Научная статья на тему 'Развитие преемственности между школой и вузом'

Развитие преемственности между школой и вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие преемственности между школой и вузом»

В. А. Эстрайх

Развитие преемственности между школой

и вузом

В обществе и высшей школе, в частности, сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников к сдаче вступительных экзаменов и к дальнейшему образованию в вузе. Наметившийся серьезный разрыв в системе непрерывного образования стал заполняться многочисленными подготовительными отделениями, курсами, репетиторством и т. п.

В 1991 году в НГТУ (НЭТИ) была начата серьезная работа по подготовке будущих абитуриентов. Была поставлена цель: дать им возможность, с одной стороны, адаптироваться к условиям будущей учебы в вузе, а с другой — помочь определиться с последующим профессиональным интересом (техника, информатика, гуманитарные науки).

При этом основные усилия были направлены на решение трех задач:

1. Создание необходимых условий для подготовки сильного абитуриента в школах, лицеях, гимназиях; перенос, в основном, этой работы в системе «школа — вуз» на плечи школы, которой предназначена эта роль изначально.

2. Уменьшение большого и постоянного противоречия, которое присутствует между идеями гуманизма, гуманистического воспитания и образования (больше декларируемого, чем выполняемого), с одной стороны, и формализованным, стрессовым контролем знаний, с другой стороны, — путем создания системы «доверия» вуза школе.

3. Поддержка молодых людей, стремящихся к получению фундаментальных знаний, получающих удовольствие от общения с преподавателем, с книгой. Задача работы с этими учащимися в школе, на олимпиадах, конференциях решается также в системе «школа — вуз». И здесь же: создание школы с высоким уровнем математического естественно-научного образования — пилотной школы подготовки абитуриента, как назвали в дальнейшем — «Школы развития». Нельзя не принимать во внимание ту истину, что в будущую научную элиту общества войдут многие из тех, кто сегодня в юном возрасте проявляют интеллектуальные способности в той или иной сфере человеческой деятельности. Их первые успехи должны стать ярким прологом профессиональной карьеры.

Первые две задачи, которые университет решал по сути с начала 90-х годов, оказались не только верными, но и опережающими по отношению к проводимому в настоящее время процессу модернизации образования (профильная подготовка, организация ЕГЭ, 12-летняя школа).

В процессе выполнения этих задач в системе довузовской подготовки в НГТУ произошел переход на новый содержательный уровень образования. Изменился статус подготовительного отделения (ПО), оно было преобразовано в крупное структурное подразделение вуза — центр довузовского образования (ЦДО) в составе технического лицея (1996 г), средней школы №176, подготовительного отделения (дневного, вечернего, очно-заочного), школы развития (2003 г.).

В составе ЦДО с 1992 года по 2002 год находилось отделение по подготовке слушателей иностранных государств для дальнейшей учебы в вузах России, которое сейчас является самостоятельным структурным подразделением.

Основным условием выполнения первой задачи является наличие профессионально подготовленного высококвалифицированного школьного учителя.

Помощь школе в повышении квалификации ее преподавательского состава, на наш взгляд, является более важной задачей, чем репетиторство с учениками и выпускниками школ.

В НГТУ создана система переподготовки учителей школ. Одна из форм занятий — регулярные семинары, тематические конференции и очные контрольные работы, которые проводятся в тех классах, где работают учителя, проходящие повышение квалификации. Результаты контрольных работ обсуждаются на семинарах. Это позволяет предметно определиться в темах, которые требуют содержательной и методической проработки.

Подготовка абитуриента проводится и опосредованно, через школьных преподавателей (корректировка рабочих программ, технологические рекомендации по их реализации, проведение контрольных работ с учащимися, семинары, консультации). Важное место в этой работе было отведено созданию комплекса учебно-методических пособий по математике, физике, химии, инженерной графике, русскому языку и литературе. Таким образом, поднимается авторитет школьного преподавателя. Одновременно можно утверждать, что в подобной модели подготовки в вузе профильное обучение учащихся осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов университета.

За последние пять лет в данной системе (очно-заочная форма работы со средней школой) было охвачено подготовкой в вуз 5500 выпускников средней школы.

Решая вторую задачу — создание пространства «Доверия» — мы продолжили решение первой задачи — поднятие уровня подготовки и повышение ответственности преподавателей за свою деятельность в школе. Доверие оказывается тем образовательным учреждениям, с которыми многие годы работали в системе «школа — вуз» и чьи возможности были хорошо известны. Сертификат «Доверия» имеют 13 лицеев, гимназий и школ г. Новосибирска, выпускники которых получили право поступления в НГТУ по оценкам аттестата.

Итоги приема в НГТУ за 2001 и 2002 гг. показали, что процент поступивших в вуз из указанных образовательных учреждений в четыре раза превысил процент абитуриентов (из числа подавших заявления), успешно сдавших экзамены из различных школ города и региона. Подобный результат относится и контингенту медалистов.

Можно также констатировать, что введение по существу для 13 образовательных учреждений Единого государственного экзамена (он же вступительный) оправдало высокое доверие, оказанное школам, избравшим по сути профильную подготовку в старших классах. Это наиболее рациональная стратегия подготовки для тех, кто стремится к высшему образованию.

Роль вуза в общении и работе с молодыми, ведущими активный поиск знаний людьми, — огромная. Переход от олимпиад, конференций к созданию «Школы развития», как это сделано в НГТУ, — является постоянной задачей вузов.

Кроме того, создание школ с высшим уровнем математического и естественно-научного образования при вузе, каким в НГТУ сейчас является лицей, представляет собой важнейший элемент системы довузовского образования.

Серьезным вкладом в подготовке своего абитуриента сыграла созданная университетом городская Ассоциация лицеев и гимназий. Благодаря огромному количеству интересных дел — от творческих конкурсов, конференций, семинаров для учащихся и преподавателей, праздников и т. д. вплоть до выпуска своего журнала.

Благодаря ассоциации удалось увеличить число молодых людей с естественно-научными интересами, которые поступают в наш университет. В решении третьей задачи опять нашло свое отражение создание особого климата доверия школе: для каждого образовательного учреждения, входящего в Ассоциацию лицеев и гимназий, была предоставлена возможность выдвинуть

лучшего лицеиста (гимназиста) года на получение права поступления в НГТУ на правах медалиста.

Надо полагать, и трудно в этом ошибаться, что университет в свой полувековой образовательный потенциал, особенно в последнее десятилетие, сделал серьезный вклад в вопросе подготовки учащихся средних школ к поступлению в вуз на завершающем этапе получения общего (полного) среднего образования. В этой работе был достаточно полно раскрыт управленческий и творческий потенциал вуза:

1. За годы подготовки учащихся в системе довузовского образования НГТУ (в школьных группах ПО и в Лицее) аттестат зрелости получили 2012 молодых людей.

2. В 2003 году выпускники Лицея НГТУ (158), участвующие в проводимом эксперименте — сдаче Единого государственного экзамена по математике, получили лучший результат в городе и регионе, а также за весь период проведения ЕГЭ — 98 % отличных и хороших оценок.

3. Среди студентов вуза выпускники Лицея НГТУ имеют самый высокий показатель успеваемости и самый низкий процент отсева.

4. Качество подготовки учащихся в различных формах довузовского образования дало возможность значительно увеличить процент абитуриентов, успешно прошедших конкурс поступления в вуз.

5. За последние два года выразили пожелания учиться в НГТУ рекордное число молодежи (в том числе и медалисты). У абитуриентов, успешно прошедших конкурс, оказался самый высокий средний балл аттестата среди поступающих в вузы города и региона.

© В. А. Эстрайх, 2003

Эстрайх В. А. Развитие преемственности между школой и вузом / В. А. Эстрайх // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6(28). С. 126-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.