REFERENCES
1. Bakulev, S.E. (2012), Prediction of individual success of athletes of martial artists taking into account genetic factors of training, dissertation, St. Petersburg.
2. Boychenko, S.F. and Davydov, T.S. (2016), "Differentiated approach to physical education of University students", Proceedings of conferences. Prague, No. 46, pp. 36-37.
3. Ebzeev, V.V. and Koshkin, E.V. (2015), "determination of the somatotype of cadets' professional education Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia", Prison system and society: the experience of the interaction, Perm, pp. 315.
4. Ebzeev, V.V. (2011), Individual-group development of the special endurance of wrestlers-juniors, dissertation, Malakhovka.
5. Nokhrin, M.Yu. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, dissertation, Naberezhnye Chelny.
6. Orlova, S.V. (2014), Assessment of the health status of students of youthful age taking into account somatotype, dissertation, Rostov-on-Don.
7. Panasyuk, T.V., Izaak S.I. and Tambovtseva, R.V. (2002), "Hereditary conditionality of somatotype and its realization in ontogenesis", Proceedings of the 4 International Congress on integrative anthropology, St. Petersburg, pp. 272.
8. Pleshivtsev, A.Yu. (2015), Methods of teaching combat fighting techniques of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia on the basis of the typology of the opposition of the offenders to the police, dissertation, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2017
УДК 378.046.4
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наталья Валерьевна Красильникова, кандидат педагогических наук доцент, Елизавета Александровна Вацкель, ассистент, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад.
И. П. Павлова
Аннотация
В статье представлено описание роли активных методов обучения в преподавании педагогических дисциплин и курсов в системе медицинского вуза на последипломном этапе подготовки. Выявлены наиболее часто используемые активные методы и возможности их применения в зависимости от уровня подготовки обучающегося.
Ключевые слова: активные методы обучения, непрерывное медицинское образование.
ACTIVE METHODS IN TEACHING PEDAGOGIC COURSES IN CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION SYSTEM
Natalia Valeryevna Krasilnikova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Elizaveta Aleksandrovna Vatskel, the assistant, Veronica Aleksandrovna Denishenko, the assistant, Pavlov First State Saint-Petersburg Medical University, St. Petersburg
Annotation
The article presents the description of the role of the active methods of education in the system of the continuous medical education. The most commonly used methods and possibilities of its use are shown.
Keywords: active methods of education, continuous medical education.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из наиболее актуальных задач на государственном уровне является поддержание здорового образа жизни населения. В то же время, успехи современной медицины привели к тому, что многие люди, страдающие хроническими заболеваниями, могут продолжать долгую и активную жизнь. Обе эти тенденции требуют не только медицинского воздействия, но и социального, педагогического, психологического влияния, которое должно быть реализовано на различных уровнях, в том числе, и при взаимодействии «врач - пациент».
Современный врач, как специалист, работающий с различными категориями людей, должен обладать не только сугубо медицинскими знаниями, умениями и компетенциями, но и психолого-педагогическими, поскольку он должен реализовывать специфическую психолого-педагогическую деятельность в рамках своей работы. В настоящее время это закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах, где суть такой деятельности описывается, как «формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» [8]. Это требует психолого-педагогической подготовки в течение всего периода профессионального обучения специалиста.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Современная система медицинского образования включает собственно додиплом-ную подготовку, систему подготовки кадров высшей квалификации (ординатура, аспирантура) и систему непрерывного профессионального образования (подразумевающую повышение квалификации в рамках системы непрерывного медицинского образования). Целесообразно поэтапное формирование психолого-педагогических компетенций врача на различных стадиях его профессионального обучения, учитывая особенности каждого образовательного этапа. Особенно глубокой должна быть такая подготовка в рамках последипломного образования, когда врач начинает приобретать опыт непосредственной профессиональной деятельности в ординатуре, и на уровне повышения квалификации, когда специалист имеет четкое представление о специфических психолого-педагогических и коммуникативных затруднениях в работе с пациентами, что позволяет ему более осознанно решать актуальные психолого-педагогические задачи в своей профессиональной деятельности.
Поскольку специфика педагогической деятельности предполагает работу с людьми, в рамках педагогической подготовки врачей необходимо использовать специальные методы, которые позволили бы не только сформировать теоретический базис медицинской педагогики, но и подготовить специалиста, способного эффективно вступать во взаимодействие с пациентом и его окружением. Опора исключительно на пассивное восприятие информации обучающимися в данном случае невозможна, поскольку необходима подготовка врача к самостоятельной реализации психолого-педагогической деятельности, формирование способности и готовности действовать в конкретной ситуации, в состоянии неопределенности, дефицита времени, высокой ответственности за принятые решения.
Подготовка к практической педагогической деятельности возможна благодаря средствам моделирования профессиональной деятельности, что соотносится с требованиями компетентностно-ориентированного обучения, одной из отличительных черт которого, является широкое использование практико-ориентированных, имитационно-моделирующих, активных методов обучения. Такие методы позволяют готовить врачей в русле субъект-субъектного взаимодействия, что соотносится с современными требованиями медицинской подготовки. Среди наиболее активно используемых в медицинском образовании активных имитационных методов обучения можно выделить ролевые игры, метод кейсов, решение задач [1], как наиболее эффективные методы для формирования
психолого-педагогических навыков и умений. Данные методы активно применяются в практике последипломной педагогической подготовки врачей в ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова.
В практической подготовке врачей в системе последипломного и непрерывного медицинского образования в ходе обучения по разным педагогическим программам активно используются ролевые игры [4; 7]. Ролевые игры - это метод активного имитационного игрового обучения [1], состоящий в воспроизведении действий и отношений определенных людей или персонажей в рамках заданной истории (реальной или выдуманной) [4]. Использование ролевых игр на последипломном этапе подготовки врача согласуется с практическими потребностями обучающихся и позволяет им приобрести опыт взаимодействия с партнером и действия в условиях неопределенности.
В педагогической подготовке врача могут быть использованы ролевые игры, имеющие жесткий сценарий или сценарий, адаптированный к условиям обучения в вузе как вариант «психодрамы» Дж. Морено [1]. В практике ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова ролевые игры, включающие приемы психодраматического метода ориентированы на приобретение специальных коммуникативных умений и навыков, эмоционального опыта необходимого для психолого-педагогического взаимодействия [1], а также опыта решения различных профессиональных ситуаций, связанных с психолого-педагогическими и коммуникативными аспектами работы врача. В ходе таких ролевых игр участникам предоставляется возможность вжиться в определенную роль, взятую из реальной жизни. Например, воспроизвести реальные коммуникативно-затруднительные ситуации взаимодействия с пациентом или его ближайшим окружением. Специально управляемое (под контролем преподавателя) проигрывание проблемной ситуации, в данном случае приводит к осознанию и осмыслению исследуемой ситуации и помогает в поиске альтернативных конструктивных решений вопроса, формированию новых стратегий поведения специалиста.
Для более глубокой рефлексии обучающиеся вели дневник занятий, в котором фиксировались профессиональные и личностные эпизоды с "отреагированием" эмоций и анализом событий из ролевого поведения по итогам ролевых игр.
По итогам анализа опыта использования ролевых игр, включающих элементы психодраматического метода, в ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова было выявлено, что они способствовали: получению опыта взаимодействия с партнером; приобретению опыта самостоятельного поиска решения типичных затруднительных коммуникативных ситуаций; формированию навыков рефлексивной оценки типичных ситуаций профессиональной деятельности, формированию внутренней устойчивой психологической позиции по отношению к исследуемой участниками проблеме.
Другим методом активного обучения при обучении психолого-педагогическим навыкам, является метод кейсов (метод анализа конкретных ситуаций). Метод-кейсов -имитационный метод проблемного анализа, развивающий аналитические способности обучающегося, представляющий собой моделирование профессиональной ситуации и имеющий многовариантное решение [1; 2]. Он также ориентирован на формирование умения анализировать профессиональные ситуации с психолого-педагогической точки зрения, решать профессиональные задачи и находить альтернативные конструктивные способы решения профессиональных вопросов. Кейс, как средство контроля позволяет выявить уровень сформированности педагогических умений и навыков, оценить этико-деонтологическое мышление обучающегося. Анализ опыта использования кейс-методов последипломной педагогической подготовке ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова показал, что его включение в обучение способствовало повышению активности обучающихся, формированию новых стратегий профессиональной деятельности.
Использование метода кейсов особенно актуально при обучении клинических ординаторов. В ходе педагогической подготовки таких специалистов использование данно-
го метода ориентировано на решение кейсов, взятых из реальной практики, с которой встречаются молодые врачи. Также, на основе педагогической рефлексии, обучающиеся, при помощи преподавателя могут создавать собственные кейсы.
Достаточную эффективность и целесообразность в ходе обучения по педагогическим программам в ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова обнаружило использование проектной деятельности. Метод проектов - способ достижения определенной учебной цели посредством детальной разработки определенного вопроса, что должно завершиться оформленным в соответствие с требованиями практическим результатом [6]. Данный метод способствует формированию таких профессионально значимых умений как аналитические и исследовательские навыки, коммуникативные умения, работа в команде, презентационные умения, развитие критического и творческого мышлений. В ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова метод используется индивидуально и в малых группах при разработках концепций Школ для пациентов с различными заболеваниями, методических аспектов их реализации. Введение метода проектов позволяет обучающимся более глубоко понять суть психолого-педагогической деятельности и ее значимости в своей профессиональной практике, при этом, осуществлять поиск необходимой информации, планирование и проектирование педагогического процесса, оценки имеющихся временных ресурсов, возможностей обучающихся-пациентов, также отрабатывать свои презентационные умения при работе в группе. Проектная деятельность позволила усилить подготовку врачей к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, в частности, ведению школы здоровья или школы пациента.
Решение ситуационных задач, как активный метод также позволяет обучающимся погрузиться в условия профессиональной деятельности. Решение ситуационных задач в ходе обучения педагогике включает: задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многоальтернативности решений, проблемной ситуации при взаимодействии с пациентом или его окружением); задания на оценку последствий принятых врачом решений в различных ситуациях коммуникации с пациентом. Решение задач может происходить индивидуально и в группе, что способствует формированию навыка работы в команде. Анализ опыта использования данного метода свидетельствует, что решение задач способствует повышению мотивации обучающихся, формированию профессионального мышления. Решение ситуационных задач также используется для оценки результатов обучения в виде умений и владений в ходе освоения педагогических дисциплин
ВЫВОДЫ
Таким образом, потенциал использования активных методов обучения для преподавания педагогических курсов и дисциплин в системе последипломной подготовки врача заключается: в возможности моделирования профессиональной деятельности в безопасных для обучающегося условиях образовательной среды медицинского вуза; активизации обучающихся; возможности не только отрабатывать на практике необходимые умения, но и вырабатывать значимые для профессиональной деятельности личностные качества. Такая подготовка соответствуют требованиям современных образовательных стандартов, позволяя готовить специалиста, обладающего готовностью к реализации психолого-педагогической деятельности. Важно отметить, что использование активных методов обучения положительно воспринимается обучающимися, и высоко оценивается ими, как средство, повышающее мотивацию обучения и расширяющее их личностный и профессиональный потенциал [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Врач-педагог в меняющемся мире / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов, Н.Б. Смирнов, К.В. Зорин ; Всероссийский учебно-научно-методический Центр. - М. : [б.и.], 2001. - 304 с.
2. Гаранина, Р.М. Возможности и перспективы применения кейс-метода в подготовке врачей клинических специальностей / Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2016. - № 4. - С. 39-48.
3. Ефимова, Н.В. Опыт использования ролевых игр в постдипломном образовании врачей-гигиенистов / Н.В. Ефимова, В.А. Панков // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - Т. 98. - № 7. - С. 129-132.
4. Козлова, Н.М. Ролевые игры как инновационный метод обучения студентов / Н.М. Козлова, Л.П. Ковалева, М.Ю. Кузьмин // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - Т. 98. -№ 7. - С. 31-33.
5. Красильникова, Н.В. Метод психодрамы в подготовке аспирантов при освоении роли преподавателя / Н.В. Красильникова // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика [Электронный ресурс] : электрон. научный журнал. - 2015. - № 3 (9). - URL: http://www.medpsy.ru/climp/2015_3_9/article25.php. - Дата обращения 01.03.2017.
6. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 364 с.
7. Русина, Н. А. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя / Н.А. Русина, С.В. Алексеева // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1. - С. 94-98.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.fgosvo.ru. - Дата обращения 01.03.2017.
REFERENCES
1. Kudryavaya, N.V., Ukolova, E.M., Molchanov, A.S., Smirnov, N.B. and Zorin, K.V. (2001), Doctor-educator in a changing world: traditions and innovations, GOU VUNMC MZ RF, Moscow.
2. Garanina, R.M. and Garanin, A.A. (2016), "Possibilities and prospects of case-method in training of clinical specialties doctors", Medical Education and professional development, No. 4, pp. 39-48.
3. Efimova, N.V. and Pankov, V.A. (2010), "The experience of role play practice in continuous medical education of hygienists", Siberian Medical Journal, Vol. 98, No. 7, pp. 129-132.
4. Kozlova, N.M., Kovalyova L.P. and Kuzmin, M.Yu. (2010), "Role play as an innovational method of student education", Siberian Medical Journal, No. 7, pp. 31-33.
5. Krasilnikova, N.V. (2015), "Psychodrama method in postgraduate students training to adoption of educator professional role", Clinical and medical psychology: research, study, practice: electronic scientific journal, No. 3 (9), available at: http://www.medpsy.ru/climp/2015_3_9/article25.php.
6. Polat, E.S. (2007), Contemporary pedagogic and information technologies in educational system: manual, Academy, Moscow.
7. Rusina, N.A. and Alekseeva, S.V. (2014), "Competency-based approach in doctor-educator activity", VestnikRMAT, No. 1, pp. 94-98.
8. Federal State Educational Standard (Top Qualification Degree), available at: www.fgosvo.ru
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2017
УДК 797.212
КОРРЕКЦИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРЕБКА
Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Олегович Виноградов,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, направленных изучение техники плавания кролистов, способных демонстрировать относительно высокий уровень результатов, как на коротких, так и длинных дистанциях. Разработанная методика позволяет установить характерные осо-