников в меняющихся условиях среднего и высшего образования в России.
В образовании России происходят важные перемены: вводятся единый государственный экзамен (ЕГЭ) для поступающих в вузы, двухступенчатая система высшего образования (подготовка бакалавров и магистров). Эти инновации происходят на фоне серьезных демографических изменений в стране. Названные процессы требуют осмысления некоторых сложившихся и долго действовавших форм взаимоотношений школ с вузами и организации обучения в них.
Проблемам школьного и вузовского образования в новых условиях были посвящены заседание Государственного совета РФ 29 августа 2001 г., совещания и выступления работников Министерства образования и науки РФ.
По оценке Минобрнауки России, в 2010 г. количество желающих поступить в вузы по сравнению с 2000 г. может уменьшиться почти на 40%. В этом случае часть вузов останется без студентов, а начальное и среднее образование, т. е. часть школ, - без школьников. В итоге 11-12-летнее полное среднее образование не будет обязательным: около 50% детей после основной школы должны будут уходить в ПТУ и техникумы, а 50% детей - в старшую профильную школу, в основном для подготовки к поступлению в вузы.
Складывающаяся ситуация может способствовать созданию образовательных комплексов, объединяющих школы, колледжи, лицеи и вузы, с одновременным обеспечением учебными площадями всех входящих в такой комплекс образовательных учреждений.
Довузовская подготовка - базовое звено непрерывного профессионального образования, которое способствует профессиональной ориентации учащихся. Большое значение в ней должны сыграть комплексы непрерывного образования «школа — вуз», которые помогают поднять уровень подготовки выпускников школ, ликвидировать разрыв между школьными базисными программами и требованиями вузов. Единое организационное и методическое обеспечение учебного процесса во всех структурах включает подготовительное отделение; подготовительные курсы; профильные классы в школах; лицейские классы при вузе; тестирование учащихся старших классов по профильным предметам; проведение олимпиад.
Вузы, которые хотят сохранить свой статус, должны уже сегодня формировать свой будущий контингент студентов, активно сотрудничая со школами. Наиболее эффективной формой такого сотрудничества, на наш взгляд, является организация лицейских классов при вузе и совместное со школой обучение в них лицеистов на факультете довузовской подготовки (ФДП).
Факультет довузовской подготовки РЭА им. Г. В. Плеханова был образован 17 июля 1989 г. на базе средней школы № 555 Москворецкого района Москвы. Создание этой структуры было связано с наметившимся и нарастающим ухудшением школьного образования и соответственно уровня подготовки контингента будущих студентов академии. В дальнейшем состав школ, сотрудничающих с академией и соответственно вошедших в состав ФДП, стремительно нарастал (максимальное число - 15). Кроме того, с факультетом сотрудничали, в том числе принимали участие в олимпиадах, некоторые школы Рязани, Орла, Новочебоксарска, Нового Уренгоя. Сегодня в составе ФДП остались школы № 345, 550, 553, 555, 1365, 641, 1257, лицей № 1546 («Плеха-новец») и лицей в Улан-Баторе, подтвердившие уровнем образования своих учащихся право на продолжение сотрудничества с академией.
За все годы существования ФДП около 5000 выпускников лицейских классов поступили в РЭА.
На рис. 1 приведены данные о поступлении лицеистов в академию с 1994 по 2007 г.
%
100 80 60 Н 40 20 0
70 73
81 79
83
72
70 70
81
76
72
36
64 63
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Год
Рис. 1. Общая статистика поступления лицеистов в РЭА (% от общего числа обучаемых)
Как видно из рис. 1, доля лицеистов, поступивших в РЭА с 1994 по 2007 г., колебалась от 70% (1994 и 2000) до 83% (1999) и в среднем составляла около 75%.
Распределение лицеистов, поступивших в РЭА с 1994 по 2007 г., по факультетам показано в таблице, из которой следует, что доля лицеистов в числе студентов более или менее стабильна на общеэкономическом и экономико-математическом факультетах (кроме 2005 г., в котором эта доля, так же, как и на инженерно-экономическом факультете, заметно упала); в 2001 г. снизилась доля лицеистов в числе студентов факультета информатики и факультета менеджмента; в 2004 г. снизилась доля лицеистов в числе студентов факультета маркетинга и факультета бизнеса и делового администрирования.
После отмены единого (совмещенного) экзамена существенно изменилась доля лицеистов, поступающих в РЭА и в другие вузы Москвы: если первая упала с 83 до 63%, то вторая возросла с 17 до 37% (исключая 2004 г., в ко-
14 Вестник РЭА • 2008 • № 2
тором она составляла 36 и 64% соответственно). Важно отметить, что под другими имеются в виду известные своими традициями и высоким уровнем обучения вузы, привлекательные для студентов: Московский государственный университет, Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет управления, Государственный университет - Высшая школа экономики и, что особенно симптоматично, МИФИ, МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана, т. е. учебные заведения с высокими требованиями к знаниям высшей математики.
Динамика числа лицеистов в долях к общему числу студентов I курса по факультетам
Год ОЭФ ЭМФ ИЭФ ФТиТ ФИ ФМен. Фин. и кредит БиДА ФМар.
1994 23 39 15 41 - - - - -
1995 38 40 17 39 - - - - -
1996 40 56 43 28 - - - - -
1997 39 37 30 22 - - - - -
1998 36 37 45 43 - - - - -
1999 36 59 44 14 35 - - - -
2000 29 33 8 27 40 - - - -
2001 23 36 16 - 6 24 - - -
2002 29 40 20 6 20 12 - - -
2003 36 37 22 20 50 - 6 - 33
2004 32 26 26 10 - - 14 - 23
2005 2 28 24 26 12 17 18 41 18
2006 22 21 21 27 19 19 9 29 9
2007 37 12 18 18 22 15 15 17 18
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют прежде всего о высоком уровне подготовки лицеистов академии к конкурсным предметам, а также о том, что имеются причины, которые побуждают их сдавать экзамены не в РЭА, а в другие вузы. Важнейшая из этих причин - олимпиады, проводимые этими вузами в апреле - мае и дающие право победителям поступать в них досрочно без экзаменов. По существу, олимпиады заменяют ранее существовавший и отмененный ныне совмещенный экзамен.
РЭА им. Г. В. Плеханова до настоящего времени таких олимпиад не проводила, что в значительной мере связано с отсутствием необходимых для этого условий (в первую очередь помещений). Эти условия могут появиться после завершения строительства нового учебного корпуса.
Отмеченные выше процессы и результаты поступления лицеистов в академию и другие вузы отражены на рис. 2.
Как следует из рис. 2, доля лицеистов в общем числе студентов академии колебалась от 20% в 2004, 2006, 2007 гг. до 37% в 1994, 2001 гг. и 41% в 1996 г.
Причинами этих колебаний были:
- увеличение набора в академию (в 1991-2001 гг. - на 24%);
— уменьшение числа выпускников лицейских классов на одну треть;
— конкурентоспособность и привлекательность других вузов и, не в последнюю очередь, сохранение в них досрочных экзаменов под видом олимпиад.
С 2009 г. наступает новый этап в образовании, главным звеном которого является повсеместное введение в школах единого государственного экзамена по математике, русскому языку и, возможно, по иностранным языкам. Уже не первый год ФДП РЭА готовится к этому экзамену: тщательно изучает и анализирует экспериментальные материалы, осуществляет подготовку учащихся выпускных классов общеобразовательных школ Москвы к сдаче ЕГЭ. В настоящее время лишь кафедра русского языка принимает активное участие в подготовке лицеистов к сдаче ЕГЭ. Мы ожидаем проявления интереса к этой работе также сотрудников кафедры математики, которые имеют большой опыт работы со студентами и высокий уровень квалификации.
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003 ■ 31 %
2004
2005
2006
1пт
Рис. 2. Динамика общего числа лицеистов в долях к общему числу студентов
I курса в РЭА
В свое время великие математики и физики, заботясь о воспроизводстве соответствующих специалистов, организовали специальные физико-математические школы при вузах (МИФИ, МФТИ, МГУ и др.). Это позволило сохранить те позиции в этих науках, которые по-прежнему обеспечивают нашей стране лидерство в авиации, космосе и важнейших отраслях военной и гражданской техники.
Лидерство в экономике России могут обеспечить соответствующие достижения экономической науки. Этому весьма способствовала бы подготовка элитных экономических кадров, в первую очередь в таких вузах, как РЭА им. Г. В. Плеханова, и начинать эту подготовку следует со школы, которую пора, на наш взгляд, организовать при академии со специализированным обучением в ней школьников с 5-го по 11-й классы с такими профилирующими предметами, как математика, экономика, информационные технологии и иностранные языки.