Научная статья на тему 'Предвузовская подготовка абитуриентов'

Предвузовская подготовка абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предвузовская подготовка абитуриентов»

В. БУГЛАЕВ, ректор В. ПОПКОВ, проректор по учебной работе Брянский государственный технический университет

Предвузовская

подготовка

абитуриентов

Образовательный потенциал студентов, принятых на первый курс, определяется многими факторами: уровнем подготовки абитуриентов, степенью осознанности выбора специальности, знанием современного состояния избранной сферы деятельности и перспектив ее развития, наличием навыков самостоятельной работы и др. Поэтому, чтобы обеспечить качественное комплектование студенческого контингента, необходимо самим вузам позаботиться о создании развитой системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи.

Такая система и была разработана в Брянском государственном техническом университете. Прежде всего мы наладили выпуск и распространение информационных материалов о вузе, его факультетах и специальностях, по

которым здесь ведется обучение. Они содержат краткую историю университета, характеристику каждой специальности и сферы ее будущего применения, перечень изучаемых дисциплин, правила приема в вуз, методические указания для абитуриентов по физике, математике, информатике с образцами экзаменационных билетов прошлых лет и анализом ошибок абитуриентов по дисциплинам, включенным в программу вступительных испытаний. Информационные материалы о вузе публикуются также в различных справочниках для поступающих.

Для определения основных направлений профессиональной ориентации ежегодно анализируется состав поступающих в университет по типу учебных заведений, которые они окончили, и месту жительства. Результаты анализа приведены в таблице.

Структура абитуриентов, поступающих в БГТУ (%)

Категория абитуриентов Годы

1994 1995 1996 1997 1998 1999

Выпускники школ 92,7 89,7 85 85,4 82,8 81,3

Выпускники техникумов 4,3 6,9 11,5 10,7 13,7 16,9

Выпускники профессиональных училищ 3 3,4 3,5 3,9 3,5 1,8

Жители г. Брянска 68 64,8 62,5 61,5 58,5 57

Жители районов Брянской области 24 27,7 29,5 30 30,3 32,7

Жители других областей 8 7,5 8 8,5 11,2 10,3

Рост количества абитуриентов, окончивших средние специальные учебные заведения, - это следствие планомерной работы коллектива вуза в техникумах и профучилищах Брянска и области.

Лаборатория прикладных гуманитарных исследований под руководством проф. Лагерева В.В. в течение ряда лет занималась изучением мотивации и профессиональной ориентации абитуриентов, анализом профориентационной работы в школах города и области. Проводился опрос слушателей подготовительных курсов при университете и учащихся различных школ по анкете «Отношение к будущей специальности».

Результаты анкетирования показали, что около 24% опрошенных решили обучаться в вузе, чтобы удовлетворить свою потребность в образовании, а 42,3% - с целью получить в будущем высокооплачиваемую работу. 39,1% опрошенных выбрали специальность, отвечающую их интересам, а 19,9% мотивировали свой выбор перспективностью работы по специальности. Этим, кстати, объясняется высокий конкурс по специальностям экономического и юридического профиля. 50,6% абитуриентов хорошо представляли себе требования к поступлению в БГТУ, но лишь 22,4% были знакомы с требованиями, предъявляемыми к студентам вуза в ходе учебы. 90,4% респондентов признали необходимость проведения профориентации, в то же время 47,4% из числа опрошенных сообщили, что никакой предвузовской ознакомительной работы с ними не проводилось. 83,3% анкетируемых сочли интересным и полезным для себя предварительное знакомство с выбранной специальностью, 71,8% убеждены в необходимости подробного знакомства со всеми специальностями БГТУ. Результаты опросов были использованы для совершенствования профориентационной работы, проводимой университетом.

Среди форм профориентационной работы, кроме распространения информационных материалов о вузе, -выступления преподавателей университета в школах и техникумах области, публикации в заводских многотиражках, участие преподавателей в родительских собраниях, дни открытых дверей, встречи руководства вуза, факультетов и кафедр с абитуриентами и их родителями, экскурсии по кафедрам, проведение региональных олимпиад по математике, физике, информатике, черчению, совместное участие в республиканской олимпиаде по компьютерной графике учащихся вуза, техникумов и школ, технические кружки на выпускающих кафедрах, проведение совместных мероприятий со старшеклассниками, участие в ежегодных ярмарках учебных мест и днях профориентации, проводимых Центром профориентации, и т.д.

Наибольший интерес представляют долговременные формы профориента-ционной работы, сочетающиеся с довузовской подготовкой абитуриентов, проводимые университетом по договорам о сотрудничестве с рядом учебных заведений.

Как уже говорилось, успехи студентов в огромной степени зависят от подготовленности их к обучению в вузе -необходимого объема и качества систематизированных знаний (в первую очередь по математике и физике), соответствия школьной учебной программы требованиям вуза. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в последние годы при росте среднего балла школьного аттестата поступающих в университет уменьшается количество тех, кто выдерживают вступительные экзамены в наш вуз. В 1994 г. успешно сдали вступительные испытания 78,2% абитуриентов, в 1995 г. - 70,2%, в 1996 г. - 63,8%, в 1997 г. - 58,7%, в 1998 г. - 58,2%, в 1999 г. - 55,4%. Это

свидетельствует о том, что критерии оценки знаний в школе и в вузе различны и не во всех школах в полном объеме реализуются учебные программы по математике и физике.

Свыше десяти лет БГТУ практикует совмещение выпускных экзаменов в школах со вступительными испытаниями в вуз. В 1998 и 1999 годах наш университет был единственным вузом Брянска, который проводил единые экзамены в ряде средних учебных заведений (лицей №1, гимназии №№1,2, школы №№ 10, 11, 52 и др.). Они еще раз подтвердили разницу в критериях оценок между школой и вузом. Так, в 1998 г. из 134 выпускников, экзаменовавшихся по математике, 15% по оценкам вуза получили двойки, из 131 человека по физике получили двойки 35,5%, тогда как по школьным оценкам все сдали экзамены успешно. В 1999 г. из 138 человек, сдававших единый экзамен по математике, 59,4% не решили ни одной задачи из двух, предложенных вузом. Из 104 человек, сдававших единый экзамен по физике, 42% по оценкам вуза получили двойки. Следует отметить высокий уровень подготовки школьников по базовым дисциплинам в лицее №1, гимназиях №№ 1 и 2, ряде школ г. Брянска.

Одной из причин расхождения требований вуза и школы является отсутствие в стране концепции непрерывного образования. В вузах введены государственные образовательные стандарты по всем специальностям, определяющие входной уровень знаний абитуриентов, на основе которого составляются программы вступительных экзаменов. А образовательные стандарты для средней школы пока не реализованы. Отсюда возникает нестыковка школьного и вузовского образования.

Частично БГТУ решает эту задачу, постоянно расширяя систему довузовской подготовки, сочетая ее с профори-

ентационной работой. Система довузовской подготовки включает подготовительные курсы различной длительности в г. Брянске, г. Карачеве, г. Людиново Калужской области. В 1999 г. в г. Ново-зыбкове совместно с благотворительной организацией «Радимичи» созданы дистанционные подготовительные курсы.

С рядом средних общеобразовательных школ г. Брянска (гимназии №№ 1, 2, школы №№ 10, 11, 46, 52 и др.), имеющим инженерные классы, у нас ведется работа по договорам о сотрудничестве. Договоры предусматривают корректировку школьных учебных планов и программ с целью приближения их к требованиям вуза, развитие у учащихся интереса к физике, математике, информатике, техническому творчеству, углубленное изучение этих дисциплин с привлечением преподавателей университета, оказание методической помощи учителям, знакомство их с кафедрами, лабораториями и специальностями БГТУ.

Учащиеся некоторых школ один день в неделю занимаются в стенах университета: в лабораториях кафедры физики, компьютерных классах, кабинетах черчения. Для них читаются обзорные лекции по физике, охватывающие отдельные разделы школьного курса. В базовых школах преподаватели университета проводят занятия по специальным разделам математики, физики. В некоторых школах в течение ряда лет читались курсы «Основы технического творчества», «История техники». В ряде школ Бежицкого р-на г. Брянска сотрудники лаборатории прикладных гуманитарных исследований вели курс «Технология учебного труда». Для абитуриентов был разработан социально-психологический тренинг, обеспечивающий их подготовку к учебной деятельности в вузе и облегчающий адаптацию бывших школьников в университете. Тренинг включает диагностику и коррекцию учебных умений (способов вос-

приятия и усвоения учебного материала, развития памяти и мышления), формирование приемов предупреждения перегрузок и снятия психического напряжения и другие методы.

Долговременная довузовская подготовка по договорам о сотрудничестве ведется и с рядом средних специальных учебных заведений: политехническим и железнодорожным колледжами, автомобильным техникумом. Студенты политехнического колледжа, например, изучают физику и математику по программам, максимально приближенным к вузовским. Лабораторные работы по физике выполняются в лабораториях университета. Ежегодно вуз проводит инспекторские контрольные работы по физике и математике. Преподаватели вуза участвуют в работе государственных аттестационных комиссий. Выпускники, защитившие дипломные проекты на «отлично» и имеющие в приложении к диплому только хорошие и отличные оценки, принимаются в университет по результатам собеседования.

Кафедры «Автоматизированные технологические системы», «Машины и технология литейного производства», «Подъемно-транспортные машины», «Технология материалов и металловедение» два года проводят работу по обучению основам будущей профессии по договорам с Брянским городским центром художественно-технического творчества учащихся. Совместная деятельность университета и центра направлена на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, интеллектуальной инициативы, активизацию интереса к знаниям, возрождение в среде подростков установки на престижность занятий фундаментальными и техническими науками, создание предпосылок для развития научного образа мышления, обучение новым информационным технологиям, ориентацию учащихся на поступление в технический вуз. Занятия

проводятся преподавателями вуза в стенах университета со школьниками 10-х и 11-х классов Бежицкого р-на г. Брянска. Учащиеся знакомятся с историей техники, историей соответствующей специальности, получают навыки работы на компьютере, участвуют в работе кружков технического творчества. В программу второго года обучения включены трехмесячные подготовительные курсы.

Для совершенствования профориен-тационной работы и довузовской подготовки учащихся весьма перспективной является идея создания на базе вузов интегрированных образовательных структур, включающих в себя образовательные учреждения разного уровня. Университетом разработана концепция создания Брянского регионального центра непрерывного инженерного образования, в который входят на ассоциированной основе БГТУ, политехнический и железнодорожный колледжи, профессиональные училища №1 и №25, инженерные и экономические классы в лицее №1, гимназиях №1 и №2, школах №№ 10, 11, 46, 52 и др., областной центр новых информационных технологий, областной центр дистанционного образования, региональное представительство Центра тестирования и другие образовательные структуры.

Создание такого центра позволит ликвидировать дублирование содержания образовательных программ, обеспечить обучение на основе согласованных учебных планов и единства требований в оценке качества знаний на всех этапах обучения, повысить уровень профессиональной ориентации школьников, обеспечить непрерывный переход учащихся с одного уровня обучения на другой в рамках единой системы, сократить сроки обучения в вузе выпускников колледжей и профучи-лищ, более рационально использовать материальную базу учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.