проблемно ориентированного, так и лично-стно ориентированного обучения.
Юридическую основу внедрения указанной формы подготовки инженеров в учебный процесс составляет решение Министерства образования России о возможности введения сокращенного срока обучения в вузе для родственных специальностей колледжей и техникумов.
Главными условиями внедрения рассматриваемой формы подготовки инженеров являются следующие:
1) сокращение времени обучения в вузе возможно на срок до 2 лет;
2) максимальное использование в учебном процессе колледжа кадровой, методической базы вуза с целью адаптации студентов колледжа к будущей учебе;
3) перевод выпускников колледжа после их поступления в вуз на индивидуальные сокращенные планы обучения, учи-
тывающие необходимость полного соответствия объема пройденного материала обычным учебным планам.
Эти главные условия лежат в основе договоров о сотрудничестве между колледжем и вузом, учитывающих все организационные и методические стороны вопроса.
В течение 5 лет опыт используется на одной из инженерных специальностей Мордовского госуниверситета.
Анализ данных экзаменов показал, что студенты, обучающиеся по такой схеме, имеют лучшую успеваемость, более четко выраженное стремление учиться, гораздо легче осваивают специальные предметы, чем студенты, обучающиеся по обычным учебным планам. Реализация этой формы подготовки инженеров хотя и сопряжена с определенными организационными и методическими трудностями, достаточно эффективна и оправданна.
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛА - ВУЗ
М.И. Ломшин, декан факультета довузовской подготовки
МГУ им. Н.П. Огарева, профессор
Система непрерывного образования, представляет собой важнейший фактор обеспечивающая человеку благоприятные формирования набора в вуз и подготовки
условия для получения необходимых зна- специалистов.
В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева в преемственной системе непрерывного образования в течение ряда лет функционирует факультет довузовской подготовки (ФДП). В концептуальной деятельности факультета приоритет отдается решению двуединой задачи: с одной стороны, это обеспечение ус-
ний и умений во все периоды жизни, может быть реализована через дошкольное, школьное, довузовское, вузовское и послевузовское образование.
Возросший престиж высшего образова-
ния, развитие и укрепление связей между вузом и школой, на первый взгляд, решают проблему поиска вузом своего абитуриен-
та. Однако в связи с тем что в результате ловий для непрерывного и свободного раз-
не до конца продуманных реформ потеряны преемственность, целостность и согласованность системы образования, возникает необходимость в дополнительной подготовке выпускников средних общеобразовательных учреждений к поступлению в вуз, т.е. в дополнительном образовании.
вития индивидуальных творческих способностей личности, удовлетворение ее познавательных интересов и запросов, формирование необходимой базы знаний и умений учащихся для успешной сдачи испытаний в вуз и обучения в нем, с другой - реализация углубленной профессиональной ориен-
Проблема восстановления целостности зве- тации потенциальных абитуриентов. На наш
вуз является одной из самых взгляд, обе составляющие задачи нельзя в
на школа
острых, поскольку это звено стоит в центре системы непрерывного образования и
сегодняшних условиях считать автономными, они части единого целого.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Действительно, во-первых, грамотная зовским преподавателем, более привычное анизация различных форм довузовского школьнику, возможность немедленного
выяснения сложных или непонятных вопросов темы способствуют хорошему уровню
образования позволяет окончившим их более успешно преодолевать существующий разрыв между уровнем знаний выпускников средней школы и уровнем требований, предъявляемых к абитуриентам вузом. Во-вторых, профориентационная работа, целью которой является помощь учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности и получении высшего профессионального образования по выбранной специальности, особенно актуальна сегодня в связи с открытием новых специальностей и специализаций в университете, обеспечивающих будущим выпускникам возможность
подготовки слушателей.
В
- июле действуют дневные курсы. Они полезны выпускникам, определившимся в выборе факультета, которым нужно привести в систему школьные знания, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах в университет.
В последние годы в работе ФДП наметились новые подходы к подготовке будущих абитуриентов. Так, если раньше мы ограничивались только массовой формой
работы во многих сферах общественной и про- подготовки слушателей, то в настоящее
изводственной деятельности.
На ФДП накоплен большой опыт подготовки старшеклассников, адаптации их к дальнейшему обучению в вузе. Решение этой основной задачи ФДП реализуется в различных формах и видах работы с молодежью.
время пытаемся внедрить индивидуальную форму. В зависимости от уровня и ка-
чества школьной подготовки слушателей разработаны программы по всем предметам, рассчитанные на различные сроки обучения. Для менее подготовленных они
Так, в составе факультета функционируют более продолжительны, для имеющих отплатные подготовительные курсы, подготов- личные оценки по предмету, медалистов -ка на которых ведется как по предметам могут быть сокращены. Нужно особо ска-
вступительных испытании, так и по предметам, вызывающим определенные трудности в первые годы обучения в университете. Слушатели имеют право выбирать предме-
зать о последней группе наших возможных слушателей, так как чаще всего медалисты более тщательно готовятся к одному, основному или профильному, экзамену, рас-
которым им необходима подготовка, считывая получить по нему высший балл,
продолжительность и время обучения
Для
факультета
и незаслуженно забывают о других. Поэтому совсем не редкость - их невысокие оценки на последующих экзаменах. Для
работают постоянно действующие заочные таких слушателей организуются занятия-
курсы, которые позволяют повысить уровень знаний учащихся, не имеющих воз-
формы обучения
консультации в период между экзаменами.
Естественно, что при индивидуальной или в составе малых групп (до 5 чел.) под-
В течение выбранного срока обучения слу- готовке качество знаний слушателей выше шателю высылаются задания, которые про- так как преподаватель имеет возможность веряются и анализируются опытными преподавателями. Выводы, пожелания и рекомендации доводятся до сведения автора работы, что позволяет последнему обра-
не только расширить и углубить знания обучаемых по предмету, но и регулярно контролировать их, останавливаясь на более трудных местах, повторяя и систематизи-
тить внимание на выявленные пробелы в руя менее сложные. При этом немаловаж-знаниях, способствует более рациональной ное значение имеют учет способности слу-самостоятельной подготовке, знакомит с шателя к усвоению материала (что не все-
вузовскими требованиями.
гда получается в больших группах), воз-
Так же на постоянной основе работа- можность ликвидации конкретных пробелов
ют вечерние 9-, 6-, 4- и 3-месячные курсы. Занятия на них проводятся на базе универ ситета в вечернее время в группах по 15 -20 чел. Живое общение с опытным ву- ется по 36-часовой программе, занятия по
в знаниях ученика. Подготовка абитуриентов в группах по 5 - 6 чел. возможна по любым предметам. Обучение осуществля-
№ 2, 2001 ШШШШ
каждому предмету проводятся раз в неде- чинам не получившим высшее образова-
лю в течение 3 мес. Набор слушателей
идет непрерывно.
Возможна и такая форма интенсивной подготовки школьников, когда занятия организуются в период зимних и весенних школьных каникул на базе университета ил и в школах по месту жительства по заявкам родителей и руководителей школ. Нам представляется, что особый интерес выпускников школ и рабочей молодежи должны вызвать такие формы подготовки, как занятия один на один с преподавателем по индивидуальным программам, или подготовка к собеседованию медалистов на любой факультет.
В 1999/2000 учебном году прошла свое-
ние, но желающим получить его, а помочь им выбрать нужную профессию, сориентировать на ту специальность, к которой данный человек имеет наибольшие склонности. Профессиональная ориентация слушателей осуществляется через комплекс мероприятий, организуемых и проводимых при участии всех преподавателей, работающих на факультете. Этот комплекс составляют олимпиады, экскурсии по факультетам, встречи с преподавателями и деканами факультетов и руководством университета.
При формировании контингента слушателей повышенное внимание наравне с одиннадцатиклассниками уделяется рабочей мо-
образную апробацию еще одна форма под- лодежи и уволенным в запас воинам. Это
вызвано необходимостью притока в студенческую среду молодых людей, получивших
готовки: к сдаче тестов по всем предметам общеобразовательного цикла по 24-часовой
программе. Всего на этих курсах обучалось гражданскую и идейную закалку, прошедших
60 слушателей.
определенную трудовую школу и, как прави-
Обзорные курсы лекций по любым пред- ло, твердо определивших свое профессиональ-метам продолжительностью 36 ч обеспечи- ное призвание. Придя на избранный факуль-
вают систематизацию полученных знании, знакомят с требованиями программы подготовки специалистов в университете.
Факультет имеет возможность оказы-
тет после подготовительных курсов, такие студенты оказываются практически подготовленными к ритму студенческой жизни, из них формируется основной костяк стуценчес-
вать необходимую помощь органам образо- кого самоуправления, многие из них назнача-
вания в подготовке учащихся к участию в олимпиадах по предметам всех уровней (го-
ются старостами академических групп. Вообще, справедливости ради надо
родских, районных, республиканских и т.д.). сказать, что наиболее перспективными
Подготовка слушателей на всех формах обучения ведется квалифицированными преподавателями, имеющими большой опыт работы в приемных комиссиях и знакомыми с требованиями, предъявляемыми к знаниям абитуриентов на вступительных
являются прямые связи университета с предприятиями и организациями. В самом деле, университет будет представлять, для кого готовит специалистов, а те, в свою очередь, более глубоко и предметно будут готовиться к своей будущей
экзаменах в университет, владеющими профессиональной деятельности на сту-
школьными программами. Благодаря это- денческой скамье начиная^ факультета
му выпускники курсов хорошо адаптируются к вузовским условиям и, как правило, им организации получат хороших специали-
довузовской подготовки. Предприятия и
несколько легче впоследствии привыкать к студенческой жизни. По нашим наблюдениям, в дальнейшем они ставят перед собой конкретные цели и достигают их с большой результативностью, добиваясь профессионального мастерства.
Чтобы успешно осуществлять отбор и комплектование контингента слушателей, на факультете в настоящее время проводится большая и многоплановая работа по профессиональной ориентации. Ее цель - не просто выявить людей, по каким-либо при-
став, не понаслышке знающих коллектив, его проблемы и нужды.
Как записано в Типовом положении о курсах при высших и средних специальных учебных заведениях, они являются звеном в системе непрерывного образования и вносят свой вклад в достижение наиболее полного удовлетворения растущих духовных потребностей людей в области образования. Образно говоря, подготовительные курсы - это путевка в вуз для старшеклассников и рабочей молодежи.