Научная статья на тему 'Основы организации и методики индивидуально-ориентированного обучения'

Основы организации и методики индивидуально-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALLY-ORIENTED TEACHING / ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ / МОДЕЛИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODELS OF SELF-EDUCATION ACTIVITIES / BASIC CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусева Т.Г.

В статье предложено индивидуально-ориентированное обучение, совершенствующее традиционную образовательную систему, его организация и методика. Рассмотрены основы концепции и закономерности индивидуально-ориентированного обучения, выделена система психолого-дидактических принципов, разобран комплекс организационно-педагогических условий и методика его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests individually-oriented teaching that perfects the traditional educational system, its organization and methods. The authors investigate the basics of the individually-oriented teaching concepts and laws, point out the system of psychological and didactic principles, and determine a set of organizational and pedagogical conditions and the methods of their implementation.

Текст научной работы на тему «Основы организации и методики индивидуально-ориентированного обучения»

УДК 37.041

Т. Г. Макусева

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: индивидуально-ориентированное обучение, основы концепции, модели самообразовательной деятельности.

В статье предложено индивидуально-ориентированное обучение, совершенствующее традиционную образовательную систему, его организация и методика. Рассмотрены основы концепции и закономерности индивидуально-ориентированного обучения, выделена система психолого-дидактических принципов, разобран комплекс организационно-педагогических условий и методика его реализации.

Keywords: individually-oriented teaching, basic concepts, models of self-education activities.

The article suggests individually-oriented teaching that perfects the traditional educational system, its organization and methods. The authors investigate the basics of the individually-oriented teaching concepts and laws, point out the system ofpsychological and didactic principles, and determine a set of organizational and pedagogical conditions and the methods of their implementation.

В государственных документах, определяющих направления развития образования в России, в частности в стратегии модернизации образования, подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций.

Основой самообразовательной деятельности являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения. Хотим отметить, что, несмотря на многочисленные недостатки традиционной классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения, отмечаемые в педагогических исследованиях, отказ от них, практически невозможен. Поэтому мы считаем необходимым поиск путей и способов изменения системы, при сохранении всего положительного, что в ней присутствует. По нашему мнению возможности такого преобразования дает индивидуально-ориентированное обучение, главным преимуществом которого является реализация индивидуальных возможностей обучающихся и усиление их способностей к самообразовательной познавательной деятельности.

Рассмотрим основы концепции, на которой строится модель индивидуально-ориентированного обучения.

Для каждого исторического периода характерны свои проблемы, свои ценности, свои теории, свои способы достижения поставленных целей, в том числе и в образовании. Поэтому в исследовании представлены историко-теоретические основы концепции, которые характеризуются историко-педагогическими предпосылками возникновения и развития индивидуально-ориентированного обучения; психологодидактическими основаниями индивидуально-ориентированного обучения; вариативностью индивидуально-ориентированного обучения; теоретическими обоснованиями, которыми выступают известные теории образования.

Историко-теоретические основы индивидуально-ориентированного обучения определяют тра-

диционную систему обучения, заочное и дистанционное обучение, а также экстернат историко-педагогическими предпосылками индивидуально-ориентированного обучения, обосновывают его состояние и тенденции развития как вариативной образовательной системы, позволяющей объединить обучение и самообразование, обусловливают дидактическую и психологическую составляющие индивидуально-ориентированного обучения.

Научно-методологические основы концепции составляют:

- методологические основания, заданные полипа-радигмальным подходом. Такой подход, с позиции автора, представлен как разумное сочетание традиционного, личностного, дифференцированного, индивидуального, адаптивного, информационного, модульного, коммуникативного, культурологического подходов, при ведущей роли компетентност-ного подхода к организации самообразовательной познавательной деятельности обучающихся; - научные основания, представленные моделью формируемых компетенций, с помощью которой можно определить, чему именно надо обучать, чтобы достичь поставленных целей.

Основу индивидуально-ориентированного обучения составляет самообразовательная познавательная деятельность, поэтому в исследовании самообразование представлено как педагогическая основа концепции, которая рассматривает индивидуально-ориентированное обучение как погружение в самообразовательную деятельность; моделирует индивидуальную самообразовательную деятельность; организует обучение-сопровождение при индивидуально-ориентированном обучении.

Организационно-методические основы концепции составляют собственно индивидуально-ориентированное обучение, реализованное в учебном процессе вуза; критериально-оценочный аппарат выявления эффективности индивидуально-ориентированного обучения как для обучающихся, так и для обучающих. Кроме того нормативно-правовая основа концепции основана на государственных документах, определяющих направления развития образования в России.

Главными компонентами научной теории являются закономерности, поэтому в нашем исследовании для характеристики процесса индивидуально-ориентированного обучения мы сформулировали ряд закономерностей, которые определяют достижение целей исследования. К ним мы отнесли структурные, процессуальные и результативные закономерности.

Структурная закономерность обусловливает отсутствие стихийности в процессе индивидуально-ориентированного обучения.

Процессуальная закономерность проявляется в полипарадигмальности индивидуально-ориентированного обучения, обеспечивающей сочетание различных подходов к индивидуально-ориентированному обучению, реализующихся посредством различных образовательных технологий. Так как любой учебный курс включает в себя несколько целей, а для достижения различных учебных целей более эффективными могут быть различные технологии [1]. Полипарадигмальность предусматривает возможность смешения технологий, способствуя, таким образом, четкой и планомерной организации процесса обучения, повышению его эффективности.

Результативная закономерность выражает гарантированную результативность индивидуально-ориентированного обучения, представленную в компетенциях, сформулированных в виде заданных уровней знаний и умений обучающихся по учебным дисциплинам.

Основные положения концепции индивидуально-ориентированного обучения и выделенные закономерности позволяют постулировать образовательные принципы, на которых выстраивается это обучение. Каждый из принципов выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Индивидуально-ориентированное обучение с позиции нашего исследования имеет психолого-дидактические основы. Поэтому нами выявлены и сформулированы психологические и дидактические принципы индивидуально-ориентированного обучения, которые объединены в систему психолого-дидактических принципов «СОВЕТ». Мы считаем, что именно такая система принципов обеспечивает оптимальную организацию индивидуально-ориентированного обучения и способствует повышению качества обучения отдельной дисциплине.

В нашем исследовании система принципов «СОВЕТ» содержит принципы: соответствия, ответственности, воспроизводимости, единения обучения и самообразования, транзитивности, учета индивидуально-психологических особенностей, рефлексивной организации обучения, эмпатийного общения.

Индивидуально-ориентированное обучение рассматривается в исследовании как погружение в самообразовательную деятельность, которое представлено четырьмя инструментами погружения: сегментирование обучающихся; детализация содер-

жания обучения; активизация обучения; генерирование системы контроля.

В исследовании сегментирование реализует управленческий подход к процессу обучения. Оно включает в себя следующие операции: проверка уровня предметной подготовки; проверка уровня умений самообразовательной деятельности; учет психологических особенностей обучающихся. Сегментирование обучающихся позволяет сформировать группы для организации индивидуально-ориентированного обучения. В исследовании выделено шесть групп в зависимости от уровня обучен-ности по дисциплине, уровня самообразовательной деятельности и личностных качеств обучающихся (быстроты усвоения материала и активности мышления). Для выделенных групп занятия организуются по определенной схеме, осуществляющей возможность перехода из одной группы в другую.

Детализация содержания обучения позволяет вести расчет сложности учебного материала; распределение учебного материала по уровням усвоения; составление технологической карты учебного предмета. В результаты детализации содержания для каждого подраздела дисциплины определен коэффициент сложности. На основе коэффициента выделены темы или разделы, которые усваиваются достаточно быстро, а которые сложны для понимания. Поэтому, некоторые темы или разделы можно вынести либо полностью, либо частично на самостоятельное изучение с обязательной аттестацией, а на наиболее сложные выделить большее число часов аудиторных занятий.

Активизация обучения проводится за счет использования различных технологий обучения, реализующих разные подходы, образующих в совокупности полипарадигмальный подход. Активизация процесса обучения - это усовершенствование методов и организационных форм учебно-познавательной работы обучающихся, которое обеспечивает активную и самостоятельную теоретическую и практическую их деятельность на всех этапах учебного процесса. Такое усовершенствование основывается на интеграции развивающих образовательных технологий, реализующих вариативное образование.

Генерирование системы контроля дает возможность усовершенствовать систему контроля при обучении. Генерирование системы контроля - процесс преобразования существующей системы контроля для индивидуально-ориентированного обучения. Вся система контроля группируется вокруг целей обучения отдельной дисциплине и состоит из: 1) контроля обучаемого (изучение уровня профессиональных затруднений педагогов); 2) контроль обучающегося (входной, текущий, заключительный, контроль за использованием приобретенных знаний и умений в процессе обучения); 3) самоконтроль и взаимоконтроль. Созданная система контроля и оценки достижений обучающихся дает нам возможность проследить динамику развития каждого из них, выявить наиболее одаренных, организовать методическую помощь слабым.

Четыре приведенных инструмента погружения составляют организационно-педагогические условия индивидуально-ориентированного обучения и позволяют смоделировать индивидуальную самообразовательную учебно-познавательную деятельность при индивидуально-ориентированном обучении. Автором предусмотрено четыре модели: модель «Селектив», модель «Ресурс», модель «Актив», модель «Экстернат», отличающиеся используемыми технологиями, степенью управления обучающего, а также степенью ответственности обучающихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы обучения. В других случаях управление обучением полностью переходит к обучаемым, в третьих - в системе управления сохраняется равновесие: частичное управление со стороны преподавателя [2]. Целевое направление моделей представлено в табл. 1.

Таблица 1 - Целевое направление моделей индивидуально-ориентированного обучения

Модели индивидуально-ориентированного обучения Целевое направление модели

Модель «Селек-тив» создание условий для успешного индивидуального развития обучающегося, развитие познавательного интереса, закрепление навыков решения опорных задач, формирование знаний-копий

Модель «Ресурс» создание условий для успешного индивидуального развития обучающихся, переход от знаний-копий к знаниям-описаниям, к умениям самостоятельно использовать алгоритмы решения различных задач, находить различную информацию

Модель «Актив» создание условий для успешного индивидуального развития обучающихся, формирование знаний-описаний, где обучающийся уже анализирует полученную из разных источников информацию, проводит сравнение, приводит свои примеры

Модель «Экстернат» создание условий для успешного индивидуального развития обучающихся, переход от знаний-описаний к знаниям-убеждениям, когда он не просто знает, но и умеет доказывать истинность своих знаний, понимает их необходимость, осознает их ценность

Реализуются такие модели в нашем исследовании с помощью авторской технологии обучения-сопровождения, под которым мы понимаем специально организованную, планомерную и целенаправленную деятельность преподавателя, которая обеспечивает более эффективное усвоение знаний и умений по учебной дисциплине, способствует накоплению опыта самообразовательной познавательной деятельности обучающихся и усилению их ответственности за собственно развитие.

Индивидуально-ориентированное обучение позволяет разгрузить традиционную систему обучения, снизить многие стрессогенные воздействия. Оно может быть и базовым и дополнительным. Как базовое, индивидуально-ориентированное обучение реализует право обучающихся на свободу выбора форм обучения, как дополнительное - позволяет погрузить обучающихся в самообразовательную деятельность, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.

Подобная образовательная система - один из вариантов усилить, разнообразить и модернизировать образовательное пространство.

Экспериментальная работа подтвердила значительное увеличение внимания к организации самообразовательной деятельности со стороны и обучающих и обучающихся. Наблюдается повышение качества предметной подготовки за счет индивидуализация процесса обучения, активизации самообразовательной познавательной деятельности обучающихся; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса, проявляющееся в повышении профессионального роста преподавателей.

Литература

1. Помелова, М.С. Особенности современных форм обучения математике при подготовке студентов-гуманитариев [электронный ресурс] / М.С. Помелова, Е.И. Санина // электронный журнал // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru /104-6566 (дата обращения: 04.09.2012).

2. Макусева, Т.Г. Моделирование самообразовательной деятельности обучающихся при индивидуально-ориентированном обучении // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2013. №12. С. 350-353.

© Т. Г. Макусева - канд. пед. наук, доц. зав. кафедрой математики НХТИ КНИТУ, makuseva2008@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.