Научная статья на тему 'К вопросу модернизации образовательной системы : индивидуально - ориентированное обучение'

К вопросу модернизации образовательной системы : индивидуально - ориентированное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусева Т. Г.

Рассмотрены альтернативные самообразовательные системы обучения как один из способов модернизации современной образовательной системы. Предложена концепция альтернативного обучения, на основе которой научно обоснована модель индивидуально ориентированного обучения и разработана инновационная технология его реализации в системе «школа – вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макусева Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF EDUCATIONAL SYSTEM UPGRADING: AN INDIVIDUALLY ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS

The alternative self-education systems as one of the ways of modern educational system upgrading are considered in the article. The author suggested the concept of alternative education upon which the model of alternative self education system is scientifically based and the innovative technology of its application in the “school university” system is developed.

Текст научной работы на тему «К вопросу модернизации образовательной системы : индивидуально - ориентированное обучение»

O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova, M.V. Bayburina

ABOUT THE MAINTENANCE OF THE INTELLECTUAL (EDUCATIONAL) COMPONENT OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Article is devoted to consideration of a question of the psychological and pedagogical importance of an intellectual component of physical training of students, by means of which intensify individual process offinding of new impelling functions and skills, including through establishment of new logic and dynamic communications with other areas of intellectual activity. The special attention addresses on process of a humanitarization of physical training of students therefore the trainee from object of pedagogical influence turns into the subject of pedagogical process equal in rights.

Key words: physical training, humanitarization of pedagogical process of physical training, integrated image, dynamic stereotype, intersubject and interdisciplinary communications, associative arrays

Получено 15.10.2012

УДК 37.041

Т.Г. Макусева, канд. пед. наук, доц., 8-917-294-20-26, makuseva2008@yandex.ru (Россия, Нижнекамск, НХТИ)

К ВОПРОСУ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рассмотрены альтернативные самообразовательные системы обучения как один из способов модернизации современной образовательной системы. Предложена концепция альтернативного обучения, на основе которой научно обоснована модель индивидуально-ориентированного обучения и разработана инновационная технология его реализации в системе «школа-вуз».

Ключевые слова: альтернативное образование, альтернативная самообразовательная система обучения, индивидуально-ориентированное обучение.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» выражены все пожелания по дальнейшему развитию школы в нашей стране. В числе прочих основных целей и задач в ней заявлено формирование навыков самообразования личности, развитие ее активности, индивидуализация образовательного процесса, возможность выбора форм образования.

Однако мы согласны с мнением, что построить провозглашаемое инициативой «Наша новая школа» индивидуальное обучение, соответствующее задачам инициативы, в традиционной системе образования в ее классическом варианте практически невозможно.

Адаптивность и гибкость системы обучения, индивидуальный подход к обучению, о котором так любят в последнее время говорить на самом высоком уровне, присущи альтернативному образованию.

Альтернативное образование представляет собой направление в педагогической теории и практике, которое ориентировано на обеспечение в

специально организованных, отличных от общепринятых и традиционных, педагогических условиях подлинной внутренней свободы и самореализации индивида, удовлетворение его потребностей и интересов, раскрытие и развитие природных задатков в процессе освоения им окружающего мира [1].

Наиболее распространенные альтернативные формы получения общего образования - семейное образование и экстернат - существуют и развиваются в Российской Федерации с 1992 года. Для высших учебных заведений также характерен экстернат и технологии дистанционного образования.

Основу альтернативных форм получения образования составляет самообразовательная деятельность обучающихся. Поэтому с позиции нашего исследования, можно вести речь об альтернативных самообразовательных системах обучения, которые смогли бы обеспечить эффективное решение современных образовательных задач. Как одну из таких систем мы рассматриваем индивидуально-ориентированный процесс обучения. Этот процесс мы считаем не только независимым и отдельно действующим, но и дополняющим традиционную, классно-урочную и лекционно-семинарскую системы, позволяющим погрузить обучающихся в самообразовательную деятельность, подвести к необходимости заниматься самообразованием.

Введение такого процесса обучения не сводится к радикальной перестройке существующей образовательной системы, а лишь модернизирует ее - придает ей определенную гуманистическую направленность, обеспечивает контроль и управляемость самообразовательной деятельности обучающихся, создает педагогическое обеспечение учебного процесса. Индивидуально-ориентированный процесс обучения способствует формированию и развитию навыков самообразовательной деятельности, что, в свою очередь, повышает качество знаний и умений, позволяет продолжить обучение. Подобная образовательная система - один из многих вариантов усилить и разнообразить образовательное пространство.

Собственное исследование и анализ результатов исследований в области альтернативного образования позволяют считать, что альтернативные формы обучения показали себя за эти годы с хорошей стороны, и их использование необходимо развивать.

Однако внедрение альтернативных форм обучения в учебный процесс средних и высших учебных заведений сопряжено с рядом противоречий: между существованием на практике различных альтернативных форм обучения и отсутствием концепции альтернативного образования, которая определила бы единый подход к методологии альтернативного образования как к научно обоснованной системе обучения; между современным требованием обеспечения индивидуализации обучения и массовым характером образовательной системы; между унифицированным уровнем обу-

чения, который задают образовательные стандарты, и реальными индивидуальными возможностями каждого обучающегося; между необходимостью в информации о процессе усвоения обучающимися знаний и умений по отдельному предмету и отсутствием критериев и показателей диагностики, предназначенной для альтернативных форм получения образования; между предъявляемыми требованиями современного общества к повышению культуры образовательного процесса, образованности и общей культуре обучающихся и недостаточным педагогическим опытом обучающих в реализации своих культурно-гуманитарных функций.

Нами разработана концепция альтернативного обучения в системе «школа - вуз», на основе которой спроектированы модель индивидуально-ориентированного обучения и инновационная технология ее реализации в системе «школа - вуз».

Ведущая идея концепции: организация обучения, ориентированного на самореализацию личности с учетом ее возможностей и способностей, способствующего повышению качества обучения различным предметам на основе погружения в самообразовательную деятельность.

В рамках данной концепции:

1. Разработаны специфические принципы индивидуально-ориентированного обучения, которые, реализуя нормативную функцию дидактики, определили его содержание, методы обучения и формы организации. Среди них выделим:

- принцип декомпозиции - детального, сверху вниз описания образовательных целей;

-принцип поэтапного описания способов достижения заданных результатов - требует программирования труда обучающихся и обучаемых. Программа труда обучающихся включает: материал для изучения; вопросы, задания, упражнения, связанные с этим материалом; указания, касающиеся путей выполнения этих заданий (алгоритмы); правильные ответы на отдельные задания. Программа труда обучающих охватывает: подготовку учебного материала для изучения; проведение консультаций, лекций и практических занятий; анализ ошибок, допущенных обучающимися; способы устранения ошибок; действия, которые надлежит выполнить во избежание этих ошибок в будущем;

- принцип гарантированности достигаемых результатов - дает возможность перехода на следующий уровень (к следующей учебной единице) только при достижении соответствующих дидактических целей текущей учебной единицы, что проверяется путем самоконтроля, за которым следует контроль и в случае необходимости направляющее воздействие со стороны учителя;

- принцип многократной воспроизводимости процесса - обеспечивает повторимость учебного процесса, как по отдельному предмету, так и на отдельной ступени обучения;

- принцип содержания - вытекает из дидактического подхода к тому, что учебная дисциплина должна представлять не только предметное содержание знаний, но и способ их усвоения;

- принцип модульности - его реализацию мы, в нашем исследовании, понимаем как формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности, помогающей обучающемуся достичь четко определенных целей;

- принцип коньюнктурности - предполагает логическое соединение элементов двух и более технологий, позволяет разработать технологию сопровождающего обучения;

- принцип определения конечного результата заданного состояния обучаемой системы - вытекает из основных задач обучения: обучение знаниям, умениям и навыкам; овладение обучающимися общеучебными умениями и навыками, т.е. способностью самостоятельно учиться;

- принцип систематической обратной связи - вытекает из необходимости создания организационных форм учебного процесса, которые имели бы эффективно функционирующие каналы обратной связи;

- принцип индивидуализации - создает условия для успешного изучения материала всеми обучающимися, хотя и за разное время;

- принцип последействия педагогических актов управления самостоятельной работой - отражает зависимость содержания, меры интенсивности и результативности самостоятельной учебной деятельности обучающихся от предшествующей аудиторной учебной работы, письменных указаний, организации и рефлексии в них управляющих воздействий обучающего.

2. Обоснован культурологический подход как системообразующий фактор проектирования альтернативной самообразовательной системы обучения. Такой подход осуществляется нами путем введения в процесс обучения трех составляющих: информационно-технологической, общекультурной и операционно-практической.

3. Реализация системы обучения предусматривает разработку авторской технологии обучения: сопровождающего обучения. Сопровождающее обучение представляет собой педагогическое сопровождение в обучении отдельному предмету, осуществляемое при управлении средствами обучения с целью обеспечения самообразовательной познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных различий и способностей.

4. Определен авторский комплекс критериев эффективности реализации индивидуально-ориентированного обучения в учебном процессе:

- предметно-образовательные критерии, определяющие уровень освоения знаний, умений и навыков по отдельному предмету;

- технологические критерии, характеризующие методологию формирования системы знаний и умений по данному предмету;

- общекультурные критерии, позволяющие оценить отношение обучающихся и обучающих к предложенной педагогической системе, показывающие социокультурное развитие обучающихся;

- методические критерии, отражающие деятельность педагогических кадров.

Сформулированные концептуальные положения позволили спроектировать модель индивидуально-ориентированного процесса обучения на основе культурологического подхода. Модель включает в себя цели, принципы, комплекс организационно-педагогических условий, образующие ее компоненты и механизмы реализации, а также схему реализации и результат (рисунок).

Модель индивидуально-ориентированного процесса обучения

Предлагаемая модель позволяет спроектировать и осуществить процесс обучения не просто тому или иному предмету или дисциплине, она

помогает перейти обучающемуся от усвоения готовых знаний в процессе учебных занятий к самообразовательной деятельности с учетом его особенностей и возможностей, дает возможность развивать свою индивидуальность, развивать умения добывать и обновлять свои знания путем самообразования.

Список литературы

1. Гилязова, Д.Р. Развитие альтернативного образования в странах Британского содружества (XX в.): дис. ... канд.пед.наук. Казань, 2009.

T.G. Makuseva

ON THE QUESTION OF EDUCATIONAL SYSTEM UPGRADING: AN INDIVIDUALLY ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS

The alternative self-education systems as one of the ways of modern educational system upgrading are considered in the article. The author suggested the concept of alternative education upon which the model of alternative self-education system is scientifically based and the innovative technology of its application in the "school-university" system is developed.

Key words: alternative education, alternative self-education system, cultural science approach, attendant education, an individually oriented educational process

Получено 15.05.2012

УДК 378.091.2

А.В. Миронова, канд. пед. наук, ст. преподаватель, 8-910-947-06-69, anna-eng@yandex.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

Рассмотрена необходимость и эффективность перехода российского образования на компетентностный подход. Профессиональное саморазвитие должно быть направлено на постоянное вырабатывание уверенности личности в себе, в своих силах, положительной мотивации на успех в любом виде деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное саморазвитие, современный, специалист.

Внедрение новой модели профессионального образования является одним из важнейших условий перспективного развития страны. Инновация в российском образовании - реализация компетентностного подхода, который проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Использование компе-тентностного подхода диктуется требованиями современных поколений ГОСТов, стандартами третьего поколения, образовательных программ и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.