Научная статья на тему 'К вопросу об организации самостоятельной работы студентов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях (студентов индивидуальной формы обучения), в условиях института физической культуры'

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях (студентов индивидуальной формы обучения), в условиях института физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМООБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батакова Наталья Владимировна, Батаков Борис Леонидович

Рассмотрены некоторые требования к актуализации самостоятельной работы бакалавров; специфика организации обучения студентов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях (студентов индивидуальной формы обучения); возможности использования компьютерно-информационной обучающей системы. Обоснована необходимость разработки учебных материалов с учетом возможности индивидуального выбора и определения количества материала, необходимого для достижения учебных задач для реализации успешной самообразовательной деятельности студентов индивидуальной формы обучения. Выделены основные положения, которые требуется соблюдать в процессе разработки заданий для самостоятельной деятельности, отражающие специфику профиля подготовки студентов индивидуальной формы обучения института физической культуры. Представлены структурные составляющие разработанной авторами компьютерно-информационной обучающей системы для дисциплины «История», ориентированной на организацию самостоятельной деятельности студентов индивидуальной формы обучения института физической культуры и способствующей успешному освоению учебной программы. Резюмируется, что использование разработанной авторами компьютерно-информационной обучающей системы в образовательном процессе студентов индивидуальной формы обучения позволит актуализировать их самостоятельную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батакова Наталья Владимировна, Батаков Борис Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the physical education institute individual training schedule students’ self-dependent work organization during the training and competitive periods

Some requirements for the actualization of the bachelors’ self-dependent work are considered in the article. The specificity of the individual training schedule students’ study organization during the training and competitive periods are determined. The usage of the computer information training system is described in the article. The necessity of the training information elaboration taking into account the individual choice possibility and the material amount is substantiated in the article. The recommended information amount is necessary for the realization of the successful self-educational individual training schedule students’ activity. The basic provisions which should be observed while working out the tasks for the self-dependent activity are determined in the article. The given tasks should reflect the profile specificity of the Physical Education Institute individual training schedule of the students. The authors present the structural components of the computer information training system for the discipline “History”. The program is focused on the individual training schedule students’ self-dependent work organization. The computer information training system promotes the curriculum successful mastering. As the authors of the article summarize, the computer information training system usage in the educational process of the individual training schedule students will allow to actualize their self-dependent work.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации самостоятельной работы студентов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях (студентов индивидуальной формы обучения), в условиях института физической культуры»

REFERENCES

1. Baranova, E.A. (2013), "Effect of exercise on pulmonary ventilation performance in athletes", Bulletin of Tomsk State University, No. 374. pp. 152-155.

2. Bykov, E.V. and Semykin, D.S, (2008), "Influence of employment close fight on the state of external respiration biomechanics athletes (according to the analysis of the curve "flow-volume")", Messenger of Yurgu, No 4, pp 116-117.

3. Kashutina, T.E. (2009), Comprehensive assessment of physical capacity, circulatory and respiratory parameters in athletes of different specializations and levels of preparedness, dissertation, Vladimir.

Контактная информация: vitaliy.khkhkh.82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2015

УДК 796.077.5

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СПОРТИВНЫХ СБОРАХ И СОРЕВНОВАНИЯХ (СТУДЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ), В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Владимировна Батакова, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Леонидович Батаков, инженер-программист, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»)

Аннотация

Рассмотрены некоторые требования к актуализации самостоятельной работы бакалавров; специфика организации обучения студентов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях (студентов индивидуальной формы обучения); возможности использования компьютерно-информационной обучающей системы. Обоснована необходимость разработки учебных материалов с учетом возможности индивидуального выбора и определения количества материала, необходимого для достижения учебных задач для реализации успешной самообразовательной деятельности студентов индивидуальной формы обучения. Выделены основные положения, которые требуется соблюдать в процессе разработки заданий для самостоятельной деятельности, отражающие специфику профиля подготовки студентов индивидуальной формы обучения института физической культуры. Представлены структурные составляющие разработанной авторами компьютерно-информационной обучающей системы для дисциплины «История», ориентированной на организацию самостоятельной деятельности студентов индивидуальной формы обучения института физической культуры и способствующей успешному освоению учебной программы.

Резюмируется, что использование разработанной авторами компьютерно-информационной обучающей системы в образовательном процессе студентов индивидуальной формы обучения позволит актуализировать их самостоятельную работу.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообучение, студенты индивидуальной формы обучения, компьютерно-информационная обучающая система.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p40-43

TO THE QUESTION OF THE PHYSICAL EDUCATION INSTITUTE INDIVIDUAL TRAINING SCHEDULE STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK ORGANIZATION DURING THE TRAINING AND COMPETITIVE PERIODS

Natalia Vladimirovna Batakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Boris Leonidovich Batakov, the computer engineer, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

Some requirements for the actualization of the bachelors' self-dependent work are considered in the article. The specificity of the individual training schedule students' study organization during the training and competitive periods are determined. The usage of the computer information training system is de-

scribed in the article. The necessity of the training information elaboration taking into account the individual choice possibility and the material amount is substantiated in the article. The recommended information amount is necessary for the realization of the successful self-educational individual training schedule students' activity. The basic provisions which should be observed while working out the tasks for the self-dependent activity are determined in the article. The given tasks should reflect the profile specificity of the Physical Education Institute individual training schedule of the students. The authors present the structural components of the computer information training system for the discipline "History". The program is focused on the individual training schedule students' self-dependent work organization. The computer information training system promotes the curriculum successful mastering. As the authors of the article summarize, the computer information training system usage in the educational process of the individual training schedule students will allow to actualize their self-dependent work.

Keywords: students' self-dependent work, self-study, individual training schedule students, computer information training system.

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача высшего образования - научить молодых людей учиться, чтобы впоследствии молодые специалисты могли непрерывно совершенствовать свои методы работы, творчески осваивать новые отрасли научных знаний, вносить вклад в практическую деятельность и в развитие науки. Ни школа, ни вуз не могут дать знаний на долгие годы. Вот почему столь важно овладеть навыками самостоятельного получения знаний.

Умение самостоятельно работать - вдумываться в предлагаемый учебный материал, воспринимать новое, «пропускать его через себя» и уметь применять полученные знания - это главная задача каждого студента с первого дня его обучения в вузе. Все это обусловливает необходимость актуализации самостоятельной работы студентов, обучения их приемам и способам ее организации, развитию у них потребности в овладении методикой умственного труда [1].

В связи с этим важным представляется формирование у студентов умения накапливать знания, постепенно их расширять и углублять. Такие навыки могут быть приобретены только в результате систематической, настойчивой и целеустремленной самостоятельной работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Большая группа студентов, обучающихся в институте физической культуры, параллельно с учебой деятельностью продолжает активно заниматься реализацией своей спортивной карьеры. Насыщенный график тренировок, спортивных сборов, соревнований, зачастую проходящих в других городах и странах, не позволяет им систематически присутствовать на занятиях в вузе. Для этой категории студентов необходим свой индивидуальный подход к обучению. В этом случае особую значимость приобретает самостоятельная работа как основная форма обучения «студентов-индивидуальщиков».

Усиление значимости самостоятельной работы обусловливается такими научно-педагогическими и организационно-методическими требованиями, как:

- во-первых, развитие личностно-ориентированной направленности профессиональной подготовки выпускников, превращению обучающегося в субъект учебно-познавательной и исследовательской деятельности, что обеспечивает формирование у «студентов-индивидуальщиков» способности к самообучению и самообразованию;

- во-вторых, именно самостоятельная работа «студента-индивидуальщика», являясь основной формой его мыслительной деятельности, обеспечивает саморазвитие необходимых способностей будущего выпускника бакалавриата к более сложным, полифункциональным видам деятельности, когда способы и содержание не могут передаваться или осваиваться по образцам;

- в-третьих, повышение роли самостоятельной работы «студентов-индивидуальщиков» предполагает создание соответствующих условий для ее организа-

ции, усиление ответственности, как у студентов, так и у преподавателей за результаты учебного процесса [2].

Интересными представляются результаты опроса «студентов-индивидуальщиков» о затруднениях, возникающих в процессе выполнения самостоятельной работы по дисциплине «История»: 35% опрошенных считают, что выдаваемые задания трудновыполнимы из-за отсутствия необходимой литературы, для 43% трудностью является выработка самостоятельного алгоритма выполнения работы, 22% - с трудом прослеживают логику в получаемых заданиях. Кроме того, практически все опрошенные студенты (87%) отметили у себя низкий уровень самообразовательной компетентности и отсутствие четких представлений о сущности и способах самообразовательной деятельности (74%).

Таким образом, мы считаем, что для реализации самообразовательной деятельности рассматриваемой группы студентов должны быть разработаны учебные материалы с учетом возможности индивидуального выбора и определения количества материала, необходимого для достижения учебных задач. Задания должны быть интересными, стимулировать творческий поиск и способствовать активизации самообучения.

Дополнительные возможности в актуализации самостоятельной работы по освоению учебного материала появляются с использованием компьютерных средств обучения и сети Интернет. Их использование «студентами-индивидуальщиками» позволяет:

- расширить информационное пространство;

- изменить отношение к работе с учебным материалом;

- способствовать активизации процесса мышления;

- приучить студентов к выполнению предложенного алгоритма действий.

Ориентация учебного процесса в институте физической культуры на актуализацию самостоятельной работы «студентов-индивидуальщиков» и повышение ее эффективности предполагает:

1) увеличение объема часов на самостоятельную работу студентов;

2) обеспечение студентов методическими рекомендациями по выполнению учебных заданий;

3) разработка и предоставление учебно-методических комплексов по изучаемым дисциплинам;

4) развитие дистанционного образования;

5) доступность к соответствующим компьютерным средствам обучения института физической культуры.

Разрабатывая задания для самостоятельной работы «студентов-индивидуальщиков», преподаватели учитывают специфику профиля подготовки студента в соответствии со следующими требованиями:

1) подбор учебного материала должен быть направлен на развитие у студентов необходимых навыков для будущей профессии;

2) теоретический материал заданий должен быть представлен исчерпывающе подробно, лаконично и структурировано.

Самостоятельную работу студентов рассматриваемой группы, выполняемую в условиях спортивных сборов или соревнований, необходимо тщательно планировать, обеспечивая учебным материалом и методическими рекомендациями. Важное значение для организации самостоятельной работы этих студентов имеет организационно-подготовительная работа преподавателя, позволяющая студентам результативно осваивать предложенный материал, при этом роль преподавателя не ограничивается ознакомлением будущих бакалавров с темами курса, преподаватель обозначает вектор самостоятельного изучения дисциплины. Кроме того, необходима продуманная система отчетности студента о результатах своей самообразовательной деятельности, основанная на доступных и понятных критериях оценки.

Руководствуясь обозначенными требованиями к учебному процессу студентов индивидуальной формы обучения, авторами была адаптирована для дисциплины «История» ранее разработанная, компьютерно-информационная обучающая система [3].

Электронный методический комплекс (База знаний) компьютерно-информационной обучающей системы содержит «готовые» знания, такие как современные учебники, словари и справочники, разработанные на кафедре учебные пособия, вопросы для самоконтроля. Кроме того, для самостоятельного изучения тем дисциплины разработаны:

• «Модуль управления», облегчающий процесс самостоятельного овладения обширным материалом и позволяющий его упорядочить.

• «Модуль обратной связи», обеспечивающий постоянное взаимодействие по схемам «Студент - Преподаватель», «Студент - Система» и «Преподаватель - Система».

• «Модуль контроля», обеспечивающий процесс оценки полученных студентом знаний.

В процессе самостоятельного изучения тем дисциплины «История», с использованием компьютерно-информационной обучающей системы «студенты-индивидуальщики» имеют возможность:

- овладеть терминологией изучаемой дисциплины;

- выявить внутридисциплинарные связи;

- научиться интерпретировать имеющийся материал в различных предметных областях;

- использовать полученную информацию в практической деятельности.

Таким образом, мы считаем, что для актуализации самостоятельной работы студентов индивидуальной формы обучения Чайковского государственного института физической культуры необходимы изменения в организационно-методической составляющей процесса обучения. Компьютерная информационная обучающая система, адаптированная для дисциплины «История», частично является способом решения выявленной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров, В.Н. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в логике компетентностного подхода / В.Н. Петров // Мир науки, культуры и образования. - 2012. -№ 3. - С. 122-124.

2. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск : Изд-во Республ. ин-та высшей школы, 2009. - 336 с.

3. Батаков, Б.Л. Компьютерно-информационная обучающая система по дисциплине «Теоретическая механика» / Б.Л. Батаков // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 1. - С. 188-191.

REFERENCES

1. Petrov, V.N. (2012), "Organization of the correspondence course students' self-dependent work in the competency approach logic ", The world of science, culture and education, No. 3, pp. 122124.

2. Zhuk, O.L. (2009), Students' pedagogical training: competence approach, publishing house RIVSH, Minsk.

3. Batakov B.L. (2014), "Computer training and information system for the discipline "Theoretical Mechanics"", Teaching Journal of Bashkortostan, No. 1, pp. 188-191.

Контактная информация: batakova_n_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.