ДИСКУССИИ
УДК 37.018.38 ББК Ч402.79
ГСНТИ 14.01.80
Код ВАК 13.00.01
Морозов Геннадий Борисович,
кандидат экономических наук, профессор, кафедра технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: mgb@inbox.ru
Садердинов Артур Андреевич,
магистрант, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: saderart@mail.ru
Тулянкина Ирина Николаевна,
магистрант, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: gunterschatz@yandex.ru
ЭКСТЕРНАТ КАК РЕАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстернат; экстерн; промежуточная и итоговая аттестация в форме экстерната.
АННОТАЦИЯ. Для утверждения экстерната как инструмента получения качественного образования авторы предлагают внести поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленные на повышение доступности экстерната для всех категорий обучающихся и усиление контроля со стороны государства, определив перечни профессий, по которым подготовка специалистов экстерном невозможна, а также на указание источников финансирования экстерната.
Morozov Gennady Borisovich,
Candidate of Economics, Professor, Department of Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
Tulyankina Irina Nikolayevna,
Master’s Degree Student, Institute of Physics, Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
Saderdinov Artur Andreevich,
Master’s Degree Student, Institute of Physics, Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
THE EXTERNAL STUDIES AS A REAL INSTRUMENT OF EDUCATION: ANALISIS OF THE FEDERAL LAW «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»
KEY WORDS: the external studies; intermediate and total certification in the form of the external studies.
ABSTRACT. For approval of external studies as a real instrument for getting quality education, the authors propose to adopt the amendments to the Federal law «On Education in the Russian Federation», aimed at increasing the availability of external studies for all categories of learners and at increasing the state control in the form of determining the list of professions for which grounding of specialists in external studies is impossible, and to identify sources of financing for its implementation. This allows implementing the idea of qualitative self-study with regard to the interests of learners and the state, and at the same time to upgrade the education system in the general direction of modern reforms.
в общем, начальном профессиональном и высшем образовании. Экстернат был исключен в ряде направлений подготовки специалистов и специальностей. В тех же документах, экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Тем самым нормативно экстернат был определен одновременно как форма получения образования и способ аттестации
В
действовавших до 01.09.2013 г. федеральных положениях об экстернате на разных ступенях образования под экстернатом понимается форма получения образования, предполагающая самостоятельное, в том числе ускоренное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Данное определение с небольшими изменениями повторяется в утративших силу Положениях об экстернате
© Морозов Г. Б., Садердинов А. А., Тулянкина И. Н., 2014
учащегося. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) положение и место экстерната в системе образования изменилось. Теперь экстернат - только форма аттестации. И только.
Тогда чем принципиально отличается экстернат от семейной формы обучения, распространенной на Западе? Учащиеся данной формы являются учащимися школы со всеми правами и обязанностями. Между родителями и дирекцией заключается договор. За обучение в семье выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством. Ни первого, ни второго, ни третьего на экстернате нет. Официальный экстернат - бесплатная программа, позволяющая школьнику заниматься самостоятельно и приходить в школу лишь для сдачи экзаменов. Экстерн лишен обязанности посещения занятий в образовательной организации, но имеет право: брать учебники в библиотеке, принимать участие в олимпиадах и конкурсах (4). В набор услуг, оплачиваемых органами образования, входят: две консультации перед каждым экзаменом, лабораторные занятия, сами экзамены.
Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождая время для подготовки в вуз, позволяя в более свободном режиме посещать учебное заведение, совмещая учебу и работу или обучение в другом учебном заведении. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным: учащийся только сдает экзамены, что дает ему (что особенно важно для юношей) при поступлении в вуз иметь еще год в запасе, если он провалит экзамены, а также возможность избежать призыва в армию до института. Кроме того, «университетский» опыт, приобретенный в экстернате, может быть весьма полезен в вузе.
Заметим, что традиционное недоверие к качеству образования экстернов ошибочно. Главный принцип экстерната - освободить обучающихся от ежедневных многочасовых занятий в учебном заведении, сэкономив тем самым время, но при этом дать полноценное образование. Обучающийся осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует преподаватель. Для этого обучающийся сдает определенные государством зачеты, экзамены, нормативы и на основании положительных оценок получает аттестат государственного образца. Порядок прохождения обучения, сдачи экзаменов, получения аттестата, доступность учебных материалов, ответственность за образование экстернов, их права, а
также финансирование до настоящего времени были закреплены в Положениях и Приказах Министерства образования и науки Российской Федерации. Конечно, качество учебы в экстернате напрямую зависит от самого ученика. Однако законодательная база была построена так, чтобы государство могло контролировать процесс обучения экстернов. Регламентированы были действия обучающихся и образовательной организации от подачи документов на экстернат до порядка прохождения государственной аттестации, что в совокупности создавало высокий уровень контроля экстерната государством.
Существенный недостаток экстерната -неспособность обучающегося адекватно воспринимать самостоятельное обучение. Экстернат полностью рассчитан на людей организованных, собранных и в определенном смысле взрослых. При ускоренных темпах самообразования учебные перегрузки сказываются на здоровье. Возникает серьезная проблема отношений со сверстниками, которых вундеркинд «перерос» умственно: он уже не может общаться с ними, а со старшими еще не умеет. При экстернате практически нет возможности заниматься «второстепенными» предметами - физкультурой, рисованием. Уменьшение возможности общения со сверстниками, появление риска бессистемного образования, отсутствие условий сравнения собственных учебных достижений с достижениями других обучающихся - все это обратная сторона обучения экстерном. Обучающимся и их родителям целесообразно, принимая решение о переходе на экстернат, проконсультироваться с педагогами, психологами, медицинскими работниками (13).
Свою нишу занимает экстернат и в экономике. Как и любые вложения в интеллект, инвестиции в экстернат в том числе способны дать до 300% годовых (3). Очевидно, государство должно бы быть заинтересованно в том, чтобы как можно больше людей имели хорошее образование. Это одна сторона экономического эффекта экстерната. Другая - экономия, которую позволяет система самостоятельного обучения. Затраты государства на обучение одного экстерна меньше затрат на обучающегося очно примерно вдвое. При этом экстернатом пользуется по разным оценкам до 20% учащихся школ, техникумов, вузов, хотя официальная статистика называет цифру 2% (14). Экстернат не всегда ускоренная форма обучения. Однако, предоставляя возможность обучаться экстерном, государство тратит в 2 раза меньше средств, получая полную отдачу в краткосрочном периоде.
Экстернат как форма получения образования имеет богатое историческое развитие. В конце XVIII - начале XIX вв. эта форма была распространена среди беднейших слоев населения, особенно в сельской местности из-за нехватки школ. Затем он распространился на домашнее обучение, дававшее первоначальные знания письма и чтения. После сдачи экзаменов лицам, получившим домашнее образование, выдавалось свидетельство. Также существовала возможность сдавать экстерном отдельные предметы и курсы.
В дореволюционной России для сдачи экзаменов экстерном требовалось разрешение, выдававшееся Педагогическим советом гимназии. Как правило, для его получения нужно было написать заявление на имя директора гимназии. Число экстернов определялось ее администрацией или Испытательным комитетом при Управлении учебного округа. Далее вносились 10 рублей в пользу учителей, принимающих экзамен, в местное казначейство на депозит гимназии, а квитанция представлялась директору гимназии (иногда он сам принимал эти деньги). При сдаче экзаменов экстерном не существовало каких-либо ограничений в выборе учебного заведения. Право выбора закреплялось за экзаменующимися. Сдавать экзамены в гимназиях разрешалось один раз в год, а при Испытательных комитетах - раз в полугодие. Повторный экзамен разрешался только через год. На экзамене требования для экстернов были такими же, как и для обычных обучающихся. В конце XIX - начале XX вв. экстернат имел широкое распространение, как и тесно связанное с ним домашнее обучение. Как правило, данную форму обучения предпочитали обеспеченные слои населения.
В годы Великой Отечественной войны прототипом экстерната стали школы рабочей и сельской молодежи, где обучались и взрослые. Открывались классы ускоренного обучения, в которых за один учебный год изучалась программа двух классов сразу. Школы стали называться вечерними.
В 60-70-х гг. получила распространение компенсаторно-адаптивная функция экстерната, суть которой заключалась в оказании помощи взрослому населению в ликвидации недостатков, связанных со старением ранее приобретенных знаний. В 80-е гг. ускоренное обучение взрослых стало затрагивать многие сферы человеческой деятельности. Это было связано с приобщением широких масс к культуре, техническим и социальным преобразованиям (1). В 90-е гг. получили широкое распространение ускоренные курсы обучения, поскольку они давали обучающимся возможности
расширения сфер применения способностей в трудоустройстве и самоорганизации при смене профессии с учетом требований рынка труда (16).
Анализ проблемы невозможен без учета опыта зарубежных коллег. В ряде стран очное посещение школ обязательно (Германия, Израиль). Иные формы получения общего образования в этих странах допускаются при наличии врачебного заключения о невозможности посещения школы. В других странах возможен переход на экстернат по желанию родителей (например, в Эстонии). Здесь обучающийся экстерном не числится в учебном заведении, но ему разрешено выполнять учебную программу, в том числе сдавать экзамены и зачеты или защищать дипломную работу, сдавать выпускной экзамен. Согласно правилам организации учебной работы экстерном может стать любой желающий, выполняя учебную программу в определенном объеме. Если экстерн хочет выполнять учебную программу в большем объеме, ему нужно ходатайствовать об имматрикуляции (за исключением обучения в докторантуре и защиты дипломной работы), используя для этого возможности поступления или заполнения свободных учебных мест.
Для получения статуса экстерна следует представить заявление, в котором перечислен список выбранных учебных предметов. Статус предоставляется на семестр или год. С экстерном заключается договор, на основании которого необходимо вносить плату за обучение за каждый семестр или предметный пункт (EAP - Educational Approaches - «образовательный подход») -единицу объема учебной работы; одному ЕАР соответствует 26 часов работы студента. В вопросах организации учебной работы на экстернов распространяются права и обязанности студентов. Университет вправе прервать обучение экстерна, если он не выполняет требования организации учебной работы и правила внутреннего распорядка университета.
В Украине практикуется учеба экстерном, аналогичная российской и американской моделям домашнего образования. И хотя в законе сказано, что экстернат является разновидностью индивидуального обучения, на деле это - самостоятельное овладение учебным материалом. Передав ученика в руки родителей, школа теряет к нему интерес: экстерн, согласно указу Министерства образования, имеет право на консультации по 15 минут на один предмет и не более 3-х академических часов. Еще один момент «дискриминации» подобных детей: они не награждаются медалями. Зависимы от системы образования и частные коммер-
ческие школы, связанные с государством лицензированием, без которого не могут выдавать документы государственного образца. В то же время ученики-экстерны часто опережают обычных школьников. Как показали тесты по базовым предметам, предложенные 20 тыс. детей школьного возраста, результаты обычных учеников оказались ниже продемонстрированных «домашними детьми». И хотя педагоги признают, что учеба на дому максимально раскрывает индивидуальные возможности каждого ребенка, отношение к ней остается настороженно-враждебным (2).
Домашнее обучение нашло своих последователей в 45 странах мира. В Японии выпускников негосударственных школ принимают в Токийский университет. Осваивает домашнее обучение и Швеция, где девять подобных школ. Правда, здесь возникают сложности с властями, так как скандинавы серьезно относятся к уровню социализации детей (5). В Латвии здоровый ребенок может обучаться дома с первого по четвертый класс. Эти дети числятся в списках школ, в конце года школа проверяет знания и решает, можно ли ребенка переводить в следующий класс.
Как отмечалось, с принятием Закона нормативные основы экстерната в российском образовательном пространстве изме-
нились. До сентября 2013 г. в России экстернат регулировался следующими законодательными актами: Приказом Министерства образования РФ от 23.06.2000 г. № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (с изменениями и дополнениями); Приказом Минобразования РФ от 01.11.1995 г. № 563 «Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната»; Приказом Минобразования РФ от 14.10.1997 г. № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».
Приведем данные анализа признаков экстерната в утративших силу нормативноправовых актах в сравнении с нормами, закрепленными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Нормативные признаки экстерната в действующих и утративших силу нормативно-правовых актах об образовании
Признаки Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. 10.07.2012 г.) «Об образовании», Положения об экстернате на разных ступенях образования Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»
Понятие Форма получения образования, самостоятельное, в том числе ускоренное, изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию Экстерны - лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся в не имеющей государственной аккредитации образовательной организации, проходящие промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации
Перечень направлений и специальностей, по которым невозможно получение образования экстернатом Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 823 утвержден Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается. Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473- За исключением программ подготовки научнопедагогических кадров
Государственная аттестация Письмо Рособрнадзора от 21 февраля 2006г. N 01-100/08-01 «Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников», диплом государственного образца Диплом государственного образца
Учреждения, имеющие право предоставлять услугу экстерната Общее и начальное профессиональное - нет ограничений. Высшее профессионально образование - по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Обязательно: решения ученого совета по реализации данной формы подготовки по соответствующему направлению или специальности; государственной аккредитации по направлению или специальности, заявляемой вузом. Нет ограничений
Форма оплаты обучения Общее образование - бесплатно, по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги. Начальное профессиональное - бесплатно, для получающих начальное профессиональное образование впервые. Второе начальное профессиональное по одной и более специальностям - на платной основе. Высшее профессионально образование - устанавливаются договором между обучающимся и вузом Согласно договору между обучающимся и образовательным учреждением
Финансиро- вание Общее образование финансируется учредителем. Начальное профессиональное - оплата труда педагогических работников, привлекаемых для проведения промежуточной и итоговой аттестации, консультаций экстернов - в пределах имеющихся у учреждения финансовых средств и исходя из государственных (ведомственных, местных) нормативов. Высшее профессионально образование - устанавливаются договором между обучающимся и вузом Самофинансирование, экстернат рассматривается как услуга, предоставляемая образовательным учреждением.
Порядок прохождения обучения Общее - без ограничения возраста. Сроки промежуточной аттестации устанавливают общеобразовательные учреждения, ограничение не более 12 экзаменов в год, право на перевод на очную форму обучения в случае несдачи аттестации. Начальное профессиональное - поступить можно только имея диплом об общем образовании. План аттестаций с учетом интересов экстерна, его базового образования и возможностей образовательного учреждения Высшее профессионально образование - могут поступать лица, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального, экзаменов не более 20. Не указано, определяется образовательным учреждением самостоятельно
Права экстернов Общее - экстерны имеют академические права обучающихся Экстерны имеют академические права обучающихся
Прежде чем анализировать данные различия, нужно представить реальную картину положения дел. Обратимся к статистике, что поможет объективно оценить достоинства и недостатки нового Закона в отношении экстерната. Всего в России в учебных учреждениях среднего профессионального образования по данным на начало учебного 2009/2010 г. экстерном обучалось 57,1 тыс. человек, или 2% от общего числа обучающихся (см. таблицу 2). Те же данные для учебных учреждений высшего образо-
вания - 203 тыс. человек, то есть 2,26% от общего числа обучающихся (см. таблицу 3).
Характерно, что в течение 15 лет число экстернов с 1995 г. выросло в среднем профессиональном образовании более чем в 100 раз, а в сфере высшего образования в 25 раз - наглядное подтверждение актуальности экстерната для населения. Стоит отметить, что учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений для получения образования в форме экстерната отдают предпочтение негосударственным образовательным учреждениям.
Таблица 2.
Число экстернов, обучающихся в системе среднего профессионального образования (на начало учебного года) (14)
1995/96 2000/01 2005/06 2009/10
Государственные и муниципальные образовательные учреждения
Численность студентов - всего тыс. человек 1923,3 2308,6 2473,0 2052,3
Экстернат 0,4 8,2 13,3 20,1
Негосударственные образовательные учреждения
Численность студентов, тыс. человек 6,6 52,2 117,7 89,8
Экстернат 0,1 11,6 33,0 37,0
Таблица 3.
Число экстернов, обучающихся в системе высшего профессионального образования (на начало учебного года) (14)
1995/96 2000/01 2005/06 2009/10
Государственные и муниципальные образовательные учреждения
Численность студентов - всего, тыс. человек 2,655,2 4270,8 5985,3 6135,6
Экстернат 0,2 71 171,7 181,8
Негосударственные образовательные учреждения
Численность студентов - всего, тыс. человек 135,5 470,6 1079,3 1283,3
Экстернат 7,4 0,7 11,5 21,2
Несмотря на актуальность экстерната, многие образовательные организации не создают возможности обучения экстерном, поскольку у организаций нет на это мотивации, так как с экстерном связаны дополнительные расходы, но не предусмотрена их компенсация или финансирование.
По мнению руководителя Центра интенсивных технологий образования Г. Ми-сютиной, именно на федеральном уровне должен быть решен вопрос об источниках финансирования семейного обучения и самообразования, а также финансирования аттестации этих детей (7). А это - немалые деньги. В средней школе 12 предметов, ученики сдают все экзамены комиссии в составе не менее 3 человек, проводятся консультации перед экзаменами, лабораторные и практические работы. В нынешних условиях образовательным организациям проще принимать студентов на другие формы обучения, несмотря на то что при этом страдает право обучающихся на выбор экстерната.
Однако причинами низкого уровня развитости экстерната могут являться не только заметные, на первый взгляд, недостатки законодательства, но и другие факторы.
Нами был проведен опрос, целью которого было подтверждение или опровержение следующих тезисов:
- низкая осведомленность обучающихся об экстернате,
- не доверительное отношение большинства студентов к экстернату,
- наличие скрытого спроса на услугу экстерната.
В исследовании приняли участие 200 студентов трех вузов Екатеринбурга в возрасте от 19 до 27 лет. Только 14,6% опрошенных отметили, что не знали о существовании экстерната, что свидетельствует о достаточной осведомленности населения о такой форме обучения. Причем, только 1,6% опрошенных ответило, что, несмотря на неосведомленность об экстернате, они хотели бы получить образование именно в этой форме.
Тезис о негативном восприятии экстерната лишь частично нашел свое подтверждение: 58,9% опрошенных считают, что образование, полученное самостоятельно, не может быть достаточно качественным для дальнейшей учебы или карьеры. Но данная цифра может отражать лишь психологическую неготовность этих студентов к самостоятельному обучению. Еще 13% студентов хотя и не желают обучаться экстерном, но считают образование, полученное в этой форме, вполне качественным. В любом случае, целевая аудитория экстерната как формы обучения - те, кто хотели бы обучаться экстерном (20,5% опрошенных студентов). Эти данные перекликаются и с данными других исследований. Так, в Москве, где экстернат в силу объективных причин был развит наравне с другими формами получения образования, до 15% выпускников получили общее образование в форме экстерната (17).
Интересно, что 55,3% опрошенных предпочли бюджетную форму обучения, 7,9% согласились на платный экстернат. Остальные не указали желаемый вариант обучения. Очевидна разница с числом студентов (см. таблицу 3), реализовавших свое желание, согласно результатам Росстата -всего 2,26%. Однако эта цифра приведена в масштабах страны, что некорректно использовать для сравнения на отдельных ее территориях. Таким образом, третий тезис подтверждается лишь для конкретных образовательных организаций.
Логичным видится следующий тезис: экстернат не реализует себя в полной мере из-за малого числа образовательных организаций, предоставляющих эту услугу. Так, из трех вузов, представленных в нашем исследовании, ни в одном экстернат как форма получения образования не заявлен. Недавний проект Уральского федерального университета, так называемый экстернат для талантливых старшеклассников, прошедший в рамках программы «Школа-ВУЗ», лишь подтвердил и лишний раз обнаружил неразвитость этой услуги. Данный проект получил бы свое реальное воплощение при условии, что экстернат в полной мере предоставлен всеми образовательными организациями. А пока спрос на услуги экстерната не удовлетворен, значительно превышая существующее в сфере образования предложение.
По итогам нашего опроса можно утверждать, что действовавшие приказы и постановления не давали возможности удовлетворить спрос на услугу экстерната. Исправлены ли эти недочеты новым федеральным образовательным законодательством?
Сильные стороны Закона в том, что он закрепляет равные права экстернов с другими обучающимися (п. 3, ст. 34), более четко определен экстернат как форма получения образования (п/п 9, п. 1, ст. 33), а не собственно обучение, в чем ранее было противоречие. Несомненный плюс и в упрощении условий для образовательных организаций получения права оказывать услугу аттестации экстернов - вузам больше не требуется согласование с федеральным органом управления высшим профессиональным образованием.
Теперь скажем о недочетах. Во-первых, не решен вопрос оплаты труда педагогических работников, привлекаемых для проведения промежуточной или итоговой аттестации, консультаций экстернов на бюджетной основе. С одной стороны, экстернами считаются «зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.. » обучающиеся, число которых входит в рассчитываемые контрольные
цифры приема. А и их обучение подлежит финансированию из соответствующих бюджетов, поскольку согласно п. 3 ст. 99 Закона «нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу». Однако в Законе упускается из вида норма о том, что отдельно сам прием экзаменов без ведения аудиторных занятий не включается в учебную нагрузку преподавателя. По-видимому, предполагается, что раз в нагрузке преподавателя нет лекционных или иных занятий, экзамен ему принимать не нужно. Для очно и заочно обучающихся данное положение закономерно. Но особенность экстерната в том, что работа педагогического коллектива сводится к проведению аттестации, консультациям, исключая лекции, которые составляют нагрузку преподавателя.
Таким образом, даже если образовательная организация получает финансирование на поступивших на конкурсной основе экстернов, до педагога эти средства не дойдут. В то же время прием экзаменов на соискание кандидатской степени, дополнительных квалификационных экзаменов, переза-чет предыдущего документа об образовании в другой образовательной организации и т. п. подлежат обязательной оплате обычно со стороны экзаменуемого. Такое невозможно в отношении экстерна, получающего общее, первое среднее или высшее профессиональное образование, так как экстернат относится не к дополнительным, а к основным формам аттестации обучающихся.
Вот почему экстернов следует выделить в отдельную категорию обучающихся и обязать образовательные организации выплачивать педагогам зарплату за дополнительную нагрузку, связанную с работой по приему экзаменов и проведению консультаций. В этой связи предлагаем внести ряд поправок к ст. 99 Закона, где отдельно прописать: ««Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для проведения промежуточной или итоговой аттестации, консультаций экстернов является дополнительной нагрузкой педагогов, оплата которой производится в соответствии с трудовым законодательством в пределах имеющихся у образовательной организации финансовых средств, исходя из государственных (ведомственных, местных) нормативов».
Это будет мотивировать педагогов в работе с экстернами и соответственно даст но-
вый импульс развитию экстерната в образовательных организациях: педагогический коллектив будет заинтересован в приеме абитуриентов не только на традиционные очную и заочную формы обучения, где оплата труда педагогического работника осуществляется в полной мере.
Во-вторых, в анализируемой проблеме нового Закона кроется и причина несоблюдения академических прав обучающихся, закрепленных в п/п 1 п. 1 ст. 34 Закона, на «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования». Противоречие в том, что предоставление экстерната не является обязательным для образовательных организаций без объективных на то причин. Поскольку экстернат не является специальной формой обучения, требующей особых условий внутри образовательного процесса или его организации, постольку от педагогических работников не требуется специальных знаний, навыков, опыта работы; от образовательной организации - особенных материальнотехнических условий, разрешающих документов или отчетности, как например, при обучении детей с ограниченными возможностями. На фоне обязательного осуществления дистанционного обучения, накладывающего на образовательные организации бремя материально-технического оснащения, его постоянной модернизации и соответствующего обучения персонала, экстернат не имеет подобных нагрузок.
Таким образом, по Закону экстернат остается неравноценным по отношению к другим формам обучения. Отсюда - малое число образовательных организаций, проводящих аттестацию в форме экстерната, в последнее время стремительно идущего на убыль. Так, в Москве более половины таких специализированных организаций закрылось в 2012 г., а экстернаты в обычных школах переходят на платное обучение. Причина - нет мотивации для предоставления услуги. «Бюджет школы зависит от количества учащихся и сокращается, если дети уходят в экстернат. Эта форма обучения оценивается ниже... Администрациям школ фактически это невыгодно», - отмечает зампред комиссии по образованию Общественной палаты РФ Л. Духанина (11).
При условии принятия поправки об оплате педагогам дополнительной нагрузки, связанной с экстернатом, логичным становится и принятие поправки, исправляющей неравноценность форм обучения, закрепляющей обязательность предоставления всеми образовательными организациями возможности сдачи экзаменов экс-
терном. Поправка может звучать примерно так: ««Образовательные организации обеспечивают соблюдение прав обучающихся, зачисленных в данную образовательную организацию, на выбор формы получения образования, в том числе в форме самообразования путем создания условий сдачи обучающимися государственных экзаменов и нормативов в форме экстерната. Решение об организации в образовательной организации экстерната распространяется и на его филиалы».
В-третьих, существенный недостаток
Закона - отсутствие перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в форме экстерната не допускается. Ранее этот перечень был утвержден Постановлениями Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1473 и от 26.10.2000 г. № 823. Согласно этим нормативно-правовым актам, «экстернат не распространяется на получение начального профессионального образования по профессиям и специальностям, связанным с обслуживанием сложного оборудования и выполнением опасных работ, а также подготовка по которым подконтрольна Госгортехнадзору, Госатомнадзору, другим организациям и ведомствам и на программы подготовки научно-педагогических кадров».
Глава 11 Закона «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» нечетко описывает специфику обучения по ряду специальностей, что может привести к серьезным негативным последствиям. Так, остались абсолютно не замеченными подготовка педагогических кадров, обучение по программам ординатуры. В Законе нет прямого запрета на получение образования по этим специальностям экстерном, в чем заключается противоречие с текстом Закона. Так согласно п. 9 ст. 82, «подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников». Возражений нет - данные специальности социально значимы и нуждаются в особенном внимании и исключительном контроле со стороны государства.
Однако это утверждение может быть в равной степени распространено и на другие приоритетные направления подготовки специалистов и в особенности на подготовку педагогических работников для общеобразовательных школ и средних специаль-
ных учебных заведений. Но этот момент остался в законе «пробельным». Почему-то важность качественной подготовки педагогов в нашем обществе ощущается крайне слабо. А от мастерства и квалификации педагога зависит интеллектуальное здоровье страны, столь же важное, как и физическое. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, педагога нужно готовить столь же серьезно и качественно, как это происходит сейчас в медицинских вузах, где речи о заочных и иных внеаудиторных формах обучения даже не заводится. А о педагогических образовательных организациях такой заботы у государства не наблюдается. Поэтому как экстернат, так и дистанционные формы обучения студентов педагогических вузов не могут быть нормативной формой обучения, промежуточной и итоговой формами аттестации. Поэтому предлагаем следующие дополнения в п. 3 ст. 34 Закона: «Экстернат не распространяется на получение среднего и высшего профессионального образования по профессиям и специальностям, связанным с обслуживанием сложного оборудования и выполнением опасных работ, а также подготовка по которым подконтрольна Госгортехнадзору, Госатомнадзору, другим организациям и ве-
домствам; экстернат не распространяется на получение среднего и высшего профессионального образования по направлениям медицинского образования и фармацевтического образования и на программы подготовки научно-педагогических кадров».
Подводя общий итог исследования, заметим: хотя новый образовательный Закон - документ куда более прогрессивный и нормативно грамотный, чем практически не действовавший, но исправно исполняемый закон «Об образовании» 1991 г., однако и он не лишен многих недостатков, анализу причин и следствий одного из которых посвящена настоящая статья. Полагаем, что потребности системы образования и потребности обучающихся в осуществлении образовательной деятельности в форме экстерната - налицо. Думается, что наши предложения по принятию поправок к Закону помогут эффективно модернизировать систему образования в общем направлении современных реформ путем реализации идеи качественного самостоятельного обучения, сделав экстернат эффективным инструментом для получения образования. Была бы на это политическая воля!
ЛИТЕРАТУРА
1. Балов Н. Н. Справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых. - М. : Вечерняя школа, 1973. С. 396-402.
2. Вареник Н. А. Домашнее обучение: не проигранное Ватерлоо // Междунар. общ.-полит. еженедельник Зеркало Недели. 2006. URL: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/domashnee_obuchenie_ne_
proigrannoe_vaterloo.html
3. Васильева И. Н. Диплому цены нет // Эксперт Сибирь. 2008. № 32 (82).
4. Вопрос-ответ // Семейное образование сайт http://www.familyeducation.ru/ ?module=articles&c=Question&b=5&a=l
5. Государственные расходы на образование в странах Европейского союза (ЕС). Статкомитет СНГ // Общество и экономика. 2010. № 2. С. 160-171.
6. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.07.2012 г.).
7. Мисютина Г. А. Экстернат и новый закон об образовании // Единая информационная служба «Экстернаты Москвы. Extern-mos». 2013. URL: http://extern-mos.ru/new-educational-law-and-externat
8. Насыров Е. О. За учебу экстерном московским школьникам теперь придется заплатить // Образо-ват. портал EDU-Inform.ru. 2013. URL: http://www.mn.ru/society_ edu/20l20829/326053858.html
9. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».
10. Приказ Минобразования РФ от 01.11.1995 г. № 563 «Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната».
11. Приказ Минобразования РФ от 14.10.1997 г. № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации».
12. Приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. №1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (с изменениями и дополнениями).
13. Тараданова И. И. Экстернат: проверка на взрослость // Учительская газета. №19. 2005. URL: http://www.ug.ru/archive/8077
14. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
16. Шнайдер И. Р. История становления и развития экстерната в России // СуперИНФ. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2268
17. Экстерната больше не будет // Росс. агентство междунар. информации «РИА-Новости». 2011. URL: http://ria.ru/analytics/20110419/366188449.html
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. П. В. Зуев.