Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг: десять лет спустя'

Рынок образовательных услуг: десять лет спустя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг: десять лет спустя»

пертизе программ социально-экономического развития области.

Следует также отметить программу поддержки науки - «Молодые ученые Поморья», которая направлена на сохранение наиболее плодотворной части научного персонала, сокращение оттока из науки молодых специалистов, обеспечение минимально необходимого воспроизводства кадровых потребностей фундаментальной, прикладной и вузовской науки, научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе устойчивой стабилизации научной сферы региона, усиления мотивации труда в науке.

Архангельская область оказалась одной из первых среди 35 субъектов РФ, подписавших меморандум «О совместной разработке и реализации еди-

ной региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия Минобразования России и администраций субъектов Российской Федерации». Меморандум определил обязательства двух сторон в проведении планомерной региональной научно-технической политики и закрепил «де юре» сложившиеся ранее взаимоотношения, создав прочную базу для их дальнейшего развития.

Сформированная вертикаль взаимодействий Минобразования и субъектов РФ способствует эффективному и планомерному проведению единой государственной политики в отношении высшей школы вообще, ее научной составляющей в частности, во благо каждого региона и России в целом.

М. ЛУКАШЕНКО, профессор Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг. Государственным учебным заведениям было предоставлено право на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности с передачей государственной собственности в оперативное управление для реализации уставных задач. В условиях хронического дефицита бюджетных средств, характерного для начального периода становления рыночных отношений в образовании, это позволило государственным учебным заведениям обеспечить внебюджетные

Рынок образовательных услуг: десять лет спустя

источники дохода за счет предоставления платных образовательных услуг.

Одновременно с хозяйственной автономией и активизацией внебюджетной деятельности начинается становление негосударственного образовательного сектора. Импульсом послужили, на наш взгляд, новые возможности в определении содержания образования, организации учебного процесса, обеспечении адекватной оплаты труда преподавателям и сотрудникам, реализации предпринимательских подходов в образовании. В условиях демонополизации отрасли появление негосудар-

ственных школ и вузов стало закономерным явлением, стимулирующим ее развитие.

Изменились структура и содержание подготовки специалистов. Вузы приобрели право открывать новые специальности, создавать факультеты и кафедры, формировать учебные планы, исходя из требований зарождающегося рынка, разрабатывать наиболее востребованные образовательные программы.

Прекращение централизованного распределения выпускников учебных заведений инициировало взаимодействие рынка образовательных услуг и других рыночных секторов народного хозяйства. Стали возникать прямые отношения между вузами и банками, фирмами, другими организациями по поводу прохождения практики студентами, трудоустройства выпускников или подготовки учебным заведением для организации специализированной программы корпоративного обучения ее сотрудников.

Получили развитие программы второго высшего и дополнительного образования. Сотни тысяч инженеров спешно переучивались в менеджеров, маркетологов, финансистов, бухгалтеров, необходимых формирующемуся российскому рынку.

Если в течение предыдущих десятилетий школа, вуз и система переподготовки кадров функционировали автономно, то становление рынка в России продиктовало необходимость комплексного реформирования системы образования как единой системы взаимодействия всех ее элементов: школы (довузовского образования), вуза и послевузовского образования. Наличие огромного количества задач первоочередной значимости у российского государства не позволило ему осуществлять разработку глобальных правительственных мероприятий в данном направлении.

Лидерство, управление и координа-

цию процесса непрерывного образования взяли на себя вузы, поскольку они непосредственно работают на потребителя и имеют возможности предпринимательской деятельности по производству и реализации инновационных образовательных программ в широких масштабах.

Следует отметить, что условия переходной экономики инициировали и процессы регионализации системы образования. На местном уровне сегодня осуществляются и взаимодействие формирующихся рынков образования и труда, и подготовка кадров, исходя непосредственно из потребностей регионов. Именно вузы взяли на себя задачу формирования образовательного потенциала регионов, увеличивая контингент с более высоким уровнем образования и таким образом оказывая влияние на социальную структуру населения.

Динамика развития рыночных отношений в образовании

Становление рыночных отношений в сфере образования породило вопрос о платности образования в условиях рынка. Образование было платным всегда: оно оплачивалось через бюджет, а для учащегося, студента, слушателя было бесплатным. При этом государство, обеспечивая бесплатность образования, жестко регламентировало номенклатуру как самих образовательных учреждений, так и услуги, оказываемые ими. Этому сопутствовал запрет на оказание платных образовательных услуг, что не мешало им оказываться в мелких масштабах на нелегальной основе.

В условиях рынка каждому гражданину также должен быть гарантирован определенный объем образовательной подготовки, осуществляемой бесплатно. Однако в дополнение или как альтернативу рынок предлагает колос-

сальный выбор образовательных услуг на платной основе. При этом плата за обучение выступает серьезным средством мотивации, поскольку учащийся (студент, слушатель) стремится использовать ее максимально эффективно для себя. Уже к середине 90-х г.г. стало очевидно возрастание роли домохозяйств в формировании доходов высших учебных заведений.

Анализ контингента государственных вузов Российской Федерации показывает рост численности студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение (рис. 1 и 2).

Это принципиально изменило и саму структуру финансирования высшего образования (см. табл. 1, рис. 3).

Диаграммы, представленные на рисунке, построены только на основании данных по контингенту студентов и среднего уровня оплаты обучения. Однако среди основных видов внебюджетной деятельности выделяются не только образовательные услуги, оказываемые на платной основе, но и научно-исследовательская, научно-производственная, издательская и другие виды деятельности, сдача в аренду помещений и т.п. Следовательно, в реальном соотношении источников финансирования доля внебюд-

жетной составляющей еще более превалирует.

В немалой степени на формирование спроса на платные образовательные услуги оказал влияние переход к рыночным отношениям, потребовавший получения бизнес-образования, с одной стороны, и сформировавший состоятельный контингент, готовый оплачивать обучение собственных детей в негосударственных школах и вузах -с другой.

В течение десятилетия в России наблюдается положительная динамика развития негосударственного сектора, показывающая устойчивость его положения на рынке образовательных услуг и востребованность потребителями и обществом в целом (рис. 4а и 4б).

Можно выделить несколько типов негосударственных школ и вузов, работающих на образовательном рынке РФ:

1. Элитарные школы и вузы, характеризующиеся высокой стоимостью обучения, отличными условиями и повышенным комфортом, высоким уровнем подготовки. К обучению в таких образовательных учреждениях привлекаются только высококвалифицированные преподаватели. Как правило, помимо основной образовательной программы предлагаются дополни-

1995

1996

1997

1998

1999

2000

■ Студенты с полным возмещением затрат - Бюджетные студенты

Рис. 1. Динамика контингента студентов государственных вузов, тыс. чел. Источник: Образование России - 2001 (сборник статистических данных),

с. 164.

1995г.

2000г.

Внебюджет

8,7%

Внебюджет

34,4%

Бюджет 91,3%

Рис. 2. Динамика соотношения долей бюджетного и внебюджетного контингента студентов государственных вузов.

тельные услуги. На уровне школьного образования это бассейн, конный спорт, музыка и танцы, иностранные языки. Детей привозят в школу и отвозят домой на школьном автотранспорте.

2. Школы и вузы, ориентирующиеся на массовое образование. На уровне школ это более редкое явление, которое проявляется в более низкой плате за обучение и, соответственно, менее обширном перечне предлагаемых услуг. В вузах же, напротив, это проявляется в активной маркетинговой стратегии, обеспечивающей значительный приток обучающихся, выверенной ценовой политике, поиске новых образо-

вательных технологий, отвечающих задаче рыночной экспансии.

3. Школы и вузы, готовые оказывать дополнительные образовательные услуги на платной основе, но не проявляющие активную рыночную позицию и предпринимательский подход. Например, это школы, которые не хотят открывать «лишние » классы, состоящие из платежеспособного контингента учащихся, желающих получать дополнительное образование на платной основе. Это также вузы, которые помимо традиционной рекламы в СМИ не реализуют коммуникационную стратегию, направленную на привлечение абитуриентов.

Если государственные учебные за-

Таблица 1

Структура финансирования высшего образования

Контингент, тыс. чел. Расходы на высшее образование Расчет внебюджетных расходов на высшее образование

Год Бюджетный Внебюджетный (обучающиеся с полным возмещением затрат) Федеральный бюджет, млн. руб. Внебюджетные (плата за обучение), млн. руб., расчет Средний уровень платы за обучение, ШЭ на одного обучающегося в год Сумма, млн. Курс и8Э Сумма, млн. руб.

1995 2413,4 228,7 5335 1372,2 1000 228,7 6 1372,2

2000 2802,0 1468,8 24405 24676,4 600 881,3 28 24676,4

Источник: Образование России - 2001 (сборник статистических данных), с. 164. Источник: Госкомстат.

Доли финансирования высшего образования (1995г.).

Внебюджет

20,5%

Внебюджет

50,3%

Доли финансирования высшего образования (2000г.).

Бюджет 79,5%

Рис. 3. Динамика соотношения бюджетных и внебюджетных источников финансирования государственных вузов.

ведения, функционирующие на рынке образовательных услуг, представлены в форме государственных образовательных учреждений, то негосударственные в основном в формах негосударственных образовательных учреждений (НОУ) и автономных некоммерческих организаций (АНО). Одно из различий между этими формами состоит в том, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и при их недостаточности по этим обязательствам несет субсидиар-

ную ответственность собственник учреждения, в то время как АНО и его учредители взаимно не отвечают по обязательствам друг друга. С точки зрения автора, часто именно этим объясняется выбор учредителями формы АНО. НОУ и АНО распространены как в сфере профессионального образования, так и на уровне негосударственных школ. Однако во многих государственных школах по-прежнему возникают трудности с предоставлением платных образовательных услуг. Они объясняются разными причинами:

Рис.4 а. Динамика роста численности негосударственных высших учебных заведений России [1, с. 227].

50

О

§

Ж

ад

500-

450-

400-

350-

300-

250-

200-

150-

100-

50

0

470,6

-3443Г

-250,

-2Й±

г8"

135, >

А Г\ С

______ЮЗФ _

о=т -

1625_

93/94 94/95 95/96 96/97 97/98 98/99 99/00 00/01

Рис. 4 б. Динамика роста численности студентов негосударственных высших учебных

заведений России [1, с. 227].

отсутствием необходимых экономических знаний или предпринимательской инициативы у руководителей, расположением школы в неудобном месте, негативным отношением к предоставлению платных услуг со стороны органов управления образованием и т.д. В таких случаях полезную роль может сыграть фонд. В последнее время отмечается развитие дополнительной образовательной деятельности в государственных школах благодаря этой форме. Например, благотворительный фонд «Просвещение», сотрудничая более чем с 400 образовательными учреждениями, предлагает следующие благотворительные акции: приобретение (оплата) материальных ценностей и услуг, необходимых для осуществления уставной деятельности учреждения; благотворительное страхование жизни сотрудников в страховых обществах; благотворительная финансовая помощь учреждению. Фонды осуществляют как благотворительную деятельность за счет целевых взносов и добровольных пожертвований родителей, так и предпринимательскую, если она соответствует целям, определенным уставом фонда. Фонды в большой сте-

пени способствуют развитию рынка образовательных услуг, диверсификации образовательного товара. Их социально-экономическая значимость обусловлена тем, что они обеспечивают поддержку за счет внебюджетных источников тех государственных общеобразовательных учреждений, которые не способны это сделать самостоятельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль для учебного заведения играет государственная аккредитация. Ее наличие или отсутствие влияет на рыночную стратегию учебного заведения, определяет его принадлежность к тому или иному рыночному сегменту, а также уровень цен на образовательные услуги.

В рынке выделяются достаточно выраженные сегменты: государственные и муниципальные учебные заведения, негосударственные аккредитованные и негосударственные неаккредитованные.

Рыночные отношения в образовании обусловили развитие конкуренции. Это побудило вузы занимать активную рыночную позицию, продумывать и разрабатывать уникальное торговое предложение, повышать качество образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия

по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Уникальным торговым предложением - «изюминкой » вуза, отличающей и выделяющей его на рынке образовательных услуг, могут быть самые разные аспекты. Одни вузы делают акцент на конкретную специализацию и трудоустройство. Например, Московский банковский институт готовит специалистов по банковскому делу с трудоустройством в Сбербанк РФ, а Международный институт гостиничного менеджмента и туризма осуществляет подготовку менеджеров для работы на топ-уровне в центральных отелях и турфирмах Москвы. Студенты проходят практику и трудоустраиваются в таких отелях, как «Балчуг», «Космос», «Украина», «Президент-Отель» и др.

Более крупные вузы позиционируются широким выбором специальностей, своими международными проектами, новыми информационными и образовательными технологиями и т.д. Например, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права проводит обучение по 16 специальностям, в том числе: мировая экономика, антикризисное управление, информационные системы. В процессе обучения в этом вузе применяются новые образовательные технологии, соответствующие международным стандартам IMS, а часть курсов преподается в системе е-е^сайоп. Необходимо подчеркнуть, что конкуренция государственных и самофинан-сируемых вузов не может служить движущей силой развития данной отрасли. Опыт стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует тесную взаимосвязь государственных и само-финансируемых учебных заведений, взаимосвязь, существующую несмотря на наличие самостоятельных рыночных ниш.

Конкуренция государственных и са-

мофинансируемых вузов может привести к кратковременным выгодам для одних и убыткам других, одновременно закладывая основы будущих отрицательных последствий для общества в целом. Классическим примером служит характерная для начала 90-х гг. утечка кадров из государственных учебных заведений в коммерческие, что негативно отразилось на подготовке специалистов для рыночной среды всех сфер производственной и общественной жизни. Поэтому общественной необходимостью является стратегия формирования научно-образовательных комплексов, объединяющих образовательные учреждения с различными источниками финансирования, а также стратегия сотрудничества и тесных контактов между государственными и негосударственными учебными заведениями на базе кооперации, взаимных обменов через научно-методические центры, фонды, общественные организации.

Вуз: новые механизмы финансирования

Важным фактором развития рыночных отношений в сфере образования является изменение политики ее финансирования. В последние годы в государственных органах управления образованием сформировалось устойчивое мнение, что дефицит бюджетных средств можно в определенной степени компенсировать их более оптимальным распределением. В качестве механизма такого распределения государство предлагает «подушевое финансирование», или государственные именные финансовые обязательства (ГИФО).

Следует отметить, что идея ваучеризации не нова, возможность и перспективы введения ваучерной системы в российском высшем образовании обсуждается специалистами с середины 90-х г.г., но до последних лет она вызывала больше вопросов, нежели отве-

чала поставленной правительством задаче повышения эффективности направляемых в образование средств. Действительно, на уровне высшего образования весьма сложно определить «вес» образовательного ваучера, его финансовый эквивалент. Понятно, что в тех или иных вузах различных городов и регионов себестоимость обучения резко отличается. Очевидно также беспокойство руководителей ведущих вузов, которые входят в число наукоемких объектов, подлежавших бюджетному финансированию в полной мере или с незначительными сокращениями.

Автор не ставит целью подробно анализировать мнения сторонников и противников ГИФО. То, что столь радикальное перераспределение финансовых потоков в образовании вызывает принципиально различное отношение со стороны исследователей, по нашему мнению, естественно и неизбежно. Однако необходимо отметить, что сама идея ГИФО представляет собой не только фактор, но и механизм развития рыночных отношений в образовании. Он способствует развитию конкуренции и увеличению эффективности образовательной сферы, однако, с точки зрения автора, не обеспечивает равенства доступа к образовательной услуге и стимулирования выбора лучшего из множества производителей.

Исходя из того, что сама идея ГИФО не подлежит обсуждению, предложим концептуальные дополнения, повышающие, на наш взгляд, эффективность системы финансирования высшего образования.

Специфика образования как товара заключается в том, что выгоду от него получает, во-первых, индивид, потребляющий данный товар, во-вторых, предприятие, которое приобретает образованного специалиста, в третьих, государство - за счет повышения кон-

курентоспособности национальной экономики и, в четвертых, общество в целом. Автор предлагает выстраивать систему многоканального финансирования исходя из того, что оплачивает выгоду тот, кто ее получает. Общество участвует в оплате данного блага через систему налогообложения. Непосредственный потребитель в результате введения ГИФО также будет поставлен перед необходимостью оплачивать, в большей или меньшей степени, получение высшего образования. Мы полагаем необходимым создание условий для поддержки потребителя посредством некоторой модификации системы налоговых льгот, а также развития системы грантов и социальных стипендий, выплачиваемых сверх ГИФО.

Как известно, налоговая льгота для физических лиц, инвестирующих средства в образование, предусматривает уменьшение совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на сумму осуществленных за этот период расходов на оплату профессионального образования в аккредитованном образовательном учреждении в пределах 25 тыс. рублей. Однако возвращение налога государством может быть произведено фактически не ранее, чем через 1 - 1,5 года после внесения платы за обучение. Учитывая высокий процент инфляции, покупательная способность денежных средств, составляющих возвращаемую сумму налога, существенно ниже, нежели в момент оплаты образовательных услуг. С точки зрения автора, значительной поддержкой потребителей образовательных услуг со стороны государства было бы возвращение налога с учетом индексации на инфляцию.

Важным, на наш взгляд, является установление зависимости платы за обучение от результатов промежуточной аттестации студентов. Однако такая дифференциация должна обеспе-

чиваться не за счет менее способных или трудолюбивых студентов, а посредством расширения источников финансирования, в том числе предприятий, благотворительных фондов, самих учебных заведений.

Основным источником выплат таких стипендий должны выступать предприятия. Возможны, на наш взгляд, следующие меры для обеспечения участия предприятий в оплате образовательных услуг. Во-первых, целевое дополнительное финансирование предприятиями деятельности учебных заведений при условии уменьшения суммы платежа по налогу на прибыль на сумму средств, направляемых на такое финансирование. Следует отметить, что в отличие от отмененного в настоящее время сбора на нужды образовательных учреждений, поступавшего в местные бюджеты и подлежавшего централизованному распределению, автор предлагает адресное размещение средств в конкретном учебном заведении. Такая мера будет способствовать активизации связей учебных заведений с бизнесом и развитию взаимовыгодных отношений. Поскольку дополнительные стипендии, назначаемые предприятием, повысят привлекательность образовательных услуг учебного заведения для потенциальных потребителей и тем самым увеличат его конкурентоспособность, учебное заведение будет заинтересовано в сохранении предприятия в качестве финансового донора и предоставлении встречных услуг. В итоге будут разрабатываться специальные образовательные программы для сотрудников предприятия, отбираться лучшие выпускники для трудоустройства и т.д. В силу того, что с 2002г. при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями, имеющими государственную

аккредитацию, включаются в затраты на производство товаров (работ, услуг), предприятиям становится особенно выгодно непосредственное взаимодействие с одним или несколькими учебными заведениями.

Во-вторых, целевое финансирование предприятием учебного заведения, на наш взгляд, может способствовать изменению порядка уплаты налогов, а именно, освобождению предприятия от ежемесячного авансового взноса по налогу на прибыль.

Особую ситуацию создает передача имущества или денежных средств из одного учебного заведения в другое, например, из вуза в школу. Подобная акция относится к коммерческой деятельности учебного заведения, поскольку не предполагает реинвестирования средств в собственную образовательную деятельность, и подлежит налогообложению. Автор полагает, что передача имущества или денежных средств между учебными заведениями различного уровня, особенно от учебных заведений профессионального образования к общеобразовательным учреждениям, не должна облагаться налогом.

Если учебное заведение в рыночных условиях с целью увеличения доходов осуществляет предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению, то и на него должны распространяться предложения, сформулированные автором выше и касающиеся предприятий. В этом случае у учебного заведения появляются ресурсы, предназначенные для целевого использования на гранты и стипендии. На наш взгляд, такой подход способствует социальной справедливости, поскольку не требует реаллокации средств и установления завышенной стоимости обучения для всех студентов с той целью, чтобы определенная их часть могла обучаться бесплатно.

Важным средством финансовой поддержки потребителей мы считаем образовательный кредит. В случае установления перечисленных выше льгот по налогообложению и распространения их на кредитные организации, последние могли бы направлять определенный процент от собственной прибыли на уплату процентов по кредиту, что обеспечило бы значительной части заемщиков беспроцентный образовательный кредит.

Завершая рассмотрение новой модели финансирования образования, следует отметить, что ее внедрение, безусловно, предполагает реформирование системы образования. Целью такого реформирования является переход системы образования в качественно новое состояние, предполагающее сочетание динамизма рыночных отношений и оптимального объема государственного вмешательства.

Школа: переход на 12-летнее обучение

Переход на 12-летнее обучение рассматривается специалистами как составная часть общей реформы среднего образования. На 11 и 12 годы обучения предполагается обеспечить вариативность образовательных программ, их непрерывность по отношению к программам высшего профессионального образования в той или иной области. На сегодня это противоречит намечающейся тенденции к сокращению сроков обучения в школе. В конце 90-х г.г. несколько московских школ получили лицензию на экстернат. Начиная с этого времени:

V появляется новый вид дополнительной образовательной услуги - подготовка учащегося к сдаче экзамена экстерном;

V активизируются интегративные процессы между школами, имеющими лицензии на экстернат, и учебными за-

ведениями, готовящими школьников к сдаче экзаменов экстерном;

V начинается отток сильных учащихся в школы, имеющие форму обучения «экстернат»;

V вузы начинают включать в число своих довузовских программ подготовку к сдаче экстерном школьных дисциплин;

V структуры, пытающиеся реализовать систему открытого среднего (полного) общего образования (Телешкола, У^сИоо1 фирмы «Кирилл и Мефодий»), вступают в договорные отношения со школами, имеющими форму обучения «экстернат» (дети числятся в государственной школе как учащиеся - экстерны, готовятся к экзаменам самостоятельно, с помощью ТУ или компьютерных технологий, а затем сдают экзамены в школе в установленном порядке).

С 2001 учебного года все московские школы получили право обучать детей экстерном. Это остановило отток учащихся и предоставило школам новые возможности по оказанию дополнительных образовательных услуг, однако многие школы эти возможности не используют. Тем не менее тенденция к сокращению сроков обучения в школе, индивидуализации подготовки в вуз, обучения по непрерывным программам у платежеспособной части населения просматривается достаточно четко (рис. 5).

Таким образом, переход на 12-летнее обучение чреват спросом на индивидуальный план обучения (в сокращенные сроки), развитием репетиторства не только в старших классах, но и на уровне начальной ступени (которая планируется обязательной 4-летней), и основного общего образования (6 лет). Как мы видим, увеличение сроков происходит на уровне общего образования. Основным аргументом является то, что в связи с необходимостью постоянно переучиваться у человека дол-

жен быть сформирован широкий кругозор, развита культура личности, а главное - заложено умение самостоятельно осваивать необходимые знания.

Школа - колледж - вуз: процессы взаимодействия

По результатам маркетинговых исследований, проводимых в московских

12000

10000

8000

6000

4000

2000

40Ш

4вв81

Д52Г

04 СС

Р~7 -I ~7

г8737

рбвев,-

о~у< <1 У2714

3535

■г

1992/93 1193/94 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01

□ Количество экстернов

Рис. 5. Динамика количества экстернов в школах г. Москвы [2, с. 115].

Однако практика показывает, что таких целей можно достичь и в более короткие сроки за счет изменения содержания образовательных программ и внедрения инновационных методик.

На основании вышеизложенного автор полагает, что переход на 12-летнее обучение (в случае, если таковой состоится) будет способствовать развитию рыночных отношений в сфере образования, направленных на сокращение сроков обучения. Он активизирует экстернат в общеобразовательной школе и разработку инновационных образовательных программ, способствующих индивидуализации обучения и его завершения в более короткий срок. Для предотвращения этого, по мнению автора, необходима более тесная увязка 12летнего обучения с процессами взаимодействия учебных заведений различных ступеней образования.

школах при участии автора, основным критерием выбора школы родителями учащихся является наличие договорных отношений с вузом (вузами) и обеспечение преемственности и непрерывности реализуемых образовательных программ.

Вузам, в свою очередь, для решения маркетинговых задач необходимо взаимодействие со школами. Отсюда постепенный переход вузов от политики кастовости и недоступности к политике демократичности и открытости. Сюда относятся попытки организации взаимодействия между средними специальными учебным заведениями и вузами. Они носят единичный характер, не имеют под собой методической базы и базируются исключительно на предпринимательской инициативе участников. В период с 1990 по 2000 гг. наблюдается устойчивая положительная динамика роста взаимодействия учебных

заведений, реализующих различные 3. «колледж - вуз»;

уровни и формы обучения (рис. 6). 4. «школа - колледж - вуз».

842 общеобр. учреждения сотрудничают с 133 вузами

/ 2000/2001 уч. г.

У

у

У

516 общеобр. учреж- / дения сотрудничают с /

68 вузами у

/ 1995/1996 уч. г.

У

83 общеобр. учреж- / дения сотрудничают с /

23 вузами /

| 1990/1991 уч. г.

Рис. 6. Динамика роста численности взаимодействующих общеобразовательных учреждений и вузов в столичном регионе (1990-2001 гг.) [2, с.81].

Следует отметить, что услуги по довузовскому образованию, предлагаемые вузами, не только составляют дополнительный источник дохода, но и выполняют общественно-значимые функции:

■ выравнивают, углубляют и дополняют знания, полученные в средней школе;

■ приводят эти знания в соответствие с требованиями вуза;

■ обеспечивают профессиональную ориентацию учащихся, их более полное представление о специальностях высшего профессионального образования;

■ определяют соответствие учащихся выбранным специальностям;

■ обусловливают необходимую преемственность образовательных программ среднего и высшего профессионального образования и др.

Сегодня можно выделить следующие модели непрерывного образования, реализуемые совместно школами, колледжами и вузами:

1. «школа - вуз»;

2. «школа - колледж»;

Данные модели подробно описаны в [3]. В рамках каждой модели возможна реализация нескольких образовательных программ. Так, модель «школа - вуз» включает в себя: подготовительные курсы на базе вуза; подготовительные курсы на базе школ (классы, спрофилированные на вуз); специализированные классы (сочетание подготовки в вуз и профориентационной программы, подготовки в вуз и психологического образования и т.д.); лицейские классы (углубленное изучение специальных дисциплин по экспериментальному учебному плану; подготовка школьников к обучению в вузе по индивидуальному учебному плану, не исключающему сокращение сроков обучения).

Модель «школа - колледж» предполагает сотрудничество или добровольное объединение учебных заведений разных уровней (колледжа, ПТУ, школ) на базе одного из них (как правило, колледжа). Обязательным условием является выравнивание учебного плана, которое дает возможность по окончании школы выдать выпускнику,

помимо аттестата о среднем образовании, еще и академическую справку за два курса колледжа и обеспечить возможность продолжения его обучения на третьем курсе как базового колледжа, так и любого колледжа на основании академической справки.

Наряду с этим, выравнивается учебный план ПТУ (весь период обучения) и колледжа (I, II курсы). По окончании обучения в ПТУ выпускник получает как диплом о начальном профессиональном образовании, так и академическую справку за два курса колледжа и также может продолжить обучение в колледже с третьего курса.

Данная модель обеспечивает более раннюю готовность обучающегося к квалифицированной трудовой деятельности и, таким образом, минимизацию его упущенных возможностей.

Модель «колледж - вуз» реализуется разными путями. Одним из них является создание сети базовых колледжей вуза. Выстраивание партнерских отношений с колледжами позволяет реализовывать взаимовыгодные образовательные программы, однако требует коммуникационных и организационных усилий. Среди них - анализ учебных планов и программ, включение в расписание дополнительных дисциплин, организация углубленных занятий по блоку дисциплин, соответствующих вузовской программе.

Модель «школа - колледж - вуз»

объединяет модели «школа - колледж» и «колледж - вуз» и позволяет в наиболее короткие сроки реализовывать большой объем образовательных задач. На наш взгляд, управляемое воздействие на процесс реализации таких образовательных программ возможно только в пределах одного вуза, на базе которого реализуются профессиональные программы среднего и высшего образования. Тогда модель реализуется через систему базовых школ по аналогии с моделью «школа -вуз».

Поскольку в условиях рынка программы непрерывного образования становятся непременным условием выживаемости учебного заведения, формирования его ассортиментной политики, сохранения конкурентных преимуществ, необходим системный подход к их реализации, предполагающий комплексное развитие дифференцированных моделей непрерывного образования.

Литература.

1. Российский статистический ежегодник. - М., 2001.

2. Справочно-статистический материал по системе московского образования. Материалы к докладу «Модернизация московского образования». - М., 2001.

3. Лукашенко М. Вертикальная интеграция

в системе образования // Высшее образование в России. - 2002. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.