М. ЛУКАШЕНКО, кандидат экономических наук Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Становление и развитие рыночных отношений в системе образования России инициировали процессы интеграции различных ступеней образования.
В условиях недостаточного бюджетного финансирования образовательному учреждению любой ступени для выживания необходим перечень образовательных услуг, оказываемых на платной основе. Услуги должны быть востребованы платежеспособной частью населения, а следовательно, соответствовать критериям выбора таких услуг.
Как показали результаты анкетирования родителей учащихся общеобразовательных школ, основным критерием выбора школы является наличие договорных отношений с вузом (вузами) и обеспечение преемственности и непрерывности реализуемых образовательных программ.
Вузам, в свою очередь, для решения маркетинговых задач необходимо взаимодействие со школами. Отсюда постепенный переход вузов от политики кастовости и недоступности к политике демократичности и открытости по отношению к школам. В период с 1990 по 2000 гг. наблюдается устойчивая положительная динамика роста интенсивности взаимодействия образовательных учреждений, реализующих различные уровни и формы обучения.
Научной основой такого взаимодействия является концепция непрерывного образования, впервые сформулированная в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО: непрерывное образование есть «непрерывный
Вертикальная интеграция в системе образования
процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в кото-рыхможетоказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию...».
В условиях плановой экономики практика непрерывного образования не предусмотрена. Управлением образования на каждом уровне занимается своя структура, а за содержание образования отвечают организации, не связанные между собой. Экономические стимулы, способные инициировать взаимодействие образовательныхучреждений различного уровня, отсутствуют. Отсюда -одна из поговорок «застойного периода»: поступившим в вуз на первых занятиях говорилось «Забудьте все, чему вас учили в школе»; пришедшим в НИИ или на производство по окончании вуза: «Забудьте все, чему вас учили в вузе».
Становление рыночных отношений в России в корне меняет ситуацию. Перемены были инициированы вузами и входили в их маркетинговую стратегию. Середина 90-х годов ознаменовалось тесной интеграцией образовательных учреждений различного уровня. Возникли понятия: «базовая школа», «класс, спрофилированный на вуз», «лицейский класс» и т.д.
Практически в каждом вузе были открыты центры довузовской подготовки, отвечающие за развитие отношений со школами.
Школы, в свою очередь, инициировали деятельность в двух направлениях:
1. Развитие договорных отношений с вузами с целью обеспечения непрерывности и преемственности образовательных программ для школьных выпускников.
2. Создание на собственной базе дошкольных гимназий, обеспечивающих преемственность с дошкольными учреждениями, их развивающими программами и подготовку детей к обучению в конкретной школе.
В первый момент остались в стороне учреждения начального и среднего профессионального образования. Но, опять же по инициативе вузов, стали разрабатываться образовательные программы высшего образования на базе среднего профессионального образования, и, как следствие, возникли договорные отношения между вузами и колледжами о сотрудничестве в сфере непрерывной подготовки специалистов.
Региональный опыт
Сегодня можно выделить следующие модели непрерывного образования, реализованные совместно школами, колледжами и вузами:
• «школа - вуз»;
• «школа - колледж»;
• «колледж -вуз»;
• «школа - колледж - вуз».
В рамках каждой модели возможна реализация нескольких образовательных программ. Например, модель «школа - вуз » включает в себя: подготовительные курсы на базе вуза; подготовительные курсы на базе школ (классы, спрофилированные на
вуз); специализированные классы (сочетание подготовки в вуз и профориентационной программы, подготовки в вуз и психологического образования и т.д.); лицейские классы (углубленное изучение специальных дисциплин по экспериментальному учебному плану; подготовка школьников к обучению в вузе по индивидуальному учебному плану, не исключающему сокращение сроков обучения).
Например, в Южно-Российском государственном техническом университете (г. Новочеркасск) функционирует региональный центр непрерывного образования, координирующий деятельность профориентационных подготовительных центров, специализированных двухгодичных школ при университете и его институтах, подготовительных курсов при филиалах, техническихи профилированных классах в средних школах.
Тюменской государственной медицинской академией создана сеть медицинских лицеев на всей территории Тюменской и Курганской областей. Ею организована деятельность специализированных лицейских классов, ориентированных на медицинские программы (обучение школьное с получением аттестата о среднем образовании), а также филиалов подготовительных курсов (рис. 1).
Академия
Рис.1. Модель «школа-вуз»
Модель «школа - колледж» предполагает добровольное объединение учебных заведений разных уровней (колледжа, ПТУ, школ) на базе одного из них (как правило, колледжа). Обязательным условием является выравнивание учебно-
го плана, которое дает возможность по окончании школы выдать выпускнику помимо аттестата о среднем образовании еще и академическую справку за два курса колледжа и обеспечить возможность продолжения его обучения на третьем курсе как базового колледжа, так и любого колледжа на основании академической справки.
Наряду с этим, выравнивается учебный план ПТУ (весь период обучения) и колледжа (I, II курс). По окончании обучения в ПТУ выпускник получает как диплом о начальном профессиональном образовании, так и академическую справку за два курса колледжа, он также может продолжить обучение в колледже с третьего курса.
Наиболее характерным примером является Новочеркасский региональный учебный центр непрерывного профессионального образования— добровольное объединение образовательных учреждений на базе колледжа (профессиональных училищ, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений).
В основе его деятельности - выравненные учебные планы, обеспечивающие преемственность образовательных программ (табл.).
Модель «колледж - вуз » реализуется разными путями. Одним из основных является создание сети базовых колледжей вуза. Выстраивание партнерских отношений с колледжами позволяет реализовывать взаимовыгодные образовательные программы, однако требует колоссальных коммуникационных и организационных усилий по анализу учебных планов и программ, включения в расписание дополнительных дисциплин или организации углубленных занятий по блоку дисциплин, соответствующих вузовской программе.
Так, например, на базе Южно-Российского государственного технического университета организованы учебные комплексы непрерывного образовательного процесса с двадцатью двумя колледжами городов Ростовской области и Краснодарского края (рис. 2).
В Белгородском государственном университете функционирует комплекс «колледж - университет» на базе факультета педагогики начального и дошкольного образования, а также Белгородского и Староосколького колледжей, выпускники которых могут продолжить обучение в университете по дневной или заочной форме.
Таблица
Модель «школа-колледж
Образова- тельное учрежде- ние Выравненный учебный план Выдаваемые документы Перспектива
Школа 10, 11 класс 1) аттестат о среднем образовании; 2) академическая справка за два курса колледжа Продолжение обучения на третьем курсе 1) базового колледжа; 2) любого колледжа на основании академической справки
ПТУ Весь период обучения 1) диплом о начальном профессиональном образовании; 2) академическая справка за два курса колледжа
Колледж I, II курсы при необходимости, академическая справка
Рис. 2. Модели «школа - вуз» и «колледж - вуз»
Специфика данного комплекса заключается в его реализации на базе одного конкретного факультета, что свидетельствует о предпринимательской инициативе руководства факультета и спросе на конкретные специальности, обучение по которым ведется на данном факультете.
Новым путем решения проблемы непрерывности стало создание учреждений среднего профессионального образования на базе высшего. В этом случае учебный план по специальности изначально составляется с учетом многоуровневого обучения, а организация учебного процесса органично интегрирует образовательный компонент колледжа с вузовским. Так, на базе Новосибирского государственного университета открыт Высший колледж информатики, в составе которого функционируют Колледж информатики и Технический факультетуни-верситета. Выпускники, прошедшие обучение по программе непрерывного образования вначале в Колледже информатики, а затем на Техническом факультете, получаютвысшее образование по выбран-
ной специальности плюс дополнительное обучение по информатике.
В зависимости от полученных лицензий колледжи, открытые при вузах, реализуют свои образовательные программы как на собственной базе, так и на базе школ по схеме, уже описанной в модели «школа - колледж». Другое дело, что здесь становится прозрачной перспектива продолжения обучения в вузе по окончании школы, поскольку учебные планы выверяются уже на уровне «школа - колледж - вуз». Собственно, на этой выверке и построена отдельная модель с аналогичным названием.
Модель «школа - колледж - вуз» объединяет в себе модели «школа - колледж» и «колледж - вуз» и позволяет в наиболее короткие сроки реализовывать большой объем образовательных задач. На наш взгляд, управляемое воздействие на процесс реализации таких образовательных программ возможно только в пределах одного вуза, на базе которого реализуются профессиональные программы среднего и высшего образования. Тогда модель реализуется через систему базовых школ по аналогии с моделью «школа-вуз».
В Казанском государственном университете в 1998 г. при экологическом факультете открыт Экологический колледж. Обучение организовано в базовых школах по очной (дневной) форме обучения. Выпускники, завершившие обучение по данной программе, зачисляются на второй курс экологического факультета (рис. 3).
Программы непрерывного образования сегодня являются неотъемлемой частью деятельности большинства образовательных учреждений. Некоторые из
Рис. 3. Модель «школа - колледж - вуз»
них закладываются в основу создания нового образовательного учреждения, становятся его миссией. Так, в 1998 г. по заказу администрации Самарской области создано бюджетное инновационное образовательное учреждение Самарский муниципальный университет Наяно-вой, в котором дети обучаются с 5 лет.
Учащийся университета с первого класса называется «студентом» и получает студенческий билет; с четвертого года обучения ребенок работает в режиме двух сессий. По окончании обучения выпускник получает три диплома:
• государственный - о высшем профессиональном образовании, выданный университетом;
• государственный - об углубленном высшем образовании, выданный уни-верситетами-партнерами за рубежом;
• языковый сертификат, соответствующий международным стандартам, об овладении двумя-тремя языками.
Следует отметить, что данный опыт нетипичен и, с нашей точки зрения, не может быть рекомендован к тиражированию и распространению в силу:
а) финансирования из бюджета;
б) уникальности менеджмента;
в) «штучности» талантливых педаго-гов-новаторов;
г) минимального контингента обучаемых.
В принципе, такая модель (назовем ее «детский сад - школа - колледж - вуз») предполагает разработку концепции образовательного комплекса, на базе кото-
рого реализованы все уровни образования. Его организация сложна, требует подключения специалистов разного профиля даже в рамках одной специальности (педагог-психолог для дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста - это, как известно, разные специалисты). Другое дело, что отдельные вузы имеют договорные отношения со школьными образовательными комплексами (центрами), в составе которых есть детский сад.
Система довузовского образования
В силу того, что для образовательного учреждения, функционирующего в рыночной среде, программы непрерывного образования становятся непременным условием его выживаемости, формирования его ассортиментной политики, сохранения конкурентных преимуществ, необходим системный подход к их реализации. Примером такого подхода является система довузовского образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в разработке которой автор данной статьи принимал непосредственное участие.
В МЭСИ созданы три структурных подразделения, реализующих разнообразные программы довузовского образования. Это Центр довузовского образования, созданный в 1992 г., Колледж
МЭСИ (Московский экономико-правовой колледж) открытый в 1997 г., Подготовительный факультет, а также подготовительные курсы, действующие в рамках программ целевого набора. Каждое подразделение решает широкий круг задач, функционирует на правах предпринимательской фирмы, имеет свою рыночную нишу и специфику.
Так, Центр довузовского образования специализируется на работе со школами, начиная с дошкольных гимназий и младшей школы. В связи с большим разнообразием реализуемых образовательных программ управление Центром осуществляет Генеральная дирекция программ довузовского образования (ДОВУЗ МЭСИ). Основная его задача в младшей школе - организационная и методическая помощь школе во внедрении инновационных образовательных программ для детей младшего возраста.
Обращение к младшей школе обусловлено тем, что в вузах приходится работать уже со сформированными логическими структурами мышления студентов, поскольку развитие этих структур завершается к 11 годам. Отсюда - необходимость разработки пропедевтических программ по информатике, экономике, иностранному языку с целью так называемой подготовки «почвы» для того, чтобы образовательные программы для более старшего возраста воспринимались учащимися без сложностей и отторжения.
Другой причиной обращения к младшей школе является ответ на демографический вызов времени. Дело в том, что в 2000/2001 году школы подошли к так называемой «демографической яме». В среднем по Москве начальная школа, ранее имевшая как минимум по два параллельных класса, с трудом набрала по одному. Перегруженные учителя и школьная администрация вначале вздохнули свободно, но после того как в 2001/2002 учебном году ситуация еще более ухуд-
шилась, заволновались. Школа встала перед дилеммой: либо будет сокращаться приток учащихся, а вместе с ним и учебная нагрузка, и выделение бюджетных средств, либо необходимо принимать меры для создания конкурентного преимущества за счет активного внедрения образовательных инноваций. И в этом помощником школе должен стать вуз.
Центр довузовского образования МЭСИ внедрил в школы такие образовательные программы как «Информатика в играх и задачах», «Экономика в играх и задачах», «Путешествие в информатику» (пропедевтический курс информатики на CD-ROM), курс информатики на английском языке «Informatics through games and exploration». На летние каникулы дети выезжают на Кипр на занятия по английскому языку или в Подмосковье - на спортивно-оздоровительную программу. Укрепление физического здоровья учащихся стало одной из важнейших задач ДОВУЗа. Дело в том, что программы непрерывного образования ориентированы на серьезную умственную деятельность учащихся. Для обеспечения гармоничного развития личности, компенсации расхода умственной энергии требуются мероприятия по физическому развитию, оздоровительные программы. Школы, к сожалению, не всегда готовы обеспечить качество таких программ в силу отсутствия концептуальной, организационной и финансовой поддержки.
В средней школе ДОВУЗ видит свою задачу в развитии образовательных программ, инициированныхв начальной школе, разработке инновационныхпрограмм для средней школы и в поддержке образовательных инноваций самой школы.
Так, в школе № 550 наши специалисты с 1993 г. развивают прикладную информатику: в школе работает компьютерное издательство, дети изучают макетирование, клип-мейкинг, анимацию на
компьютере. В ряде московских школ идет преподавание курса «Информатика плюс» с использованием программного продукта, функционирующего в оболочке Stratum 2000.
С 9-го класса начинаются профориентационные программы Центра. Практика показывает, что названия специальностей и значения квалификаций для учащихся старших классов в абсолютном большинстве своем не раскрыты. Школа, к сожалению, охарактеризовать все специальности, по которым у учащихся возникают вопросы,не в состоянии. Автор был свидетелем разговора со школьным учителем, который квалифицировал профессию банкира как «делающего деньги из воздуха». Таким образом, формирование предпочтений учащегося осуществляется под воздействием моды на вуз, специальность, профессию, мнения родителей или друзей, реже - полученной информации из СМИ и других источников. Как правило, информацию учащийся получает на дне открытых дверей института, куда он приходит в конце 11го класса и когда поздно что-либо менять, поскольку уже очень много сил и средств затрачено на подготовку в конкретный вуз на конкретную специальность.
В ДОВУЗе действует профориентационный лекторий. Опытные вузовские преподаватели рассказывают детям о содержании специальностей, кем будетра-ботать и где востребован специалист в той или иной области, каковы перспективы развития специальностей и т.д.
В 10-11 классах работа со школами интенсифицируется. Выделяются две группы образовательных программ, предлагаемых учащимся. Первая - это программы подготовки в вуз. Вторая -углубленное изучение ряда дополнительных дисциплин.
Программа подготовки в вуз сопровождается обязательным блоком дисциплин, обеспечивающих комфортное
существование школьного выпускника в социуме, в условиях рыночной экономики, современных информационных технологий и интеграции России в мировое хозяйство. Это основы экономики и мировой экономики, информатики и информационных технологий, психологии и коммуникаций. Учащиеся проходят стажировку в учебно-тренировочных комплексах МЭСИ, где моделируется деятельность реального банка, туристической фирмы, бухгалтерии промышленного предприятия. Наряду с подготовкой в вуз усиливается профориентационная составляющая образовательной программы. Если в школе недостаточно хорошо поставлено изучение иностранного языка, ДОВУЗ берет на себя реализацию программы обучения иностранным языкам со стажировками за рубежом. Во время обучения дети вовлекаются во внеклассные мероприятия: от психологических тренингов и интеллектуальных марафонов до КВНов и дискотек. Целью внеклассных мероприятий является формирование чувства принадлежности учащегося к корпоративному сообществу МЭСИ, сопричастности студенческому братству. Помимо идеологических здесь преследуются коммерческие цели: абитуриент, не поступивший на бюджетное отделение, будет поступать на договорной основе, поскольку он уже ощущает себя в системе данного вуза.
Другая группа программ ориентирована на учащихся, имеющих высокий уровень подготовки и желающих пройти углубленное обучение по какому-либо направлению. Как правило, такую программу выбирают родители, желающие обеспечить детям востребованность на рынке труда безотносительно к траектории дальнейшего обучения. Действительно, школьники уже по окончании школы готовы к практической деятельности в той или иной области в условиях рыночной экономики. Тем не менее, на деле они обычно поступают в вуз и обучаются по
индивидуальному плану, поскольку отдельные предметы на базе такой подготовки они осваивают самостоятельно и сдаютэкстерном. В дальнейшем такие студенты рано трудоустраиваются, начинают совмещать работу с учебой и, как правило, проходятполную программу обучения в сокращенные сроки.
Важнейшим аспектом деятельности ДОВУЗа является взаимодействие со школьными учителями и администрацией, их подготовка и переподготовка в сфере образовательных инноваций. Обучение информатике в начальной школе, использование знаний, полученных учащимися на уроках информатики, в других учебных дисциплинах (межпредметные связи), применение новых информационных технологий в школе, открытое образование - вот далеко не полный перечень вопросов, послуживших темой конференций и обучающих семинаров, проводимых для школ ДОВУЗом и Колледжем МЭСИ.
Колледж МЭСИ в самом общем виде выполняет три глобальные функции. Это реализация программ среднего профессионального образования (на правах учебного института МЭСИ), взаимодействие со школами с целью реализации сквозной образовательной программы «школа - колледж - вуз» и взаимодействие с регионами с целью реализации программ открытого среднего профессионального и довузовского образования, а также тиражирования образовательных инноваций, успешно прошедших апробацию и подготовленных к внедрению в Центре довузовского образования.
Подготовительный факультет не ориентирован на взаимодействие с образовательными учреждениями иной ступени и упоминается лишь в качестве аргумента необходимости выстраивания целостной системы довузовского образования в учреждениях высшего профессионального образования.
Подготовительный факультет реша-
ет одну, но жизненно важную для множества абитуриентов МЭСИ задачу подготовки к поступлению в университет. В аспекте непрерывности подготовительный факультет может быть рассмотрен как необходимый буфер, обеспечивающий выравнивание школьных знаний абитуриента с целью не только успешного прохождения конкурсных вступительных испытаний, но и создания базы для его последующего качественного обучения в вузе. Аналогичная задача решается на подготовительных курсах для учащихся школ, планирующих по окончании 9 класса поступать на программу среднего профессионального образования в Колледже МЭСИ.
Подготовительные курсы на программы целевого набора ориентированы на обеспечение непрерывности обучения конкретной целевой аудитории. Это учащиеся различных колледжей и техникумов, завершающие обучение по программе среднего профессионального образования и желающие продолжить обучение по выбранной специальности высшего профессионального образования в сокращенные сроки. В таком случае программы отвечают задаче выравнивания учебных планов разных учебных заведений, осуществляющих обучение по аналогичной специальности, для того, чтобы их выпускников можно было объединять в потоки и обучать без задолженностей по сокращенной программе. Такие программы, как правило, проводятся совместно с колледжами и предусматривают их экономическую заинтересованность.
Итак, реализация концепции непрерывного образования невозможна без интеграции различных ступеней образования, без взаимодействия образова-тельныхучреждений различного уровня. Это взаимодействие возможно только в рыночных условиях, поскольку базируется на оказании платных образователь-
ных услуг и экономической заинтересованности участников.
«Школа - вуз»: особенности экономических отношений
Итак, система непрерывного образования предполагает широкое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих различные формы и уровни обучения. Наиболее распространенной моделью сотрудничества является образовательная модель «школа - вуз». На ее основе реализуется множество образовательных программ: от подготовки в вуз до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану. Образовательная деятельность осуществляется, как правило, на основе договора между школой и вузом, с привлечением вузовских преподавателей и на условиях компенсации затрат на обучение родителями учащихся. Спрос на совместные образовательные программы велик и способен обеспечить приток в школу внебюджетных финансовых ресурсов.
Проанализируем потребности субъектов рыночных отношений: учащихся, их родителей (плательщиков), школ, вузов. Родителям нужно, чтобы учащийся с минимальной потерей времени и сил прошел обучение, гарантирующее углубленную подготовку по определенным дисциплинам и обеспечивающее ему потенциальное преимущество в дальнейшем обучении. Это может быть достигнуто занятиями с преподавателями вуза по соответствующим учебным планам, программам вуза и учебно-методическим обеспечением занятий.
Вуз заинтересован в вовлечении в собственную орбиту как можно большего количества потенциальных абитуриентов. Поэтому рыночно-ориентированный вуз создает службу маркетинга, которая изучает спрос, создает уникальное
торговое предложение и обеспечивает его продвижение на рынке образовательных услуг. Посредством совместных программ вуз решает свои маркетинговые проблемы, организует паблисити в среде будущих абитуриентов. Он также готов решать социальную задачу обеспечения востребованности школьного выпускника на рынке труда безотносительно дальнейшего обучения за счет его подготовки к функционированию в рыночной среде и информационном обществе. В ожидании «демографической ямы» и с целью усиления конкурентного преимущества разрабатываемые программы довузовского образования год от года «молодеют» все больше. Так, если в 1992 г. МЭСИ был единственным вузом, разработавшим образовательную программу по информатике для школьников начиная с первого класса, то сегодня в начальную школу пришло около десятка вузов. Если в середине 90-х годов вузы предлагали образовательные программы для учащихся 10-11 классов, то теперь это трех- и четырехгодичные программы (911 кл., 8-11 кл.).
Было бы в высшей степени неразумно организовывать продвижение образовательных программ на близко расположенных территориях. Оно и осуществляется в масштабах города, а то и области. Возникает проблема места проведения занятий. Если это собственно вуз, на его территорию родители должны возить детей как минимум дважды в неделю. Это тяжело детям и неудобно родителям. Поскольку речь идет о платных занятиях, от них, разумеется, ожидается известная доля организационного комфорта.
Если же вуз начнет арендовать в каждом районе площадь для проведения занятий со школьниками, то, во-первых, это сильно удорожит образовательную программу, а во-вторых, обескровит сами школы, которые вряд ли смогут противопоставить экспансии
вузов свои платные образовательные услуги.
Следующая проблема - кадровая. Чем «моложе» образовательная программа, тем больше она требуетучета возрастных особенностей учащихся, тем больше разница для вузовских преподавателей между привычной студенческой и школьной аудиториями. Для реализации такихпро-грамм требуются специально подготовленные школьные учителя.
Рассмотрим позицию школы по данному вопросу. Взаимодействие школы и вуза является очень важным фактором при выборе школы, равно как и наличие дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой на платной основе. Разработку комплексных программ непрерывного образования школа на себя взять не может, поскольку ей неизвестна установка вуза. С кадрами в школе возникает противоречивая задача: с одной стороны, дополнительную значимость непрерывной программе придают вузовские преподаватели; с другой стороны, школьные учителя должны иметь материальную заинтересованность в дополнительных образовательныхпро-граммах. Для школьной администрации платные дополнительные образовательные программы - это и реинвестирование в учебный процесс, и средство стимулирования повышения качества образовательной деятельности, и поощрение применения новых образовательных технологий, и, наконец, усиление и обновление материально-технической базы школы.
Таким образом, школе выгодны интегрированные с вузом программы, проходящие на ее базе с привлечением школьных преподавателей и администрации к учебному процессу и, в идеале, «вплетенные» в учебный процесс школы. Следовательно, наиболее целесообразным вариантом реализации образовательных программ для школьников является интеграция вуза и школы в объеме,
необходимом и достаточном для такой реализации. В этом случае вуз предоставляет образовательную программу, учебно-методическое обеспечение, готовит преподавательские кадры из числа школьных преподавателей. Организационные функции неизбежно разводятся между школой и вузом. При этом школа получает дополнительные финансовые средства, с помощью которых можетсде-лать подготовку детей по программе среднего (полного) общего образования более полной, углубленной, качественной, профессиональной.
Рассмотрим теперь правовые и финансовые аспекты взаимоотношений школы и вуза. Их деятельность по сути своей является совместной, однако регулироваться договором о совместной деятельности не может. Такой договор предполагает совместный баланс. Бухгалтерии вузов, создавших сеть, в которую входит несколько десятков школ, на такие договоры не идут. Заключается договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности. В этом договоре прописывается, кто является организатором учебного процесса в рамках реализации программы дополнительного образования.
Если организатором является школа, она должна вступить в договорные отношения с родителями учащихся. Это означает, что договор родители заключают со школой, школа аккумулирует на своем расчетном счете денежные средства, поступившие за обучение, и осуще-ствляетобразовательную деятельность с привлечением специалистов вуза на основании собственной лицензии на дополнительное образование. Это часто вступаетв противоречие с возможностями школы. Во-первых, при получении лицензии (что само по себе является сложным и трудоемким процессом) школе необходимо ориентироваться на собственные кадровые и учебно-методические ресурсы, а их у нее не хватает для ре-
ализации совместной программы с вузом. Во-вторых, школа часто не имеет своего расчетного счета, а реализация программы через централизованную бухгалтерию экономически нецелесообразна. В-третьих, руководитель школы на сегодня еще не готов к самостоятельной экономической активности на рынке образовательных услуг и не хочет брать на себя всю полноту финансового менеджмента по обеспечению образовательной деятельности. В-четвертых, родители предпочитают договорные отношения с вузом, поскольку целью образовательной программы справедливо считают дальнейшую перспективу обучения в вузе. И в-пятых, вузу в этом случае отводится роль поставщика собственных кадров в школу, что ни с какой стороны его устроить не может.
Если организатором программы дополнительного образования является вуз, то получается, что школа выступает исключительно как субъект, предоставляющий площади для проведения занятий вузом. Так это и воспринимается органами управления образованием. Отсюда - обязательные арендные отношения между вузом и школой, лицензирование деятельности вуза на территории каждой (!) школы, с которой он сотрудничает.
Учитывая, что оформление арендных отношений является практически невозможной задачей, напрашивается вывод о существовании негласной установки со стороны органов управления образованием по отношению к соответствующим службам об ограничении аренды в школах. Но, предположим, ее разрешили в одной инстанции. Возникают инстанции другие, и вместе с ними возникают новые проблемы. Это окружные арендные отделы, СЭС, госпожнадзор, комитет по регистрации прав на недвижимое имущество. Оформление документов занимает год и более, а аренда разрешается всего на 2 года.
Получается, что в течение года, пока идет оформление аренды, образовательная программа на территории школы осуществляться не может. Но ведь директор школы дает разрешение на оформление аренды только в том случае, если уже есть учащиеся (причем в достаточном количестве), желающие заниматься по этой программе. И что же им делать? Ждать год (!), когда будут оформлены необходимые документы?
Кроме того, от денежных средств, выплачиваемых за аренду, школе не отчисляется вообще ничего, и следовательно, школе она невыгодна. Школе также неинтересен и имидж арендодателя, для нее важно предоставлять дополнительные услуги, а не выделять помещения под образовательную деятельность, осуществляемую кем-то иным.
Попытаемся выстроить схему, экономически целесообразную для всех участников совместной образовательной деятельности.
В совместных образовательных программах возможно выделить фрагменты, за которые несут отдельную и независимую ответственность школа и вуз. На наш взгляд, было бы разумно разделить и финансирование образовательной программы, и место ее проведения, и договорные обязательства между школой и вузом, определив порядок взаимодействия между школой и вузом, школой и учащимся, вузом и учащимся отдельными договорами.
В этом случае каждое образовательное учреждение будет нести ответственность строго в рамках принятых на себя обязательств, школа не будет восприниматься исключительно как арендодатель, вузу удастся изменить взгляд органов управления школьным образованием на себя как на эксплуататора школьных площадей в собственных коммерческих целях, а дети получают необходимое образование, максимально сохранив собственное время и здоровье.
Значительную роль в упорядочении взаимодействия школ и вузов могут сыграть система попечительства и внебюджетные (благотворительные) фонды.
Сегодня в мегаполисах России школы уже начинают развивать эту систему, однако широкого распространения она не получила либо в силу неосведомленности директоров школ, либо по причине их недоверия к любой «третьей структуре», аккумулирующей деньги на своем расчетном счете (первые две структуры - это школа и вуз, школа и колледж и т.д.) и не участвующей непосредственно в образовательном процессе.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, фондом является «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели» (1, пар. 5, ст. 118, п.1).
Возможно создание фонда на базе школы. Тогда финансирование образовательных программ, реализуемых в школе как дополнительные образовательные услуги, можно осуществлять через фонд. И в этом случае создаются условия для реализации предпринимательской активности школы, поскольку «фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям» (там же, п. 2). В этом случае в администрации школы должны быть специалисты в сфере экономики, знающие образовательный менеджмент, предпринимательство и бизнес, марке-тинги специфику функционирования некоммерческих организаций.
Мы полагаем, что отсутствие таких знаний является серьезным тормозом в развитии школ как хозяйствующих субъектов, и считаем необходимым переподготовку административных кадров
в системе школьного образования, которую вполне могли бы взять на себя экономические вузы.
Надзор за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет. В школах это могут быть члены родительского комитета, школьные выпускники, другие заинтересованные лица.
Следует отметить, что, хотя Министерство образования также ориентировано на развитие попечительского движения, создание фондов на базе школ связано и с наличием экономического образования у директора школы, и с его предпринимательской инициативой. Все это можно рассматривать как ресурс развития рынка дополнительных образовательных услуг в системе школьного образования. На сегодня же школы могут лишь подключаться к программам благотворительной деятельности, реализуемым единичными благотворительными фондами, созданными при поддержке окружных управлений образованием (наиболее известен фонд «Просвещение», созданный в Южном административном округе г. Москвы, но работающий в масштабах всего города).
Еще более радикальным вариантом предпринимательства в системе школьного дополнительного образования является создание некоммерческих организаций с использованием механизма соучредительства.
Актуальные вопросы
Проблема вертикальной интеграции напрямую затрагивает важнейшую тему стратегии развития высшей школы, животрепещущую для университетской общественности в связи с переходом к новым принципам организации образования, предполагающим 12-летнее обучение, единый общеобразовательный экзамен (тестирование), государственные именные финансовые обязательства.
Данные вопросы послужили предме-
том делового и конструктивного обсуждения на VI съезде Российского союза ректоров (МГУ, 6-7 декабря 2000 г.). Общая позиция ректоров выразилась в необходимости совершенствования отечественной системы образования. Однако, как было отмечено, «тактика, предлагаемая государством, нуждается в уточнении и совместной доработке» [1, с.1].
Рассмотрим, как повлияет введение новыхпринципов организации образования на развитие рыночных отношений в системе непрерывного образования.
Переход на 12-летнее обучение рассматривается специалистами как составная часть общей реформы среднего образования. На 11-м и 12-м годах обучения предполагается обеспечить вариативность образовательных программ, их непрерывность по отношению к программам высшего профессионального образования в той или иной области. На сегодня это противоречит намечающейся тенденции к сокращению сроков обучения в школе.
В начале 90-х годов несколько московских школ получили лицензию на экстернат. С этого времени наблюдается следующая картина:
V возникает устойчивая положительная динамика количества экстернов (2714 чел. - в 1992 г., 10084 - в 2001 г.);
V появляется новый вид дополнительной образовательной услуги - подготовка учащегося к сдаче экзамена экстерном;
V активизируются интегративные процессы между школами, имеющими лицензии на экстернат, и образовательными учреждениями, готовящими школьников к сдаче экзаменов экстерном;
V начинается отток сильных учащихся в школы, имеющие форму обучения «экстернат»;
V вузы начинают включать в число своих довузовских программ подготовку к сдаче экстерном школьных дисциплин;
V структуры, пытающиеся реализовать проект открытого образования в системе среднего (полного) общего образования (телешкола, VSchool фирмы «Кирилл и Мефодий») вступают в договорные отношения со школами, имеющими форму обучения «экстернат» (дети числятся в государственной школе как учащиеся-экстерны, готовятся к экзаменам самостоятельно, с помощью IV или компьютерных технологий, а затем сдают экзамены в школе в установленном порядке).
С 2001 учебного года все московские школы получили право обучать детей экстерном. Это остановило отток учащихся и предоставило школам новые возможности по оказанию дополнительных образовательных услуг, однако по причинам, описанным выше, многие школы эти возможности не используют. Тем не менее тенденция к сокращению сроков обучения в школе, индивидуализации подготовки в вуз, обучению по непрерывным программам у платежеспособной части населения просматривается достаточно четко. В этом плане переход на 12-летнее обучение чреват спросом на индивидуальный план обучения (в сокращенные сроки), развитием репетиторства не только в старших классах, но и на ступени начальной школы (которая планируется обязательной 4-летней) и основного общего образования (6 лет). Как мы видим, увеличение сроков происходит на уровне общего образования. Основным аргументом является то, что в связи с необходимостью постоянно переучиваться у человека должен быть сформирован широкий кругозор, развита культура личности, а главное - заложено умение учиться и переучиваться, самостоятельно осваивать необходимые знания и формировать умения. Однако практика показывает, что таких целей можно достичь и в более короткие сроки за счет изменения содержания образовательных программ.
Таким образом, на наш взгляд, переход на 12-летнее обучение (в случае, если таковой состоится) будет способствовать развитию рыночных отношений в сфере образования, направленных на сокращение сроков обучения. Он инициирует новый этап развития интеграции различных ступеней образования, активизирует экстернат в общеобразовательной школе и разработку инновационных образовательных программ, способствующих индивидуализации обучения и его завершению в более короткий срок. (Этому в большой степени будет способствовать развитие системы открытого образования).
Возможность введения единого тестирования вызвала единодушный негативный отклик руководителей ведущих университетов. Приведем всего лишь два типичных мнения по данному вопросу. Выдержка из доклада «Высшая школа России. Ориентиры на будущее» президента Российского союза ректоров, ректора МГУ В.А. Садовничего: «Сейчас в каждой школе организованы так называемые дополнительные занятия. Эти занятия, как правило, ведет учитель-предметник, преподающий в данном классе. Понятно, что эти дополнительные занятия платные. Что это, как не репетиторство? И если ученик отказывается или не в состоянии оплатить эти дополнительные занятия, то гарантировано - оценка по этому предмету высокой не будет. Но теперь эта ситуация прописана в Плане действий, где говорится, что предусмотрена возможность «финансирования за счет средств родителей...преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы финансового обеспечения». Тем самым явление репетиторства как бы узаконивается. Поэтому не получится ли так, что порок переместится с вступительных экзаменов на получение единого сертификата? Ясно, что на этом пути
вокруг образовательной сферы может вращаться не один миллиард долларов, а несколько» [2, с.4]. А вот фрагмент интервью с ректором Московского государственного социального университета В.И. Жуковым: «В отношении тестирования акценты смещены в область борьбы с коррупцией, репетиторством и т.д. Ясно, что с введением единого тестирования репетиторство не исчезнет, оно лишь переместится с более высокого вузовского уровня до более низкого «школярского». При этом поборы станут мелкими, но масштабными. Явление, не слишком распространенное для высшей школы, получит всеобщее распространение и будет содействовать еще большей имущественной дифференциации общества. Положенный в основу поступления в вузы фактически купленный в конце обучения в школе сертификат будет по всем параметрам уступать аттестату зрелости как очевидный социальный суррогат» [2, с.6].
Из приведенных высказываний видно, что во всех случаях речь идет об оказании дополнительных платных образовательных услуг, что внесет свою лепту в развитие рыночных отношений в сфере образования. Однако мы считаем, что и в деле подготовки к единому общеобразовательному экзамену инициативу могут и должны взять на себя структуры, реализующие интегрированные вариативные, ориентированные на конкретные специальности образовательные программы. Судя по общественному мнению (тем более, что это мнение руководителей ведущих вузов России), даже если эксперимент со вступительным тестированием будет признан удачным и введен повсеместно, с нашей точки зрения, вузы введут дополнительные вступительные испытания, как это принято, например, в театральных вузах, художественных училищах и т.д. Подобное «обещание» было высказано министром образования В.М. Филипповым: «. единый государ-
ственный экзамен может быть не единственным критерием для приема в вузы. Причем и у нас очевидно, что для поступления в вузы культуры и искусства, а возможно, и на педагогические специальности абитуриенты должны будут проходить дополнительные вступительные испытания. Также очевидна необходимость дополнительных форм испытаний для поступающих в вузы с углубленной, например физико-математической или языковой, подготовкой» [1, с. 4].
Развивая мысль министра, приходим к выводу о том, что поступление на любую специальность можетпрактически в равной степени претендовать на дополнительные испытания. А раз так, то интегрированные образовательные программы будут продолжать развиваться, предлагая потребителям образовательных услуг новые актуальные программы
подготовки к дополнительным вступительным испытаниям. Кстати говоря, это отвечает идее автора о более мощной программе профориентации для абитуриентов и развитии личностного своеобразия, необходимого для конкретной специальности, в рамках которой абиту-риентхотел бы планировать собственную успешную карьеру.
При любом развитии образовательных реформ школы необходимо преобразовывать в хозяйствующие субъекты, со своим расчетным счетом, стратегией развития, маркетингом образовательных услуг и хозяйственной самостоятельностью.
Литература
1. Панорама образования. Ежемесячная информационно-аналитическая газета. - 2001. - № 1 (13).
Е. КУЗЬМИНА, доцент Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Профориентация: эффективность и качество
Основной контингент абитуриентов дневной формы обучения составляют выпускники школ, имеющих среднее (полное) общее образование. По данным письма Министерства образования РФ от 16.11.2001г. №17-144 ин /17-11, в 2001 году выпускники средних образовательных школ составили 1332,8 тыс. чел., подали заявления в государственные вузы 1412,4 тыс. чел., из них 81% на бюджетные места и 19% на платные. Конкурс на бюджетные места составил 2,9 человека на место, конкурс на платной основе - 1,2 человека на одно место.
План приема 392,4 тыс. чел., что гарантирует прием только одной трети (27,8%) от числа поданных заявлений в государственные вузы.
Результаты анкетирования абитуриентов и сравнительного анализа комплектования набора по ряду государственных и негосударственных образовательных учреждений показывают, что выбор вуза, специальности и даже результаты вступительных испытаний нередко зависят от случая. Так, например, некоторые абитуриенты подают документы одновременно в два вуза и, что