Научная статья на тему 'Анализ профориентационной работы на кафедре ПиКО за 1996-2004 годы'

Анализ профориентационной работы на кафедре ПиКО за 1996-2004 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилина О.А., Ежова К.В., Иванова Т.В.

Рассматривается опыт профориентационной работы на кафедре ПиКО. Анализируется статистические данные об успеваемости студентов, поступивших на кафедру не только на общих основаниях, но и по результатам предметных олимпиад, льготных экзаменов по договору «Школа-вуз» и ЕГЭ. Приведены выводы о целесообразности дальнейшего проведения профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ профориентационной работы на кафедре ПиКО за 1996-2004 годы»

ПРИКЛАДНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ОПТИКА

АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ

ПИКО ЗА 1996-2004 ГОДЫ К.В. Ежова, О.А. Гаврилина, Т.В. Иванова

Рассматривается опыт профориентационной работы на кафедре ПиКО. Анализируется статистические данные об успеваемости студентов, поступивших на кафедру не только на общих основаниях, но и по результатам предметных олимпиад, льготных экзаменов по договору «Школа-вуз» и ЕГЭ. Приведены выводы о целесообразности дальнейшего проведения профориентационной работы.

Цели профориентационной работы кафедры ПиКО

Профориентационная работа проводится на кафедре прикладной и компьютерной оптики уже почти 10 лет. Такая работа необходима для того, чтобы добиться стабильного количества абитуриентов, улучшить подготовленность абитуриентов к вступительным экзаменам и институтской программе обучения и, как следствие, улучшить успеваемость студентов на первом и последующих курсах. Она также помогает выработать и поддерживать определенный имидж кафедры и оптических специальностей, отобрать и воспитать потенциальные кадры для научной деятельности.

Одним из главных направлений профориентационной работы кафедры является работа со школами.

Опыт профориентационной работы со школьниками на кафедре ПиКО

Опыт показывает, что проведения коротких рекламных лекций в школах малоэффективно. Чаще всего такие занятия вызывают обратную реакцию: если агитируют поступать в этот вуз, значит, там недобор, туда никто не хочет идти. Занятия же в институте вносят разнообразие в школьную рутину, ребятам интересно побывать в высшем учебном заведении, почувствовать себя «без пяти минут студентами». Занятия в институте тем более обоснованы, что здание у нас в хорошем состоянии, сделан ремонт, висят красивые стенды - все это показывает, что вуз активно развивается.

Занятия со школьниками 10-11 классов проводятся по курсам «Компьютерная оптика» и дополнительно (для желающих) - «Информатика». Они организованы в виде лекционных и практических занятий в компьютерном классе кафедры с использованием современных средств обучения (презентаций, методических раздаточных материалов).

Занятия по информатике включают в себя получение общего представления и навыков работы с современным программным обеспечением, навыки работы в сети Internet, изучение основных принципов программирования на языке Visual Basic. Конечно, сами занятия по информатике не могут добавить интереса к специальности, но формируют общее впечатление о преподавателях и кафедре в целом. Занятия по информатике повышают интерес к кафедре в целом и позволяют дать элементарную компьютерную грамотность, необходимую для успешной учебы (особенно по специализации «Компьютерная оптика»).

На занятиях по компьютерной оптике в занимательной форме рассказывается о современной оптике, дается информация об институте, кафедре, специализациях кафедры, а также о научных разработках, которые проводились и проводятся на кафедре. На протяжении всех лекций делается упор на актуальность оптических задач и их вос-

требованность не только в России, но и за рубежом. Кроме занятий в компьютерном классе, несколько раз проводились экскурсии в ГОИ - такие экскурсии вызывают у школьников большой интерес, позволяет увидеть свое потенциальное рабочее место. В результате повышается интерес к оптике в целом, появляется подробное знание о сфере деятельности кафедры и благожелательное отношение к поступлению в наш вуз, хотя бы как один из вариантов.

Для успешной подготовки к вступительным экзаменам учителям-предметникам договорных школ передаются последние версии сборников задач, выпускаемых приемной комиссией. На наших занятиях школьники имеют возможность отвечать на компьютерные тесты по физике. Здесь происходит своевременное оповещение о датах проведения олимпиад и других акциях.

Постоянный контакт со школами позволяет проводить рекламу и среди родителей. На родительских собраниях раздаются рекламные листовки, подробно разъясняются правила поступления. Опыт показывает, что эффективным является договор с одной школой, длящийся несколько лет. Тогда выпускники школы, которые уже учатся в институте, сами начинают агитировать поступать именно на нашу кафедру. Таким образом, среди абитуриентов всегда много знакомых, братьев и сестер тех, кто уже успешно учится.

Кроме работы с договорными школами, кафедра участвует в проведении дней открытых дверей, на которых устраиваются презентация и происходит раздача рекламных листовок. Сайт в Интернете с информацией для абитуриентов также делает свой вклад в общий имидж кафедры, который складывается у абитуриентов.

Анализ перспективности профориентационной работы

Занятия со школьниками проводятся на кафедре, начиная с 1996 года. Динамика количества поступивших с 1996 года представлена на рис. 1.

Количество поступивших (чел) □ занимались на кафедре □ не занимались

22 42 32 30 26 42 23 27 9 52 10 47 1 58 3 57

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

12 баллов 12 баллов 13 баллов 14 баллов 13 баллов 13 баллов 14 баллов 11 баллов

Год поступления, проходной балл

Количество поступивших (чел) □ шк. экзамены □ общий поток □ контракт □ олимпиадь □ медаль □ сертификаты

сч сч сч сч С\| со см С\| ю С\| 7 <4 со С\| со о см

«5= 1 2 7 № 9 1 п4 1 о™ 1 О) 2 СО 2

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

12 баллов 12 баллов 13 баллов 14 баллов 13 баллов 13 баллов 14 баллов 11 баллов

Рис. 1. Количество абитуриентов, поступивших с 1996 по 2004 год

По результатам первого курса наиболее подготовленными оказались абитуриенты из школ с углубленным изучением физики и математики. Однако у сильных школ есть

свои недостатки - более устойчивые, стабильные знания и уверенность в своих силах позволяют абитуриентам поступить в другие институты на общих основаниях, поэтому количество поступивших на нашу кафедру из таких школ не очень высоко. Однако кафедра заинтересована не только в большом наборе, но и в стабильной учебе своих студентов. Нет никакого смысла набирать большое количество слабых студентов на первый курс, чтобы до 3-4 курса из них осталась меньше половины (как произошло с набором 1997 года). Постепенно имидж кафедры стабилизировался, количество абитуриентов не из договорных школ возросло. Поэтому было решено ориентироваться в первую очередь не на количество, а на качество, и проводить занятия только со специализированными классами с усиленной подготовкой по физике и математике.

В последние годы общий конкурс и проходной балл повышался, а льготы для школьников уменьшались. Естественно, в таких условиях количество абитуриентов из договорных школ сократилось, и занятия становятся менее выгодными. В таких условиях возможны два пути повышения количества поступивших из договорных школ:

• заключать договора с сильными физико-математическими школами, чтобы их выпускники могли поступить в вуз и без существенных льгот; но таким школьникам нет большого смысла посещать наши занятия и поступать именно к нам, они могут поступить куда угодно;

• более активно готовить школьников к вступительным экзаменам, однако подменять школьную подготовку по физике и математике у нас нет возможностей.

Несмотря на уменьшение количества поступивших из договорных школ, проф-ориентационная работа со школьниками все равно продолжает оставаться актуальной. Теперь абитуриенты из договорных школ нужны для улучшения качественного состава абитуриентов. Во-первых, благодаря более осмысленному выбору специальности выше интерес к учебе. Во-вторых, то, что какая-то часть студентов уже знакома с кафедрой и с преподавателями, облегчает работу куратора на первом курсе. В-третьих, то, что преподаватели кафедры знают студентов, позволяет выделить наиболее способных из них для привлечения к научной работе уже на младших курсах.

Статистические данные об учебе студентов, поступивших различными способами

Статистические данные об учебе учащихся договорных школ приведены на рис. 2-4. Из рис. 2 видно, что число отчисленных за все время обучения среди тех, кто посещал профориентационные занятия, значительно ниже, чем среди тех, кто такие занятия не посещал.

Отчислено за все время обучения (%

33%

13%

□ занимались на кафедре □ не занимались

Отчислено за все время обучения (%)

53%

33%

23%

23%

15%

□ шк. экзамены

□ общий поток

□ контракт

□ олимпиады

□ медаль

График 2. Количество отчисленных за все время обучения, среднее за 1996-2004 год

Рис. 3 и 4 демонстрируют данные об успеваемости. Из них можно сделать вывод, что средний балл практически не зависит от того, посещал ли студент профориентаци-онные занятия, а вот количество отличников, т.е. тех, у кого средний балл превышает 4.5, значительно выше среди учащихся договорных школ.

Средний балл за все время обучения

4.02

3.91

□ занимались на кафедре

□ не занимались

Средний балл за все время обучения

4.12

3.96

3.61

3.83

3.98

□ шк. экзамены

□ общий поток

□ контракт

□ олимпиады

□ медаль

График 3. Средний балл за все время обучения, среднее за 1996-2004 год.

Количество отличников (°/%

21%

7%

□ занимались на кафедре

□ не занимались

Количество отличников (°/%

10%

11%

12%

1% 1%

□ шк. экзамены

□ общий поток

□ контракт

□ олимпиады

□ медаль

Рис. 4. Количество отличников (средний балл больше 4.5), среднее за 1996-2004 год

Интересно также посмотреть статистические данные об учебе студентов, поступивших различными способами (олимпиады, медаль, договорные школы и т.д.). Результаты показывают, что средний балл среди поступивших различными способами отличается незначительно (от 3.6 до 4.1). Из рис. 2 видно, что самой большой процент отчисленных имеет место среди студентов контрактной формы обучения (около 50%). Меньше всего отчисленных среди студентов, поступавших через олимпиады. Количество отличников примерно одинаково среди поступивших по школьным экзаменам, медалистов и олимпиадников.

Представленная статистика наглядно демонстрирует, что все способы поступления (олимпиады, медаль, школьные экзамены) дают близкие результаты. Результаты студентов, поступившие общим потоком, несколько хуже, однако, если учесть, что, начиная с 1998 года, таких студентов было около 5 человек в год, становится понятно, что, во-первых, статистические данные по этой категории абитуриентов недостаточно репрезентативны, и, во-вторых, влияние таких студентов на общую ситуацию незначительно. Таким образом, за исключением приема на контрактное обучение, все остальные способы поступления являются одинаково успешными.

Анализ условий приема

Сильно усложняет профориентационную работу то, что правила поступления для школьников недостаточно четко сформулированы и прописаны в договоре со школой. Было бы значительно удобнее, чтобы все условия и правила были записаны четко прямо в договоре со школой, тогда и кафедре будет проще работать, и не возникнет претензий со стороны школьников и их родителей.

Еще одной проблемой является разный уровень сложности у олимпиад, ЕГЭ и вступительных и досрочных экзаменов. Получается, что абитуриенты, имеющие ЕГЭ, находятся в более выгодных условиях. Интересно было бы проанализировать и сравнить сложность заданий и количество баллов, необходимых для одной и той же оценки при разных способах поступления. К сожалению, отличия в уровне сложности существуют не только между разными экзаменационными заданиями, но и в целом между уровнем подготовки по физике, который дает обычная (не физико-математическая)

средняя школа, и уровнем, требуемым для поступления. Конечно, более подготовленные выпускники физико-математических классов имеют справедливое преимущество, но обидно, что много неплохих ребят не могут поступить, даже имея отличные оценки в школе.

Еще одной актуальной проблемой является набор абитуриентов на контрактной основе. Статистика показывает, что около 40% контрактников отчисляются после 1-го курса. Причиной этого является не только низкий уровень подготовки, но и отсутствие мотивации (есть контрактники, которые не приступают к сессии, т.е. перестают посещать занятия еще в первом семестре). Если контрактников набирается достаточное количество, то к моменту вступительных экзаменов набор на контрактной основе закрывается, и те, кто не прошел по конкурсу (например, имеют 12 баллов при проходном 13), уже не имеют возможности поступить, хотя очевидно, что такой студент будет учиться значительно лучше, чем тот, кто даже не пытался сдавать вступительные экзамены и поступил по тестам. Возможно, было бы правильно устроить для контрактников отдельный конкурс, например, учитывать ЕГЭ или средний балл аттестата.

Выводы по проведению профориентационной работе

Проанализировав проводимую на кафедре работу по профориентации, можно сформулировать основные направления дальнейшей работы. Во-первых, необходимо продолжать профориентационную работу. Во-вторых, необходимо стремиться к увеличению к. п.д. занятий, этого можно добиться путем пересмотра программы занятий в зависимости от интересов школьников. Также в дальнейшем, возможно, стоит более активно заниматься подготовкой к вступительным экзаменам и постоянно вовлекать в работу со школьниками новых магистрантов и аспирантов.

Необходимо отслеживать статистику количества и качества приема из различных школ, разрывать договора с неудачными школами и заключать договора с новыми школами (желательно с физико-математическими классами), из которых в вузе уже есть студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.