Научная статья на тему 'Альтернативные образовательные системы: экстернат'

Альтернативные образовательные системы: экстернат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1354
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЭКСТЕРНАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусева Татьяна Гавриловна

В статье рассматривается экстернат как одна из альтернативных образовательных систем. Описаны основные компоненты педагогической системы обучения экстерном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернативные образовательные системы: экстернат»

2. Сафуанов, И. С. Генетический подход к обучению математическим дисциплинам в высшей педагогической школе [Текст]: дис. д-ра нед. наук. / И. С Сафуанов. - Набережные Челны, 2000. - 410 с.

3. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж Брунер. - М : Пресс, 1977. -418 с.

4. Бескин, Н. М. Методика геометрии [Текст] / Н. М Бескин. - М.- Л.: Учпедгиз, 1947. - 276 с.

5. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

УДК 374

Макусева Татьяна Гавриловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Нижнекамского химико-технологического института, [email protected], Нижнекамск

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЭКСТЕРНАТ

Makuseva Tatyana Gavrilovna

The candidate ofpedagogikal sciences, docent of department of Mathematics and Informatics of Nizhnekamsk Technological Institute, [email protected], Nizhnekamsk

ALTERNATIVE EDUCATIONAL SYSTEMS: EXTERNAL

В настоящее время, заметней, чем когда-либо, во многих системах образования активность и самостоятельность обучающихся признается в качестве важнейшей компоненты всесторонне развитой личности человека, в качестве важной цели образования. В условиях информатизации образования различные методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний, все настойчивее вытесняют традиционные методы, ориентированные в основном на коллективное восприятие информации. На применении широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и студентов в высшей школе основано дистанционное обучение. В средней же школе самообразовательная познавательная деятельность является ведущим системообразующим фактором по отношению ко всей учебно-познавательной деятельности обучающихся при обучении экстерном. В последние годы интерес общества к экстернату повышается. В педагогической практике экстернат рассматривается в исследованиях В. Н. Вершинина, О. Д. Владимирской, Л. М. Павловской,

Е. С. Кодиковой, Т. Г. Макусевой. Вопросам организации данной формы обучения посвящены публикации В. К. Сигова, Г. А. Ванюхиной, М. Р. Леонтьевой, С. В. Ивановой и др. Однако исследований, посвященных построению целостной педагогической системы обучения экстерном на базе общеобразовательной школы, нет. Ряд противоречий, связанных с организацией обучения экстерном, и обусловливают актуальность нашего исследования.

Повышенное внимание к проблемам образования вместе с ростом разнообразия форм жизни, увеличением свободы выбора личности - объективные социальные предпосылки появления эпохи вариативного образования. Именно с позиции вариативного образования в своем исследовании мы рассматриваем экстернат, что имеет как объективные, так и субъективные основания. Объективные основания заключаются в том, что экстернат является устойчивой системой, при своем достаточном разнообразии, т. е. вариативности. Субъективная основа экстерната обусловлена спецификой субъектов образования, индивидуальными и возрастными особенностями, возможностями способностей обучающихся и т. п.

Вариативность в образовании - это развивающееся явление педагогической действительности. Ученые выделяют различные аспекты содержательной трактовки данного понятия, причем зачастую их мнения не совпадают [1, с. 41].

В вариативном образовании наиболее отчетливо проявляется направленность школьного образования на формирование культуры жизненного самоопределения. Вариативное образование характеризуется как поисковое образование, представляющее личности широкий спектр возможностей выбора своей судьбы, готовящее школьника к жизни в условиях комплексных глобальных проблем и социальных перемен, приучающее ученика находить нестандартные пути выхода из различных ситуаций неопределенности в культуре [3].

Специальным видом вариативного образования является дифференцированное образование. В свою очередь частным видом дифференцированного образования считается альтернативное образование. Альтернативное образование - в прямом смысле «другое образование». Оно возникло как отличное от общепринятого образования. Его теоретическая основа - это идеи дето-центризма, когда в центре процесса образования ребенок с его интересами и потребностями. Цель альтернативного образования - создание условий для развития всех сил и способностей человека, воспитание личности, которая способна к самореализации, личности, которая может быть счастливой [4].

Создание альтернативных школ в свободном, демократическом обществе дает возможность реализовать право ребенка на образование, обеспечивает «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». При этом оно должно соответствовать «минимальным нормам, которые могут быть установлены Государством» [5].

К альтернативным образовательным системам молено отнести семейное образование, экстернат, продуктивное обучение, различные адаптивные

модели, школу вероятностного образования. Из всех этих указанных образовательных систем наибольшую правовую регламентацию имеет экстернат.

Экстерны (от латинского слова ех1егпш - внешний, посторонний) - название лиц, связанных с каким-нибудь общественным учреждением, но не живущих в нем, а лишь приходящих туда на время. В практике нашей средней школы это молодые люди, получившие домашнее образование и подвергающиеся испытанию на свидетельство зрелости в правительственных гимназиях и выпускному или окончательному испытанию при правительственных реальных училищах [6]. Экстерн - лицо, сдающее экзамены за курс учебного заведения, не обучаясь в нем [7].

Экстернат - система прохождения курса обучения экстерном [7]. Экстернат - установленный в СССР порядок сдачи экзаменов за курс восьмилетней и средней школы для экстернов [8].

Основной документ об экстернате, Положение, дает следующее определение: «Получение образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию» [9].

Одним из пяти ключевых направлений развития общего образования, выделенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является система поддержки талантливых детей. Отмечена необходимость создания, как специальной поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка. При этом широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им, независимо от места проживания, осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.

Каким-то образом это затрагивает и экстернат. Есть одаренные ребята, которые всерьез занимаются танцами, спортом, другими видами деятельности, а кто-то целенаправленно занимается нужными ему предметами, хочет высвободить для этого большее количество времени, кто-то долгое время проживает с родителями за границей. Но все-таки большая часть экстернов -это рабочая молодежь, дети с ослабленным здоровьем, а также многие другие, попавшие в различные жизненные ситуации. Поэтому, мы надеемся, что экстернат также получит свое дальнейшее развитие как одна из форм получения образования, фактически - самообразования.

Самообразование - это овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий (чем заниматься), объема и источников познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Всякое образование есть самообразование, оно должно быть непрерывном и осознанным (М. Т. Громкова, В. Г. Рындак, А. В. Усова).

Самообразование - это по-настоящему свободный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами само-рефлексии, самооценки, самоидентификации и выработки умений самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность, т. е. умений самообразовательной деятельности [10]. Однако, как отмечено в работе [11, с. 3] самообразование в принципе бесконечно. Экстернат касается лишь такого его варианта, когда содержание образования четко предопределено государственными программами, образовательными стандартами и когда государство же через свои учреждения контролирует качество усвоения программ и выдает типовой сертификат, удостоверяющий соответствие образования его владельца соответствующим нормам и требованиям. Или же принимает успешно выдержавшего испытания экстерна на определенную ступень обучения и типовое учебное заведение по очной или заочной форме.

Фактически, исходя из норм действующего законодательства, экстернат -это не столько форма получения образования сколько форма прохождения аттестации. Однако проходят экстерны государственную итоговую аттестацию в конкретном общеобразовательном учреждении, и, мы считаем, что школа должна по возможности оказать обратившимся в экстернат педагогическую помощь.

Такая помощь предполагает оказание отдельным учащимся или группам учащихся содействия, подкрепления и конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения. Педагогическую помощь мы видим в соответствующей организации обучения экстерном, в частности отдельному предмету.

Основной целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка педагогической системы обучения экстерном, которая обеспечила бы достижение оптимальных результатов в усвоении учебного материала каждым обучающимся с учетом реального уровня его подготовки и индивидуальных особенностей.

Педагогическая практика показывает, что нет такого стандартизированного универсального воздействия на обучающихся, которое приводило бы с неизбежностью к полному достижению целей обучения и воспитания. Однако проведенные структурные изменения в планировании и организации процесса обучения экстерном привели к тому, что обучающиеся стали значительно быстрее и легче адаптироваться к новым для себя условиям, лучше «погружаться» в учебный процесс, а это, в свою очередь, является необходимым условием для повышения эффективности освоения ими учебного материала.

Выделим и рассмотрим основные компоненты используемой педагогической системы обучения экстерном.

1. Требования к учебному процессу. Этот компонент содержит требования к разработке типовой учебно-методической документации.

2. Ограничения учебного процесса. Этот компонент определяет ограничивающие условия, которые надо иметь в виду при проектировании учебного процесса. Источником этих ограничений являются действующие правовые и нормативные документы и т. д.

3. Учебная документация. Этот компонент, охватывающий учебные планы, учебные программы, расписание учебных занятий и т. д., свидетельствует о номенклатуре учебных предметов; характере, содержании, количестве и качестве учебной информации; формах и методах организации учебного процесса и управления этим процессом.

4. Обучающий. Этот компонент характеризует обучающую (управляющую) систему педагогической системы обучения экстерном, прежде всего учителей с их личностными и профессиональными качествами и характеристиками, образовательным уровнем и квалификацией, систему профессионального отбора кадров, требования к профессиональной и педагогической квалификации обучающих.

5. Обучаемый. Этот компонент характеризует обучаемую (управляемую) систему учебного процесса, прежде всего обучающихся с их личностными и возрастными характеристиками, мотивацией, возможностями и способностями к умственной деятельности.

6. ТСО. Этот компонент охватывает различные технические средства обучения, дидактические материалы, оборудование и т. д., т. е. прежде всего технические средства, обеспечивающие представление и обработку информации.

7. Учебная среда (условия учебного процесса). Этот компонент включает факторы и условия среды, в которых работают обучаемый и обучающий: материальные факторы и условия учебного процесса (учебные помещения, учебная мебель, учебный интерьер, физические, химические и биологические факторы микроклимата), факторы социально-психологического характера и т. и.

8. Выпускник. Этим компонентом характеризуется выпускник, завершивший ту или иную ступень обучения, тот или иной его вид, обла/^ающий конкретными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для продолжения образования.

9. Контролирующий компонент. Этот компонент позволяет контролировать характеристики реального выпускника и сравнивать их характеристиками выпускника идеального (с моделью выпускника).

10. Регулирующий компонент регулирует работу по проектированию педагогической системы обучения экстерном, его организации, реализации и управлению этим процессом в условиях конкретной учебы.

Результаты работы позволяют заключить, что используемая педагогическая система обучения экстерном позволяет формировать у обучающихся знания и умения на уровне требований нормативных документов.

Строить прогнозы о будущем экстерната - занятие неблагодарное. Экстернат-лишь часть образовательной системы, его дальнейшее развитие зависит напрямую от тех процессов, которые идут в российском образовании. Будем

надеяться, что при всех возможных переменах в экстернате останется самое ценное - обретенное учащимися право самому определять наиболее приемлемую для него форму получения образования. Это право - существенное завоевание демократии, и оно не должно быть утрачено.

Библиографический список

1. Коновальчук, В. Н. Вариативное развивающее начальное образование [Текст]: дис ... док. пед наук / В. Н. Коновальчук. - Р-н-Д, 2005. - 346 с.

2. Асмолов, А. Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность [Текст] / А. Г. Асмолов // Магистр: независимый психолого-педагогический журнал. - 1995. - № 1. - С. 23-32.

3. Бубликов, С. В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук С. В. Бубликов. - Спб, 2000. - 36 с.

4. Бражник, Е. И. Модели альтернативного образования [Текст]: Учебное пособие / Е. И. Бражник, В. Д. Повзун, И. Л. Свиридова. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 271 с.

5. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике [Текст]: УМК для студентов педагогических вузов / Под ред. М. Н. Повзнера. - Ч. 2. - Новгород, 1995. - 287 с.

6. Броккгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Т. ХЬ. - СПб., 1904. -С. 510.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 0к.57000 тыс. слов / Под ред. д. ф. н., проф. Н. Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 1983. - 816 с.

8. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Науч.-ред. совет: А. М. Прохоренко и др. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 16000 слов.

9. Положение о получении общего образования в форме экстерната [Текст] // Вестник образования. - 2002.5 апреля. - С. 19.

10. Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. Совет: А. М. Прохоренко и др. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 16000 слов.

11. Калошина, И. II. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Н. Калошина. - Оренбург, 2000. - 20 с.

12. Вершинин, В. Н. Методика и организация общеобразовательного экстерната [Текст] / В. Н. Вершинин, Л. М. Павловская. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 48 с.

13. Георгиев, Г. Эргономическая модель учебного процесса в вузе [Текст] / Г. Георгиев // Современная высшая школа. - № 3. - 1984. - С. 141.

14. Двадненко, А. В. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах санаторного типа [Текст] / А. В. Двадненко // Мир образования - образование в мире. - № 1. - 2009. - С. 249-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.