ственный экзамен может быть не единственным критерием для приема в вузы. Причем и у нас очевидно, что для поступления в вузы культуры и искусства, а возможно, и на педагогические специальности абитуриенты должны будут проходить дополнительные вступительные испытания. Также очевидна необходимость дополнительных форм испытаний для поступающих в вузы с углубленной, например физико-математической или языковой, подготовкой» [1, с. 4].
Развивая мысль министра, приходим к выводу о том, что поступление на любую специальность можетпрактически в равной степени претендовать на дополнительные испытания. А раз так, то интегрированные образовательные программы будут продолжать развиваться, предлагая потребителям образовательных услуг новые актуальные программы
подготовки к дополнительным вступительным испытаниям. Кстати говоря, это отвечает идее автора о более мощной программе профориентации для абитуриентов и развитии личностного своеобразия, необходимого для конкретной специальности, в рамках которой абиту-риентхотел бы планировать собственную успешную карьеру.
При любом развитии образовательных реформ школы необходимо преобразовывать в хозяйствующие субъекты, со своим расчетным счетом, стратегией развития, маркетингом образовательных услуг и хозяйственной самостоятельностью.
Литература
1. Панорама образования. Ежемесячная информационно-аналитическая газета. - 2001. - № 1 (13).
Е. КУЗЬМИНА, доцент Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Профориентация: эффективность и качество
Основной контингент абитуриентов дневной формы обучения составляют выпускники школ, имеющих среднее (полное) общее образование. По данным письма Министерства образования РФ от 16.11.2001г. №17-144 ин /17-11, в 2001 году выпускники средних образовательных школ составили 1332,8 тыс. чел., подали заявления в государственные вузы 1412,4 тыс. чел., из них 81% на бюджетные места и 19% на платные. Конкурс на бюджетные места составил 2,9 человека на место, конкурс на платной основе - 1,2 человека на одно место.
План приема 392,4 тыс. чел., что гарантирует прием только одной трети (27,8%) от числа поданных заявлений в государственные вузы.
Результаты анкетирования абитуриентов и сравнительного анализа комплектования набора по ряду государственных и негосударственных образовательных учреждений показывают, что выбор вуза, специальности и даже результаты вступительных испытаний нередко зависят от случая. Так, например, некоторые абитуриенты подают документы одновременно в два вуза и, что
удивительно, проходят по конкурсу; другие целеустремленно поступают в определенный вуз (иногда несколько раз), и если их зачисляют, то выигрывает и вуз и студент, который заранее любит свою специальность.
Вуз получает абитуриентов различного уровня подготовки, и чем выше рейтинг учебного заведения, тем выше удельный вес медалистов и отличников учебы. Но даже престижный вуз, проводя конкурсный отбор, сталкивается с фактами, когда до 50 % отличников не подтверждает свой уровень знаний на вступительных испытаниях или собеседовании.
В марте 2001 г. в Российском университете дружбы народов состоялось обсуждение проблем качества высшего образования, проходившее в форме «круглого стола», на котором присутствовали ректоры вузов различных регионов России. По мнению большинства участников, уровень подготовки абитуриентов в последние годы заметно снизился. По информации ректора Московского государственного института электронного машиностроения И. Бородулина, в 1998 г. в МГИЭМ поступило около 70 медалистов; 50 сдали экзамен на «отлично » и были зачислены в студенты. В 2000 году также 70 медалистов подали заявление в вуз, однако первый экзамен сдали на «отлично » только 6 человек [1].
Это явление объясняется многими причинами, а следствием является набор абитуриентов с «входящим» низким потенциалом восприятия профессиональных образовательных программ. Такое положение усугубляется ослабленным здоровьем, отсутствия навыков трудолюбия, умения работать самостоятельно с учебником, конспектировать материал. Поступив в вуз, такие студенты быстро утрачивают интерес к дальнейшей учебе, не участвуют в общественной жизни коллектива, что порождаетнеудовлетворен-ность и разочарование в выбранной спе-
циальности. Поэтому в системе мер, направленных на повышение качества подготовки специалистов, очень весомо значение подсистемы управления образовательным качеством абитуриентов.
Для данной подсистемы должен быть задействован механизм, обеспечивающий повышение уровня подготовки и профессиональной ориентации абитуриентов.
На протяжении последних трех лет нами проводился м-ониторинг абитуриентов, поступающих в Дальневосточный государственный технический ры-бохозяйственныйуниверситет. На основании мониторинга мы определили и ранжировали (1 - 5 место) основные информационные источники, наиболее важную информацию и определяющие факторы для абитуриентов при поступлении в вузы. Так, основными информ-а-ционными источниками являются: родители и друзья; газеты, журналы, справочная литература; профориентационная работа в школе; радио, телевидение; ярмарки профессий и дни открытых дверей.
Наиболее важной информацией для абитуриентов служат: перечень специальностей и факультетов; условия приема; формы обучения; стоимость обучения; история вуза, его традиции.
Определяющими факторами для абитуриентов при поступлении в вузы являются: популярность вуза; престижность специальности и стоимость обучения; качество преподавания (наличие высококвалифицированного преподавательского состава); предоставление общежития; наличие военной кафедры.
Проводимые исследования и наш опыт работы со школьниками подтверждают, что вузы способны повлиять на качество абитуриентов не только повышением требований на вступительных экзаменах, но и в период их обучения в школе.
У старшеклассников развиваются прагматические интересы, которые сво-
дятся к улучшению показателей школьных экзаменов, но большая их часть - 6070 % - не могут реализовать свои творческие наклонности в школе. В этом им должны помочь школа и в еще большей мере вуз. В целом профессиональная направленность школьников неустойчива и в основном формируется под воздействием родителей, друзей и школьных учителей. Там, где в структуре университетов есть лицеи, колледжи, то есть структуры довузовского образования, профессиональная ориентация абитуриентов значительно выше, а абитуриенты имеют более высокий уровень подготовки и лучше адаптированы к восприятию профессиональных образовательных программ. Более того, в таких структурах, как правило, не бывает «отсева» по причине неуспеваемости или изменения специальности.
Вузы должны более активно воздействовать на профессиональную ориентацию школьника, что возможно при развитии следующих направлений.
Во-первых, целесообразно создание на базе школ, лицеев, колледжей или вузов школ юных экономистов, менеджеров, предпринимателей и пр.
Это позволит школьнику учиться одновременно в двух профессиональноориентированных школах, пробовать свои силы, оценивать возможности восприятия учебного материала на более высоком уровне, учиться конспектировать лекции, развивать качества самостоятельной подготовки. Только креативная технология образования старшеклассника позволит сделать безошибочный выбор.
Для повышения экономической эффективности сочетания школьного обучения с подготовкой по вузовским программам целесообразна организация учебных центров, работающих по очной, очно-заочной и даже заочной формам обучения. Именно в подобных центрах школьники проходят начальную адапта-
цию, осуществляют самооценку своих знаний и определяют те перспективные направления профессионального обучения, которые наиболее приемлемы для реализации творческих наклонностей абитуриента.
Чтобы реализовать возможности такого взаимодействия вузов и общеобразовательных школ, недостаточно последние дифференцировать по профессиональной ориентации. Бывает, конечно, что выпускники «языковых» школ, ориентированных на подготовку будущих гуманитариев, нередко выбирают специальности с инженерной ориентацией, где требуется знание математики. Избежать этого полностью не представляется возможным, но снизить ошибки при выборе профессии можно всё же за счет более ранней профессиональной ориентации школьников.
На улучшение качественного состава абитуриентов большое влияние оказывают созданные многими вузами учебные комплексы: «школа - лицей - колледж-вуз», «вуз - школа», «гимназия - колледж - вуз», - например, на базе Волгоградского педагогического университета, Ростовского государственного университета, Смоленского финансово-экономического института и других образовательных учреждений. Учебные комплексы призваны решать широкий круг вопросов: от качественной подготовки учащихся до решения проблем личностноориентированного образования, вариативной и дифференцированной организации обучения.
Следует отметить, что сотрудничество школ с вузами в последние годы получило широкое распространение в нашей стране. На начало 1999 года только в Москве уже взаимодействовали 710 государственных общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) и 108 государственных и негосударственных вузов. В Московской области сотрудничают 605 школ и 80 вузов, в Во-
ронежской области - 164 школы и 60 вузов и т.д.
Одним из примеров ранней профессиональной ориентации школьников является опыт школы-лицея № 41 г. Владивостока. В 1994 году в лицее введено экономическое образование на базе созданного экономического центра, организатором которого стала автор данной работы. Между ДГТРУ и школой заключен договор о сотрудничестве в области экономического образования, а также проведении единого экзамена для учащихся одиннадцатых классов, которые захотели поступить в вуз. Были организованы три уровня изучения экономики: в начальной школе (1-3 классы) в игровой форм-е - азбука экономики; в средней школе (5-9 классы)
- основы экономики; в старшей школе (10-11 классы) - основы экономических знаний, где изучались такие предметы, как введение в рыночную экономику, основы маркетинга и менеджмента, предпринимательская деятельность и др. Для старшеклассников обучающие программы разрабатывались на основе вузовских, оценка знаний определялась зачетом или экзаменом, широко использовались активные методы обучения. Помимо занятий на базе экономического центра, проводятся «дни экономики», олимпиады и научные конференции. Интеграция средней и высшей школы (в нашем примере) привела к формированию экономического мышления у школьников, способствовала профессиональной ориентации и развитию творческих наклонностей учащихся.
Во-вторых, вуз может воздействовать на профессиональную ориентацию школьников путем проведения викторин, олимпиад и научных конференций - как по предметам вступительных экзаменов, так и по основным профессиональным предметам различных специальностей. Именно участие в олимпиадах позволяет ученику глубже вникать в предметы,
выходить за рамки школьных программ в поисках ответов на поставленные вопросы. Подобный поиск повышает уровень самообразования, усиливает или гасит интерес к определенной области знаний. Проведение подобных мероприятий не является принципиально новым направлением в укреплении связи вуза и школ, но реализуется это направление однобоко, только за счет инициативы отдельных энтузиастов.
Опыт работы экономического центра в школе-лицее № 41 показал действенность такого направления работы со школьниками, как олимпиады и научные конференции. Шесть лет подряд в лицее для учащихся 9-11 классов проводятся научные конференции под общим девизом «Молодежь познает тайны экономики»; последние две
- международного уровня. Кстати, особенностью международной конференции стала возможность виртуального участия. Для участников, которые находились за пределами г. Владивостока, предлагалось передавать доклады по электронной почте через Интернет или на аудио-видео кассетах обычным почтовым отправлением. Для оценки научной деятельности учащихся в жюри был привлечен высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав четырех вузов. По результатам конференции участникам, занявшим первые места, жюри выделяет гранты на бесплатное поступление в рыбохозяйственный университет.
Надо отметить, что научные конференции школьников по различным направлениям проводятся и в других городах России. Так, в 2000 году на базе Московского физико-технического института проводилась м,еждународная научно-техническая конференция «Старт в науку», в которой приняли участие 1112 учащихся 9-11 классов из 163 городов и населенных пунктов России и стран СНГ.
Организуемые конференции, олимпиады, конкурсы - это не дань моде, это серьезная работа в области профессиональной ориентации учащихся, поиска наиболее эрудированных, работоспособных, целеустремленных и талантливых молодых людей, привлечения их к различным видам и направлениям научной деятельности.
В-третьих, вуз воздействует на профессиональную ориентацию учащихся и такими традиционными и нетрадиционными способами, как:
> распространение по школам города и края (области) информационных буклетов;
> проведение дней открытых дверей;
> посещение школ города представителями факультетов;
> проведение на факультетах экскурсий для школьников;
> организация спортивных соревнований между старшеклассниками и первокурсниками;
> проведение психологических тренингов со старшеклассниками;
> выезд агитбригады в школы города;
> проведение выездных мероприятий «ярмарка профессий»;
> организация на факультетах консультационных пунктов для потенциальных абитуриентов и их родителей;
> размещение рекламных материалов в средствах массовой информации.
По нашему мнению, профориентация абитуриентов является важнейшим направлением работы вузов, особенно в условиях жесткой конкуренции образовательных структур, и, как каждый вид деятельности, она должна оцениваться. При этом оценка может носить социальный или экономический характер.
Социальная эффективность профориентационной работы может определяться степенью достижения поставленной цели. Например, если задачей вуза является привлечение абитуриентов с высоким уровнем подготовки, то для её
достижения требуется провести олимпиады, викторины, конференции, дополнительные занятия по математике, информатике, иностранному языку и другим предметам. Допустим, что в их работе приняло участие 150 человек, из них победителями оказались 90 чел., а поступили в данный вуз 50 чел., то есть 30% от общего числа участников мероприятий и 55% от числа победителей. Таким образом, поставленная вузом задача выполнена, а проведенная профориентационная работа может быть признана эффективной.
Экономическая эффективность может характеризоваться отношением условной прибыли от набора к затратам, связанным с проведением соответствующих мероприятий. Затраты можно рассчитать сравнительно легко, так как они отражаются в смете расходов, а вот условную прибыль определить достаточно сложно. Методы расчета прибыли предстоит ещё апробировать.
Целесообразность затрат на новый набор может определяться и методом сравнений. В качестве базы сравнения могут быть использованы данные, предусмотренные бизнес-планом вуза (или сметой), или фактические данные за прошлый период. При этом сравниваются результаты набора и затраты отчетного года с результатами набора и затратами базового периода. По итогам сравнения определяются абсолютные и относительные отклонения.
Доступен и такой вариант определения экономической эффективности: в базовом периоде затраты на профориентационную деятельность по вузу составили 450 тыс. руб., набор студентов -1450 чел., то есть на одного человека расходы составили 310 руб., в отчетном году эти затраты составили 180 руб., что подтверждает эффективность данного вида деятельности в отчетном периоде. При этом важно этот показатель сопоставить с аналогичными показателями других
вузов одного региона. Такой межвузовский сравнительный анализ позволит определить резервы снижения затрат и повышения их эффективности. Важно делать оценку не только по общему набору, а выделить его качественный состав (количество медалистов, отличников и хорошистов). Вузы вправе выбрать для себя любой способ определения эффективности профориентационной деятельности.
Принято считать, что вуз в большей степени влияет на школу, а школа играет пассивную роль. Однако воздействие школы на вуз, в конечном счете, не меньше, чем вуза на школу. Те знания, которые абитуриент получает в школе, влияют на содержание образования в вузе. Уровень школьного образования - это та исходная точка, от которой вузы должны отталкиваться при организации образовательного процесса. Снижение или повышение уровня образования в школе неизбежно и закономерно влияет на эффективность деятельности вуза, влечет за собой изменение его учебных планов, рабочих программ, методики преподавания.
В настоящее время в нашей стране широко обсуждается система централизованного тестирования знаний абитуриентов и введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). И если централизованное тестирование является добровольным как для школьников, так и для образовательных учреждений, а использование результатов носит рекомендательный характер, то единый экзамен будет обязательным для всех в российской образовательной системе. Что касается содержания этих процедур, то они отличаются структурой тестовых материалов. Контрольно-измерительные материалы централизованного тестирования предназначены в основном для оценки знаний учащихся, желающих поступить в высшие учебные заведения. Материалы единого экзамена использу-
ются как для оценки итоговой аттестации, так и для отбора наиболее подготовленных абитуриентов в вуз [2]. В 2001 году в пяти регионах был проведен эксперимент по введению единого государственного экзамена. В 2002 году к эксперименту подключились еще 12 регионов: Калининградская, Липецкая, Новгородская, Псковская, Пермская, Оренбургская, Томская, Челябинская области, Удмуртская республика, Республика Мордовия, Республика Башкортостан, Красноярский край. Во всех субъектах Российской Федерации планируется ввести ЕГЭ с лета 2004 года. Вместе с тем до сих пор некоторые ректоры вузов неоднозначно относятся к этому мероприятию, полагая, что при введении ЕГЭ вузы будут отстранены от процесса отбора, следовательно, их воздействие на качество абитуриентов будет ослаблено. Отстранение вузов от набора рассматривается как средство борьбы со взятками при вступительных экзаменах. Однако академик В.А. Садовничий высказывает опасение, что «как бы не получилось, что порок переместится с вступительных экзаменов на получение единого сертификата», учитывая то, что для получения высокого балла при сдаче единого экзамена школьники все равно будут платить за дополнительные занятия [3, с.17]. Что касается основной цели ЕГЭ - обеспечения для всех выпускников страны равных условий при поступлении в вузы, то её выполнение нам представляется проблематичным. Это связано с тем, что реализуемые на сегодняшний день образовательные программы в школах, лицеях и колледжах обеспечиваются различным информационным массивом, что приводит к упущению отдельных тем и, в конечном счете, снижению качества подготовки абитуриентов. Кроме того, уровень подготовки городских и сельских школьников значительно различается, а радикальной программы по сокращению этого разрыва пока не намечается.
Качественный уровень подготовки абитуриентов формируется в процессе довузовского воспитания и обучения. Он характеризуется системой количествен-ныхи качественныхпоказателей. Обобщающий критерий можно определить относительной величиной - суммой оценочных баллов по стобалльной шкале. Качество подготовки абитуриентов можно определяется как по каждой образовательной программе, так и в целом по набору в вуз.
Наиболее распространенными оценками качества абитуриентов являются следующие основные показатели:
> средний балл, полученный абитуриентами по результатам вступительных испытаний;
> удельный вес абитуриентов-меда-листов;
> удельный вес абитуриентов, сдавших вступительные испытания на «отлично» и «хорошо».
Помимо основныхпоказателей, необходимо использовать дополнительные, в состав которых могут входить: количество абитуриентов (студентов), имеющих спортивные разряды; количество абитуриентов (студентов), имеющих дополнительное музыкальное, художественное и другое образование; количе-
ство абитуриентов (студентов), окончивших спецшколы по иностранному языку, физико-математические и пр.
Все эти характеристики подтверждают одаренность, увлеченность и трудолюбие будущего студента, что явля-
ется залогом его хорошей успеваемости.
В настоящее время, по данным статистики, наиболее высокий конкурс наблюдается в экономических вузах и факультетах, что позволяет сделать набор студентов из лучших, наиболее способных абитуриентов, но, как отмечалось выше, не всегда предоставляется такая возможность. Вместе с тем следует иметь в виду, что степень подготовки на момент поступления в вуз сказывается лишь до третьего года обучения.
В связи с вышесказанным мы считаем, что качество набора необходимо оценивать в два этапа:
1. На стадии вхождения в образовательную систему, когда по результатам вступительных испытаний определяется средневзвешенная величина балла, а также удельный вес медалистов и отличников.
2. После первого (второго) курса по тем же показателям.
Оценка качества абитуриентов на первом этапе осуществляется по каждой основной образовательной программе, что позволяет определить их рейтинг. Данные по оценке качества сводятся в таблицу 1.
Дополнительные показатели рекомендуется определять в абсолютных и относительных величинах. При введении единого государственного экзамена с 2004 года механизм определения качества абитуриентов также будетдейственным.
Таблица 1.
Показатели качества абитуриентов по основной образовательной программе
Всего подано заявле- ний Всего зачис- лено Основные показатели Дополнительные показатели
Ср. балл Уд. вес медалистов Уд. вес отличников Кол-во спортс- менов Выпускники спецшкол
Ин. язык Физ.- мат. Инфор- матики Музыкаль- ной
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
На втором этапе определяется качество подготовки абитуриентов, выступающих уже в роли студентов (табл. 2).
Сопоставление данных таблиц 1 и 2 позволит сделать вывод о качестве набора студентов. Оценка «на входе» и после года обучения по каждой образовательной программе и вузу в целом позволит определить вклад профессорско-преподавательского состава в корректировку первоначального уровня знаний и выявить «случайно» попавших в вуз. На изменение этого показателя большое влияние оказывает величина отсева студентов по причинам неуспеваемости и по болезни. Обычно, при поступлении в вуз на дневную форму обучения абитуриенты приносят формальные справки о состоянии здоровья, подтверждающие их пригодность к обучению, но в процессе учебы нередко их состояние здоровья не позволяет заниматься физическим воспитанием. Как правило, 15-20% студентов первого курса приносят справки об освобождении от занятий по физкуль-
туре, некоторые вынуждены брать академический отпуск по состоянию здоровья.
Таблица 2
Мероприятия, направленные на повышение действенности профориентационной работы и качества подготовки абитуриентов взаимообусловлены и должны объединяться в систему. Например, наличие в вузе профориентационной работы предполагает план приема по каждой основной образовательной программе и план мероприятий по организации набора.
Литература
1. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте (мнения участников «круглого стола») //Альма-матер.-2001. - №6. - С.15-23.
2. Хлебников В. Централизованное тестирование и единый экзамен - массовые процедуры тестирования в России (основные проблемы и достижения) //Новости образования.- 2002. - № 2.- С.2.
Показатели качества обучения студентов (набора_____уч. года)
по основной образовательной программе______________
Поступило чел. Окончило 1 курс Ср. балл Уд. вес отличников Уд. вес хорошистов Уд. вес удовл. оценок Принимали участие в жизни вуза:
Спорт Худ. сам-ть Науч. деятель- ность Общест- венная деятель- ность
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.