УДК 378.16
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ
MULTIMEDIA MATERIALS IN STUDENTS' INDIVIDUAL WORK AS THE CONSTITUENT OF A MODULE-BASED GRAMMAR COURSE
© 2016
Г.А. Кандалова, Ю.А. Майорова Самарский государственный технический университет (Россия, Самара)
G.A. Kandalova, Y.A. Mayorova Samara State Technical University (Russia, Samara)
Самостоятельная работа в высшей школе является важнейшей формой обучения, обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки в вузе. Самостоятельная работа с использованием компьютера призвана, прежде всего, создать оптимальные условия для эффективного усвоения учебного материала как залога успешного обучения. При использовании компьютерных технологий самостоятельная работа по грамматике может стать организованной, корректируемой, контролируемой, а главное, адаптируемой к индивидуальным особенностям студентов.
Использование компьютерных технологий для построения электронных учебных пособий (ЭУП) позволяет привнести в процесс изучения грамматики некоторую свободу, связанную с гиперссылкой, использование которой позволит студенту выбрать стратегию изучения грамматических явлений. Возможности компьютера и использование гиперссылок изменяют формы учебного пособия. Как показывает практика, ключи для самоконтроля лучше сопровождать гиперссылками на упражнения для дополнительной отработки изучаемого материала.
Individual work is an important form of higher education and a compulsory aspect of students' learning activity and research. The effeciency of individual work implies the quality of professional training in a higher educational institution. Computer-aided learning urges to create ideal conditions for good mastering of learning the material and therefore success. IT-based individual work in teaching grammar may contribute to the outline of the course, make it easy to control, correct the process and meet students' needs.
Multimedia materials bring freedom into the process of learning grammar and that is provided by the hyperlink. It enables students to choose a learning strategy for studying grammar. Taking best advantage of the computer and the hyperlink results in changing teaching materials. As practice shows, self-control keys must go with the hyperlinks to exercises for additional reinforcement.
Ключевые слова: самостоятельная работа; интериоризация; контроль; самоконтроль; самокоррекция; модульный подход; грамматика; электронные учебные пособия; гиперссылка.
Keywords: individual work; interiorization; control; self-control; self-correction; modular approach; grammar; multimedia students' book; hyperlink.
Быстрое нарастание объема информации ведет к тому, что недавно приобретенные знания устаревают за короткий промежуток времени. Поэтому задача высшей школы состоит в том, чтобы подготовить специалиста, который не только обладал бы определенной суммой знаний, но и смог бы в дальнейшем самостоятельно пополнять их, совершенствуя свое профессиональное мастерство.
Решение данной задачи связано с внедрением в учебный процесс современных компьютерных технологий. Требуются пересмотр некоторых положений тео-
рии и практики организации самостоятельной работы студентов и ее оптимизация на основе использования компьютерных обучающих программ.
В высшей школе самостоятельная работа является важнейшей формой обучения, обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки будущего специалиста.
В общей структуре учебной деятельности студента на долю самостоятельной подготовки приходится до 4050% общего бюджета учебного времени. Между тем очевидно, что зачастую это время используется студентами недостаточно рационально.
Вопросам организации самостоятельной работы посвящено большое количество исследований П.И. Пидкасисто-го [1; 2], Н.П. Подласого [3], О.А. Козаре-вой [4; 5], Г.Н. Серикова [6; 7; 8] и др. В этих работах подробно рассматривается значение самостоятельной работы в процессе обучения, намечаются подходы к классификации видов самостоятельной работы, предлагаются пути и средства развития активности и самостоятельности студентов.
На наш взгляд, среди определений самостоятельной работы особый интерес вызывает то, которое дает И.А. Зимняя, поскольку оно характеризует самостоятельную работу с позиции субъекта этой деятельности - студента: «Самостоятельная работа - это организуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя» [9, с. 113].
Самостоятельная работа, прежде всего, должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение студентом целого ряда входящих в нее действий: осознания цели деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости студента, самоорганизации, разумного распределения учебных действий во времени, самоконтроля в процессе выполнения и некоторых других.
Самостоятельная деятельность студента, в какой бы форме она ни проходила, всегда имеет единое основание - индивидуальное познание. Оно базируется на трех видах деятельности студента:
1) деятельности по усвоению понятий, теорий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях обучения;
2) деятельности, целью которой является определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностей в измененных условиях ситуации обучения;
3) деятельности, направленной на самостоятельное открытие закономерностей.
Анализ специфики учебного познания позволил выделить в структуре самостоятельной деятельности студента четыре уровня познавательных действий:
• действия на узнавание, различение объектов и установление подобия между ними, в ходе которых решающую роль играет припоминание;
• действия по осмыслению структуры изучаемого материала, по описанию и анализу действий с объектом изучения и т.п.;
• действия по варьированию системы свойств, признаков познаваемого объекта в измененных ситуациях, материала и условий задачи для самостоятельного оперирования обобщенными теоретическими понятиями;
• действия по актуализации и переносу усвоенных знаний (способов деятельности) на решение нового круга задач [10, с. 12-13].
Очевидно, что содержание самостоятельной работы определяется особенностями решаемых познавательных задач и самостоятельно выполняемых студентом заданий.
Говоря о самостоятельной работе при модульном обучении грамматике, следует учитывать саму специфику построения модуля.
Модуль всегда начинается с формулирования интегрирующей цели, которая должна обеспечивать достижение комплексной цели всей модульной программы по изучению грамматики иностранного языка (ИЯ) [11, с. 3-4; 12, с. 133-134]. Модуль организован таким образом, что каждый блок является пошаговой подготовкой, способствующей реализации интегрирующей цели.
За блоком цели следует информационный блок: котором в табличной форме объясняется образование изучаемого грамматического времени, после чего
приводятся основные случаи его употребления. Наличие данного блока позволяет сэкономить время на поиск необходимого материала, а его содержание служит опорой при объяснении преподавателем изучаемого времени.
За информационным блоком следуют задания входного контроля. Их цель -проверить уровень усвоения изучаемого времени. Предлагаемые здесь упражнения должны соответствовать логике изложения теоретического материала, представленного в информационном блоке, т.е. пошагово отражать теорию на практике. Таким образом, в данном блоке, как и в последующих реализуется принцип взаимосвязи теории и практики, необходимый при обучении иностранному языку.
Четвертый блок - повторение и отработка пройденного материала. Его целью является формирование умений применять теоретический грамматический материал, представленный в информационном блоке, на практике.
Отметим, что любая информация, предъявленная впервые или после длительного перерыва, является внешней по отношению к субъекту деятельности (студенту), а смысл образовательной деятельности состоит в интериоризации студентами внешних объектов. В четвертом блоке внимание и акцентируется на интериоризации, контролируемой сознанием, - на усвоении с применением осмысленно-логическое запоминания. В связи с этим в задании перед каждым упражнением даются рекомендации относительно того, какой конкретный аспект изучаемого явления следует повторить, и указывается необходимый параграф информационного блока. Таким образом осуществляется пошаговое осмысленно-логическое повторение, которое и формирует способность студентов ориентироваться в структуре информационного блока.
На этапе повторения необходимо, чтобы студенты усвоили правила работы с модулем (нормы). Для этого в данный и последующие блоки кроме задач и упражнений входят задания для самоконтроля и самокоррекции усвоенных знаний и умений.
Цель пятого блока - закрепление пройденного материала. Перед переходом к нему студентов следует предупредить, что для успешной дальнейшей работы необходимо знать наизусть правила образования и основные случаи употребления изучаемых грамматических форм.
Предпоследний элемент модуля -резюме, обобщающее выполненные задания, систематизирующее полученные знания. Для него продумываются структурно-логические схемы обобщения материала, составляются задания обобщающего характера, смысл которых заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля. В резюме наряду с заданиями, для которых даются готовые ключи-ответы, допустимы задания без ключей, для контроля которых требуется привлечение преподавателя или более сильного студента.
Организация самостоятельной работы предполагает педагогическое взаимодействие. Оно может осуществляться преподавателем как непосредственное, целенаправленное обучение студентов самостоятельной работе или как опосредованное взаимодействие со студентом через учебные материалы или обучающие программы.
В последнее время все больше преподавателей-практиков и исследователей в области образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения, говорят о новом этапе использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы [13; 14; 15; 16; 17; 18; 19].
Самостоятельная работа с использованием компьютера призвана, прежде всего, создать оптимальные условия для эффективного усвоения учебного материала, а именно это является залогом успешного обучения. При использовании компьютерных технологий самостоятельная работа по грамматике может стать организованной, корректируемой, контролируемой, а главное, адаптируемой к индивидуальным особенностям студентов. Это позволяет говорить о ее новой форме - компьютеризированной самостоятельной работе.
Использование компьютерных технологий для построения электронных учебных пособий (ЭУП) позволяет привнести в процесс изучения грамматики некоторую свободу, связанную с гиперссылкой, использование которой позволит студенту выбрать ту или иную стратегию изучения грамматических явлений. Таким образом, гиперссылки повышают статус студента, превращает его в соавтора пособия.
Возможности компьютера и использование гиперссылок изменяют формы учебного пособия, способствуют созда-
нию его нового типа, который сможет заменить некоторые виды печатной продукции - словари, энциклопедии, справочники, учебники и т.п.
При работе с ЭУП эффективным приемом контроля за усвоением знаний является использование тестов с ключами. «Ключ - это интегральная часть аппарата управления упражнением, которая дает возможность более полно уяснить структуру и содержание каждой конкретной операции, что и ведет к успешному решению поставленной речевой задачи» [20, с. 123].
Наличие ключа интенсифицирует процесс обучения иностранному языку, высвобождая на уроке время для выполнения сложных, многовариантных заданий, где использование ключей невозможно и требуется непосредственное вмешательство преподавателя, его прямое управление процессом обучения.
Ключи бывают разные, но современная тенденция их создания состоит в том, что ключ не должен быть материалом для немедленного и притом механического воспроизведения соответствующего речевого фрагмента; напротив, он должен быть средством стимулирования включения интеллекта для успешного решения учебной задачи.
По сложности структуры и по характеру презентации можно выделить целый ряд ключей, используемых в обучении иностранным языкам для самоконтроля. Наиболее распространенными можно считать следующие: 1) ключ-подсказка; 2) ключ-правило; 3) ключ-модель; 4) ключ - экстралингвистический фактор; 5) ключ - готовый ответ [21, с. 124].
При обучении грамматике ИЯ наиболее эффективными являются:
1) ключи-правила, которые могут быть представлены в графической форме;
2) ключи-модель, ключи-образцы, которые при выполнении заданий играют вспомогательную роль, функционируя как иллюстрация к правилу-инструкции;
3) ключи - готовые ответы, которые могут использоваться только в случае однозначного, одновариантного, единственно приемлемого решения того или иного задания (данный ключ может быть использован в подстановочных упражнениях или при выполнении тестовых заданий). Выполнив задание, студент сравнивает свой ответ с ключом и делает вывод о правильности или неправильности выполнения и о необходимости коррекции.
Как показывает практика, ключи для самоконтроля лучше сопровождать гиперссылками на упражнения для дополнительной отработки изучаемого материала. Студентов необходимо учить тому, что сверка с ключом не должна быть элементарной фальсификацией. Исключать последнюю должен сам механизм контроля знаний.
Подводя итоги, отметим, что использование при обучении компьютера открывает широкие возможности для развития принципиально новой формы самостоятельного познания, которое становится в этих условиях организованным, контролируемым и адаптируемым к индивидуальным особенностям студента. Компьютеризация самостоятельного изучения грамматики призвана, прежде всего, создать психологически комфортные условия для эффективного усвоения учебного материала.
•к "к "к
1. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / гл. ред. П.И. Пидкасистый. М. : Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.
2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М. : Педагогика, 1972. 184 с.
3. Подласый Н.П. Педагогика : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М. : Просвещение : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
4. Козырева О.А. Контроль знаний студентов по разделам «Общие основы педагогики», «Теория обучения». Новокузнецк : НГПИ, 2003. 103 с.
5. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы. Новокузнецк : НГПИ, 1987. 102 с.
6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С.16-21.
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М. : Академия, 2008.
256 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2002. 384 с.
10. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам : учебно-методическое пособие. М. : Высш. шк., 2004. 95 с.
11. Белозерова Н.Р., Лопухова Ю.В., Федотова Л.В. English Grammar in Modules : учебное пособие по основам практической грамматики английского языка. Ч. 1. Самара : СГАСУ, 2008. 225 с.
12. Лопухова Ю.В. Морально-этические аспекты воспитания толерантности студентов вуза. Самара : ПГСГА, 2011. 196 с.
13. Ардовская Р.В. Изучайте иностранный язык дистанционно. М. СГУ, 2008. 157 с.
14. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учебное пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
15. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. 2001. №4. С. 29-33.
16. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М. : МЭИ, 2003. 83 с.
17. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М. : Логос, 2002. 144 с.
18. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам : учебно-методическое пособие. М. : Высш. шк., 2004. 95 с.
19. Хуторской А.В. Интернет в школе : практикум по дистанционному обучению. М .: ИОСО РАО, 2000. 304 с.
20. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. СПб. : КАРО ; Минск : Четыре четверти, 2004. 144 с.
21. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб. : КАРО ; Минск : Четыре четверти, 2005. 208 с.