УДК 37.018.38
Т. Г. Макусева
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается возможность институализировать самообразование путем проектирования педагогической системы обучения экстерном, процессуальной подсистемой которой, реализуемой на практике, является технология обучения экстерном отдельному предмету.
Ключевые слова: самообразование, экстернат, элементы экстерн-обучения, технология обучения.
Актуальность исследования проблемы организации самообразовательной деятельности обучающихся определяется стратегическими целями и задачами модернизации образования в Российской Федерации, получившими отражение в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», - возможностью выбора формы обучения как одного из аспектов реализации права человека на образование; свободным выбором направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан; разносторонним и своевременным развитием детей и молодежи, формированием навыков самообразования и самореализации личности; необходимостью создания как специальной поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка; внедрением практики индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучением предметов по выбору; общим снижением аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий как одним из направлений на сохранение и укрепление здоровья школьников [1-3].
Вообще самообразование давно и широко изучается в педагогике. В своем исследовании мы придерживаемся мнения исследователей, которые рассматривают самообразование как процесс, требующий специального педагогического обеспечения; процесс, который возникает не стихийно, а лишь в результате специально организованного педагогического влияния (А. К. Громцева, А. В. Баранников, Г. М. Коджаспирова, Б. Ф. Райский и др.).
Самообразование тесно связано с образованием: не может быть самообразования без образования и наоборот. Однако самообразование не имеет статуса социального института и в принципе бесконечно. Пытаясь институализировать самообразование, рассмотрим такую его форму, как экстернат. Экстернат касается лишь того его варианта, когда содержание образования четко предопределено государственными программами, образовательными стандартами и когда государство же через свои учреждения контролирует качество усвоения программ и выдает типовой сертификат, удостоверяю-
щий соответствие образования его владельца соответствующим нормам и требованиям. Успешно выдержавший испытания экстерн может быть принят на определенную ступень обучения в типовое учебное заведение по очной или заочной форме.
Основной документ об экстернате, Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное Приказом МО РФ № 1884 от 23.06.2000 г. с изменениями и дополнениями, дает следующее определение: «Получение образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию»
[4-6].
Раскроем некоторые понятия в данном определении более подробно:
- самостоятельное - совершаемое собственными силами, без чужой помощи. Самостоятельность - это личное свойство, характеризующее взаимосвязь между внешней регулировкой и саморегулировкой действий, выполняемых в общественных интересах. Обучающийся действует самостоятельно при выполнении требований, предъявляемых к нему в ходе учебного процесса, тогда, когда он, почти не опираясь на педагогическое наставничество, стремится и умеет выполнять требования других лиц или решать собственные целевые установки на основе понимания теоретических и практических положений и с учетом общественного контекста своих действий, получая при этом большую пользу лично для себя и осознавая пользу, приносимую для общества [7]. Неотъемлемыми предпосылками для этого являются соответствующие знания и умения, позволяющие принимать самостоятельные решения, и глубокая вера в свои силы;
- изучение - постижение учением, усвоение в процессе обучения [8].
В свою очередь обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели; целенаправленный педагогический процесс организации и стиму-
лирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений; заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются школьниками отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания; основной путь получения образования; целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц -педагогов [9-12].
Анализируя эти определения, хотим отметить, что согласно им самостоятельное получение знаний, умений и навыков не является образованием. С точки зрения Закона об образовании, «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что процесс воспитания и обучения должен быть организован, и обучающийся может получить соответствующий документ (сертификат), для чего в соответствии со статьей 8 Закона об образовании создается система образования, которая предусматривает получение образования в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в том числе в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Любой педагогический процесс, будь то школа парапатетиков во времена Платона, когда знания передавались от педагога к ученику во время прогулок по саду, или аудитории современного университета, происходит в педагогической системе [13]. Под ней понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного процесса и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [14].
Виды педагогических систем различаются назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования, но во многих из них активность и самостоятельность обучающихся признаются в качестве одной из важных целей образования. При обучении экстерном самообразовательная познавательная деятельность является ведущим системообразующим фактором по отношению ко всей учебно-познавательной деятельности.
Согласно Приказу МО РФ № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образова-
ния в форме экстерната» от 23.06.2000 г. отдельные предметы можно сдать экстерном, а другие - изучать как обычно.
Цели и задачи модернизации образования, перечисленные в начале статьи, привели нас к возможности проектирования педагогической системы обучения экстерном в системе «школа - вуз». Мы считаем, что такая система позволит, во-первых, в условиях общеобразовательной школы каждому обратившемуся к экстернату обеспечить базовое образование, во-вторых, ввести элементы экстерн-обучения в традиционное классно-урочное обучение в школе и лекционно-семинарское - в вузе. Это проявляется в организации самостоятельного изучения некоторых учебных тем или разделов по предметам, введении исследовательских проектов, внедрении научной организации труда обучающихся, ликвидации пробелов по предмету и т. д., содействует формированию навыков самообразовательной деятельности школьников и продолжает их развитие при обучении в вузе.
Педагогическая система - основа технологического процесса. Следующая задача проектирования педагогической системы - это построение на основе определенной системы образовательных целей соответствующих педагогических технологий. Основная идея технологического подхода в проектировании педагогических систем заключается в том, чтобы детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах -содержании, формах, методах учения и преподавания, в средствах обучения и т. д. и таким образом гарантированно (точнее, более или менее приемлемо) получить требуемый результат - достижение запроектированных образовательных целей [15].
Педагогическая технология является процессуальной подсистемой педагогической системы или ее проектом, реализуемым на практике. Проектом педагогической системы обучения экстерном названа технология обучения экстерном отдельному предмету. Реализуется данная технология с помощью направляемого и контролируемого обучения, под которым мы понимаем педагогическое сопровождение в обучении отдельному предмету, осуществляемое при управлении средствами обучения, с целью обеспечения самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных различий и способностей.
Фрагмент педагогической системы обучения экстерном показан на схеме.
В предлагаемой технологии обучения упрощенно-образовательный процесс может быть представлен как поэтапный, состоящий из подготовительного, диагностического, этапа учебной работы и результативно-оценочного этапов.
Технология обучения экстерном отдельному предмету \1 \г
у____________f____________у
Направляемое и контролируемое обучение
Фрагмент педагогической системы обучения экстерном
Подготовительный этап представляет собой предварительную деятельность обучающего по организации самообразовательной учебной деятельности по отдельному предмету при обучении экстерном или при введении элементов экстерн-обучения.
Диагностический этап позволяет оценить входные знания, умения и навыки обратившихся в экстернат по отдельному предмету и на их основе конструировать дальнейший процесс изучения этого предмета, его разделов или тем.
Этап учебной работы практически представляет самообразовательную познавательную деятель-
ность обучающихся по заранее подготовленному учебному материалу. Помимо организации самообразования, экстернам предлагаются лекции по каждому предмету по наиболее сложным для самостоятельного усвоения темам, проводимые по расписанию, а также различного вида консультации. В процессе занятий осуществляются некоторые организационные коррекции с целью обеспечения контроля над усвоением материала каждого учебного блока.
Результативно-оценочный этап описывает различные виды контроля обучающихся по каждому предмету.
Технологический подход позволяет сделать процесс обучения максимально управляемым, упорядоченным, так как он предполагает четкость и диагностичность целеполагания, получение обратной связи, коррекцию и поправки.
Исследование показывает, что разработанная педагогическая система обучения экстерном на основе технологического подхода позволяет обеспечить достижение оптимальных результатов в усвоении учебного материала каждым обучающимся с учетом реального уровня его подготовки и индивидуальных особенностей.
Элементы экстерн-обучения в условиях общеобразовательной школы
Элементы экстерн-обучения в условиях вуза
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании». М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 75 с.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php.
4. Положение о получении общего образования в форме экстерната // Вестн. образования. 2002. 5 апреля. С. 19.
5. Приказ МО РФ от 17 апреля 2001 г. № 1728 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МО РФ от 23 июня 2000 г.». URL: http://
express-externat.spb.ru/2009-12-07-20-11-58/57-polojenie
6. Письмо МО РФ от 23 января 2002 г. № 03-51-16 ин/13-03 «О получении общего образования в форме экстерната» с приложением. URL: http://express-externat.spb.ru/2009-12-07-20-11-58/57-polojenie
7. Журавская Н. Г. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 4. С. 30-33.
8. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь: ок. 35000 слов. М.: Рус.яз., 1997. 832 с.
9. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 576 с.
10. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пос. М.: Гардарики, 1999. 519 с.
11. Педагогика: учеб. пос. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.,1998. 541 с.
12. Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: А. М. Прохоренко и др. М.: Сов. энциклопедия, 1980. 643 с.
13. Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. Г. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001, № 1. С. 6-7.
14. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М.: Домодедово, 2000. 174 с.
15. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 76 с.
Макусева Т. Г., кандидат педагогических наук, доцент.
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского государственного технологического университета.
Пр. Строителей, 47, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия, 423570.
E-mail: makuseva2008@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 05.07.2010.
T. G. Makuseva
TECHNOLOGICAL APPROACH TO ORGANIZATION OF INDEPENDANT EDUCATION
The article considers the opportunity to institute independant education by the designing of external education pedagogical system. The author describes the technology of external teaching a separate subject which is the procedural subsystem of such a system realized in practice.
Key words: independant education, external education, the elements of external education, technology of education.
Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology, the branch of State Kazan Technological University.
Pr. Stroiteley, 47, Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, Russia, 423570.
E-mail: makuseva2008@yandex.ru