В. БУГЛАЕВ, ректор В. ПОПКОВ, проректор по учебной работе Брянский государственный технический университет
Предвузовская
подготовка
абитуриентов
Образовательный потенциал студентов, принятых на первый курс, определяется многими факторами: уровнем подготовки абитуриентов, степенью осознанности выбора специальности, знанием современного состояния избранной сферы деятельности и перспектив ее развития, наличием навыков самостоятельной работы и др. Поэтому, чтобы обеспечить качественное комплектование студенческого контингента, необходимо самим вузам позаботиться о создании развитой системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи.
Такая система и была разработана в Брянском государственном техническом университете. Прежде всего мы наладили выпуск и распространение информационных материалов о вузе, его факультетах и специальностях, по
которым здесь ведется обучение. Они содержат краткую историю университета, характеристику каждой специальности и сферы ее будущего применения, перечень изучаемых дисциплин, правила приема в вуз, методические указания для абитуриентов по физике, математике, информатике с образцами экзаменационных билетов прошлых лет и анализом ошибок абитуриентов по дисциплинам, включенным в программу вступительных испытаний. Информационные материалы о вузе публикуются также в различных справочниках для поступающих.
Для определения основных направлений профессиональной ориентации ежегодно анализируется состав поступающих в университет по типу учебных заведений, которые они окончили, и месту жительства. Результаты анализа приведены в таблице.
Структура абитуриентов, поступающих в БГТУ (%)
Категория абитуриентов Годы
1994 1995 1996 1997 1998 1999
Выпускники школ 92,7 89,7 85 85,4 82,8 81,3
Выпускники техникумов 4,3 6,9 11,5 10,7 13,7 16,9
Выпускники профессиональных училищ 3 3,4 3,5 3,9 3,5 1,8
Жители г. Брянска 68 64,8 62,5 61,5 58,5 57
Жители районов Брянской области 24 27,7 29,5 30 30,3 32,7
Жители других областей 8 7,5 8 8,5 11,2 10,3
Рост количества абитуриентов, окончивших средние специальные учебные заведения, - это следствие планомерной работы коллектива вуза в техникумах и профучилищах Брянска и области.
Лаборатория прикладных гуманитарных исследований под руководством проф. Лагерева В.В. в течение ряда лет занималась изучением мотивации и профессиональной ориентации абитуриентов, анализом профориентационной работы в школах города и области. Проводился опрос слушателей подготовительных курсов при университете и учащихся различных школ по анкете «Отношение к будущей специальности».
Результаты анкетирования показали, что около 24% опрошенных решили обучаться в вузе, чтобы удовлетворить свою потребность в образовании, а 42,3% - с целью получить в будущем высокооплачиваемую работу. 39,1% опрошенных выбрали специальность, отвечающую их интересам, а 19,9% мотивировали свой выбор перспективностью работы по специальности. Этим, кстати, объясняется высокий конкурс по специальностям экономического и юридического профиля. 50,6% абитуриентов хорошо представляли себе требования к поступлению в БГТУ, но лишь 22,4% были знакомы с требованиями, предъявляемыми к студентам вуза в ходе учебы. 90,4% респондентов признали необходимость проведения профориентации, в то же время 47,4% из числа опрошенных сообщили, что никакой предвузовской ознакомительной работы с ними не проводилось. 83,3% анкетируемых сочли интересным и полезным для себя предварительное знакомство с выбранной специальностью, 71,8% убеждены в необходимости подробного знакомства со всеми специальностями БГТУ. Результаты опросов были использованы для совершенствования профориентационной работы, проводимой университетом.
Среди форм профориентационной работы, кроме распространения информационных материалов о вузе, -выступления преподавателей университета в школах и техникумах области, публикации в заводских многотиражках, участие преподавателей в родительских собраниях, дни открытых дверей, встречи руководства вуза, факультетов и кафедр с абитуриентами и их родителями, экскурсии по кафедрам, проведение региональных олимпиад по математике, физике, информатике, черчению, совместное участие в республиканской олимпиаде по компьютерной графике учащихся вуза, техникумов и школ, технические кружки на выпускающих кафедрах, проведение совместных мероприятий со старшеклассниками, участие в ежегодных ярмарках учебных мест и днях профориентации, проводимых Центром профориентации, и т.д.
Наибольший интерес представляют долговременные формы профориента-ционной работы, сочетающиеся с довузовской подготовкой абитуриентов, проводимые университетом по договорам о сотрудничестве с рядом учебных заведений.
Как уже говорилось, успехи студентов в огромной степени зависят от подготовленности их к обучению в вузе -необходимого объема и качества систематизированных знаний (в первую очередь по математике и физике), соответствия школьной учебной программы требованиям вуза. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в последние годы при росте среднего балла школьного аттестата поступающих в университет уменьшается количество тех, кто выдерживают вступительные экзамены в наш вуз. В 1994 г. успешно сдали вступительные испытания 78,2% абитуриентов, в 1995 г. - 70,2%, в 1996 г. - 63,8%, в 1997 г. - 58,7%, в 1998 г. - 58,2%, в 1999 г. - 55,4%. Это
свидетельствует о том, что критерии оценки знаний в школе и в вузе различны и не во всех школах в полном объеме реализуются учебные программы по математике и физике.
Свыше десяти лет БГТУ практикует совмещение выпускных экзаменов в школах со вступительными испытаниями в вуз. В 1998 и 1999 годах наш университет был единственным вузом Брянска, который проводил единые экзамены в ряде средних учебных заведений (лицей №1, гимназии №№1,2, школы №№ 10, 11, 52 и др.). Они еще раз подтвердили разницу в критериях оценок между школой и вузом. Так, в 1998 г. из 134 выпускников, экзаменовавшихся по математике, 15% по оценкам вуза получили двойки, из 131 человека по физике получили двойки 35,5%, тогда как по школьным оценкам все сдали экзамены успешно. В 1999 г. из 138 человек, сдававших единый экзамен по математике, 59,4% не решили ни одной задачи из двух, предложенных вузом. Из 104 человек, сдававших единый экзамен по физике, 42% по оценкам вуза получили двойки. Следует отметить высокий уровень подготовки школьников по базовым дисциплинам в лицее №1, гимназиях №№ 1 и 2, ряде школ г. Брянска.
Одной из причин расхождения требований вуза и школы является отсутствие в стране концепции непрерывного образования. В вузах введены государственные образовательные стандарты по всем специальностям, определяющие входной уровень знаний абитуриентов, на основе которого составляются программы вступительных экзаменов. А образовательные стандарты для средней школы пока не реализованы. Отсюда возникает нестыковка школьного и вузовского образования.
Частично БГТУ решает эту задачу, постоянно расширяя систему довузовской подготовки, сочетая ее с профори-
ентационной работой. Система довузовской подготовки включает подготовительные курсы различной длительности в г. Брянске, г. Карачеве, г. Людиново Калужской области. В 1999 г. в г. Ново-зыбкове совместно с благотворительной организацией «Радимичи» созданы дистанционные подготовительные курсы.
С рядом средних общеобразовательных школ г. Брянска (гимназии №№ 1, 2, школы №№ 10, 11, 46, 52 и др.), имеющим инженерные классы, у нас ведется работа по договорам о сотрудничестве. Договоры предусматривают корректировку школьных учебных планов и программ с целью приближения их к требованиям вуза, развитие у учащихся интереса к физике, математике, информатике, техническому творчеству, углубленное изучение этих дисциплин с привлечением преподавателей университета, оказание методической помощи учителям, знакомство их с кафедрами, лабораториями и специальностями БГТУ.
Учащиеся некоторых школ один день в неделю занимаются в стенах университета: в лабораториях кафедры физики, компьютерных классах, кабинетах черчения. Для них читаются обзорные лекции по физике, охватывающие отдельные разделы школьного курса. В базовых школах преподаватели университета проводят занятия по специальным разделам математики, физики. В некоторых школах в течение ряда лет читались курсы «Основы технического творчества», «История техники». В ряде школ Бежицкого р-на г. Брянска сотрудники лаборатории прикладных гуманитарных исследований вели курс «Технология учебного труда». Для абитуриентов был разработан социально-психологический тренинг, обеспечивающий их подготовку к учебной деятельности в вузе и облегчающий адаптацию бывших школьников в университете. Тренинг включает диагностику и коррекцию учебных умений (способов вос-
приятия и усвоения учебного материала, развития памяти и мышления), формирование приемов предупреждения перегрузок и снятия психического напряжения и другие методы.
Долговременная довузовская подготовка по договорам о сотрудничестве ведется и с рядом средних специальных учебных заведений: политехническим и железнодорожным колледжами, автомобильным техникумом. Студенты политехнического колледжа, например, изучают физику и математику по программам, максимально приближенным к вузовским. Лабораторные работы по физике выполняются в лабораториях университета. Ежегодно вуз проводит инспекторские контрольные работы по физике и математике. Преподаватели вуза участвуют в работе государственных аттестационных комиссий. Выпускники, защитившие дипломные проекты на «отлично» и имеющие в приложении к диплому только хорошие и отличные оценки, принимаются в университет по результатам собеседования.
Кафедры «Автоматизированные технологические системы», «Машины и технология литейного производства», «Подъемно-транспортные машины», «Технология материалов и металловедение» два года проводят работу по обучению основам будущей профессии по договорам с Брянским городским центром художественно-технического творчества учащихся. Совместная деятельность университета и центра направлена на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, интеллектуальной инициативы, активизацию интереса к знаниям, возрождение в среде подростков установки на престижность занятий фундаментальными и техническими науками, создание предпосылок для развития научного образа мышления, обучение новым информационным технологиям, ориентацию учащихся на поступление в технический вуз. Занятия
проводятся преподавателями вуза в стенах университета со школьниками 10-х и 11-х классов Бежицкого р-на г. Брянска. Учащиеся знакомятся с историей техники, историей соответствующей специальности, получают навыки работы на компьютере, участвуют в работе кружков технического творчества. В программу второго года обучения включены трехмесячные подготовительные курсы.
Для совершенствования профориен-тационной работы и довузовской подготовки учащихся весьма перспективной является идея создания на базе вузов интегрированных образовательных структур, включающих в себя образовательные учреждения разного уровня. Университетом разработана концепция создания Брянского регионального центра непрерывного инженерного образования, в который входят на ассоциированной основе БГТУ, политехнический и железнодорожный колледжи, профессиональные училища №1 и №25, инженерные и экономические классы в лицее №1, гимназиях №1 и №2, школах №№ 10, 11, 46, 52 и др., областной центр новых информационных технологий, областной центр дистанционного образования, региональное представительство Центра тестирования и другие образовательные структуры.
Создание такого центра позволит ликвидировать дублирование содержания образовательных программ, обеспечить обучение на основе согласованных учебных планов и единства требований в оценке качества знаний на всех этапах обучения, повысить уровень профессиональной ориентации школьников, обеспечить непрерывный переход учащихся с одного уровня обучения на другой в рамках единой системы, сократить сроки обучения в вузе выпускников колледжей и профучи-лищ, более рационально использовать материальную базу учебных заведений.